"Формирование и развитие эстетических чувств дошкольников в ходе занятий изодеятельностью"
статья по рисованию по теме

Что подразумевает под собой эстетическое воспитание? Как способствовать возникновению эстетических чувств, развитию эстетического восприятия? Этим на основе своего опыта хочу поделиться с вами в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon estetika.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Эстетика имеет по своей сущности два направления  - идеалистическое и материальное. Под идеалистическим направлением подразумевается эстетика как философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром. Под материальным – сфера художественной деятельности людей.

     В переводе с греческого «эстетика»означает «чувствующий, чувственный». Это дает начало понятию «эстетическая категория» - Категории делятся на категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и ужасного, комического., азы знакомства с которыми начинаются уже в раннем детстве и являются неотъемлемой частью эстетического воспитания.

     

             Задачи эстетического воспитания

Обогащать духовный мир ребенка, воспитывать чувства. Вооружая детей опытом поколений, помочь им «открыть в себе человека», как сказал Ф. М. Достоевский, увидеть бесконечные перспективы человеческого совершенствования.

Развивать у всех детей способность быть читателем, зрителем, слушателем, т. е. способность и стремление воспринимать, оценивать, понимать художественную культуру в течении всей жизни. Научить детей отличать подлинные произведения искусства от антиискусства.

Дать сумму знаний, формировать навыки и умения  изобразительной грамотности или ручной умелости ( а также сумму знаний, умений и навыков, дающихся на музыкальных занятиях, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой ), раскрыть наиболее важные закономерности сложного процесса развития духовной культуры и ее роль в жизни людей, помочь детям овладеть языком искусства.

     Средством эстетического воспитания является и изобразительная деятельность. В этом ее основное значение.

     В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение к действительности - это способность воспринимать чувственный облик предметов и явлений как выражения внутреннего сходного человеку содержания, способность переживать свое единство с окружающим миром. Выделение свойств предметов (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства.

     Эстетическое восприятие направляется на предмет в целом, на его эстетический облик-стройность формы, красоту цвета и т. д. Для изображения предмета после целостного эстетического восприятия делают анализ составляющих частей. Закончить его нужно охватом предмета в совокупности всех свойств и дать оценку его облику, его выразительности, в результате чего возникает эстетическое чувство к предмету. Например, рисуя березу, после анализа строения ее частей нужно вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб, так как дети рисуют не просто березу, а ее образ, навеянный эстетическим чувством - печальная береза, задумчивая и т. д

     При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде проявляется и эстетическое чувство. Малышей волнует яркий цвет, блестящая поверхность; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта. По мере развития дети воспринимают более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовых сочетаний.

     Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета включает чувство цвета, чувство ритма, когда воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное сочетание его частей, например ветвей дерева, листьев комнатных растений. Оно может быть вызвано цельностью, гармоничностью формы предмета, например глиняных и керамических изделий. Чувство пропорций возникает при восприятии разнообразных построек.

     Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже становятся эстетические чувства.

     Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и т. д. Эту возможность важно использовать и при оценке, анализе готовых детских работ нужно стремиться к тому, чтобы дети давали самостоятельные эстетические оценки получившимся образам – веселый, например, мишка или задумчивый, испуганный и т. д

     Для эстетического восприятия готовых детских работ большое значение имеет их оформление – рамка, паспарту и т.п. Также это подчеркивает и уважительное отношение к детскому творчеству.

     Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетическое переживание, помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.

     Знакомя детей с произведениями прикладного искусства – дымковским промыслом, хохломским, городецким , гжельским и др.,у детей возникает эмоциональный отклик, радость , развиваются такие эстетические чувства, как чувство цвета, чувство композиции, чувство ритма, чувство симметрии, развивается способность различать стили, иметь собственное мнение и собственный вкус.

     Но наиболее доступной является возможность знакомить детей с живописными произведениями, их жанрами – портретом, натюрмортом, пейзажем, бытовым, историческим, батальным, мифологическим и т. п., используя для этого репродукции, а так же с творчеством художников-иллюстраторов. .Их выразительными средствами являются рисунок, колорит, композиция.

     Как научить детей видеть все это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного произведения – вот сложнейшая задача взрослого.

     Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детьми им необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных явлений в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания образа представляет собой « накладывание » имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведения искусства.

     Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку свое содержание. свой человеческий смысл, ассоциации, связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями .Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей с живописью следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Готовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть – не одно и то же. Нужно подготавливать ребенка, развивать точное внимание, выполняя конкретные задания, например, гуляя на прогулке можно предложить детям такие задания, как «найди два одинаковых листка, камня, ветки и т. д.», или « найди различия между двумя одуванчиками». и т. п. Материал для подобных заданий неисчерпаем и всегда под рукой. Специального внимания требует цветовой облик окружающего мира.

     Человеческий глаз различает огромное количество оттенков цвета, на практике же мы пользуемся скудным набором цветов-обозначений: красный, зеленый и т. д. В результате привычные слова подменяют собой реальные краски мира. Трава, листья – зеленые, снег – белый, небо – синее. А ведь небо бывает и алое, и зеленоватое, и голубое, и фиолетовое и насквозь прозолоченное солнцем. Нужно не упускать случая обращать внимание ребенка на многоцветье окружающего мира. Положите лист березы на широкий лист тополя и увидите разницу их окраски. А два кленовых листа разве совсем неотличимы по цвету.? Ребенок убедился в том, как непохожи предметы, казавшиеся одинаковыми. Теперь попробуйте найти два листа не похожих друг на друга. Между ними будут неоспоримые сходства. Такое же сходство можно найти между самыми различными предметами. Хорошо для этого поиграть в игру «что на что похоже», она развивает ассоциативное мышление, которое помогает детям видеть мир единым, целостным. Понимание того, что в мире нет двух одинаковых предметов и что нет  двух предметов, между которыми не было бы вообще никакого сходства очень важно для художественного восприятия.

     Нужно, чтобы ребенок был не только точным наблюдателем, но и мог чувственно воспринимать окружающий мир, понимать его настроение. Этому помогают и приемы перевоплощения, возможность соотношения своих чувств и чувств объекта наблюдения или изображения. Важно подвести ребенка к пониманию единства настроения, состояния изображенного с цветом, формой, линией, материалом, который для этого используется и также с композиционным решением.

     И в этом главная роль принадлежит взрослому, который учит целенаправленно рассматривать картину, слышать ее «музыку» ,откликаться сердцем на ее красоту, настроение и смысл, понимать, какими средствами пользуется художник, чтобы передать нам свои чувства, вызвать эмоциональный отклик и понимание.

     Для рассматривания репродукций необходим особый настрой, нужно попробовать отключиться от всех бытовых забот, вызвать у детей эмоциональный интерес и соответствующий настрой. Предлагая очередную репродукцию сначала предоставьте малышам самостоятельно внимательно рассмотреть ее, полюбоваться ею, чтобы первоначальный эмоциональный отклик шел от самих детей. В этом может помочь использование музыкальных произведений и художественного слова. После первых проявлений эмоций можно начинать диалог-беседу. Уважительно относитесь к чувствам каждого ребенка, выскажите доброжелательность, радость, если малышу удалось увидеть что-то особенное. В свою очередь расскажите, что порадовало и удивило вас. Находите сами и поощряйте детей находить интересные, точные оценки, определения, эпитеты, сравнения, выражающие чувства, индивидуальное видение. После рассматривания поставьте репродукцию на видное место, при всяком удобном случае обращайтесь к ней еще и еще, каждый раз отмечая и находя что-то новое и интересное В итоге, после проведения подобных мероприятий у детей воспитывается любовь к искусству, способность наслаждаться  красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным.

     Эстетическое воспитание осуществляется не только в ходе занятий изобразительной деятельностью. Это часть педагогического процесса, оно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в игре, занятиях, быту, на праздниках и развлечениях, связано с овладением детьми элементарными нормами поведения.

     Занимаясь эстетическим воспитанием детей во всех сферах их отношений, мы должны побуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни и в трудовой деятельности, воспитывать нетерпимость к безобразному  во всех проявлениях жизни, развивать воображение, творческие способности, стремление к самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования и развития патриотических чувств у дошкольников

Технология состоит из теоретических выкладок, описания  системы работы, изложения опыта работы и её результатов. В приложении даны конспекты занятий, перспективные планы, консультации для родител...

Доклад на тему: "Формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников"

Данный материал поможет родителям в воспитании у своих детей чувства патриотизма, чувства Родины....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»

Мы решили сделать серьёзный шаг в вопросе патриотического воспитания детей через прикосновение к истории своей семьи при активном участии родителей....

Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, его достопримечательностям, обы...

Тема: «Формирование эстетических чувств дошкольников в процессе приобщения к различным жанрам искусства» «Волшебная кисточка» или «Путешествие в мир искусства»

laquo;Волшебная кисточка» или «Путешествие в мир искусства»Цель: формирование эстетических чувств;Задачи:-учить детей различать виды искусства: архитектура, скульптура, график...

Интегративный подход к развитию эстетических чувств дошкольников

Реализовывать задачи воспитания эстетических чувств дошкольников в детском саду необходимо в раз¬личных видах детской деятельности: музыкально-художественной, игровой, двигательной, продуктивной, комм...