методическая разработка " взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гудкова Ольга Викторовна

эстетическое воспитание и его значение в развитии личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл метод.разработка20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Подготовила воспитатель  Гудкова Ольга Викторовна 1кв.категория г. Москва г. Московский ГБОУ школа 2065 дошк.отд. Д/С 9

 

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-

эстетическому развитию детей
Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства, как считают многие, а главное - всесторонне развивает его как личность. К сожалению, не все родители понимают это. Некоторые из них считают, что основной задачей в дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического воспитания, по их мнению, не обязательно отводить много времени. Вместе с тем, исследования современных ученых доказывают, что эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к школе. В детском саду уделяется достаточно много внимания работе по художественному развитию детей, которая строится по нескольким направлениям.
Основные средства введения ребенка в мир искусства,

используемые в ДОУ
Занятия по музыке, хореографии, рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию Кружковая работа по разным направлениям художественной деятельности Развивающая предметная среда в группах Музыкальные развлечения, праздники, выставки, вернисажи; участие детских работ в оформлении детского сада. В педагогическом процессе наиболее широко применяются три вида искусства:
литература, музыка, живопись
. И это не случайно, так как, с одной стороны, они воздействуют на главные сферы личности ребенка ( мысли, чувства, представления), а с другой, ребенок овладевает тремя способами освоения мира (познание, осмысление, преобразование), обусловленных такими процессами, как
мышление, переживание, воображение
. Искусство стремится воплотить все три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли - словом, переживаний - музыкой, представлений - изобразительным искусством. Синтез искусств - органическое
единство художественных средств различных искусств, в которых воплощена универсальная способность человека эстетически осваивать мир. Таким образом, приобщая детей к миру искусства, мы последовательно решаем следующие задачи.
Триединство художественно-воспитательных целей при ознакомлении с

художественными произведениями
От воспитания основ эмоционально-эстетической культуры Через практическое изучение отдельных сторон произведений искусства К творчеству личному, обогащенному общением ребенка с искусством Такое построение процесса художественного развития детей способствует: - лучшему пониманию ребенком многообразия реального мира, созданию на этой основе целостной модели мира; - более глубокому воздействию на личность ребенка в целях формирования его эстетического вкуса; - созданию ребенком новых оригинальных произведений в ходе различных видов художественной деятельности, игр и экспериментирования. Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей строится по нескольким направлениям, а именно:
 просвещение родителей;  организация продуктивного общения всех участников педпроцесса (педагоги, дети, родители). На основе анализа эффективности данной работы происходит корректировка процесса дальнейшего взаимодействия между педагогами и родителями, уточняются положительные и отрицательные моменты, намечаются пути решения тех или иных задач. Исходя из вышеизложенного, работу детского сада с родителями по художественному воспитанию дошкольников можно представить в виде следующей схемы:

Модель взаимодействия педагогов и родителей

по художественно - эстетическому развитию детей

Информационный блок -

Ознакомление

родителей
с
особенностями

художественно-

эстетического воспитания и его значением в развитии личности ребенка:
- родительские собрания; - консультации (индивидуальные и подгрупповые); - наглядный материал в «Родительских уголках»; - газеты; - библиотека для родителей; - анкетирование; - встречи с преподавателями художественно-эстетического цикла; - Дни открытых дверей.
Практический блок -

Демонстрация

достижений

детей

в

различных

в и д ах

художественной

деятельности
(музыкальная, речевая, изобразительное творчество, ручной труд);
совместные

мероприятия

(дети-родители-

педагоги):
- музыкальные праздники и развлечения, театральные постановки с участием родителей; - тематические и персональные выставки детского творчества; - творческие выставки родителей (фотовыставки, хобби; например, фотовыставка «Как мы отдыхали летом»; выставка «Игрушки - своими руками»»); - совместные выставки детей и родителей, (например, «Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку»), конкурсы семейных талантов; - вернисажи детских рисунков (художественные тусовки для детей и взрослых); - помощь в организации мини-музея в группе д/сада (например, музей часов, чайников…), создании групповой коллекции (открытки, значки, ручки…).

Основной

задачей

информационного

блока

является
создание в семье условий для художественно-эстетического развития ребенка через
 развитие интереса к искусству (посещение театров, музеев, выставок, концертов; просмотр специальных телепрограмм, чтение художественной литературы…);  приобщение к различным видам художественной деятельности (посещение детской библиотеки, занятий кружков различного профиля);  создание дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность (наличие в доме мини-центра детского творчества с разнообразным материалами для рисования, лепки, ручного труда…);  совместная художественная деятельность детей и родителей;  систематическое внимание, поддержка и поощрение творческих успехов ребенка (наглядным выражением данного момента могут стать домашняя «Стена славы» или «Стена Побед», домашний музей);  учет индивидуальных психологических особенностей и интересов ребенка. Говоря о художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны -
родители - дети -

педагоги.
Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители (некоторые из мероприятий были указаны в практическом блоке схемы взаимодействия педагогов и родителей). Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями картина, как правило, получается более впечатляющая, она гораздо сильнее эмоционально затрагивает детей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и педагоги имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, могут вместе с ними порадоваться их «творениям». Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями. Успешное решение задач художественно-эстетического воспитания будет возможным при выполнении такого важного со стороны взрослого условия, как поощрение. Причем, если сначала это простое поощрение действий ребенка («Ты молодец, старался! У тебя здорово получилось!»); то постепенно, при создании у ребенка положительного отношения к
художественной деятельности, педагог поощряет любые, даже самые мелкие «личные находки» ребенка (Например, во время рисования: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая яркая и сочная!», «Ботинки у клоуна получились, как настоящие!»). Поощряя пусть небольшую, но инициативу ребенка, мы тем самым, способствуем дальнейшему развитию его творческой самостоятельности. Еще одно непременное условие интеллектуально-творческого потенциала ребенка - создание вокруг него атмосферы Радости и Понимания. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, самому процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои устремления. Прекрасным девизом здесь могут быть следующие слова: «Хочу! Знаю! Могу!»
Литература:
Т.Н. Дронова. Вместе с семьей. – Изд.: Росмэен, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы на тему "Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей"

В статье раскрывается модель взаимодействия педагогов и родителей по художественному развитию дошкольников....

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

Методическая разработка: "Взаимодействие детского сада и семьи при реализации образовательной деятельности "Физическое развитие".

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  направлен на изменение качества дошкольного образования, ориентируя систему на создание условий для позитивной социал...

Методическая разработка "Взаимодействие детского сада и семьи по профилактике дорожного движения

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй, в том числе, по вопросам охраны жизни и здоровья детей....

Методическая разработка "Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников"

Методическая разработка содержит примерный план взаимодействия с родителями на учебный год...