ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»
статья (старшая группа) по теме
Мы решили сделать серьёзный шаг в вопросе патриотического воспитания детей через прикосновение к истории своей семьи при активном участии родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Савицкая Е.К. воспитатель,
МДОУ №13 г.Новодвинск
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем «Букваре».
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается,
С той песни, что пела мне мать….
С чего же начинается все самое важное в жизни для ребенка? Конечно же, с семьи: мамы, папы, родственников, их традиций, истории и обычаев и т.д.
Мы решили сделать серьёзный шаг в вопросе патриотического воспитания детей через прикосновение к истории своей семьи при активном участии родителей.
В своей работе с детьми и родителями мы руководствовались государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года № 422. Определились основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: « В здоровом теле – здоровый дух». А задача патриотического воспитания детей неразрывно связана с воспитанием здорового образа жизни.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Наиболее результативным, интересным и привлекательным, как показала практика, в формировании целостного, системного подхода в развитии у ребенка гражданско-патриотических чувств является метод проектов. Проектная деятельность - это коллективная деятельность, в которой участвуют: педагоги - дети - родители. Данная деятельность предполагает совместное, коллективное продумывание, организацию, реализацию плана действия, где сохраняется индивидуальность каждого ребёнка.
Таким образом, решая задачи эффективного взаимодействия детского сада, семьи и общества, мы разработали проект: « Где родился, там и пригодился»
Цель проекта: воспитывать чувства гражданственности через любовь и уважение к своим близким.
Этот проект реализовал следующие задачи:
- Формировать знаний детей о том, что история их семьи неразрывно связана с Родиной.
- Воспитывать в детях чувство гордости за своих родных, желание, став взрослым, встать на защиту своей семьи и страны.
- Способствовать гармонизации детско-взрослых отношений в совместной деятельности.
Этапы реализации проекта:
- Исследовательский (анкетирование родителей)
- Практический (занятия, беседы, консультации, памятки, развлечения, игры, упражнения и т.д.)
- Итоговый (занятие «7 Я», создание альбома памяти, фотовыставки «Мой папа военный», «Они сражались за Родину», создание семейного древа и герба)
Как показали результаты опроса родителей, многие из них не знают содержания патриотического воспитания, не видят своего участия в плане формирования гражданско-патриотических чувств детей. В этой связи решалась сопутствующая задача - привлечь родителей к совместной работе по патриотическому воспитанию дошкольников.
Одновременно с тем родители выразили согласие, что очень важно для становления личности ребенка знать историю своей семьи и своего рода, познакомиться с традициями, обычаями и ценностями своей семьи, которые являются частью общей российской культуры и истории и в тоже время уникальны.
В ходе проекта были проведены следующие мероприятия:
- Занятия: «Такие разные гербы», «Традиции семьи», «Ордена моего деда», «Бронзовый солдат», «Как солдат стал солдатом». Итоговое занятие с детьми и родителями «7Я»;
- Продуктивная деятельность: рисование «Мы рисуем герб своей группы», «Портрет моей мамы», «Моряки, солдаты»; конструирование «Летят самолеты»; пластилиновая аппликация «Подводные лодки»; оригами «Головные уборы», «Солдатские письма»; аппликация «Ордена и медали»;
- Беседы с детьми: «Из истории герба», «Герб группы», «Знакомство с родословным древом», «Как стать сильным», «У всех есть родина», «Почему армия родная», «Сила не в росте», «Аллея победы»
- Игровая деятельность: д/и «Составь герб», «Какая моя мама» (бабушка, папа, дедушка), сл/и «Кто кем приходится», «Угадай, кто это?», «Продолжи пословицу», н/п игры «Моя семья», «Древнерусское оружие и доспехи», «Кольцо и меч», игра «Разгадай ребус»;
- Театральная деятельность: драматизация русских народных сказок, затрагивающих семейные отношения «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», этюды по былинам о Русских богатырях.
- Чтение художественной литературы: Алексеев «Рассказы о Суворове», «На границе», «Дедушкины медали», «Илья Муромец и Соловей разбойник» - былина, А Митяев «Почему Армия всем родная», Лермонтов «Бородино», В Коржаков «Что случилось на границе», Пантелеев «Честное слово», Тихомиров «Солдатом быть - Родине служить», Ю.Коваль «Алый», С Михалков «Служу Советскому Союзу», В.Драгунский «Сестра моя Ксения», пословицы, поговорки, стихи, загадки; сказки для закрепления понятия «семья», А.Лопатина, М.Скребцова «Беседы и сказки о семье»
- Составление творческих рассказов: «Как я помогаю дома», «У нас так принято», «Мамы всякие важны» (профессии), «Традиции в нашей группе»; составление рассказов по иллюстрациям о ВОВ, по репродукции картины В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича» - батальная живопись, «Три Богатыря»; рассказы детей о членах семьи, которые служили в армии или воевали;
- Развлечение с детьми и родителями «Большие гонки»
- Экскурсии по аллее Победы, к памятникам воинов погибших в ВОВ и Афганистане;
- Консультации для родителей: «Традиции твоего дома», «Как создать родословную и герб своей семьи»;
- Создание альбомов: «Моя дружная семья», «Книга памяти»; «Солдатом быть - Родине служить»;
- Оформление фотовыставок: «Мой папа - военный», «Они сражались за Родину», «Мама на работе».
Особенность проекта в том, чтобы было интересно и детям, и родителям. Опыт показывает, что если взрослому будет скучно, то и заинтересованность ребенка быстро исчезнет. Поэтому все творческие задания по проекту ребенок мог продолжать дома с родителями.
Результаты проекта:
- дети приобщились к истории Отечества через историю своей семьи в ходе продуктивной деятельности (создания альбомов, семейных гербов, генеалогических древ, фотовыставок)
- отношение в семьях стали более доверительными, близкими, гармоничными, что подтвердили наблюдения, беседы с детьми, опросы родителей.
- проект способствовал формированию чувства гордости за своих родных, вызвал желание, став взрослым, защищать свою семью и страну.
Таким образом, мы считаем, что наш проект достиг цели: воспитание чувства гражданственности через любовь и уважение к своим близким, так как дети узнали много о своих семейных традициях, важных событиях, о прошлом семьи. Многие с гордостью рассказывали о своих прадедушках и прабабушках. Самое важное, что дети узнали о жизненных ценностях семьи, чем живут их родители. Ведь именно ценности и историю своей родительской семьи будет продолжать, и обогащать ребенок в той семье, которую создаст уже сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование здорового образа жизни дошкольников, в ходе реализации проекта "К здоровой семье, через детский сад""
В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития....
стендовый доклад "Формирование здоровьесберегающего поведения у детей в ходе реализации проекта “Как устроен человек”.
За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. Поэтому очень важным на сегод...
Воспитание патриотизма и гражданственности у дошкольников в ходе реализации проекта по патриотическому воспитанию «Растим патриота»
В статье преддставлен опыт работы по патритическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Формирование гражданского патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства.
Научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела....
«Формирование компетенции у дошкольников в ходе реализации проекта по семьеведению»
Компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно их формирования в условиях дошкольного учреждения. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых ко...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА ГАРМАЕВОЙ Т.Д. ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности» на 2022-2023учебный год
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАГАРМАЕВОЙ Т.Д.ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности»на 2022-20...
«Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» (из опыта работы)
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинае...