Реализация интегрированной программы "Мастер Клякса" как эффективное средство развития творчества детей.
статья по рисованию по теме

Тарасова Галина Петровна

Хочу поделиться с вами опытом работы по реализации образовательной области "Художественное творчество". В статье кратко описан данный опыт. Работаю по программе уже третий год, создала рабочую тетрадь. Кого заинтересует предложенный материал, буду рада сотрудничеству!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "Мастер Клякса"19.03 КБ

Предварительный просмотр:

 «Реализация интегрированной программы «Мастер Клякса» как эффективное средство развития творческих способностей детей»

 «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но …

не опоздайте»              Б.П. Никитин        

Искусство - одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Согласно этому определению можно сказать, что эстетическое воспитание и образование, основанное на познании искусства, играет особо важную роль на этапе становления личности ребенка, происходящего в дошкольном возрасте. По словам Я.А.Коменского  «Искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека»

Художественно- эстетические чувства, как и моральные, не являются врождёнными. Они требуют специального обучения и воспитания. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей художественному, танцевальному и театральному искусству можно добиться не просто механического выполнения того или иного действия, а проявления творческой самостоятельности, самовыражения в различных видах творчества. В связи с этим возникла необходимость организации специальной деятельности для реализации творческих проявлений детей, роль которой, на мой взгляд, успешно выполняет изобразительная деятельность.

Так, как она тесно связана с другими видами искусства необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе, очевидна.

Таким образом, возникла идея создания программы на основе синтеза искусств. Ознакомившись с содержанием и идеями работы выдающихся педагогов в области художественно – эстетического развития ребёнка и основываясь на собственном опыте работы,  мною была создана программа «Мастер Клякса».  В основу её создания легли идеи Т.А.Копцевой (программа «Природа и художник»), С Л Слуцкой (программа «Танцевальная мозаика») и Е.В.Мигуновой (методическое пособие «Организация театральной деятельности в детском саду») Программа имеет художественно – эстетическую направленность, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, на два года обучения.

Целью программы является эмоционально-творческое развитие посредством  интегративного воздействия искусств: изобразительного искусства, танца, театра.

Работа проводилась в соответствии с четырьмя основными взаимосвязанными этапами.

1.Диагностический:

- выявление основных компонентов развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы;

- диагностика для выявления творческих способностей детей.

2. Теоретический:

- изучение теоретических вопросов проблемы

- предварительная работа, сбор материалов;

- организация работы творческой студии «Родничок»

3.Практический:

- оформление методических пособий, разработка программы;

- наработка практического материала;

- установление взаимосвязи в работе с социумом;

- разработка педагогических проектов.

4. Итоговый:

- диагностика результатов работы

- выступление с обобщённым опытом на совете педагогов.

Новизна программы заключается в синтезе искусств, в интеграции содержания разных образовательных областей, видов детской деятельности. Ведущую роль в реализации поставленной цели выполняет изобразительная деятельность. Структура программы состоит из четырёх тематических блоков.

 В первом блоке  используются  средства живописи, танца, театрализованной игры, которые помогают раскрыть детям сущность человека, осознать свою индивидуальность, познакомить с жанром живописи – портретом, с творчеством известных художников – портретистов. Даются знания о законах цветоведения.

Во втором блоке раскрываются темы живой и неживой природы у детей формируется  представлени о понятии «флора» и «фауна». Дети знакомятся с жанром живописи - пейзаж, натюрморт; с творчеством художников- анималистов, учатся при  помощи художественных средств, танца, игр – драматизаций передавать повадки, пластику движения животных, составлять композицию, подбирать колорит изображения.

В третьем блоке дети знакомятся с творением рук человеческих, с особенностями национальной культуры, архитектуры, со скульптурой больших и малых форм; с фольклорными танцами, разнообразием национальных танцевальных ритмов, театров.

 В четвёртом блоке дети знакомятся с творчеством художников – иллюстраторов и современными направлениями в  искусстве:  авангард, боди- арт, хип – хоп, мини –мюзикл.

Темы блоков реализуются в трёх направлениях: обучение детей живописи, художественно-театральный дизайн, танцевально-игровая хореография. Образовательная деятельность организуется в виде интегрированных кружковых занятий и проводится во вторую половину дня один раз в неделю.

В направлении «Маленький художник» реализуются задачи по  обучению детей изобразительному искусству, а для усиления эмоционального воздействия используется музыка, танцевальные этюды, приёмы театральной деятельности.

В направлении  художественно – театрального дизайна «Сказочная мода» работа строится на ознакомлении с художественной литературой, театральной деятельностью и дизайн – деятельностью. Дети учатся создавать художественные образы и изделия декоративно – прикладного искусства для героев сказок, занятия сопровождаются музыкой, танцами, театральными миниатюрами.

На занятиях игровой ритмики «Танцевальная мозаика», где дети получают азы танцевально- игровой хореографии, включаются театральные игры, используются нетрадиционные приёмы рисования.

Закрепление знаний по тематическому блоку проходит на итоговых мероприятиях, которое включает в себя интеграцию детских видов деятельности, по окончанию, которого оформляется тематическая выставка

детского творчества.

Работа по реализации программы организуется в двух направлениях. Первое направление это дети. Второе направление это взрослые. Сюда входит работа с кадрами и родителями. Наиболее продуктивной формой взаимодействия с педагогами являются мастер - классы. Где происходит передача  личного опыта работы своим коллегам. Особенный интерес у родителей вызывает такая форма работы, как семейные тематические выставки, где они очень активно самовыражаются.

К программе разработано тематическое планирование по изобразительному искусству, перспективное по ритмике; подобрана картотека театрально – музыкальных игр, этюдов, упражнений; изготовлены игры, атрибуты, костюмы.

Важным результатом реализации программы является создание предметно-пространственной среды в ДОУ (мини-изостудия, выставочные галереи, дизайн ДОУ, в группах уголки творчества).

 Программа апробирована и даёт положительные результаты в развитии творческих способностей детей. За активное участие в общественных мероприятиях посёлка, района дети и родители отмечены благодарностями и грамотами.

В перспективе планируется создание рабочей тетради к программе.

Таким образом, если с раннего возраста  вводить ребенка в мир искусства, основываясь на принципах взаимосвязи его видов,  развивать способности ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни;  воспитывать стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, то  будет достигнута ключевая роль эстетического воспитания – формирование гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...

ИГРА С ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМ СЮЖЕТОМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Как проводить игры с театрализованным сюжетом с детьми раннего возраста, и как они влияют на развитие речи детей....

Презентация "ИГРА С ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМ СЮЖЕТОМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

В презентации показан опыт работы по проведению театрализованных игр и их влиянию на развитие речи детей раннего возраста....

План по самообразованию "Мнемотехника - эффективное средство развития речи детей"

План по самообразованию составлен на учебный год. В план включена работа с детьми и работа с родителями. В плане запланировано составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на заданную тему...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как эффективное средство развития внимания детей 4-5 лет»

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность. В процессе дидактической игры у дошкольника разви...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как эффективное средство развития внимания детей 4-5 лет»

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность. В процессе дидактической игры у дошкольника разви...