Чудо нетрадиционной техники рисования
методическая разработка (рисование) по теме

Кокунова Светлана Николаевна

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. Предложенные ниже способы рисования подходят для детей 2-4 лет. Существует множество методов, приемов нетрадиционного рисования, ровно столько на сколько хватает фантазии и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_netradicionnoy.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Чудо нетрадиционной техники рисования.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания.

С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, при моем появлении в  группе первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: “Что мы будем сегодня рисовать и чем?”

В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работе с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например: роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.) Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть).

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.      

          Предложенные ниже способы рисования подходят для детей 2-4 лет. Существует множество методов, приемов нетрадиционного рисования, ровно столько на сколько хватает фантазии и воображения.

Рисование пальчиками

         Раннее творчество стимулирует гармоничное развитие маленького человечка, и заниматься рисованием с ребенком можно уже с полугодовалого возраста. В это время здоровый ребенок, как правило, уже может хорошо сидеть. К этому же возрасту у ребенка появляется неудержимая тяга к познанию окружающего мира. Но, принимаясь за рисование, следует учитывать, что в этом возрасте познание действительности осуществляется посредством тактильного контакта с предметами. Т.е. надо быть готовыми к тому, что на первом занятии малыш попробует краску на ощупь, возможно даже и на вкус. Но этого не следует опасаться, краски для младенческого творчества не нанесут особого вреда ребенку. Они не вызывают аллергию, легко смываются с его кожи и одежды.

           К первому занятию надо приготовиться особенно тщательно. Необходимо выбрать время в первой половине дня, когда ребенок расположен к общению, подготовить место для «художника в памперсах». Можно даже застелить пол полиэтиленовой пленкой. Приготовить лист бумаги, размер может быть любым, но желательно все-таки подобрать лист не меньше формата А-4. Возможно, родителям захочется сохранить ранние рисунки своего чада. В этом случае можно взять рулон недорогих обоев и постепенно разматывать его для рисования.
           Не следует ожидать, что ребенок сразу окунет указательный пальчик в краску и начнет рисовать профиль любимой мамы. Скорее всего, он первым делом испачкает свою одежду. Но если педагог или родители покажут ему, как надо рисовать, и объяснят, для чего нужны краски, то он, подражая им, сделает первую кляксу своей ладошкой уже на 3-4-ом занятии.
           На первом занятии рисованием достаточно использовать 1-2 цвета. Надо предоставить малышу возможность самому выбрать цвет. А самое главное, набраться терпения и не вмешиваться в начало творческого процесса. Лучшее, что может сделать педагог на этом этапе – занять позицию наблюдателя, а после завершения первого занятия не забыть похвалить малыша. И не стоит искать в первых кляксах скрытого смысла, подвергать рисунки психологическому анализу, ведь малыш просто играет красками.
           Продолжительность первого занятия должна быть небольшая, возможно, оно продлиться меньше 3-х минут. Лишь к году при регулярных занятиях продолжительность занятий рисованием увеличится до 20 минут.

             Что касается периодичности, то заниматься рисованием с малышом первого года следует не чаще одного – двух раз в неделю. Малыш сам покажет родителям, когда следует прекращать занятия. Если рисование надоест, то у ребенка испортится настроение, он начнет разбрасывать баночки с красками. Это верный сигнал к завершению. Не стоит заставлять ребенка рисовать насильно, продлевая занятия различными уловками.

              Пальчиковое рисование оказывает очень большое положительное влияние на развитие малыша, способствует развитию речи и устойчивости психики. Работа с красками развивает цветовосприятие и память. Целью ранних занятий рисованием должно стать гармоничное развитие ребенка, творческое восприятие окружающего мира, а не стремление родителей сделать из своего ребенка художника.

Рисование ладошками

      Это очень интересное и занимательное занятие для детей. Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры. Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или - создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек мамы и папы, можно нарисовать целую семью осминожек разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении.

       А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик.

       Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы.

       Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики.

       Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.

       Полураскрытый кулак печатает дугу. При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски - прямоугольнички или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток.

      По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки.

     Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки.

     Эта, на первый взгляд, не слишком аккуратная и откровенно грязная работа на больших листах служит прекрасным средством для расслабления и релаксации, раскрепощает ребенка, избавляет его от страха что-то испортить или запачкаться, дает малышу необходимую творческую смелость, от отсутствия которой часто страдают маленькие художники.

Рисование ватными палочками

           Ещё один хороший способ нестандартного рисования - вместо кисточки берём несколько ватных палочек. Ими получается ставить очень аккуратненькие точечки и проводить линии одинаковой толщины. Ощущение, что рисуешь фломастером.

            Рисование ватными палочками - интересный способ разнообразить игры для самых маленьких и скрасить досуг. Даже у малышей получится нарисовать красивый снежок, используя ватную палочку. Иногда мы тоже заменяем стандартную кисточку и фломастеры на разнообразные подручные предметы.

             Для рисования палочками лучше брать акварельные краски, потому что пальчиковая гуашь очень густая и скорее всего малыш будет брать её палочкой, как ложкой. Поэтому эффект может быть несколько иной, с комочками. 

             Попробуйте порисовать сами! Вы обязательно получите удовольствие и ребёнок будет видеть последовательность работы - окунаем палочку в воду, потом в краску, потом на бумагу,  а не наоборот. Лучше если вы рисуете на своём листе, а ребёнок на своём, но если маленький художник захочет усовершенствовать ваше произведение, ему обязательно надо это позволить, а вот самим лучше не вмешиваться в его творчество - пускай малыш сам познаёт мир.

Рисование крупами

             Это очень увлекательное, интересное и творческое занятие, которое отлично развивает моторику у деток. Способов рисовать крупой множество. 
             Например, для совсем маленьких деток можно просто на поверхность или поднос насыпать крупу (манка, гречка, рис, пшено и др.) и предложим малышу просто поводить по ней пальчиком. Покажите малышу, что можно провести пальчиком по крупе и получится линия, можно нарисовать на крупе кружочек и т.д. Это одноразовые рисунки, а можно подобным способом создать и постоянные рисунки крупами, закрепив их клеем. Для деток старше двух лет можно наносить крупу на бумажную основу, смазанную клеем, и тогда рисунок можно будет хранить.

            Рисовать можно не только крупами, можно использовать любые сыпучие компоненты.

Рисование поролоном

         

         Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон.

          Поролон. Замечательный материал, который так знаком каждому с нас. Тут всё просто: ребёнок слегка обмакивает кусочек поролона в тон и прикладывает его к бумаге. Можно рисовать произвольно, а можно использовать шаблон. Таким способом можно сделать изображение в необычной технике. Рисование кусочками  поролона - нетрадиционная  техника  изображения. Во время рисования можно  сначала  смочить  поролоном  с водой  лист  бумаги - тогда изображения получатся таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. Если рисовать  по сухому  листу,  тогда  границы полос,  контура будут более резкими, можно  использовать технику печатания. Для  этого из поролона вырезаются различные формы,  фигуры  и каждая из  них  окунается  в краску перед  тем,  как  ею печатать на рисунке.

          Можно  сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
           Создание отпечатка на бумаге, мягкий материал, различия фигурок по цветам и краска 
развивают в ребенке тягу к творчеству, мелкую моторику, помогают быстрее запомнить названия цветов и создавать подарки для близких своими ручками.

Оттиск пенопластом

    В магазинах продаются наборы для рисования со штампиками, но не надо бежать в магазин! Всё необходимое у вас есть дома, под рукой!
И так, из чего же сделать штампик? Смотрим вокруг… подойдет всё, что может оставить след! Пенопласт – удивительная вещь!

   С помощью отпечатков получаются удивительные рисунки, процесс рисования затягивает, ведь у ребенка всё получается, нужно только штампик обмакнуть в краску и прижать к бумаге. В зависимости от желания ребенка и ваших целей можно использовать разное количество штампиков и разное

количество цветов красок.

Понадобится  мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

         Научите малыша делать отпечатки. Это очень увлекательное и интересное занятие!

        Рисуйте вместе с детьми! Развивайте их творческие способности и воображение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Чудо нетрадиционной техники рисования"

Опыт работы на тему «Чудо нетрадиционной техники рисования»...

ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.

Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственност...

Консультация для воспитателей на тему: «Чудо нетрадиционной техники рисования»

Консультация знакомит воспитателей с техникой нетрадиционного рисования с детьми...

Чудо нетрадиционной техники рисования

Нетрадиционные техники рисования в детском саду...

Чудо нетрадиционной техники рисования

В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, уч...

Консультация для педагогов «Чудо нетрадиционной техники рисования»

Консультация для педагогов  «Чудо нетрадиционной техники рисования»...

Методическая разработка (из опыта работы) "Чудо нетрадиционной техники рисования".

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение за...