"Адаптация детей с ОВЗ к обучению в школе"
статья
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) более протяженный. Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях может быть и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей более медленно формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка. Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм.
Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе :
• Несформированность «внутренней позиции школьника» • Слабое развитие произвольности. • Недостаточное развитие у ребенка внутренней учебной мотивации. • Подчинение новым для него правилам школьной жизни. • Общение с учителем. • Принятие учебной задачи. • Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми . • Отношение к себе. • Состояние здоровья и уровень физиологического развития. • Соматическая ослабленность детей. • Гиперактивность. • Леворукость. • Нарушение эмоционально-волевой сферы.
Одной из основных задач школы, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса.
Основные требования к организации образовательного процесса школы, предполагают комплексную коррекционно-развивающую работу :
• использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ;
• индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом состояния и особенностей развития познавательных процессов детей с ОВЗ;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
• организацию работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост;
• определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии (потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов).
Адаптация в условиях школы путем реализации специальных программ («Доступная среда», «Безбарьерная среда», «Особый ребенок»). Здесь на первый план выступает создание специальной материально-технической базы для обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию. Образовательные учреждения, обеспечивающие сопровождение таких детей, должны учитывать как общепедагогические, так и специальные требования к оборудованию и оснащению личностного пространства для ребенка с ОВЗ. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности ребенка. Следующее направление - работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому важным является в рамках данного направления организация консультативной поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно-реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия. Третье направление инклюзивного образования с учетом ФГОС НОО предполагает психолого-педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьного сообщества. Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы. Не целесообразно пытаться изменить поведение ребенка, внушая ему нормы и правила поведения[2]. С данным ребенком необходимо работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором он находится. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего дошкольника с ОВЗ к новым условиям обучения в 1 классе, необходимо учитывать:
- возрастные и психологические особенности детей;
- клинико-физиологические особенности развития детей с ОВЗ;
- уровень школьной зрелости, с которым ребёнок пришёл в 1-й класс;
-возможность возникновения трудностей прохождения адаптационного периода. Специалистам ОУ в данный период необходимо организовать особое образовательное пространство для первоклассников с ОВЗ:
- способствовать созданию благоприятного эмоционально психологического климата в школе и классе, обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;
- обучать установлению определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями, формировать сплоченный классный коллектив (коррекционно-развивающие занятия, совместные мероприятия);
- осуществлять индивидуальный подход к обучению, регулировать нагрузку исходя из индивидуальных особенностей первоклассников с ОВЗ;
- проводить работу с родителями (консультации, круглые столы, родительские клубы).
Работа принесет результаты лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: медицинских специалистов, педагогов, администрации школы, психологов, специалистов школы и родителей учащихся.
Рекомендации родителям: Развивайте внутреннюю мотивацию детей :
- учитывайте запросы, интересы и устремления детей;
- самый мощный стимул в обучении «Молодец! Получилось!». Хвалить ребёнка! Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого.
- поддерживать веру в себя, ведь уверенность в себе и собственных силах способствует усилению внутренней мотивации.
• Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не за его достижения.
• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
• Отвечайте по возможности честно и терпеливо на любые вопросы ребенка.
• Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
• Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
• Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
• Не добивайтесь успеха силой.
• Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.
• Будьте последовательны в своих действиях и требованиях.
• Признавайте право ребенка на ошибки. Относитесь с пониманием к тому, что у ребенка что-то не получается сразу, если родители верят в успех, спокойно и ровно относятся к своему ребенку, то тем самым они помогают ему справиться со всеми трудностями. Чаще хвалите своих детей. Помните, ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
• Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...
Статья по логопедии "Взаимодействие логопеда и воспитателя при подготовке детей с ФФНР к обучению в школе"
Проблема готовности к школе актуальна всегда!!...
Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...
Мастер – класс для родителей «Использование игровых приемов по адаптации детей к воде при обучении плаванию»
Еще на подготовительном этапе работы по обучению плаванию, я столкнулась с проблемой присутствия страха, нерешительности, водобоязни у детей младшего дошкольного возраста. По итогам наблюдений страх п...
Мастер-класс для родителей «Использование игровых приемов по адаптации детей к воде при обучении плаванию»
Цель: привлечь родителей к активному участию в обучении детей плаванию, используя игровые приемы по адаптации детей к водной среде.Задачи:помочь родителям овладеть упражнениями на дыхание в домашних у...
“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.
В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...
"Адаптация выпускников детского сада к обучению в школе"
Консультация для родителей...