Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Денисова Елена Анатольевна

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление для педагогов

«Развитие творческих способностей

на занятиях изобразительной деятельности

     Участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с раннего возраста. Дети поют, читают стихи, танцуют... Они импровизируют попевки, танцы, воплощают свои замыслы в рисунках, лепке, аппликации. А это и есть первые творческие проявлени.

       Дошкольное детство — это прежде всего накопление опыта восприятия произведений искусства, приобщение к первоначальным исполнительским навыкам. Только на этой основе и развертывается художественное творчество.

       Для полноценного развития детей в изобразительной деятельности необходимо целеноправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого в первую очередь нодо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное дело для ребенка.

         Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе  используя различные материалы — ткань, бумага, природный материал. Техника с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аапликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики». Дошкольники могут конструировать поделки из природного и использованного, так называемого бросового материала, работать с тканью. Лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками. Как писал Н.Д.Бартам, «вещь сделанная самим ребенком соединена с ним одним живым нервом».

         Маленкому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно. В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождик? К счастью такой мир существует! Это удивительный мир, в котогом куклы ходят друг к другу в гости, зайцы и медведи посещают парикмахерскую и магазины, обращаются к ребенку за помощью, когда болеют.

           Создание поделок доставлят детям огромное удовольствие, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не удался. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережно относятся к игрушкам, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

         Работа с разными материалами позволяет педагогам развивать трудовые навыки и умения: пользоваться клеем и кисточкой, приемам соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в различных техниках. «Истоки творческих способностей и дорования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческих мыслей. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

  Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что отдельные виды продуктивной деятельности, в часности, рабата с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности.

      Наиболее распространенным материалом для работы с дошкольниками является бумага. Еще одним материалом, из которого дети вместе с педагогом создают разные поделки, являютсяшишки, желуди, ракушки и листья. Данные материалы лучше собрать с детьми, рассортировать их по видам и хранить в соответствии с их особенностями. Очень интересные образыможно выполнить, можно выполнить, из так называемого бросового, или использованного материала. Различный упаковочный материал поможет создать необычность, а с другой стороны, достоверность получившейся композиции. В настоящее время интересные образы можно создать из пластиковых яичек и бутылок.

        Широкие использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

   Благодаря взаимосвязи видов деятельности можно установить последовательность заданий по рисованию, лепке, аппликации. Например, освоение круглых форм целесообразно предлагать детям сначала в аппликации (особенно в младшем школьном возрасте). Ребенок воспринимает готовую круглую форму (шарик, мяч), рукой обводит ее по контуру, наклиивает и видит четкие очертания. Процес рисования этой формы для ребенка более сложен, Так как требует координации движения, умений проводить замкнутую линию на листе бумаги.

           Наблюдения, впечатления окружающей действительности, образы сказок служат содержанием детских работ. В рисовании сюжет раскрывается в определенной композиции на плоскости листа в двухмерном измерении (дошкольник не может передать глубины пространства). В лепке дети изображают сюжет, объединяя фигурки общим содержанием. В аппликации они вырезают из листа бумаги силуэты и располагают их на плоскости. Например, русская народная сказка «Колобок» предлагается детям для рисовании и лепки. Повторность одной темы не снижает у ребят интереса к ней, так как в каждом виде деятельности выявляются новые способы изображения сказочных персонажей.

           В течении определенного времени (одной-двух недель) можно объединитьзанятия, имеющие общие програмные задачи и тематику (например, изображение птиц, игрушек, человека, животных и тд.). В каждом конкретном случае дети все больше узнают, приобретают новые изобразительные умения, т.е. Происходит развитие образа. Так старшие дошкольники в процессе лепки знают, какое положение придать фигурке птицы, чтобы она клевала зерно, во время рисования изображают птицу, сидящую на ветке, выполняя аппликацию, создают из цветной бумаги силуэт летящей сказочной птицы.

           Следует помнить о последовательности и логическом единстве занятий того или иного вида. Так, между занятиями рисования существует опеделенная зависимость (предметное рисование предшествуе сюжетному, так же как и лепка отдельных предметов, фигур — сюжетной лепке).

          Овладениедетьми в дошкольный период различными художественно-творческими деятельностями, знаниями  о разных видах искусств (как классического так и народного), а так же навыки и умения в области художественной деятельности, приобретенные ими в детском саду, являются фундаментом как успешного изучения в школе предметов эстетического цикла, так и для интеллектуального и нравственного развития.

      Приемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста процесс двусторонний, предусматривающий взаимоузнавание педагогами детского сада и начальной школы возможностей датей того или дугого возраста и на этой основе установления взаимосвязанных, постепенно усложняющихся задач, содержания форм и методов эстетического воспитания детей разными средствами.

Список литературы:

  1.  Брыкина Е.К. «Творчество детей в работе с различными материалами»
  2. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе».
  3. Казакова Т.Г. «Развитие у дошкольников творчества».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие.Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»

Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...