Статья из опыта работы на тему "Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей"
статья по рисованию по теме
В статье раскрывается модель взаимодействия педагогов и родителей по художественному развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi_po_hudozhestvenno.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей
Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства, как считают многие, а главное - всесторонне развивает его как личность. К сожалению, не все родители понимают это. Некоторые из них считают, что основной задачей в дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического воспитания, по их мнению, не обязательно отводить много времени. Вместе с тем, исследования современных ученых доказывают, что эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к школе. Так, в книге «Вместе с семьей» приводятся следующие результаты обследования детей по подготовленности к школе в обычных детских садах и эстетических центрах г.Санкт-Петербурга: если средний показатель для детских садов составляет 60 баллов, то для эстетических центров - 120.
В детском саду уделяется достаточно много внимания работе по художественному развитию детей, которая строится по нескольким направлениям.
Основные средства введения ребенка в мир искусства,
используемые в ДОУ
Занятия по музыке, хореографии, рисованию, лепке, аппликации,
художественному конструированию
Кружковая работа по разным направлениям художественной деятельности
Развивающая предметная среда в группах
Музыкальные развлечения, праздники, выставки, вернисажи;
участие детских работ в оформлении детского сада.
В педагогическом процессе наиболее широко применяются три вида искусства: литература, музыка, живопись. И это не случайно, так как, с одной стороны, они воздействуют на главные сферы личности ребенка (мысли, чувства, представления), а с другой, ребенок овладевает тремя способами освоения мира (познание, осмысление, преобразование), обусловленных такими процессами, как мышление, переживание, воображение.
Искусство стремится воплотить все три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли - словом, переживаний - музыкой, представлений - изобразительным искусством. Синтез искусств - органическое единство художественных средств различных искусств, в которых воплощена универсальная способность человека эстетически осваивать мир.
Таким образом, приобщая детей к миру искусства, мы последовательно решаем следующие задачи.
Триединство художественно-воспитательных целей при ознакомлении с художественными произведениями
От воспитания основ эмоционально-эстетической культуры
Через практическое изучение отдельных сторон произведений искусства
К творчеству личному, обогащенному общением ребенка с искусством
Такое построение процесса художественного развития детей способствует:
лучшему пониманию ребенком многообразия реального мира, созданию на этой основе целостной модели мира;
более глубокому воздействию на личность ребенка в целях формирования его эстетического вкуса;
созданию ребенком новых оригинальных произведений в ходе различных видов художественной деятельности, игр и экспериментирования.
Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей строится по нескольким направлениям, а именно:
просвещение родителей;
организация продуктивного общения всех участников педпроцесса (педагоги, дети, родители).
На основе анализа эффективности данной работы происходит корректировка процесса дальнейшего взаимодействия между педагогами и родителями, уточняются положительные и отрицательные моменты, намечаются пути решения тех или иных задач.
Исходя из вышеизложенного, работу детского сада с родителями по художественному воспитанию дошкольников можно представить в виде следующей схемы:
Модель взаимодействия педагогов и родителей
по художественно - эстетическому развитию детей
Информационный блок -
Ознакомление родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значением в развитии личности ребенка:
- родительские собрания;
- консультации (индивидуальные и подгрупповые);
- наглядный материал в «Родительских уголках»;
- газеты;
- библиотека для родителей;
- анкетирование;
- встречи с преподавателями художественно-эстетического цикла;
- Дни открытых дверей.
Практический блок -
Демонстрация достижений детей в различных видах художественной деятельности (музыкальная, речевая, изобразительное творчество, ручной труд); совместные мероприятия (дети-родители-педагоги):
- музыкальные праздники и развлечения, теат-ральные постановки с участием родителей;
- тематические и персональные выставки детского творчества;
- творческие выставки родителей (фотовыставки, хобби; например, фотовыставка «Как мы отдыхали летом»; выставка «Игрушки - своими руками»»);
- совместные выставки детей и родителей, (например, «Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку»), конкурсы семейных талантов;
- вернисажи детских рисунков (художественные тусовки для детей и взрослых);
- помощь в организации мини-музея в группе д/сада (например, музей часов, чайников…), создании групповой коллекции (открытки, значки, ручки…).
Основной задачей информационного блока является создание в семье условий для художественно-эстетического развития ребенка через
развитие интереса к искусству (посещение театров, музеев, выставок, концертов; просмотр специальных телепрограмм, чтение художественной литературы…);
приобщение к различным видам художественной деятельности (посещение детской библиотеки, занятий кружков различного профиля);
создание дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность (наличие в доме мини-центра детского творчества с разнообразным материалами для рисования, лепки, ручного труда…);
совместная художественная деятельность детей и родителей;
систематическое внимание, поддержка и поощрение творческих успехов ребенка (наглядным выражением данного момента могут стать домашняя «Стена славы» или «Стена Побед», домашний музей);
учет индивидуальных психологических особенностей и интересов ребенка.
Говоря о художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны - родители - дети - педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители (некоторые из мероприятий были указаны в практическом блоке схемы взаимодействия педагогов и родителей).
Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями картина, как правило, получается более впечатляющая, она гораздо сильнее эмоционально затрагивает детей.
На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и педагоги имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, могут вместе с ними порадоваться их «творениям». Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.
Успешное решение задач художественно-эстетического воспитания будет возможным при выполнении такого важного со стороны взрослого условия, как поощрение. Причем, если сначала это простое поощрение действий ребенка («Ты молодец, старался! У тебя здорово получилось!»); то постепенно, при создании у ребенка положительного отношения к художественной деятельности, педагог поощряет любые, даже самые мелкие «личные находки» ребенка (Например, во время рисования: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая яркая и сочная!», «Ботинки у клоуна получились, как настоящие!»). Поощряя пусть небольшую, но инициативу ребенка, мы тем самым, способствуем дальнейшему развитию его творческой самостоятельности.
Еще одно непременное условие интеллектуально-творческого потенциала ребенка - создание вокруг него атмосферы Радости и Понимания. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, самому процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои устремления. Прекрасным девизом здесь могут быть следующие слова: «Хочу! Знаю! Могу!»
Литература:
Т.Н. Дронова. Вместе с семьей. – Изд.: Росмэен, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)
В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...
Из опыта работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников.
К вопросу о современных требованиях к реализации социально – педагогических условий взаимодействия детский сад – семья....
Преемственность детского сада и семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников как средство создания условий для развития полноценной личности
Аннотация: в статье раскрываются актуальные вопросы воспитания у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.https://interactive-pl...
Преемственность детского сада и семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников как средство создания условий для развития полноценной личности
https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=152...
методическая разработка " взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей"
эстетическое воспитание и его значение в развитии личности ребенка...
Статья на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развити...
«Презентация опыта работы: «Радуга взаимопонимания детского сада и семьи».
Выступление на фестивале педагогических идей «Новые пути сотрудничества с родителями»...