Комплексно - тематического занятия для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Грезнева Елена Валентиновна

Комплексно - тематического занятия для детей

 подготовительной к школе группы. Приобщение к словесному творчеству.

Тема: Поэзия А.С. Пушкина (знакомство детей с речевыми стилями родного языка).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_v_sadik.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

К о н с п е к т

Комплексно - тематического занятия для детей

 подготовительной к школе группы. Приобщение к словесному творчеству.

Тема: Поэзия А.С. Пушкина (знакомство детей с речевыми стилями родного языка).

Воспитатель:  Грезнева Е.В.

2013 г.

Цели:

- приобщить детей к словесному творчеству;

- познакомить детей с речевыми стилями родного языка;

- уточнить предметы золотой осени;

- упражнять в подборе определений;

- воспитывать любовь к поэзии А.С. Пушкина;

- вызвать желание выражать свои чувства на бумаге при помощи акварельных красок.

Оборудование демонстрационное:

Иллюстрации, слайды осенних пейзажей, фонограммы пьеса  А.И.Чайковского «Октябрь» из альбома «Времена года»;

Раздаточное: листы белой бумаги формата А4,  акварель,  кисти.

Ход занятия:

      В группе горят свечи. Звучит музыка Чайковского  "Октябрь" . Дети сидят полукругом с воспитателем и рассматривают старинные вещицы из бабушкиной шкатулки: броши, серьги, старые фотографии. Среди них фотографии А.С. Пушкина. Дети рассматривают их ( Иллюстрации художников "А.С. Пушкин"). Обращают внимание на одну из них – А.С. Пушкин под раскидистым осенним  дубом.

      Воспитатель: Перебирая слова словно драгоценные каменья в старинной шкатулке, мы и не заметили,  как наступила унылая осень. Посмотри на картинку, грустит под холодным серым небом мокрое от дождя дерево. Но почему радостно Пушкину?

      Вот послушайте: (читает вслух)  

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой ....

И с каждой осенью я расцветаю вновь.

Здоровью моему полезен русский холод.

А вот еще одно стихотворение об осени:

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

-    Оказывается и в увядающей природе есть красота !

Дети рассказывают о красоте поздней осени, выражают своё отношение к этому времени года.

Воспитатель: листья медленно кружатся в воздухе, и роща светлеет. Какое точное слово нашел Пушкин – О  Т Р Я Х А Е Т

Физкультминутка

Воспитатель раздает детям осенние листья. Дети выполняют танцевальные движения с осенними листьями под пьесу «Октябрь».

Воспитатель: листья медленно кружатся в воздухе,  и роща светлеет.

   Когда будете читать первые две строчки вслух, произнесите в словах  О К Т Я Б Р Ь  и   О Т Р Я Х А Е Т  ударные звуки широко и немного растянуто.  Чувствуете, как запела строка?

    А во второй строчке так же потяните,  пропойте  П О С Л Е Д Н И Е листы с  Н А Г И X  своих  В Е Т В Е Й.                                                                                                                  (дети пробуют прочитать стихотворение с выражением)

 Пропели, остановитесь на минуточку. Вслушайтесь в первое слово третьей стропы и подумайте, как его произнести: мягко, нежно или резко, энергично?

  - дети обсуждают этот вопрос,

     Воспитатель: Конечно, вы почувствовали ,  что слово "Д О Х Н У Л" требует найти для него совсем иной тон. Это не теплом дохнуло, не Святым Духом, не нежным дыханием матери,  а осенним холодом.

Что, поёжились, - ощутили холодок?  Вот какая сила в пушкинском слове!                     И произнести эту строфу надо так, чтобы слушатели тоже вздрогнули от холода.

   - Но у Пушкина нет здесь слова  "Х О Л О Д",  а есть слово "Х Л А Д"   Вы заметили? Да, Пушкин подобрал более торжественное слово, более выразительное, более высокое  "Х Л А Д", "Н А Г И Х".

      Попробуйте теперь прочитать эти строчки выразительно.

    - Еще обратите внимание на такую музыкальную особенность пушкинского стиха , как смена темпа  (темп - это скорость, быстрота чтения, вообще исполнение чего-либо ). То мы убыстряем чтение, то замедляем, а иногда прямо замираем на месте.

      Ну-ка, попробуйте сами определить, где и почему в четвертой и пятой строке надо сменить темп?                                                                                                             (воспитатель читает: Журча еще бежит за мельницу ручей…                                 дети обсуждают)

      Воспитатель: Конечно,  так: о журчащем и бегущем за мельницу ручье надо прочитать быстро, весело,  а пруд ...  Тут уж само слово "застыл" требует от вас остановиться,  замереть.

     А можете вы объяснить, почему ручей  "Е Щ Е " бежит ? за мельницу,  а пруд        «У Ж Е»  застыл ?  Подумайте хорошенько. Что вы делаете,  чтобы не замерзнуть?          Верно: бежите, прыгаете. Вот тебе и подсказка.

      ( дети читают строку выразительно).

     Воспитатель читает вторую строфу

     Воспитатель: Попробуйте сами определить, где меняются тон и темп чтения.         Постарайтесь объяснить какие слова подсказали выбор нужного  тона  и  темпа .

     Поняли ли вы теперь, как важно вдумываться, вслушиваться  и всматриваться в каждое  слово, чтобы услышать музыку поэзии и различить  её словесное краски ?

     Как радостно звонок голос поэта, когда он говорит об осени !

     Унылая пора, а для очей – очарованье.  Вот как бывает!

         Давайте прочитаем продолжение этого стихотворения:

Унылая пора! Очей очарованье                                                                      Приятна мне твоя прощальная краса -                                                            Люблю я пышное природы увяданье ,                                                                    В багрец и золото одетые леса,                                                                               В их сенях ветра шум и свежее дыханье,                                                              И мглой волнистою покрыты небеса,                                                                         И редкий солнца луч, и первые морозы,                                                                        И отдаленные седой зимы угрозы.

           Звучит продолжение музыки П.И. Чайковского.

    Детям предлагается выразить свои чувства на листе бумаги с помощью акварельных красок.      

Итог занятия:                                                                                                                                    Педагог вместе с детьми рассматривает рисунки, и дети могут  составить небольшие рассказы по своим рисункам.                                                                            Воспитатель анализирует работы детей, подводит итог занятия.

Используемая литература:

- Голицына Н.С. «Конспекты комплексных тематических занятий» (подготовительная к школе группа. Интегрированный подход). Изд. – Москва, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе на 2012-13 учебный год...

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе

Предложенные темы планирования распределены в течение всего учебного года. В каждой теме отражена работа по всем образовательным областям, работа с родителями и обновление развивающей среды в группе....

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе

Тема «День знаний»  Развернутоесодержание работыУточнить представления детей о Дне знаний, начале занятий в школе. Обобщить представление о том, как люди получают информацию. Закреплят...

комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе

комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе...

Конспект комплексного тематического занятия в подготовительной к школе группе тема: «Наши защитники»

Занятие направлено на воспитание у детей любви к родине и уважение к защитникам отечества....

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по примерной образовательной программе "От рождения до школы"

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по примерной образовательной программе "От рождения до школы"...