ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
статья (старшая группа) на тему

Сидорова Елена Владимировна

Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Поэтому, считаю, что актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое воспитание. Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnaya_tekhnika.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.

Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Поэтому, считаю, что актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое воспитание. Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Прежде всего, изучила литературу, освещающую использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности дошкольников:

•Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. И Д «Карапуз» Т Ц «Сфера».

•Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Под редакцией Р. Г. Казаковой.

Затем приступила к созданию условий для реализации поставленной цели:

•В  групповой  организовала изостудию.

•Составила перспективный план работы по освоению нетрадиционных технологий на основе разработок Р. Г. Казаковой (Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2005)

Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.

Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением и если их не развивать, то интерес к художественной деятельности постепенно исчезнет.

В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей;

- развитие детского творчества;

- приобщению к изобразительному искусству.

Важным условием развития изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность работы. Поэтому целью моей работы является: развитие изобразительной деятельности дошкольников посредством использования нетрадиционных техник.

Во время образовательного процесса для сохранения работоспособности ребенка, для удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, рефлексию.

Развитию изобразительной деятельности в детском саду отводится большая роль. Нельзя упускать этот период в развитии ребенка, потому что дошкольное детство – это период когда происходит многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционные способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.

Первую технику которую мы освоили в младшей группе- рисование пальчиками и ладошкой. Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Ребенку легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисти. Этот способ рисования обеспечивает р-ку свободу действий. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинала с одного цвета, давала возможность попробовать разные движения, оставлять разные отпечатки. Я старалась показать много разных приёмов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, н-р: сделать мизинчиком следы маленького зайца и большим- изобразить следы медведя. Проводить пальчиком линию( ручеёк или дождик)

Позднее я учила детей рисовать обеими руками. Здесь тоже возможны варианты: использовать поочерёдно обе руки или рисовать ими одновременно обмакнув несколько пальцев в краску каждый в свой цвет и рисуя ими синхронно, н-р: новогоднюю мишуру или салют, что отлично развивает координацию.

Освоив рисование пальчиками мы стали учиться рисовать ладошкой. При рисовании мы использовали гуащь, т.к. эта краска легко смывается и отпечатки получаются более яркими и выразительными. Вначале я учила полностью закрашивать ладощку одним цветом и плотно прижимать её к листу бумаги.  Далее мы стали учиться закрашивать ладошку в разные цвета. Для развития воображения я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать на что это похоже, как рисунок можно преобразить, добавив недостающие детали и создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом и проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, рыбки и солнышко.

Следующая техника свеча- акварель, восковые мелки + акварель. Для того чтобы заинтересовать детей этой техникой на первом занятии я сама нарисовала рисунок свечой и предложила детям закрасить лист акварельными красками. Дети очень обрадовались когда у них на листе стали появляться цветы и деревья. В  этой технике я обратила внимание на соответствующий нажим свечи и восковых карандашей. Детям очень нравиться выполнять работы этим методом, т. к .здесь присутствует сюрпризный момент( рисунок появляется только после того, как на него нанесут краску)

Освоили тычком полусухой кистью. Эту технику я использую если надо нарисовать что-то пушистое или колючее. Даная техника развивает координацию движений. Р-к опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге держа вертикально. После рисования на тему « мои любимые животные» детям я предложила составить описательный рассказ по рисунку, тем самым я закрепила речевые умения ребенка.

Скатывание бумаги- развивает мелкую моторику рук и этот метод требует усидчивости от детей т. к. бумага рвётся на маленькие кусочки, затем каждый кусочек мнётся и скатывается в комочек. Поэтому мы в основном выполняем коллективные работы.

Обрывание бумаги- рванный материал кусочки с неровными краями легко складываются в необыкновенные фигуры, что побуждает к творчеству.Дети рвут бумагу произвольно кому как хочется при этом мы закрепляем свойства бумаги. Отрывая кусочки бумаги и наклеивая на готовый силуэт у детей легко получается аппликация.

Также мы освоили такие техники как:

- оттиск печатками,

- рисование манкой и др. крупами.

- печать поролоном,

- печать пробками,

- отпечатки листьями,

- рисование песком, солью.

Но а такие как печать по трафарету, монотипия предметная,  черно-белый граттаж (грунтованный лист), кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг,  тиснение, тычкование, цветной граттаж, монотипия пейзажная нам ещё предстоит освоить.

На основе проделанной работы у детей возрос интерес к нетрадиционной технике изодеятельности. Они творчески стали всматриваться в окружающий мир находить разные оттенки , приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое и оригинальное проявляют фантазию и творчество, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.  Заметно, что нетрадиционные способы активизируют познавательный интерес, формируют эмоционально положительное отношение к процессу рисования.

Организация совместных творческих выставок – конкурсов повышает авторитет в глазах ребенка; позволяет сплотить детей и их родных на основе совместной деятельности, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.

 К нетрадиционным техникам рисования относятся:, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, обрывание бумаги, скатывание бумаги, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, «знакомая форма — новый образ», черно-белый граттаж (грунтованный лист), кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, акварельные мелки, тычкование, цветной граттаж, монотипия пейзажная.  

Возрастная группа: старшая

Тема недели: «Транспорт»

Итоговое мероприятие: Развлечение «Путешествие в мир транспорта»

День недели

дата

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

( вовлечение в НОД)

Понедельник

Тема «Наземный транспорт».

Вид детской деятельности

(Познавательно-исследовательская, восприятие, двигательная)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

1.Формировать умение вести непринуждённую беседу («Речевое развитие»)

2. Расширять представления детей о видах транспорта («Познавательное развитие»)

3. Развивать двигательную активность: бег врассыпную («Физическое развитие»

Методы и приемы:

-наглядные: рассматривание иллюстраций

-словесные: рассказывание, беседа

-практические: подвижная игра

Материалы и оборудование: набор иллюстраций «Наземный транспорт»

Логика образовательной деятельности (Н.В.Лободина «Комплексные занятия в ДОУ», стр.75)

Физическая культура (по плану инструктора по физической культуре)

Утро

-Утренняя гимнастика

-Индивидуальная работа с Настей А. -автоматизация звука Ль в чистоговорках.

-Рассматривание альбома «Транспорт».

-Сочинение загадок о наземном транспорте.

Прогулка 1

-Наблюдение за погодой.

-Индивидуальная работа с Ваней А. -совершенствовать умение прыгать на 2 ногах с продвижением вперед.

-Игры с выносным материалом.

-Сюжетно-ролевая игра «Машины на нашей улице»

Вечер

-Пальчиковая гимнастика «Мост»

-Дидактическая игра «Дверная скважина».

-Конструирование (Строительная игра «Собираем автомобиль»

Прогулка 2

Наблюдение за проезжающим транспортом.

Индивидуальная работа с Сашей В. – закрепить метание мяча в горизонтальную цель

Игры с выносным материалом.

Подвижная игра «Кто сделал меньше шагов»(16) стр. 92

Изготовление альбома «Транспорт»

Внесение раскраски «Наземный транспорт»

Внесение иллюстраций

«Наземный транспорт»

Вынос игрового инвентаря на прогулку.

Посоветовать подобрать иллюстрации наземного транспорта для пополнения альбома «Транспорт»

Вторник

Тема «Дорожные знаки».

Вид детской деятельности

(коммуникативная, изобразительная, музыкальная)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

1.Формировать умение вести непринуждённую беседу («Речевое развитие»)

2. Расширять представления детей о дорожных знаках. («Познавательное развитие»)

3. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей («Художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы:

-наглядные: рассматривание иллюстраций

-словесные: рассказывание, беседа

-практические: подвижная игра

Материалы и оборудование: набор иллюстраций «Дорожные знаки»

Логика образовательной деятельности (Н.В.Лободина «Комплексные занятия в ДОУ», стр.73)

Музыка (по плану музыкального руководителя)

Утро

-Утренняя гимнастика

-Индивидуальная работа с Юлей А. – совершенствовать навык подбора нужного цвета и составления оттенков.

-Рассматривание альбома «Транспорт, дорожные знаки».

-Рисование дорожных знаков.

Прогулка 1

-Наблюдение за погодой.

-Индивидуальная работа с Таней Т. -совершенствовать умение прыгать на 2 ногах с продвижением вперед.

-Игры с выносным материалом.

-Сюжетно-ролевая игра «Нам на улице не страшно»

Вечер

-Пальчиковая гимнастика «Мост»

-Дидактическая игра «Скажи по-другому»

-Дидактическая игра «Похож – не похож»

Прогулка 2

Наблюдение за проезжающим транспортом, светофором, дорожными знаками.

Индивидуальная работа с Викой П. – закрепить прыжки с места.

Игры с выносным материалом.

Подвижная игра «Кто быстрее, не нарушая правил, пройдет весь путь»

Изготовление альбома «Дорожные знаки»

Внесение раскраски «Дорожные знаки»

Изготовление оригами «дорожный знак»

Вынос игрового инвентаря на прогулку

Посоветовать обращать внимание ребенка на дорожные знаки и правила дорожного движения по пути следования из детского сада домой.

Среда

Тема «Водный транспорт».

Вид детской деятельности

(Познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

1.Формировать умение вести непринуждённую беседу («Речевое развитие»)

2. Расширять представления детей о видах транспорта («Познавательное развитие»)

3. Развивать двигательную активность: бег врассыпную («Физическое развитие»

Методы и приемы:

-наглядные: рассматривание иллюстраций

-словесные: рассказывание, беседа

-практические: подвижная игра

Материалы и оборудование: набор иллюстраций «Водный транспорт»

Логика образовательной деятельности (Н.В.Лободина «Комплексные занятия в ДОУ», стр.77)

Физическая культура (по плану инструктора по физической культуре)

Утро

-Утренняя гимнастика

-Индивидуальная работа с Дашей И. -автоматизация звука Ль в чистоговорках.

-Рассматривание альбома «Транспорт».

-Сочинение загадок о водном транспорте.

Прогулка 1

-Наблюдение за погодой.

-Индивидуальная работа с Полиной М. -совершенствовать умение прыгать на 2 ногах с продвижением вперед.

-Игры с выносным материалом.

-Сюжетно-ролевая игра «Пароход»

Вечер

-Пальчиковая гимнастика «Мост»

-Эксперимент «Лодочка из бумаги».

-Дидактическая игра «Летаю, еду, плыву».

-Конструирование (железные конструкторы) «Корабли большие и маленькие»

Прогулка 2

Наблюдение за проезжающим транспортом, сравнение его с водным транспортом

Индивидуальная работа с Сашей В. – закрепить метание мяча в горизонтальную цель

Игры с выносным материалом.

Подвижная игра «Кто быстрее сядет в лодку» (бег врассыпную)

Изготовление альбома «Транспорт»

Внесение раскраски «Водный транспорт»

Изготовление оригами «Лодочка»

Вынос игрового инвентаря на прогулку

Посоветовать подобрать иллюстрации водного транспорта для пополнения альбома «Транспорт»

Предложить подобрать признаки к предметам:

Корабль (какой?)

Море (какое?)

Палуба (какая?)

Яхта (какая?)

Четверг

Тема «Воздушный транспорт».

Вид детской деятельности

(Коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

1.Формировать умение вести непринуждённую беседу («Речевое развитие»)

2. Расширять представления детей о видах транспорта («Познавательное развитие»)

3. Развивать двигательную активность: бег врассыпную («Физическое развитие»

Методы и приемы:

-наглядные: рассматривание иллюстраций

-словесные: рассказывание, беседа

-практические: подвижная игра

Материалы и оборудование: набор иллюстраций «Воздушный транспорт»

Логика образовательной деятельности (Н.В.Лободина «Комплексные занятия в ДОУ», стр.79)

Физическая культура (по плану инструктора по физической культуре)

Утро

-Утренняя гимнастика

-Индивидуальная работа с Федей Ц. -автоматизация звука Ль в чистоговорках.

-Рассматривание альбома «Транспорт».

-Сочинение загадок о воздушном транспорте.

Прогулка 1

-Наблюдение за погодой.

-Индивидуальная работа с Полиной Р. -совершенствовать умение прыгать на 2 ногах с продвижением вперед.

-Игры с выносным материалом.

-Сюжетно-ролевая игра «Полетели»

Вечер

-Пальчиковая гимнастика «Самолет»

-Дидактическая игра «Летаю, еду, плыву».

Прогулка 2

Наблюдение за проезжающим транспортом, сравнение его с воздушным транспортом

Индивидуальная работа с Соней В. – закрепить метание мяча в горизонтальную цель

Игры с выносным материалом.

Подвижная игра «Лиса в курятнике»

Изготовление альбома «Транспорт»

Внесение раскраски «Воздушный транспорт»

Изготовление оригами «Самолет»

Вынос игрового инвентаря на прогулку

Посоветовать подобрать иллюстрации воздушного транспорта для пополнения альбома «Транспорт»

Пятница

Тема «Транспорт будущего».

Вид детской деятельности

(Познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

1.Формировать умение вести непринуждённую беседу («Речевое развитие»)

2. Расширять представления детей о дорожных знаках. («Познавательное развитие»)

3. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей («Художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы:

-наглядные: рассматривание иллюстраций

-словесные: рассказывание, беседа

-практические: подвижная игра

Материалы и оборудование: набор иллюстраций «Транспорт»

Логика образовательной деятельности (Н.В.Лободина «Комплексные занятия в ДОУ», стр.70)

Музыка (по плану музыкального руководителя)

Утро

-Утренняя гимнастика

-Индивидуальная работа с Алиной С. – совершенствовать навык подбора нужного цвета и составления оттенков.

Итоговое мероприятие: «Путешествие в мир транспорта»

Прогулка 1

-Наблюдение за погодой.

-Индивидуальная работа с Димой К. -совершенствовать умение прыгать на 2 ногах с продвижением вперед.

-Игры с выносным материалом.

-Сюжетно-ролевая игра «Нам на улице не страшно»

Вечер

-Пальчиковая гимнастика «Паровоз»

-Дидактическая игра «Скажи по-другому»

-Дидактическая игра «Похож – не похож»

Прогулка 2

Наблюдение за проезжающим транспортом, светофором, дорожными знаками.

Индивидуальная работа с Викой Ю. – закрепить прыжки с места.

Игры с выносным материалом.

Подвижная игра «Кто быстрее, не нарушая правил, пройдет весь путь»

Изготовление альбома «Транспорт будущего»

Внесение раскраски «Космический транспорт»

Изготовление оригами «Ракета»

Вынос игрового инвентаря на прогулку

Посоветовать обращать внимание ребенка на дорожные знаки и правила дорожного движения по пути следования из детского сада домой.

Порекомендовать найти информацию про транспорт будущего и нарисовать рисунок для выставки в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Чудо нетрадиционной техники рисования"

Опыт работы на тему «Чудо нетрадиционной техники рисования»...

Чудо нетрадиционной техники рисования

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и предс...

Консультация для воспитателей на тему: «Чудо нетрадиционной техники рисования»

Консультация знакомит воспитателей с техникой нетрадиционного рисования с детьми...

Чудо нетрадиционной техники рисования

Нетрадиционные техники рисования в детском саду...

Чудо нетрадиционной техники рисования

В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, уч...

Консультация для педагогов «Чудо нетрадиционной техники рисования»

Консультация для педагогов  «Чудо нетрадиционной техники рисования»...

Методическая разработка (из опыта работы) "Чудо нетрадиционной техники рисования".

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение за...