КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
материал по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ
ГРУППЕ
ТЕМА: «Уральская роспись». Прялка.
ЦЕЛЬ: Знакомство с уральской росписью. Обучение приёмам
работы кистью (разживкой, приписками).
ЗАДАНИЕ: Роспись прялки.
МАТЕРИАЛ: Бумага, гуашь, кисти, контуры прялок.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: Изделия декоративно-прикладного
искусства, украшенные Уральской росписью.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: прибаутка « Уж ты прялица»,
Т. Шпикалова « Русские северные прялки».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Уральская песня «Ой ты прялица,
ты прялица моя», русская народная песня «Прялица».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение «Сказки про деда
Еремея».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети под русскую народную песню « Прялица» входят в русскую
избу. Не спеша рассаживаются за длинный стол. У окна сидит пряха, прядёт пряжу.
- Здравствуй, красна девица-, здороваются дети и воспитатель.
- Чем это ты занята?
- Я пряду пряжу.
- Расскажи нам девица о своём ремесле.
Раньше в каждом христианском доме были прялки. На них пряхи пряли нити. Из них ткали полотно, а из полотна шили разную одежду- сарафаны, рубахи, бельё.
О прядении пряжи (кудели) в народе говорили так « Сяду на хвост, да руками за бороду подёргаю». Прялку ставили на скамейку, и пряха садилась доску- донце. Мастера умельцы украшали её и лопасть прялки резьбой и росписью. Рисовали цветы, ягоды, круги солнца, сказочных птиц, животных: совушку, райских птиц, синюю птицу счастья, золотого петушка, льва.
Птицы в Уральской росписи символизировали женщину, хранительницу очага и поэтому по характеру они встревоженные и беспокойные. А лев, мужской образ, наоборот спокоен и умиротворён. Они оберегали дом.
Ягодка- (кружок, выполняемый вращательным движением кисти вокруг оси (объяснение сопровождается показом на мольберте)) основной элемент Уральской росписи. На её основе можно нарисовать ягодку-бутон, двойную ягодку, цветок шиповника, купавки, раскрытые стручки горошка.
Воспитатель показывает три этапа выполнений элементов росписи: подмалёвок (пальцем наноситься цветовое пятно, определяющее место элемента в композиции), разживка (изображение выполняется кистевым мазком двумя цветами – один основной, другой моделирующий белый), приписки (кисть ставится вертикально на кончик, проводиться линия с лёгким нажимом и резко поднимается вверх- получается наплевидный мазок, с одной стороны острый, с другой закруглённый).
Ребята, давайте ненадолго превратимся в Уральских умельцев и попытаемся научиться рисовать узоры сначала на листочках, а потом на прялках (показываю шаблоны).
Звучит музыка, дети приступают к рисованию. Сначало осваивают технику рисования на листочках, затем расписывают прялки. В конце занятия смотрят, что получилось. Закрепляют название техник рисования, названия росписи.
Ребята, а на следующем занятии мы с вами отправимся в гости к домовёнку Кузе и прялки свои с собой возьмём. Они нам пригодятся. А для чего- вы потом сами узнаете. А теперь нам пора
прощаться.
Дети благодарят пряху и уходят, взяв с собой свои работы.
КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ МКДОУ ЦРР ЧЕСМЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД « БЕРЁЗКА»
ПРОВОДИТ ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
ЛЫЧАГОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА.
ТЕМА: «Дворец для Весны- вёснушки».
ЦЕЛИ:
1.Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с оттенками цвета, разделив их на тёплые и холодные.
- Совершенствовать навыки работы в технике аппликации с использованием геометрических форм.
2. Развивающие:
- Развивать чувство композиции, учить красиво располагать изображение на плоскости;
- Развивать творчество, умение придумывать своё изображение и воплощать свой замысел на бумаге, самостоятельно выбирая изобразительные средства.
3. Воспитательные:
- Воспитывать детей на народных традициях, обычаях, знакомить с русскими праздниками, прививать любовь к устному народному творчеству и народной музыке.
Предварительная работа: Беседы о весне, о русских обычаях и праздниках, участие в них, разучивание стихов, песен, закличек. Изготовление цветной мозаики из геометрических фигур.
Материал: Альбомный лист, тонированный с изображением стены дворца, цветная геометрическая мозаика для украшения, ножницы, клейстер, клеевые кисти, салфетки, кукла-весна, русская народная мелодия.
Литература: « Народное искусство в воспитании дошкольников»
Т.С. Комарова. Стр.105.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети рассаживаются за столы, на которых всё приготовлено для проведения занятия.
Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает?
Какое же из прекрасных времён года мы с вами сейчас переживаем? Да конечно же это Весна.
Пришла Весна- веснушка
Весёлая гостюшка,
Водяная, ветряная,
Травяная, солнечная
Стали дни погожие
Вот и мы знать дожили
До Весны до веснушки
До весёлой гостюшки.
Вспомните весёлый праздник Масленицы, когда мы всем детским садом зазывали и встречали Весну- красную с блинами, горячим чаем, с весёлыми песнями, играми и хороводами. Девочки наряжались в русские платки, шали, а мальчики своими шутливыми нарядами веселили нас всех. А какая Весна красавица к нам приходила. Это была молодая, стройная как берёзка, красивая девушка, одетая в ярко зелёное, русское, расшитое узорами, платье, с цветочным венком на голове. С её приходом у нас добавилось яркого солнечного света, тепла, пения птиц, потекли звонкие ручьи, настроение наше стало радостным и весёлым. Вот у меня есть даже фотографии этого праздника. Посмотрите сами и передайте гостям. Очень весёлый праздник у нас тогда получился.
А теперь посмотрите сюда. Вот в этом уголочке изостудии стоит дворец. Вы не подскажите чей это дворец?
Ответы детей.
Да конечно же, это дворец Снежной Королевы: ледяной, холодный, колючий. Вон какие острые лучики у льдинок, которые украшают его.
Какого он цвета?
Ответы детей.
Правильно, белый, и дорожка вдоль дворца вымощена голубыми, синими, белыми камушками льдинками. Это холодные краски.
Как вы думаете, может ли Весна- красна жить в таком дворце? А почему?
Ответы детей. ( Замёрзнет, цветы её в венке замёрзнут и т.д.)
А может ли дворец Весны быть похожим вот на этот?
Ответы детей.
А почему вы так решили?
Ответы детей.
Да конечно же! Это дворец тёплых красок ( показываю и вместе с детьми называем цвета). От него идёт тепло и дорожка здесь посмотрите-ка из каких камушек вымощена. Здесь могут расти цветы, селиться и жить птицы. И нашей красавице Весне в нём будет уютно. Обратите внимание на то, что и у дворцов есть окна, двери, крыши.
Вам я сегодня предлагаю украсить дворец для Весны. В ваших тарелочках лежит геометрическая мозаика, которую мы с вами приготовили заранее. Придумайте свои узоры и украсьте стену дворца. Сначала просто выложите узор не наклеивая, посмотрите, нравится ли вам и только потом начинайте клеить.
Звучит народная музыка, дети приступают к выполнению задания. В это время подхожу к детям, испытывающим затруднения, и мы вместе составляем украшение для дворца. Попутно закрепляем цвет и название геометрических фигур. Слежу за правильной последовательностью выполнения аппликации.
Ну вот, дворцы готовы, какие они получились разные. Давайте посмотрим несколько из них ( несколько работ помещаем на мольберт)Отмечаем их разнообразие решений, работу именно с оттенками тёплого цвета, аккуратность выполнения. Хвалю детей. Предлагаю всем остальным поднять свои работы и показать их товарищам. Кукла- Весна благодарит детей,хвалит.
СКАЗКА ПРО ДЕДА ЕРЕМЕЯ.
Жил в наших краях старичок один. Еремеем его звали. Зверя, птицу в лесах добывал, рыбу в реках, озёрах ловил. Тем и кормился. Домишко у него хоть и крепкий был, да тёмный, неудобный. Плохо в нём жилось Еремею. Как за теплуху берётся, так рогатые черти выскакивают и ну из угла в угол скакать, угольками перебрасываться. Того и гляди до пожара доведут. Сядет Еремей за самовар чайком побаловаться, а кикимора болотная тут как тут: « Почему без меня чай пьёшь? И давай галить, зубы скалить, да тиной болотной, вонючей брызгать. Какой уж тут чай! А то пауки да тараканы по углам расползутся, али другая какая нечисть поганая тьмой тёмною застелет пол да закроет стены.
Терпел- терпел дед Еремей да и вон из дому- то и ушёл. Накинул на плечи пониточек и пошёл в лес куда глаза глядят! Бродил- бродил по лесу- то да пенёк присел, уставши. Задумался о своём невесёлом житье-бытье. Вдруг, слышь-ка, будто лопочет кто-то! Глянул Еремей- стоит человечек, росту небольшого, не то мужик, не то подлеток какой.
- « Ты кто?» - спрашивает Еремей.
- « Я-то? Домовой- отвечает человечек.
- Только не при деле состою. Жду, может кто в дом позовёт. Нам домовым, негоже самим дом заводить. А ты чего тут, в лесу обитаешь, али тоже дома нет?
- Да есть дом-то, - говорит Еремей- только худо там!»
И рассказал он о своём горе.
- Это беда-не беда!- говорит домовой.
- Помочь могу, только позови!»
Согласился дед: - « Что ж попробуй, а не выйдет- ничего, вместе так и останемся в лесу бедовать!» « Погоди тут, а я на твоё жило погляжу,» - сказал домовой и исчез.
Сидит Еремей да думает « Что же он один с такой оравой лихой сделает? Помочь надобно!» Подходит к дому, и блазниться ему, что дом ходуном ходит. Домовой- то неглупый, знает как дела такие вести. Позвал он сову на подмогу, а та как ухнет, так кикимора из избы кубарем покатилась да прямиком в болото! А черти, слышь – кА лютуют! Загалили, по углам скачут! Ясно дело уходить не хотят1 Да домовой не оплашал. Расстегнул пониточек, а оттуда голуби белые выпорхнули и ну чертям в глаза клевать, по всей избе гонять. Присвистнул домовой, и вдруг, откуда не возьмись, вьюнок по стенам пополз. Цветочек с виду хиленький, да крепкий. Стянул ноги с копытами и ну чертей с теплухи забрасывать.
Еремей как увидел, что в доме то стало, обрадовался, давай домового благодарить. А тот говорит: « Потом спасибо скажешь: утро вечера мудренее! Поди-ка спать!»
Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал. Все углы, простеночки, потолки да двери узорами разукрашены! И так ему хорошо да легко на душе стало, что не высказать словами. С тех пор дед Еремей и домовой вместе жить стали. Только его, домового-то, никто не видит. Домовой –он на то и домовой, чтоб дом в порядке содержать, до хозяину помогать, а не бохвалиться попусту!
Бывает порой скучно станет Еремею, так домовой сядет с ним, чаю попьёт, о житье- бытье побалясничает да и снова спрячется!
С тех пор, как Еремей с домовым жить стали да в избе на стенах цветы развели, старики стали поговаривать, будто он и улыбаться чаще стал. Охота, рыбалка у него удачнее стали. В ту пору зверя разного в лесу много водилось, не то что нынче. Бывало, даже зверь на человека нападал.
Изба Еремея от остальных изб в деревне стояла далеко. В лесу он жил. Вот навадился к нему волк захаживать. Да волк-то необычный был: весь чёрный, шерсть дыбом, и ружья не боялся. Еремей и капканы на него ставил, и из ружья в него палил, да только всё не мог отогнать от дома.
И стал Еремей бояться выходить из дома. Всюду ему тот волк блазнился. Раз по весне туман сильный случился. На пять шагов отойдёшь- и дома не видно! Вот накинул Еремей пониточек и вышел из дому дровишек для теплухи набрать. Только вышел – то – за спиной волчий рык! Испугался дед, оглянуться не может. Вдруг прямо перед тень мелькнула в тумане. В тумане обычно всё больше да страшнее кажется, а тут вообще что-то странное вышло: большое чудище, на кота похожее, да только ещё и грива большая на голове имеется!
Сцепились волк и это чудище друг с другом! Еремей от испуга закрыл глаза и открыл их только тогда, когда тихо стало. Глядит чудища нет, а перед ним на земле только шерсть волчья лежит. Сам не помнит, как до дома добрался. Сел у теплухи и дрожит весь. Вышел на свет домовой и давай выспрашивать деда, что да как, чем он так напуган. Еремей ему всё и рассказал.
Задумался домовой, а потом улыбнулся и говорит:
- Слышал я, что в дальних странах живёт такой зверь. Львом его величают. Вот он-то тебя от волка и спас! Надо было его в дом позвать, пусть он дом оберегает, всякую нечисть в него и не пускает! Сказал так-то и исчез. А утром Еремей на простенке у входной двери увидел своего спасителя, грозного льва.
С тех пор к его дому ни один злыдень не подходит. И зажил Еремей спокойно и счастливо.
Е.Г. Лопатина « Сказка о том как появилась Уральская роспись»
И.И.Лопатина « Сказка о том, как лев спас деда Еремея»
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ
« В ГОСТЯХ У ДОМОВЁНКА КУЗИ»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день! Мы приглашены в гости. Догадайтесь, кто нас пригласил (ответы детей). Ни за что не догадаетесь. Наш друг домовёнок Кузя ждёт нас за накрытым столом в нашей гостеприимной избе! Ну что, пойдём?
( Дети вместе с воспитателем отправляются в музыкальный зал, в котором оформлена русская изба. Звучит музыка М.Мусоргского « Баба Яга». Раздаётся голос «Я чудище чёрное! Я чудище дымное! Не пущу в избу радость. Прогоню из неё смех и веселье!»)
Воспитатель: Ребята, что же нам делать? В избе домовёнок Кузя нас ждёт, приготовил сюрприз, а мы войти не можем! Как нам справиться с чудищем (Ответы детей).
Вспомните сказку про деда Еремея. Кто помог ему прогнать из избы нечисть, зло и несчастье. Как домовой это сделал? (Ответы детей).
Правильно, он на всех стенах в избе Еремея расписал оберёги. Вспомните побыстрее, какие элементы Уральской росписи оберегают дом от зла и нечисти.
Ребята я приготовила ваши работы, хотела подарить их домовёнку Кузе, потому что негоже идти в гости с пустыми руками.
А ваши работы это оберёги. Давайте наклеим их на чудище дымное, чудище чёрное и тем самым прогоним его из избы и пройдём в гости к Кузе.
( Дети заклеивают чудище своими работами. Раздаётся голос чудища: « А-а-а, вы победили меня! Я не могу теперь бороться с радостью и весельем. А-а-а!»)
Воспитатель: Ребята, мы победили чудище дымное, чудище чёрное. Ай да мы молодцы!
( Звучит музыка, дверь в избу открывается).
Кузя: Здравствуйте ребята! Молодцы что помогли мне прогнать чудище дымное. Так оно нас напугало. Хозяйка моя до сих пор в себя прийти не может. Эй хозяйка! Посмотри, гости на пороге.
(Хозяйка всплеснула руками).
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие!
Воспитатель: Дети, что нам хозяйка пожелала?
Дети: Здоровья!
Воспитатель: Здоровье- самое дорогое, что есть у человека, вот почему это наиболее частое приветствие. И мы с вами, чтобы показать, что мы люди добрые, хотим принести хозяйке в дом счастливую долю. Что же мы можем пожелать?
Дети: Здоровья, счастья, богатства. Здоровенько ли живёте, всё ли вы можете? Хозяюшка, помогай вам Бог, хлеб да соль вам!
Воспитатель: Давайте покажем, что мы пришли с добром- поклонимся три раза как положено. ( первый –на икону, второй – на хозяина, третий – на хозяйку).
Хозяйка: Проходите детушки – касатушки. Не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?
Хозяйка: Кузя! Гости у нас, а изба не прибрана, печь не топлена, угощение не готово. Что делать, незнаю?
Кузя: Не волнуйся хозяйка, для того и живут домовые, чтобы хозяевам помогать, да дом оберегать. Занимайся своими домашними делами, а я гостей развлеку.
( Хозяйка накрывает стол).
Кузя: Приготовьте ушки, глазки
Расскажу я вам сказку
Жила была девочка Машенька
(Показывает куклу)
Вот она, Машенька наша.
Девочка клубничка, румяное личико,
Щёчки что яблочки, губки что ягодки,
Носик курносик, пуговкой.
Глазки серенькие, зубки беленькие
Какая красавица! И очень она
Любила сказки, да не простые а докучные.
Хотите расскажу?
Дети: Да!
Кузя: Жил – был Яшка, расписна рубашка. Пошёл Яшка в лесок, набрал грибов туесок. Домой побежал, в ямку упал, все грибы растерял. Рассказывать дальше?
Встал, отряхнулся, грибы собрал, поясок завязал, по дорожке побежал, споткнулся, перевернулся, опять упал, все грибы растерял. Рассказывать дальше?
Яшка встал, штаны отряхнул, губы надул, грибы все собрал, опять побежал, об кочку запнулся, на дорожке растянулся…. Рассказывать дальше?
Дети: Нет!
Кузя: А наша Машенька тоже любит гулять, да в игры народные играть.
Игра «Сиди Яша».
Кузя: Вот как хорошо поиграли. Только Маша наша загрустила. Капризная стала, наверное спать хочет. Давайте покачаем её, да колыбельную споём.
Баю-баю-баюшок!
Ложись Маша на бочок,
На пуховую кровать
Будем Маша крепко спать.
Баю-баю-баюшок!
В огороде петушок
Петя громко поёт
Маше спать не даёт.
Входит петушок.
Петушок: Ку-ка-ре-ку!
Хозяюшка: Ах ты, Петя петушок, золотой гребешок, как ты громко поёшь, нашей Маше спать не даёшь!
Петушок: Я- петушок голосистый, всегда громко пою, деикам спать не даю.
Хозяюшка: Петя – петушок, ты лучше зёрнышки поклюй и не пой так громко. Нам нужно Машеньку спать уложить.
Кузя: Мы споём Петушку песенку, Машенька послушай.
Песня «Петушок».
Петушок: Уважили меня, спасибо!
Хозяйка: Угощайся, Петя.
( Подаёт ему на блюдце зёрнышки, Петушок прощается, уходит).
Хозяйка: Лизонька, спой колыбельную песенку Маше, да покачай её.
Лиза:
Ой, люли, люли, люли!
Прилетели журавли
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип,
Не будите Машу
У нас Маша спит, спит!
( Слышится мяуканье, появляется кот).
Хозяйка: Ой, да это кот Васька к нам бежит.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые.
Васька, ты пришёл Машеньку покачать?
Кот: Может я ей песенку спою.
Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок,
Нарядился, воротился
Стал он люлечку качать,
Баю-баю, баю-бай!
Спи Машенька скоренько!
Встань Машенька с Зоренькой!
Хозяйка: Нет! Не спит Машенька. Может Никита её укачает?
- Баю-баю, баю-бай
Ты собаченька не лай,
Петушок не кричи,
Нашу Машу не буди.
- Люли-люли-люленьки!
Прилетели гуленьки,
Стали гули ворковать,
Нужно Маше крепко спать.
Хозяйка: Ложись Маша в колыбельку. Подушечка мягкая, периночка пухова, одеяльце тёпленько. Вот какая хорошая колыбелька! Спи Машенька засыпай.
Кузя: А можно мне покачать Машеньку? (поёт колыбельную)
Хозяйка: Посмотрите ребята, уснула Маша. Крепко спит каприза. Пусть спит. А мы пойдём чай попьём, да гулять отправимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»
Программные задачи: Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). Закрепить умение детей создавать декоративную композици...
Конспект занятие по рисованию в старшей группе. Рисование с элементами аппликации. «Нежные подснежники»
Задачи:Научить детей воплощать в художественной форме свои представления о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать аппликативную технику. Формировать композиционные умения. Развивать чув...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования
Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции, они с огромным желанием рисуют, творят и соч...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Рисование осеннего цветка-Дубок».
Цель: Рисование растения - дубок.Образовательные задачи:- Учить рисовать растения; правильно передавать строение: дубок: кустовое растение с цветущими красными цветами; передавать вел...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования
Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции, они с огромным желанием рисуют, творят и соч...
Образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (рисование). Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дом в котором я живу»
Образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (рисование).Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дом в котором я живу»Образовательная область: худож...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели"
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели"Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное р...