Конспект НОД в образовательной области "Художественное творчество".Декоративное рисование "Городецкие мастера"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность детей в области «Художественное творчество» в старшей группе.
«Городецкие мастера»
Интеграция: художественное творчество, познание, художественная литература, труд, коммуникация, музыка.
Задачи в образовательных областях:
Область «Художественное творчество»
- познакомить с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.
- формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.
- дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Область «Познание»
- развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов ( цвет, форма, величина, расположение в пространстве) ;
- формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их;
- развивать глазомер .
Область «Художественная литература»
- учить запоминать потешки, частушки, пословицы.
Область «Труд»
- воспитывать у детей желание учавствовать в совместной трудовой деятельности;
- развивать умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.
Область «Коммуникация»
- расширять и активизировать словарный запас.
Область «Музыка»
- формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.
Материалы, оборудование:
Демонстрационное — таблицы с элементами городецкой росписи и характерными цветосочетаниями, рисунки — варианты узоров ;
Раздаточное — модель для раскрашивания «кухонная доска» , гуашевые краски, баночки для воды, кисточки, салфетки;
Информационные технологии: презентация «Городецкая роспись».
ТСО - аудиозапись с народной музыкой «Кольцо души-девицы», «Из-за горочки туманик выходил», «Я на горку шла».
Словарная работа: коромысло, прялка, корыто, ставни, теневка, оживка.
Методы и приемы:
- Словесный метод ( беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, пояснение, напоминание, совет, поощрение, уточнение приемов последовательности изображения).
- Наглядный метод ( рассматривание картин и книжных иллюстраций, показ образца, прием показа способов изображения).
- Игровой метод (ярмарка)
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: На берегу реки Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его князь Юрий Долгорйкий, как сторожевую крепость. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам — конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки. Корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.
Городецкая роспись — как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Со временем мастера стали расписывать посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца -
Чудо — роспись Городца!
Л. Куликова
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны — это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в городецкой росписи.
Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Далее рассказ сопровождается показом поэтапной росписи).
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила:
- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».
- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски- бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Воспитатель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Дети: Подмастерья.
Воспитатель: Так вот вы — ученики- подмастерья. Начнем!
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.
Воспитатель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Дети: С городецкой росписью.
Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Дети: Розан, купавка, ромашка.
Воспитатель: На каких изделиях выполняется роспись?
Дети: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах,шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
В конце занятия устраивается ярмарка, которая сопровождается звучанием веселой народной музыки и игрой на деревянных ложках. Вместе с ребятами мы отмечаем лучшие работы. Все дети заслуживают похвалы, воспитатель выделяет в игрушках то, что лучше всего удалось. - Молодцы, ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились городецкие мастера!
«Глазам — радость, душе — отрада!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-331662-1383242708.jpg)
Декоративное рисование "Городецкие мастера"
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Городецкие мастера"...
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию городецкой росписью «Чудо – мастера» (из педагогического опыта)
Задачи.-продолжать знакомить детей с элементами городецкой росписи, её колоритом, особенностями-продолжать упражнять в рисовании городецких цветов (ромашки, розаны)- учить самостоятельно в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-822422-1475116553.jpg)
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию «Укрась юбку дымковской барышни» (Средняя группа)...
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы Тема: «Городецкие узоры»
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/24/picture-555308-1419420563.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию "Дымковские мастера" для детей среднего дошкольного возраста
Материал включает в себя практический материал по декоративному рисованию, который может быть использован вопитателями в своей работе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1001986-1516939711.png)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему «Городецкая роспись деревянной доски»
Цель: продолжать знакомство детей с городецкой росписью, её колоритом, основными элементами узора.Задачи:Обучающие:Побуждать самостоятельно, придумывать узор по мотивам городецкой росписи, з...
Непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство с элементами Городецкой росписи. Рисование купавки, розана и листочка"
Непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство с элементами Городецкой росписи. Рисование купавки, розана и л...