Интегративный подход к развитию эстетических чувств дошкольников
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrativnyy_podhod.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегративный подход к развитию эстетических чувств дошкольников
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия — миром людей, природы, предметным миром. И, конечно, важным составляющим воспитания дошкольников становится развитие эстетических чувств, которое выражается в приобщении детей к искусству, музыке, литературе, народной культуре. В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы линия развития эстетических чувств является обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Одна из основных целей дошкольного образования — формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
Особое внимание при определении содержания психолого-педагогической работы уделяется интеграции (то есть объединению, взаимопроникновению разных видов деятельности в один процесс), стремление к которой можно увидеть в детской деятельности современного ребенка. Ребенок любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. Возрастные возможности детей старшего дошкольного возраста, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку познавать прекрасное, выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами — звуками, красками, движениями, словом.
Реализовывать задачи воспитания эстетических чувств дошкольников в детском саду необходимо в различных видах детской деятельности: музыкально-художественной, игровой, двигательной, продуктивной, коммуникативной, с учетом принципа интеграции образовательных областей, а также в тесном взаимодействии воспитателей, специалистов и родителей воспитанников.
Музыка является одним из компонентов эстетического воспитания дошкольников. Основными задачами освоения дошкольниками раздела «Музыкальная деятельность» являются:
Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Задачи по образовательным областям, которые можно применять на интегрированном занятии могут быть следующими:
«Музыкальная деятельность»
Обогащать слуховой опыт детей. Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
Развивать певческие умения детей, умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Закреплять навык осознанного слушания музыки.
Развивать интерес к музыке, желание ее слушать, эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения.
Развивать эмоциональную сферу, способность к эмпатии. Обогащать представления о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства.
Стимулировать речевое творчество детей, связную описательную речь.
Обогащать словарный запас новыми словами.
«Речевое развитие»
Воспитывать способность понимать настроение произведения, образность поэтических текстов.
Способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности.
«Познавательное развитие»
Расширять представления детей о тематическом многообразии детских музыкальных произведений.
Развивать воображение, любознательность.
«Физическое развитие»
Развивать мелкую и крупную моторику.
Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.
«Изобразительная деятельность»
Использовать средства изобразительной деятельности для закрепления результатов восприятия музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование и развитие эстетических чувств дошкольников в ходе занятий изодеятельностью"
Что подразумевает под собой эстетическое воспитание? Как способствовать возникновению эстетических чувств, развитию эстетического восприятия? Этим на основе своего опыта хочу поделиться с вами в стать...
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДОЛШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ (теоретические аспекты)
Интерес к проблеме интеграции в наше время возрос в связи с ускорением научно-технического прогресса, усилением интегративных функций в развитии науки, образования, политики, производства, техни...
«Музейная технология как инновационный подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»
Сообщение из опыта работы «Музейная технология как инновационный подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»...
Тема: «Формирование эстетических чувств дошкольников в процессе приобщения к различным жанрам искусства» «Волшебная кисточка» или «Путешествие в мир искусства»
laquo;Волшебная кисточка» или «Путешествие в мир искусства»Цель: формирование эстетических чувств;Задачи:-учить детей различать виды искусства: архитектура, скульптура, график...
«Инновационные подходы к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Прозрачный мольберт»
Нетрадиционные техники рисования...
Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год
Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...
Консультация для педагогов на тему: «Современные подходы к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников по ФОП»
Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...