Планирование непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционным техникам рисования
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя группа) по теме
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир дети изучают его. Вначале созданные детьми "картины", так называемые "каракули", понятны только самим "художникам" . На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисти, карандаши. Они могут рисовать пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на стекле, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой... То есть всем тем, что может оставлять видимый след. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.В этот момент познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. В процесс рисования включаются самые необычные средства изображения: ватные палочки, коктейльные трубочки, парафиновые свечки, зубные щетки, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. А что получится, если использовать в одном рисунке несколько материалов или несколько техник? Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста было составлено планирование с использованипем нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИСОВАНИЮ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Средняя группа
№ | Тема занятия | Нетрадицион ные техники | Программное Содержание | Оборудование |
Сентябрь | ||||
1. | Астры в вазе | Рисование методом тычка | Продолжать учить рисовать метом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг. | Альбомный лист с карандашным контуром вазы и трех небольших кругов, гуашь, две кисти, изображение астр. |
2. | Гриб – боровик. | Рисование методом тычка. | Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Расширять знания детей о грибах и их видах. | Альбомный лист с контурным изображением грибов, образец, гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрации и муляжи грибов. |
Октябрь | ||||
1. | Осеннее дерево. | Рисование пальчиками, ладошкой. | Учить рисовать деревья приемом пальчикового рисования и ладошкой. Совершенствовать умения делать отпечатки ладони - крона дерева, пальчиками – листочки. Развивать цветовосприятие, творчество. | Листы бумаги с нарисованными стволами и ветками, гуашь желтого, красного цветов, салфетки, иллюстрации, образцы. |
2.. | Яблочко наливное | Рисование методом тычка. | Продолжать рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете, заполнять контур несколькими цветами. | Листы бумаги с изображенным контуром яблока, две кисточки, гуашь желтого. красного, зеленого цветов, образец. |
Ноябрь | ||||
1. | Нарисуй шарфик. | Печать по трафарету, рисование пальчиками. | Познакомить с печать по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции и творчество. | Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки. |
2. | Гусь | Рисование методом тычка. | Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о домашних птицах. | Зеленый лист с контурным изображением гуся, гуашь белого, красного цвета, две кисти (жесткая и беличья), принадлежности для рисования, образец |
Декабрь | ||||
1. | Зимний лес. | Печать по трафарету, рисование пальцами. | Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья пальчиками. развивать чувство композиции, воображение, творчество. | Альбомный лист, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя – белым, зеленая гуашь в мисочке, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны. |
2. | Укрась елочку бусами. | Рисование пальчиками, оттиск пробкой. | Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма. | Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, гуашь, пробка, елочные бусы. |
Январь | ||||
1. | Снеговик | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинки со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать творческое воображение. | Тонированный лист бумаги, салфетка целая и половина (белого цвета), клей в блюдце, гуашь, кисть, игрушка снеговик. |
2. | Добрый доктор Айболит | Восковые мелки + акварель + маркеры. | Учить рисовать человека восковыми мелками или маркером, дополнять детали (чемоданчик, градусник и т. д.), тонировать лист. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие, творчество. | Листы бумаги разного формата, восковые мелки, маркеры, иллюстрации, принадлежности для рисования. |
Февраль | ||||
1. | Портрет зимы | Восковые мелки + акварель + маркеры | Закреплять умение рисовать человека или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист бумаги в цвет зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие, творчество. | Лист бумаги разного формата, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисти, иллюстрации, принадлежности для рисования. |
2. | Нарисуй и укрась вазу для цветов. | Знакомая форма- новый образ (оттиск отпечатками). | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалов, развивать воображение, чувство композиции и ритма. | Листы тонированной бумаги, гуашь в мисочках, печатки, формы для обведения (овальные, круглые) |
Март | ||||
1. | Ветка мимозы. | Рисование пальчиками | Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах. | Светло – зеленый лист, гуашь зеленого и желтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, принадлежности для рисования. |
2. | Кто живет в стеклян-ном доме. | Восковые мелки + акварель. | Упражнять детей в рисовании овальной формы, тонировать листы разными цветами акварели. Развивать творчество. | Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы. |
Апрель | ||||
1. | Грачи приле-тели | Рисование методом тычка. | Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах. | Листы с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрация. |
2. | Два петушка ссорятся. | Рисование ладошками. | Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. | Тонированные листы бумаги, гуашь в мисочках, петушок - игрушка, принадлежности для рисования. |
Старшая группа
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | оборудование |
Сентябрь | ||||
1. | Утята в пруду. | Рисование тычком. | Учить рисовать утят, плавающих в воде, совершенствовать технику рисования тычком. Формировать познавательный интерес к природе, воспитывать творчество. | Альбомный лист, гуашь, кисточки (щетинистая и беличья), пробные листы для проверки цвета, принадлежности для рисования. |
2. | Бабочки, которых я видел летом. | Монотипия, обведение ладони и кулака. | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулак – маленькое). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Развивать пространственное мышление. | Силуэты симметричных, ассиметричных предметов, листы бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования. |
Октябрь | ||||
1. | Осенние листья | Отпечаток листьев, набрызг. | Познакомить с техникой печатания листьев. Закреплять умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампонах при печати. | Тонированные листья, гуашь, поролоновые тампоны, трафареты, щетки, принадлежности для рисования. |
2. | Ветка рябины (с натуры) | Рисование тампонами и пальцами. | Учить анализировать натуру, выделять ее признаки, особенности. Закрепить умение рисовать пальцами, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции. | Ветка рябины, листы А- 4, гуашь, кисти, принадлежности для рисования. |
Ноябрь | ||||
1. | Мое любимое платье (свитер). | Оттиск печатками, рисование пальцами. | Закреплять умения украшать платье или свитер простым узором, используя листья в центре, а по вороту мелкий узор в полосе. Развитие творчества, фантазии. | Шаблоны (платье и свитер), разные листья, рисунки одежды, принадлежности для рисования. |
2. | Загадоч-ный лес. | Техника выдувания, монотипия. | Учить изображать деревья способом выдувания, тонировать бумагу приемом монотипия. Развивать чувство композиции. Воспитывать эстетическое восприятие. | Пейзажи, гуашь, набор кистей, трубочки для выдувания, принадлежности для рисования. |
Декабрь | ||||
1. | Животные, которые я сам себе придумал. | Кляксография. | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии, дополнять пятно до образа. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество. | Черная и цветная тушь, листы бумаги, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
2. | Маски и короны для новогод-него праздника. | Монотипия. | Закреплять умение тонировать бумагу способом монотипии. Дополнять рисунок узором. Используя различные приемы и материалы. | Шаблоны масок и корон, гуашь, кисти, восковые мелки, маркеры. |
Январь | ||||
1. | Снежная семья | Рисование способом тычка. | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Листы бумаги, гуашь, кисти (щетинистая и беличья), пробный листочек для проверки цвета, принадлежности для рисования. |
2. | Снегопад. | Печать по трафарету, набрызг. | Закреплять умение печатать по трафарету, дополнять рисунок выразительными деталями (рисовать снегопад приемом набрызг). Воспитывать эстетическое восприятие. | Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, трафареты, зубные щетки, иллюстрации. |
Февраль | ||||
1. | Кто живет на льдине. | Пластилиновая живопись. | Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, рисовать животных, используя такие средства выразительности, как линия, штрих. Развивать композиционные умения. Воспитывать любознательность. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, салфетки, иллюстрации. |
2. | Улицы нашего города. | Рисование картоном | Учить рисовать полосками картона, использовать образцы; составлять сюжет; учить набирать краску на картон и изображать предметы. | Полоски картона (ширина от 0,5 до 1,5 см, длина 3 – 5 см), гуашь, листы бумаги. |
Март | ||||
1. | Цветы для мамы. | Кляксография. | Продолжать учить детей рисовать в технике кляксографии. Дополнять рисунок выразительными деталями. Развивать воображение, творчество. | Листы бумаги, гуашь, кисти, восковые мелки, иллюстрации с изображением букетов в вазах. |
2. | Кто живет в стеклянном доме? | Цветной граттаж, обведение ладони (всей кисти руки), восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой. | Закреплять умение рисовать различными техниками (граттаж, восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой); воспитывать эстетическое отношение; развивать чувство композиции и фантазию. | Листы бумаги, полукартон, свеча, мыло, восковые мелки, акварель, кисти, заостренные палочки, трубочки, иллюстрации, эскизы. |
Апрель | ||||
1. | Таинственный космос. | Восковые мелки + акварель | Закреплять умение выполнять рисунок восковыми мелками, тонировать лист акварельными красками. Расширять кругозор, знания детей о космосе. Развивать творчество, воображение. | Листы бумаги, кисти, акварель, восковые мелки, иллюстрации по теме «Космос». |
2. | Волшебные облака. | Кляксография, рисование пальчиками. | Закреплять умение рисовать пальчиками, способом кляксо-графии. Развивать абстрактно – образное мышление, учить видеть в пятне образ. | Тонированные листы бумаги, белая гуашь, иллюстрации. |
Подготовительная группа
№ | Тема
| Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | ||||
1. | Золотая осень. | Рисование способом тычка. | Уточнять и расширять представления об осени. Продолжать закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. | Листы бумаги, гуашь, кисти (щетинистая и беличья), пробный листок для проверки цвета, принадлежности для рисования. |
2. | Осенние фантазии. | Техника рисования по – сырому. | Учить рисовать по сырому листу, наносить цветовые пятна. Дополнять рисунок масляной пастелью и восковыми мелками. Воспитывать эстетическое восприятие. Развивать творчество, фантазию. | Листы бумаги, акварель, кисти, масляная пастель, восковые мелки, осенние листья, иллюстрации. |
Октябрь | ||||
1. | Гроздья рябины. | Пластилиновая живопись. | Развивать умение планировать расположение отдельных пред-метов на плоскости. Упражнять в передаче характерных особенностей рябины: сложный лист из расположенных попарно листочков, овальные грозди. | Набор пластилина, основа, доска, стеки. |
2. | Совушка – сова. | Пластилиновая живопись. | Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, по трафарету рисовать контур совы, упражнять в передаче выразительности образа птицы через нанесение штрихов. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, трафареты, иллюстрации. |
Ноябрь | ||||
1. | Белая береза. | Рисование манкой. | Учить рисовать деревья, используя прием рисования манкой. Передавать харак-терные особенности строения ствола, веток березы. Развивать навыки построения композиции. Воспитывать эстетическое восприятие. | Листы бумаги, краски, кисти для рисования и клея, клей ПВА, иллюстрации. |
2. | Загадочный, сказочный лес. | Черно–белый граттаж. | Развивать творчество, фантазию в рисовании нетрадиционными техниками, передавать выразительность образа леса. Развивать чувство композиции, колорита. Воспитыватьлюбовь к природе. | Листы А- 4, А- 3, белый картон для граттажа, палочки для процарапывания, свеча, гуашь, мыло, жесткая и мягкая кисти, трафареты. |
Декабрь | ||||
1. | Волшебный сосуд. | Черно-белый граттаж. | Продолжать учить рисовать в технике черно-белого граттажа. Оформлять сосуд различными узорами (растительным, геометрическим, линиями). Развивать стремление быть оригинальным в создании формы сосуда. Воспитывать творческую активность. | Листы плотной бумаги разных форм и форматов, палочки для процарапывания, свеча, тушь, мыло, жесткая и мягкая кисти. |
2. | Елочка нарядная. | Рисование по ткани. | Познакомить с техникой рисования простой батик. Учить смешивать краски прямо на ткани. Обводить эскиз простым карандашом и раскрашивать его. | Закрепленная ткань, простой карандаш, гуашь, принадлежности для рисования. |
Январь | ||||
1. | Снегири на ветке. | Рисование способом тычка. | Формировать у детей обобщенное представление о птицах; расширять знания о перелетных птицах. Упражнять в рисовании снегирей. Закреплять умение рисовать методом тычка. | Листы бумаги, гуашь, кисти (жесткая и беличья), пробный листок для проверки цвета, принадлежности для рисования. |
2. | Зимний лес. | Монотипия. | Учить рисовать зимний лес гуашью с мылом по панелькам, учить переносить рисунок на мокрый фон с плитки, делать дорисовки. Развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. | Плитка ПВХ, кисти, гуашь, мыло, альбомный лист, губка для смачивания водой поверхности листа. |
Февраль | ||||
1. | Путешествуем на воздушном шаре. | Витражная живопись. | Учить рисовать витражи, переносить рисунок на пленку, заполнять контуры краской, подбирать сочетание цветов. Развивать творческую активность. | Прозрачная пленка, карандашный набросок, витражные краски, эскизы. |
2. | На льдине в Антарктиде. | Черно – белый граттаж. | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно - белого граттажа; учить передавать образ животного, используя такие средства выразительности, как линия, штрих. | Полукартон, свеча, гуашь, мыло, кисть, заостренная палочка, эскизы. |
Март | ||||
1. | Салфетка в подарок бабушке. | Рисование по ткани. | Продолжать учить рисовать в технике простой батик. Развивать чувство ритма и стиля, подбирать гармоничную цветовую гамму. Воспитывать эстетический вкус. | Закрепленная ткань, гуашь, кисти, эскизы. |
2. | Ранняя весна. | Монотипия. | Учить передавать характерные признаки весны, используя способ «монотипия». Рисовать пейзаж на плитке гуашью с мылом, переносить на мокрый фон с панельки, делать дорисовки. Воспитывать эстетическое восприятие. | Плитка ПВХ, гуашь, кисти, мыло, альбомный лист, губка для смачивания водой поверхности листа. |
Апрель | ||||
1. | Таинственный космос. | Цветной граттаж. | Продолжать знакомить техникой «цветной граттаж». Учить выполнять подмалевок, готовить лист для граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Расширять кругозор, знания детей о космосе. Развивать творческую активность и фантазию. | Полукартон, гуашь, кисти, свеча, мыло, заостренная палочка, иллюстрации, эскизы. |
2. | Рыбка. | Рисование гелевой ручкой. | Учить приемам рисования гелевой ручкой. Создавать выразительный образ, используя линии, точки. Развивать творческую активность. | Листы бумаги, гелевая ручка, эскизы, иллюстрации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в нетрадиционных техниках рисования на тему: "Деревья в лесу"
Техника выполнения: Чёрно-белый граттаж. Лист бумаги покрывается сначала желтком, затем черной художественной тушью, после высыхания рисунок выцарапывается художественными перьямиВоспитатель чит...
конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования на тему "Осенние листья"
конспект занятия по рисованию на тему "Осенние листья"...
конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования на тему "Шубка для белочки"
конспект занятия "Шубка для белочки"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе на тему: «Подарок для Мишки на день рождения »
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе на тему: «Подарок для Мишки на день рождения »...
Тема: «Галстук для папы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования- рисование пальчиками в первой младшей группе
Тема: «Галстук для папы» Конспект непосредственной образовательной деятельности понетрадиционной технике рисования- рисование пальчиками в первой младшей группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования на тему: "Дед Мороз" рисование ладошкой с детьми первой младшей группы.
Конспект по нетрадиционному рисованию "Ладошками"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Использование нетрадиционных техник рисования (рисование втулками и трубочками метод "штампования") в подготовительной группе
quot;Праздничный салют"Цель: формирование умения использовать нетрадиционную технику рисования картонными втулками и трубочками (метод «штампования»).Задачи:Образовательные: ...