Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группы по декоративно-прикладному искусству
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Коптева Вероника Александровна

 

Занятие поможет закрепить знания детей о русском декоративно – прикладном искусстве: дымковских игрушках, городецких и хохломских изделиях, воспитать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству, русским пословицам, закрепить понимание взаимосвязи русского декоративно – прикладного искусства и русской народной музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_yarmarka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие

для детей подготовительной к школе группы

Программное содержание.

  1. Закрепить знания детей о русском декоративно – прикладном искусстве:  дымковских игрушках, городецких и хохломских изделиях.
  2. Продолжать учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи.
  3. Совершенствовать навыки росписи, используя для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
  4. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
  5. Учить самостоятельно выбирать колорит росписи, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
  6. Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству, русским пословицам, закрепить понимание взаимосвязи русского декоративно – прикладного искусства и русской народной музыки.

Ход занятия.

Под музыку дети в русских народных костюмах входят в зал, встают в полукруг и отдают низкий поклон гостям. После этого дети с  воспитателем подходят к хозяйке, одетой в русский народный костюм, здороваются.

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте в мои мастерские.

Эй, честные господа,

К нам пожалуйте, сюда.

Дети подходят к столу, на котором выставлены дымковские игрушки. Около стола стоит дымковский мастер.

Хозяюшка: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь.

Отгадайте–ка загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки!

Во время рассказа звучит негромкая напевная, лиричная музыка по мотивам русских народных мелодий.

Хозяюшка:

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Дети рассказывают о дымковских игрушках.

  1. Кони глиняные мчатся

на подставках что есть сил,

и за хвост не удержаться,

если гриву упустил.

  1. Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Точно солнечный цветок

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

  1. Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Хозяюшка: А какие краски используют мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Хозяюшка: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.

Хозяюшка: А сейчас я приглашаю вас к следующую мастерскую.

Звучит мелодия народной песни, дети подходят к хохломским изделиям. Рядом – хохломские мастера

Хозяюшка: А это какие мастера?

Дети: Хохломские.

Дети читают стихи.

       1. Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома.

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи – перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

  2. На этот товар любуйтесь, долго не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры крученые!

Воспитатель: Вот она какая, хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно – вкусной.

Хозяюшка:  А какие элементы хохломской росписи вы знаете?

Дети: Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы.

Звучат частушечные мотивы.

Дети подходят к столу, на котором выставлены изделия Городецкого промысла.

Хозяюшка: Здесь представлены изделия из одного старинного русского города. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?

Дети: Городец!

Хозяюшка:  Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славится на всю Россию своей росписью творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Дети:

  1. Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

  1. Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают

И кувшинки расцветают.

Хозяюшка:  Посмотрите на Городецкие изделия, вспомните, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера.

Дети, воспитатель и хозяюшка беседуют о городецкой росписи.

Воспитатель: Милая хозяюшка, очень красиво у вас в мастерских. Но вот на столах здесь лежат и незаконченные изделия.

Хозяюшка:  Это мы изделия делаем для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы много. Не поможете ли мне? Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Воспитатель:  Ребята, поможем мастерице? Вы сейчас превратитесь в мастеров – кто –  в дымковских, кто – в городецких, кто – в хохломских. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто, что будет делать, приходите и садитесь.

Хозяюшка:  Прежде чем начнете рисовать, сядьте правильно: спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Чтобы дело спорилось, я вам буду говорить русские народные пословицы.

Начинается работа. Так как элементы различных росписей были отработаны ранее, то хозяюшка помогает детям в основном советом, словесной подсказкой.

Хозяюшка:  Пока вы рисуете, я вам буду добрым словом помогать.

Не будет скуки, когда заняты руки.

Делаешь наспех – сделаешь насмех.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Упорство и труд – все перетрут.

Кто первый в труде, тому слава везде!

Поспешишь – людей насмешишь.

Была бы охота – заладится любая работа.

Есть терпенье – будет и умение.

Каков мастер, такова и работа.

Хозяюшка: Ой, мастера   вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Сделал дело – гуляй смело! Оставьте свои работы на местах и подходите все ко мне!

Звучит «Коробейники». Дети снимают рабочую одежду, выходят из-за столов и встают полукругом. Ребенок читает стихотворение, после которого дети строятся в хоровод

Встала баба на носок, а потом на пятку,

Стала русского плясать, а потом вприсядку!

Все танцуют. По окончании танца дети встают полукругом. В это время входят коробейники и ставят свои короба на столы.

Коробейники:  Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, умельцы! Мы пришли купить у вас товар. Давайте убедимся  в том: «Каков мастер, такова и работа». Мы  предлагаем  ваши прекрасные изделия обменять, да не на конфеты - бараночки, а на денежки.  

Хозяюшка: Товар приносят на ярмарку, чтобы выгодно продать, на людей посмотреть, да и себя показать. Дорогие умельцы несите свои работы на ярмарку. Но и не забывайте, что каждому виду росписи свое место на ярмарке. (Дети несут свои работы в соответствующие короба, в обмен получают золотые монетки).

После этого дети выходят на середину зала, а коробейники встают вместе с ними

Хозяюшка: Солнце закатилось.

Ярмарка закрылась!

Большое спасибо вам,  дорогие мастера, за ваш труд, за вашу работу.

Ребенок читает стихотворение:

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

Дети:  На поляну мы пошли,

Хоровод мы завели

Танец «Во поле береза стояла»

По окончании танца дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группы "Умелые руки"

В ходе занятия воспитывается увапжение и любовь к труду, формируется умение образно передавать особенности деятельности человека с помощью художественного слова, музыки, дкоративно-прикладного творчес...

Комплексно - тематического занятия для детей подготовительной к школе группы.

Комплексно - тематического занятия для детей подготовительной к школе группы. Приобщение к словесному творчеству.Тема: Поэзия А.С. Пушкина (знакомство детей с речевыми стилями родного языка)....

Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группы "Гжельская роспись"

Гжельская роспись.(комплексное занятие подготовительная к школе группа)...

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной к школе группы "Город настроения"

Цель: формирование первоначальных представлений детей дошкольного возраста о способах выражения настроения.Задачи:Образовательные:Учить детей определять настроение по иллюстрациям, музыкальным произве...

Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группы "В поисках Букваря"

laquo;В поисках букваря»Цель: Формирование школьно – значимых функций.Задачи: - Совершенствовать навыки счета в боратном порядке, умение понимать отношения между числами натурального ряда...

Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группы "Полет в космос"

Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группы "Полет в космос"Цель: уточнить и закрепить знания детей, усвоенные на протяжении 3го квартала и всего учебного года (представлен...