Тематическое планирование образовательной области "Художественное творчество" для старшей группы
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа) по теме
Тематическое планирование образовательной области "Художественное творчество" для старшей группы детского сада компенсирующего вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablica_perspektivnyy_plan_po_izo.docx | 114.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | Лексическая тема | НОД | Программное содержание | Материалы и оборудование | Предшествующая работа | Литература |
Сентябрь | Части тела. Предметы ухода за телом. | РИСОВАНИЕ 1. «Голова человека», 2. «Петя- шнурок, узелок» | 1.Закрепить знания о жанре портрета. Учить рисовать лицо человека, передавая его особенности, используя вспомогательные линии для наиболее точного расположения частей лица человека. Показать приемы и способы изображения глаз, губ, носа, ушей. Развивать чувство композиции. 2. Учить рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции при передаче частей тела.Развивать самостоятельность. | 1.Простой карандаш, репродукции с изображением портретов 2. Цветные карандаши | 1.Беседа «Я - человек», «Об удивительных превращениях пищи» Сказка «Маша и медведь» 2. Пособие «Двигающийся человечек» на на фланелеграфе. | Комарова Т.С., с.83 |
АППЛИКАЦИЯ «Дружные ребята» | Закрепление навыка ленточной аппликации, уточнить ее специфику и раскрыть символику (дружба, взаимопомощь). Развивать композиционные умения, чувство цвета. | Полоски цветной бумаги, ножницы, клей. | А.Барто «Вовка – добрая душа» | Лыкова И.А., с.124 | ||
ЛЕПКА « Голова человека» | Дать детям понятие об объемном изображении головы, лица человека - бюсте (дать знания о скульптурном портрете). Учить лепить голову и лицо человека из формы шара (голова) и цилиндра (шея). Закрепить приемы лепки: нос, брови -прищипывание и вытягивание; волосы- способом налепа. Закрепить понятие о симметричности лица. | Пластилин (глина), стеки, скульптурные фигуры малых форм | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | |||
Грибы. Ягоды. | РИСОВАНИЕ «Ветка рябины в вазе» натюрморт | Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди) | Акварельные краски, альбомный лист, веточка рябины в вазе. | Рассматривание рябины, её плодов. | Комарова Т.С., с.114 | |
АППЛИКАЦИЯ«Осенние картинки» | Создание сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян. Развитие чувства цвета и композиции | Акварельные краски, альбомный лист,засушенные листья. | Приготовление листьев для работы: сбор, засушка. | Лыкова И.А., с.48 | ||
ЛЕПКА «Как мы в лес по грибы ходили» | Учить лепить грибы конструктивным способом (белый), пластическим (лисички); Передавать характерные особенности: у белого гриба ножка толстая и большая шляпка, оттягивать ножку у лисички, прорисовывать вилкой. | Пластилин белого, оранжевого, коричневогоцвета Показ способов выполнения; | Пальчиковая гимнастика "Грибочки" В.Катаев «Грибы» С.Аксаков «Грибы» В.Сутеев «Под грибом» Р.н.с. «Война грибов» Загадки о грибах | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
Осень.
| РИСОВАНИЕ 1."ОСЕННЯЯ БЕРЕЗА" | Учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона),осеннюю окраску листвы, обучать правильным способам действия полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для образования листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ белоствольной стройной березы. Следить за правильной осанкой при рисовании. | Иллюстрации с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти - мягкая и жесткая, краски. Голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнения в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью; кисточки мягкие и щетинистые, краски гуашь. . | Рассматривание осенних пейзажей, беседа по картинам, заучивание стихотворения А. Кушнера "Что я узнал?" | Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 29 | |
АППЛИКАЦИЯ 1."УЗОР В КРУГЕ" (из листьев и мелких цветов) -декоративное , 2. "ВЕТКА С ОСЕННИМИ ЛИСТЬЯМИ"
| 1.Познакомить в новым видом аппликации - флористикой, аппликацией из листьев, цветов, трав; учить составлять композицию из листьев в круге, аккуратно наклеивать, развивать творчество, трудолюбие, художественный вкус. 2. Закреплять у детей умение из бумаги, сложенной вдвое, вырезать симметричные формы, из бумаги, сложенной в несколько раз, получая одинаковые листья, красиво располагать их, закреплять правила обращения с ножницами, развивать эстетическое восприятие. Продолжать учить детей убирать свое рабочее место по окончании работы. Анализировать свою выполненную работу, и работу товарищей | 1.Тонированная бумага в виде круга, засушенные растения (листья, цветы), клей ПВА, кисть, клеенка, ножницы, тряпочка, образцы. 2.Тонированный альбомный лист , заготовка для вазы, полоска желтой, оранжевой, красной бумаги для листьев, коричневый фломастер или карандаш, клей, кисти, клеенка, тряпочка, поднос. | 1.Сбор и засушивание листьев и цветов, составление композиции из засушенных растений. 2.Рассматривание осенних веток, картин. | 1. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. 2. Казакова "Развивайте у дошкольников творчества" стр. 148 | ||
ЛЕПКА 1.ЛЕПКА " ЧУДО-ДЕРЕВО" , 2. "ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛАСТИНА "ВЕТКА РЯБИНЫ" | 1.Познакомить детей с новым способом составления объемной мозаики - модульной лепкой, а именно составление из бесформенных кусочков, учить детей отщипывать, отрывать или отрезать стекой небольшие кусочки и создавать из них образ украшенного дерева, показать способ лепки дерева, развивать у детей самостоятельность в украшении поделки, используя природный материал. 2. Учить детей точно передавать форму, величину и другие особенности ветки рябины, всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие; учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение; формировать умение оформлять декоративную пластину, присоединять вылепленные детали к основе, оформлять край пластины; развивать творчество, трудолюбие, желание доделать поделку до конца. | 1.Образец, пластилин, стеки, дощечки, природный материал. 2. Соленое тесто, клей ПВА, стеки, дощечки, образец, ветка рябины. | 2. рассматривание ветки рябины. | 1.И.А. Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр.27-29 2. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
Октябрь | Хлеб. | РИСОВАНИЕ «Хлебное поле» | Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки. | Картина И. А. Шишкина «Рож», альбомный лист бумаги, акварельные краски | Экскурсия в хлебный магазин Знакомство с картиной И.А. Шишкина «Рожь», Т.Яблонской «Хлеб» М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб» Л.Кон «Пшеница», «Рожь» (из «Книги о растениях». Презентация « Путь хлеба к нашему столу » | |
АППЛИКАЦИЯ «Колосок» | Учить складывать круг в несколько сложений и вырезать по прямой. Делать работу из нескольких деталей, создавая колос. Располагать детали от самой большой, до самой маленькой. | 3-4 круга (слабая подгруппа – 3, сильная – 4,5), ножницы, лист бумаги А-5. Образец поэтапного изготовления работы в электронном виде. | Сказка «Колосок», «Гуси-лебеди» Пословицы и поговорки о хлебе | Конспект | ||
ЛЕПКА "Хлеб, хлебобулочные изделия" | Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки. | Пластилин , стека, картинный материал разных видов хлебобулочных изделий. | Чтение рассказа Г. Лагздыня «Похождение хлебного человека», С. Шуртаков «Зерно упало в землю», белорусская народная сказка «Легкий хлеб». Заучивание поговорок о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт». | |||
Овощи. | РИСОВАНИЕ «ЧТО СОЗРЕЛО В ОГОРОДЕ» | Учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей; работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного лис бумаги; закрашивать предметы по форме широкими закругленными линиями, держа кисть плашмя. | У воспитателя предметные картинки с изображениями овощей: помидора, огурца, моркови, репы, свеклы, редиса, баклажана, лука; три картинки — на круге нарисованы овощи, два из них с неправильной композицией (на одной овощи слишком мелкие и расположены далеко друг от друга, на другой — наоборот). | Беседа, рассматривание натуральных овощей. | Т.С.Комарова "Занятия по изобразительной деятельности в д/с старшая группа" | |
АППЛИКАЦИЯ «ПОМИДОРЫ» | Продолжать учить детей вырезать круги из квадратов в соответствии с величиной исходной формы, располагать овощи на бумаги в ряд. Совершенствовать навык работы с клеем. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Квадраты красного цвета, полоска белой бумаги, ножницы, клей. | Игра "Засолка овощей". Отгадывание загадок. | Г.С.Швайко "Занятия по изобразительной деятельности в д/с старшая группа" стр.11 | ||
ЛЕПКА «Овощная ярмарка» коллективная работа | Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки. | Пластилин, дощечка, стека, натуральные овощи: огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла. | Рассматривание овощей, заучивание загадок, пение песни «Собираем урожай». | Т.С.Комарова "Занятия по изобразительной деятельности в д/с старшая группа" | ||
Фрукты. | РИСОВАНИЕ "ВАЗА С ФРУКТАМИ" | Учить детей зрительно воспринимать и определять жанр в искусстве - натюрморт, учить детей самостоятельно составлять натюрморт из предложенных предметов, упражнять в умении правильно располагать предметы натюрморта; учить передавать в рисунке характерные особенности фруктов, учить новому техническому приему - двухцветному боковому мазку. | Стол, скатерть, муляжи фруктов, ваза, предметы кухонной утвари, цветы (по усмотрению), кисти краски гуашь, акварель. | Лепка и аппликация натюрморта, разучивание стихотворения А.Кушнера "Что я узнал?", составление натюрморта из предметов окружающей обстановки. | О.А.Куревина "Путешествие в прекрасное" стр. 172, 181-184 | |
АППЛИКАЦИЯ "ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ"
| Продолжать знакомить с видом изобразительного искусства - натюрмортом, учить сравнивать разные способы изображения объемной формы (пластический и декоративно-силуэтный), составлять композицию из 2-3 предметов. Продолжать учить вырезать симметричные предметы из сложенной вдвое бумаги (вазу), и несколько фруктов (яблоко, груша), дополнять композицию деталями; совершенствовать навыки плавного вырезывания округлых форм. Закрепить "правила ножниц": держать острыми концами от себя и вниз, следить , чтобы под лезвия не попали пальцы, подавать кольцами вперед. | Лист картона темного цвета (фиолетовый, синий), заготовки цветной бумаги для вазы, оранжевая и желтая бумага для фруктов, заготовки зеленого цвета для листьев, клей, кисти, клеенка, поднос, ножницы, простой карандаш. | Рассматривание натюрмортов, анализ расположения предметов при выполнении натюрморта. Рисование и лепка натюрморта. | Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 19 | ||
ЛЕПКА "ФРУКТЫ" | Познакомить с жанром "натюрморт", учить детей воссоздавать в памяти и называть фрукты растущие в саду, их цвет, форму, учить изображать различные формы, составляя при этом натюрморт; представление о правильном расположении предметов натюрморта продолжать учить лепить разные формы (яблоки, груши, сливы виноград из целого куска), передавать особенности каждой из них, развивать старательность. | Пластилин, стеки, дощечки, муляжи фруктов, ваза. | Рассматривание картин с изображение натюрморта, составление натюрморта из различных предметов, беседа о фруктах, месте их произрастания. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
Овощи – фрукты. | РИСОВАНИЕ «НАТЮРМОРТ ИЗ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ» (СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДВУХ ДЕТЕЙ) | Развивать композиционные умения детей (расположение вылепленных плодов на тарелке в красивом сочетании по форме, величине и цвету); воспитывать умение совместно выполнять общую работу; учить самостоятельно определять величину овощей и фруктов с учетом размера тарелки; закрепить умение лепить овощи и фрукты, передавал их форму и характерные особенности. | У детей альбомные листы бумаги с нарисованным фоном, краски гуашь и мягкие кисти. У воспитателя натюрморт из овощей и фруктов. У детей на двоих тарелка (для каждой пары тарелки могут быть разной величины), цветной пластилин, стеки. | Беседа о овощах и фруктах, сравнение на вкус, где растут. | Т.С.Комарова "Занятия по изобразительной деятельности в д/с старшая группа" | |
АППЛИКАЦИЯ "ДАРЫ ОСЕНИ" | Учить на основе впечатлений, знаний и умений полученных на предыдущих занятиях, самостоятельно определять содержание натюрморта, его композицию, цветовую гамму предметов, фона, а также способы изображения, продолжать учить симметрично вырезать предметы круглой и овальной формы из бумаги сложенной вдвое, в несколько раз, учить работать коллективно, согласовывать свои действия, воспитывать терпимость, взаимопощь. Закреплять "правила ножниц". | Три больших листа бумаги, цветная бумага для вырезания фруктов, овощей, грибов, зеленая бумага для вырезания листьев, клей, кисти, ножницы, простой карандаш, поднос, клеенка. | Заучивание загадок о овощах и фруктах. | Казакова "Развивайте у дошкольников творчество" стр. 150 | ||
ЛЕПКА «ОВОЩИ ФРУКТЫ» | Учить передавать в лепке различие в форме фруктов и овощей, их характерные особенности. Закреплять приёмы лепки фруктов и овощей кистями обеих рук. Развивать мелкую моторику рук. Словарь: румяное, сладкое сочное. | Пластилин, стеки, доски для лепки. | Рассматривание фруктов и овощей. Д/и "Чудесный мешочек" | Т.Г.Неретина "Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР." стр.87 | ||
Ноябрь | Одежда. | РИСОВАНИЕ "РОСПИСЬ СИЛУЭТОВ ДЫМКОВСКИХ ИГРУШЕК" | Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков путем разбеливания.
| Силуэты дымковских игрушек, гуашь, кисти, дымковские игрушки или иллюстрации. | Рассматривание дымковских игрушек. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. |
АППЛИКАЦИЯ "НАРЯДНОЕ ПЛАТЬЕ" | Учить детей передавать форму одежды (платья), расположения частей и величину (длинное, короткое, широкое, узкое), самостоятельно выбирать бумагу для элементов украшения, чтобы они гармонично сочетались по цвету. Закреплять умение вырезать из сложенной пополам бумаги, из бумаги, сложенной несколько раз. Закреплять умения обращаться с ножницами. Развивать вкус, чувство цвета. | Цветные заготовки размером 16*12 см, цветные полоски, ножницы, клей, кисть, клеенка, тряпочка, поднос, трафареты (по необходимости) | Рассматривание альбомов мод. | Малышева "Аппликация в д/с" стр.68 | ||
ЛЕПКА "ДЫМКОВСКАЯ КУКЛА "ВОДОНОСКА" | Закреплять у детей представление о характере и особенностях дымковской народной глиняной игрушки, отметить пластичность, выразительность ее формы, силуэта. Обратить внимание на характер узоров, его цветовую гамму, лепить из целого куска пластилина (глины). Развивать наблюдательность, аккуратность, творчество. | Дымковские игрушки, глина (пластилин, соленое тесто), дощечки, стеки. | Рассматривание альбома «Нижегородская область», иллюстраций, поделок, рисование дымковских кукол. | Казакова "Развивайте у дошкольников творчество" стр.153, И.А.Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр. 49-52 | ||
Одежда – обувь. | РИСОВАНИЕ «Укрась платочек цветочками» | Учить составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, используя прием примакивания. | Акварельные краски,альбомный лист бумаги | Экскурсия в обувной магазин. Знакомство с материалами для обуви и головных уборов, с профессиями людей. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка» | Т.С.Комарова "Занятия по изобразительной деятельности в д/с старшая группа" | |
АППЛИКАЦИЯ «ДВЕ СЕСТРИЧКИ РУКАВИЧКИ» | Учить работать в паре, составлять одинаковый узор из геометрических фигур. Закреплять умении вырезать круг из квадрата путем закругления углов, разрезать квадрат по диагонали. Добиваться точности составления одинаковых узоров. Расширять представления детей об одежде, упражнять в составлении узоров. Развивать мелкую моторику рук. | Кусочки цветной бумаги, вырезанная варежка, ножницы, клей. | Д/и "Найди пару". Отгадывание загадок. Обведи по трафарету (одежда, 1-ая подгруппа) Закрась рукавичку (2-ая подгруппа) | Т.Г.Неретина стр.109 | ||
ЛЕПКА «Девочка в длинной шубке» | Учить лепить из 3-х частей разной формы: конуса, шара, и цилиндров фигуру человека; передавать пропорции между частями; познакомит со способом придания фигурке устойчивости. Учить изображать зимнюю одежду. | Пластилин (глина), стеки. | Рассматривание верхней зимней одежды. | Т.С.Комарова "Занятия по изобразительной деятельности в д/с старшая группа" | ||
Дом и его части. | РИСОВАНИЕ "СКАЗОЧНЫЙ ДОМ-ГРИБ" | Учить самостоятельно придумывать и изображать сказочный дом-гриб, в котором живут маленькие человечки гномики, упражнять детей в закрашивании рисунка с разным нажимом карандаша, получении интенсивного, яркого цвета при закрашивании и рисовании мелких деталей. Развивать воображение, фантазию. | : Альбомный лист (1/2 листа), карандаши цветные, небольшие листки бумаги для набросков и опробования техники рисования разным нажимом. | Рассматривание книг "Гномы", "Эльфы", "Феи" | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | |
АППЛИКАЦИЯ "ДАЧНЫЙ ДОМИК" | Учить анализировать образец, учить по собственному замыслу располагать элементы "кирпичики" в шахматном порядке, продолжать учить выполнять симметричное вырезывание и надрезы, дополнять постройку деталями - крыша, окна, а также выполнять другие элементы композиции - деревья, цветы, заборчик, развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, стремление довести начатое до конца | Альбомный лист, 4 полоски коричневого цвета размером 2*10 см, цветная бумага, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос. | Рассмотреть иллюстрации домов, рисование в свободной деятельности разных видов построек. | Малышева "Аппликация в д/с" стр. 102 | ||
ЛЕПКА "СТРОИМ ДОМ ДЛЯ ГНОМОВ" | Познакомить с новым способом лепки из пластин, учить раскатывать пластилин, получая пластины, вырезать по шаблону одинаковые по размеру пластины, скреплять пластины с помощью жгутиков, аккуратно сглаживать углы постройки, используя различные дополнительные предметы украшать постройку (карандаш - для рисования черепицы), украшать постройку дополнительными деталями (наличники, ставни, камешки и др.), развивать фантазию, творчество. | Пластилин (соленое тесто), стеки, дощечки, карандаш или заостренная спичка, образец (нарисованный или вылепленный) | Раб.: рассматривание иллюстраций книги "Гномы" | И.А.Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр. 30-31 | ||
Сказки. | РИСОВАНИЕ « ЦАРЕВНА ЕСТЬ, ЧТО НЕ МОЖНО ГЛАЗ ОТВЕСТЬ» | Учить изображать по выбору один из эпизодов знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия, изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг другу и передачу движений; передавать характерные особенности одежды и предметов, закреплять навыки рисования неба, моря акварельными красками "помокрому". Развивать фантазия, память, мышление, творчество. | Иллюстрации к сказке "Сказка о царе Салтане:" А.С.Пушкина; альбомные листы, краски акварель, гуашь, мягкие и жесткие кисти, вода, ватные тампоны. | Чтение сказки "Сказка о царе Салтане" А.С.Пушкина | Образец данного занятия - Швайко "Занятия по ИЗО" стр.112 | |
АППЛИКАЦИЯ "ПЕТУШОК, ПЕТУШОК, ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК"(сюжетная) | Продолжать учить составлять сюжетную аппликацию на основе стихов, закреплять умения вырезывания предметов круглой и овальной формы, учить использовать дополнительные материалы - цветные нитки - для украшения работы, закреплять правила безопасности труда и приемов работы с ножницами. | Основа из синего картона, заготовки желтые размером 4*4 см, 6*4 см, 3*4,5 см, зеленая полоска, красный и коричневый прямоугольники размером 1,5*3 см, нитки цветные вязальные, черный фломастер, ножницы, клей ПВА, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос. | Чтение сказки "Кот, петух и лиса". Рисование персонажей. Инсценировка сказки "Заюшкина избушка" или разыгрывание кукольного представления. Разучивание потешек, пословиц и поговорок, прибауток, главный герой которых петушок. | Малышева "Аппликация в детском саду" стр. 100 | ||
ЛЕПКА " КОТ, ПЕТУХ и ЛИСА" (по сказке) - сюжетная - пластилиновый спектакль. | Закреплять у детей умение передавать сюжет сказки, лепить персонажей сказки, видеть пропорции и величину фигурок животных, их характерные особенности, лепить возможных обитателей леса: птиц, жучков, деревья, лужок с цветами. Побуждать детей к составлению композиции спектакля, обыгрывать поделки, показывая пластилиновый спектакль. Развивать творчество, фантазию. Учить работать коллективно, распределять объем работы по желанию, интересам и способностям. Учить сверять вылепленные фигуры с фигурами товарища.
| Пластилин (глина), дощечки, стеки. | Чтение и инсценировка сказки "Кот, петух и лиса", рассматривание иллюстраций. | И.А.Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр. 108, Казакова "Развивайте у дошкольников творчество" стр. 157 | ||
Посуда. | РИСОВАНИЕ "ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС" | Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, учить детей расписывать подносы разной формы по мотивам жостовской росписи; размещать в центре крупные цветы, заполняя композицию листьями. Воспитывать интерес к народно творчеству. Закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать цвет на цвет. | ИКТ-Таблица с элементами жостовской росписи, подносы, для детей подносы разной формы, гуашь, кисти. | Рассматривание посуды. | "Русский сувенир" стр.17 | |
АППЛИКАЦИЯ "ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ" (предметная) | Познакомить с новым приемом выполнения аппликации - обрыванием, продолжать учить подбирать холодные и теплые тона для композиции, продолжать учить переводить трафарет на лист бумаги, развивать самостоятельность, инициативу, выполнять работу аккуратно. | Альбомный лист, трафарет чайной посуды, цветная бумага, простой карандаш, клей, кисть, тряпочка, поднос. | Повторить с детьми тему "Посуда". Обсудить назначение чайной посуды. Д/и "Собери из частей целое", "Четвертый лишний" по теме "Посуда". | Малышева "Аппликация в детском саду" стр. 98 | ||
ЛЕПКА " ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ" (декоративная) | Продолжать учить детей лепить конструктивным способом (соединяя детали), получать из цилиндрической формы чашки, а из большого шара - чайник, делая углубления и равномерно увеличиваю полученную форму (растягивая и вытягивая пальцами, получая одинаковые по толщине стенки посуды), сглаживать и выравнивать края; украшать изделия ленточным орнаментом, предварительно намечая схему орнамента, учить выполнять ленточный орнамент. Развивать творчество, аккуратность, стремление выполнять работу красиво. | Глина (пластилин, соленое тесто), стеки, образцы орнамента, дощечки. | Рассматривание ленточных орнаментов, тренировка в их лепке. | И.А.Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр 40- 42 | ||
Декабрь | Зима. | РИСОВАНИЕ "РАССТЕЛИЛА ЗИМУШКА-ЗИМА БЕЛОСНЕЖНЫЕ УЗОРЫ" | Развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать образ зимы декоративным узором, учить выбирать холодную гамму цветов для составления узора зимнего ковра. Продолжать учить рисовать концом кисти, использовать знакомые приемы при рисовании (тампонирование, тычком, использование природного материала - листья, цветы) | Листы бумаги, краски (гуашь, акварель), кисти мягкая, жесткая, природный материал, тампоны, ноутбук, проектор, слайды с изображением природы - поздней осени и зимы. | Рассматривание репродукций картин с зимними пейзажами, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов, наблюдения на прогулке, загадывание загадок. | Литература: Казакова "Развивайте у дошкольников творчество" стр. 171 |
АППЛИКАЦИЯ"БЕЛЫЕ СНЕЖИНКИ" | Учить вырезать снежинку из бумаги сложенной несколько раз. Побуждать детей участвовать в оформлении группы к празднику Новый год. | Бумажная салфетка белая, ножницы, простой карандаш. | Наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок. Рисование снежинок воском с последующим тонированием бумаги. | Малышева "Аппликация в д/с" стр. 75 | ||
ЛЕПКА «Зимние забавы» | Составление коллективной сюжетной композиции из фигурок, вылепленных на основе цилиндра нарезанием стекой. | Образец фигуры лыжника, пластилин,стеки. | Рассматривание изображения лыжника во время ходьбы на лыжах. | Лыкова И.А., с.112 | ||
Продукты питания. | РИСОВАНИЕ «Обёртка для шоколадки» | Учить детей самостоятельно задумывать сюжет своей работы и передавать в работе. Правильно располагать рисунок на листе, так, чтобы основной сюжет задумки был по середине листа. | Альбомный лист бумаги, простой карандаш, акварельные краски, различные тарфареты. | Рассматривание обёрток от разных конфет и шоколадок | ||
А ППЛИКАЦИЯ «Праздничный торт» | Продолжать знакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; воспитывать интерес к работе с необычными материалами, аккуратность. | Цветной гофрированный картон; кисти клеевые; подставки для кисточек; клей ПВА; макаронные изделия различной формы; магнитофон | Беседа по темам «Какие бывают торты», «Из чего они сделаны», «Как их можно украсить и чем», «Где их продают», «Где хранят» Ю.Ермолаев «Два пирожных» Фольклор | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
ЛЕПКА «Продукты для игры в магазин» | Учить передавать различные продукты правильной формы и нужного цвета (буханка хлеба, хала, плюшки, ватрушки, пироженное). | Цветной пластилин. Стеки,картинный материал по теме. | Беседа по темам «Для чего нужны продукты питания», «Из чего они сделаны», «что из них можно приготовить», «Где их продают», «Где хранят» М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб» | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
Зимующие птицы. | РИСОВАНИЕ "ВОРОБЫШЕК" | Формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птицы, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске форме и величине частей, сходны по строению; познакомить со штриховыми рисунками птиц; учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим. | Изображения птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др., штрихованные изображения из книжек - раскрасок, силуэт птицы, черный фломастер; квадратные листы бумаги (12*12 см), простой и цветные карандаши. | Рассматривание птиц на иллюстрациях, наблюдения за птицами на прогулке, лепка, рисование в свободной деятельности. | Швайко "Занятия по ИЗО" (подг.гр.) стр. 46 | |
АППЛИКАЦИЯ "СНЕГИРИ НА ВЕТКЕ РЯБИНЫ" | Продолжать развивать навыки общения (в совместной работе); учить изображать в аппликации двух снегирей в разных позах: сидящего на ветке рябины и летящего; формировать умение передавать характерные особенности снегирей (окраску форм частей тела); закрепить способ парного вырезывания (крылья у летящего снегиря, ягоды рябины) | Фланелеграф, два снегиря в разных позах, ветка с ягодами рябины, части снегиря; удлиненный прямоугольник для показа вырезания крыльев для летящего снегиря; на двух детей исходные формы для вырезания снегирей; ножницы, клей, фломастер. Ветка рябины выполняется заранее на листе голубой или серой бумаги. | Рассматривание картин с изображением снегиря. Просмотр презентации «Зимующие птици» | Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 55-57 | ||
ЛЕПКА "СОВЫ" | Учить лепить сову из целого куска пластилина, передавая ее характерные особенности, пропорции, объединять образы для создания сюжета, создавать дополнительные предметы (дерево, мелкие зверюшки- мыши), работать коллективно в парах, помогать друг другу, сравнивать свою поделку с поделкой соседа, соотнося их по величине. Развивать самостоятельность, инициативу, умение создавать выразительный образ. | Глина (пластилин, соленое тесто), стеки, дощечки | Рассматривание иллюстраций с изображением совы. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
Новый год. | РИСОВАНИЕ "КАК ВЕСЕЛО БЫЛО НА ПРАЗДНИКЕ ЕЛКИ" | Развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению, намечать содержание и передавать его в рисунке, используя яркие тона красок. Продолжать учить рисовать фигуру человека в движении, выражение лиц. | Бумага тонированная, краски гуашь, кисти. | Рассматривание иллюстраций | Казакова "Развивайте:" стр. 169 | |
АППЛИКАЦИЯ "НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА" | Продолжать учить анализировать образец, составлять план выполнения работы, сравнивать формы, составлять композицию. Продолжать учить выполнять аппликация по типу оригами - сгибать лист бумаги определенной формы в определенной последовательности. Продолжать учить работать парами постоянного состава: один ребенок обучает другого выполнять туловище, а другой - колпачек, оказывать помощь друг другу, анализировать выполнение напарником своей части работы. Воспитывать желание приносить радость своим близким в канун праздника. | Лист размером в ? альбомного листа, заготовки из цветной бумаги красного цвета 7*10 см, 6*6 см, голубой и черный (или коричневый) фломастер, клей, кисть, поднос | Рассмотреть новогодние открытки, обсудить текст приглашения или поздравления. | Малышева "Аппликация в д/с" стр.108 | ||
ЛЕПКА "ДЕД МОРОЗ И СНЕГУРОЧКА СПЕШАТ НА ЕЛКУ" | Воспитывать у детей интерес к сказочным образом, учить передавать их в лепке, используя полученные приемы лепки, продолжать учить лепить фигуру человека, продолжать учить лепить из целого куска, украшать детали одежда. Развивать творчество, фантазию, самостоятельность. | Пластилин, стеки, дощечки. | Рассматривание картинок с изображением Деда Мороза и Снегурочки, их одежды. | Казакова "Развивайте у дошкольников творчество" стр. 168 | ||
Январь | Зимние развлечения. | РИСОВАНИЕ "ЛЫЖНАЯ ПРОГУЛКА" | Продолжать учить рисовать фигуру человека в движении, передавать характерные особенности, соблюдать пропорции. Самостоятельно придумывать композицию, создавать зимний пейзаж (изображать деревья, кусты). Совершенствовать умение рисовать карандашами, закрашивать рисунок с разным нажимом карандаша. Развивать художественный вкус, творчество, старательность | Альбомные листы тонированный светло-голубым, карандаши цветные, восковые мелки. | Рассматривание картин зимнего леса с изображением лыжников. Рассматривание схемы рисования идущего лыжника. | Рассматривание фигуры человека на лыжах в разных позах. |
АППЛИКАЦИЯ « Я слепил снеговика» обрывание и скатывание бумаги. | упражнять в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Формировать умение самостоятельно выбирать размеры. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. | плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, мягкие белые салфетки для скатывания их в комок либо обрывания, кусочки цветных салфеток для глаз и пуговиц, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, педагогические эскизы с изображениями снеговиков разными техниками. | Обрывание квадратов, овалов, кругов. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
ЛЕПКА "ЛЫЖНИКИ" | Продолжать учить лепить человека в движении, идущего на лыжах, использовать материал для крепления удлиненных, вытянутых форм, учить лепить из целого куска, используя знакомые приемы, передавать пропорцию, динамику действия, соотношение предметов по величине, развивать творчество, самостоятельность.
| Пластилин, дополнительный материал (бумага, сухие веточки, поролон и др.) | Рассмотреть схему человека в движении. | Казакова "Развивайте:" стр. 172 | ||
Домашние птицы. | РИСОВАНИЕ "ПТИЧИЙ ДВОР" | Учить детей изображать выбранную птицу на основе сложившихся представлений о домашних птицах и самостоятельно анализировать ее форму, строение, пропорции; выбрать изобразительный материал для рисования: краски, цветные карандаши или восковые мелки; использовать технические приемы рисования птиц. Развивать творчество, самостоятельность, умение работать коллективно при составлении композиции. | Большой лист бумаги с изображением курятника, тонированный (небо, трава), листы альбома (1/2 листа) у детей, цветные карандаши, краски, восковые мелки, ножницы для вырезывания нарисованных птиц, клей, кисти, тряпочки. | рассматривание домашних птиц, их формы, строения. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | |
АППЛИКАЦИЯ "ЦЫПЛЕНОК"( способом обрывания бумаги)
| Продолжать учить детей выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство полностью кусочками бумаги неправильной формы, закреплять навыки обведения шаблона простым карандашом, самостоятельно дополнять аппликацию мелкими деталями. Воспитывать творчество, самостоятельность. Развивать мелкую моторику, терпение. Закреплять правила обращения с ножницами и клеем.
| Картон белый (1/2 листа), шаблон цыпленка, простой карандаш, бумага желтая, полоска бумаги зеленого цвета, красная бумага для клюва и лапок, ножницы, клей ПВА, розетка для клея, кисть, тряпочка, поднос, клеенка. | Рассматривание иллюстраций цыпленка, рисование в свободной деятельности. | Малышева "Аппликация в д/с" стр. 60 | ||
ЛЕПКА "ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ" | Формировать умения передавать выразительные особенности дымковского петушка и цыплят в их форме, позе и украшениях налепами; лепить петушка и цыплят из целого куска, вытягивая части тела птиц из исходной формы - овала. Развивать творчество, старательность. Продолжать учить работать коллективно в парах, когда один ребенок выполняет петушка, а другой цыплят, соотнося их по величине, соблюдая пропорции. | Соленое тесто, стеки, дощечки, иллюстрации с изображением дымковского петушка и цыплят. | Рассматривание картинок с изображением семейки петушка. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
Домашние животные. | РИСОВАНИЕ "Кот Василий". | Познакомить с новым жанром живописи - анималистическим. Систематизировать знания детей о таких жанрах живописи как портрет натюрморт, пейзаж. Упражнять детей в умении использовать технику "гуашь и поролон". Воспитывать наблюдательность, доброе отношение к домашним животным. | ||||
АППЛИКАЦИЯ "ОВЕЧКА С ЯГНЕНКОМ" (сюжетная) | Продолжать учить выполнять сюжетную аппликацию, переводить трафарет на лист бумаги, вырезать по контуру, закреплять умение в выполнении наклеивания комочков из бумаги, самостоятельно дополнять работу дополнительными деталями, закреплять правила обращения с ножницами. Воспитывать аккуратность, терпение. | Картон цветной (зеленого или голубого цвета), равный по размеру ? альбомного листа, 2 белые бумажные салфетки, трафареты овцы и ягненка, бумага белая или коричневая, карандаш или фломастер темного цвета, ножницы, клей ПВА, поднос, розетка с влажной губкой, розетка под клей, кисть, клеенка, тряпочка. | Повторение темы "Домашние животные". Выяснить, какую пользу приносят овечки. Рассмотреть изделия из овечьей шерсти, иллюстрации. Предварительная работа по рисованию и лепке овечки. | Малышева "Аппликация в д/с" стр. 120 | ||
ЛЕПКА «Домашние животные» | Учить составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями (цыплята маленькие, забор - высокий);Использовать усвоенные приемы в скатывании, раскатывании, сплющивании теста передавать динамику; Использовать дополнительный материал для композиционного решения. | Пластилин, стеки. Частичный показ способов лепки. | Загадки о животных (см. приложение). | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
Дикие животные. | РИСОВАНИЕ «Удивительные животные». | Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы. | Альбомный лист, Акварельные краски. Аудиозапись (из мультипликационного фильма «Крошка Енот) сл.: М.Пляцковского, муз.: В.Шаинского, «Голоса леса» П.И.Чайковский, аудиосопровождение. | Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам. Проведение дидактических игр «Кто где живёт», «Кто лишний?». Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике». Игровые ситуации по правилам обращения с животными. | «Удивительные истории» Л.Е.Белоусова; «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б Егорова. Интернет ресурсы: 1. http://ds82.ru/doshkolnik/4480-.html 2. http://viki.rdf.ru/item/1497/ | |
АППЛИКАЦИЯ 1. "ТРУСИШКА ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ" ,2. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» | 1.Закреплять умение составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги (по типу оригами), выполнять сгибы аккуратно, продолжать учить работать в парах постоянного состава, оказывать помощь друг другу, контролировать выполнение задания. 2. Познакомить с новым приемом аппликации - выклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект "пушистой шерстки", закреплять умение обводить трафарет, развивать чувство цвета, умение подбирать цвет в соответствии с выбранным животным.
| 1.Картонная основа синего цвета, равная по размеру. альбомного листа, белая бумага размером 8*8см, бумага зеленого цвета размером 8*8 см, 7*7 см, 6*6 см клей ПВА, кисть, темный фломастер, пенопласт, поднос. 2. Трафареты диких животных: лисы, зайца, медведя, картон, темный карандаш или фломастер, ножницы, пряжа шерстяная коричневая, рыжая, белая, серая, клей ПВА, кисть, темные бусинки для глаз (бисер), поднос. | 1.Разучивание песни "В лесу родилась елочка", стихов о зиме, инсценировка их. 2. Рассмотреть иллюстрации с изображением диких животных. Рассказы детей о любимом диком животном, придумывание загадок о них. Рисование или лепка дикого животного. | 1.Малышева "Аппликация в д/с" стр.111 2.Малышева "Аппликация в д/с" стр. 121. | ||
ЛЕПКА «Сердитый недотрога живёт в глуши лесной» | Учить создавать образ ёжика из целого куска пластилина, правильно передавая его форму. Формировать умение скатывать пластилин в овал и заострять один конец, развивать самостоятельность в выборе средств выразительности, образа ёжика. Обогащать знания детей о животных. Развивать у детей замысел, самостоятельно лепить ёжика, закрепить приёмы лепки. | Пластилин, стеки, иллюстрации ежа. | Д/и "Узнай по описанию". Чтение художественной литературы про ёжика. | Т.Г.Неретина стр.97 Т.Г.Казакова стр.113 | ||
Февраль | Животные севера. | РИСОВАНИЕ "ПИНГВИНЫ В АНТАРКТИДЕ" | Учить изображать арктических животных на основе впечатлений, полученных от прочитанной книги Г. Снегирева " Про пингвинов", передавать животных в движении, характерные особенности. Продолжать учить рисовать с помощью тампонирования. Воспитывать интерес к природе, к животному миру. Познакомить с пингвинами, средой их обитания. | Листы бумаги голубого цвета, краски, кисти, тампоны. | Чтение книги Г. Снегирева " Про пингвинов". | Д/в N 11, 99 стр. 44 |
ОРИГАМИ “Пингвин” | Учить детей складывать фигуру пингвина. Вместе с детьми определить последовательность складывания. В процессе работы обращать внимание на использование разнообразных способов складывания. Способствовать восприятию детьми оригами, как увлекательную игру, замечать и решать с детьми в процессе складывания бумаги, тематические задачи: находить параллели и диагонали, делить целое на части; получать различные виды треугольников и многогранников. | Образец пингвина; цветная бумага светлых тонов квадратной формы, размером 20х20 см.; фломастеры для рисования глаз. | Показать детям иллюстрации по книге “Воды дальнего севра”. Рассказать об этих удивительных живых существах, пингвинах, о том, как они приспособлены к условиям дальнего севера и как они стараются преодолевать трудности сообща, в единстве. Загадать загадку: И зимой и летом в черный фрак одетый, | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
ЛЕПКА «Северные мотивы» | Побуждать к самостоятельному поиску способов лепки тюленя и оленя с опорой на иллюстрации. | Картинный материал, пластилин, стека. | Рассматривание энциклопедии «Мир животных» | Казакова с89 | ||
День защитника Отечества. | РИСОВАНИЕ «Солдат на посту» | Учить детей создавать в рисунке образ воина, используя нетрадиционные техники изображения, передавать характерные особенности костюма, поз: человека, его оружия. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно; использовать навыки рисования и закрашивания изображения в технике печатания; воспитывать интерес и уважение к Российской Армии | Тонированные листы бумаги формата!/2 А4, трафарет костюма пограничника, кисти мягкие толстые и тонкие, губка для печатания, гуашь, кусочки моркови, палитры, баночки с водой, подставки под кисти, салфетки, демонстрационный материал: изображение пограничника в разное время года, образцы воспитателя, изображение контура России на доске. | Беседа о Родине, Российской Армии, её защитниках. | Комарова Т.С., с.98 | |
АППЛИКАЦИЯ 1. "ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА ДЛЯ ПАП", 2. "МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ" | 1.Закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Учить делать открытку с аппликацией. Продолжать учить придумывать сюжет аппликации. Развивать художественный вкус, фантазию. Воспитывать стремление доставить радость родным, изготавливать подарок своими руками. 2. Познакомить детей с новым способом выполнения аппликации из сыпучих материалов (пшено, рис и т.п.), учить раскрашивать картину способом примакивания кисти. Развивать мелкую моторику, аккуратность, терпение. | 1.Альбомный лист (тонированный), цветная бумага, ножниц, клей, простой карандаш, клеенка, тряпочка, поднос. Открытки. 2. Картон белого или желтого цвета с выполненным на нем контуром мальчика. Пшено, клей ПВА, кисть, краски гуашевые, кисть для рисования. | Беседа о Дне защитников Отечества, о разных родах войск. | 1. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. 2.Малышева "Аппликация в д/с" стр. 114 | ||
ЛЕПКА «Кружка для папы» | Изготовление подарков папам своими руками: лепка кружки с вензелем или орнаментом (конструктивным способом) | Пластилин , стека. | Беседа о подарках на праздники, какие они бывают. | Лыкова И.А., с.140 | ||
Животные жарких стран. | РИСОВАНИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЖАРКИЕ СТРАНЫ"
| Вызвать у детей желание нарисовать животных жарких стран в их среде обитания, среди лесов и степей. Развивать разумное и бережное отношение к природе. Закреплять полученные навыки рисования ( рисование концом кисти, использование тычка, тампона для создания пушистой шерсти). Создавать композицию, рисовать дополнительные детали.
| Альбомные листы тонированные светло-зеленым и светло-желтым цветом, краски, простые карандаши для рисования эскиза, кисти. Иллюстрации. | Беседа о животных жарких стран. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | |
АППЛИКАЦИЯ"ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ" | Продолжать учить детей работать с бумагой, вырезать по контуру, дополнять поделку дополнительными деталями. Закреплять умения работать с шаблоном (слон, зебра, лев, жираф). Развивать стремление создавать поделки аккуратными, красивыми. Воспитывать умение общаться друг с другом, оказывать помощь. | Шаблоны животных, цветная бумага, карандаши простые, ножницы, клей, клеенка, салфетки. | Рассматривание изображение животных жарких стран. | Гусакова "Аппликация" стр. 34-35 вкладка | ||
ЛЕПКА "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИЕ СТРАН" | Воспитывать у детей любовь к животным, вызывать стремление передавать их характерные особенности, закреплять умения лепить конструктивны, скульптурным и комбинированным способами, использовать известные приемы лепки. Развивать фантазию, творчество.
| Пластилин (соленое тесто), стеки, дощечки, иллюстрации экзотических животных. | Беседа и рассматривание животных внешний вид, окрас, строение. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
Женские профессии. День 8-е марта. | РИСОВАНИЕ "ПОРТРЕТ МАМЫ" | Продолжать знакомить детей с портретной живописью, овладевать приемами контурного рисования карандашом, учить передавать характерные особенности лица, соблюдать пропорцию, форму. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма мамы.
| Бумага (30*40), краски гуашь, кисти, простой карандаш. | Рассматривание рисунков, портретов. | Казакова "Развивайте:" стр. 180 | |
АППИКАЦИЯ "МИМОЗА" - поздравительная открытка | Тренировать в выполнении наклеивания комочков из бумаги, закреплять умение мелкие надрезы, симметричное вырезание предметов. Продолжать учить выполнять объемную аппликацию. Воспитывать желание порадовать своих мам, бабушек, сотрудников д/с в праздник 8 Марта. Воспитывать аккуратность, терпение, стремление доделать работу до конца. | Альбомный лист, 2 желтые бумажные салфетки, 3 прямоугольника светло-желтого цвета размером 3*7 см, розетка с влажной губкой, ножницы, клей ПВА, кисть, поднос, зеленый фломастер, розетка под клей. Презентация –схема поэтапного зготовления. | Беседа о празднике 8 Марта. | Малышева "Аппликация в д/с" стр. 118 | ||
ЛЕПКА «Конфетница для мамы» | Лепка из колец декоративных (красивых и функциональных) предметов; моделирование формы изделия за счет изменения длины исходных деталей – «валиков» (кольца разного диаметра) | Пластилин, доска, стека. Изображение конфетниц разных форм. | Беседа «Где хранят конфеты» | Лыкова И.А., с.148 | ||
Март | Ранняя весна. | РИСОВАНИЕ "РАННЯЯ ВЕСНА" | Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, обращать внимание на цветовые сочетания в картинах о ранней весне, отображать их в рисунке, уметь располагать сюжет на всем листе бумаги. Закреплять умения рисовать деревья, кусты. Использовать знакомые приемы рисования - "по-мокрому", тампонирование, тычком и т.д. | Репродукции картин о ранней весне, альбомные листы, краски, кисти, тампоны. | Беседа, рассматривание картинок ранней весны. | Казакова "Развивайте:" стр. 182 |
АППЛИКАЦИЯ «Ветка вербы» (с натуры) | Учить более точно передавать особенности натуры, используя приемы обрывной аппликации для создания выразительного образа пушистой ветки | Заготовки (мягкой) цветной бумаги. Серый, голубой, розовый фон Показ приемов обрывания контура бумаги для силуэтов почек (чтобы они получились мягкими, пушистыми). Наклеивание их в три слоя в соответствии с натурой. Сравнение с образцом | Рассмотреть ветку вербы с пушистыми почками, выделить их форму, цвет, расположение на ветке | |||
ЛЕПКА «Ветка вербы» | Выполнять работу методом мозаики из шариков, закреплять технику скатывания шариков , стараться чтобы они были одного размера, сильно не прижимать к бумаге, стараться работать аккуратно не пачкая основной фон. | Лист картона А-5 с изображением веточки, пластилин. | Нарисовать на картоне веточку вербы простым карандашом. | |||
Перелётные птицы. | РИСОВАНИЕ «Утки, гуси и лебеди в пруду» | Учить рисовать водоплавающих птиц, передавая их особенности (строение тела, длина шеи, окрас перьев). | Простой карандаш, акварельные краски,альбомный лист. | Беседа о перелетных птицах. Рассматривание иллюстрации перелетных птиц. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» И.Соколов-Микитов «Улетают журавли» Е.Чарушин «Журавль» Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка» Г.Снегирев «Ласточка» В.Бианки «Лесные домишки» А.Майков «Ласточка» Г.-Х.Андерсен «Серая шейка» Р.н.с. «Гуси-лебеди» Загадки о птицах. | Комарова Т.С., с.148 | |
ОРИГАМИ “Летающий журавлик” | Совершенствовать координацию движений рук. Приучать добиваться отчетливой формы, развивать эстетические чувства. | Образец летающего журавлика; белая бумага квадратной формы размером 20х20 см.; Фломастеры для закрашивания клюва и нанесения глаз. | Прочитать детям слова к песне “Журавли” на аварском языке, автором которых является великий поэт Расул Гамзатов. Раскрыть значение этих слов. Объяснить, что журавлями являются погибшие во время войны солдаты (они летят над нами и подают нам голоса). Мы всегда должны помнить о них, чтить их память. Способствовать формированию правильного отношения к птицам: нельзя разорять гнезда; нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов (мама – птица позаботится о них); нельзя убивать птиц: они не только способны доставлять нам радость, но и необходимы природе | |||
ЛЕПКА «Закликаем весну» | Познакомить детей с народными обычаями. Создавать выразительные образы по мотивам народных приемов лепки: лепить птичек из теста, делать надрезы на дискообразной форме, соединять края в форме крыльев. Учить детей украшать лепные изделия методом «налепа», бросовым материалом. Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, слушанию классической музыки. Развивать мелкую моторику, микрокоординацию движений пальцев. | Тесто соленое, иллюстрации с изображением птиц, бумажные фантики, горох, греча, изюм, палочки-стеки. | Экскурсия к грачовнику. Рассматривание картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» Г.Снегирев «Ласточка» В.Бианки «Лесные домишки» А.Майков «Ласточка» А.Фет «Ласточка» В.А.Жуковский «Жаворонок» | |||
Семья. | РИСОВАНИЕ «Семейный портрет»
| Дать понятия: одиночный портрет и групповой. Учить рисовать лицо человека, передавая его половые и возрастные особенности. Обратить внимание на симметричность лица, схожесть с натурой. | Акварельные краски; кисточки 2-3 размеров; листы бумаги (заранее затонированные); баночки с водой; салфетки бумажные и матерчатые; Палитры; иллюстрации, на которых изображены люди разных профессий (подбор иллюстраций для показа с помощью мультимедийного проектора). | Рассматривание серии сюжетных картин «Семья», семейные портреты и фотографии; краски, акварель, Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Аленушка» В.Осеева «Просто старушка» П.Воронько «Мальчик Помогай» А.Барто «Вовка – добрая душа» Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» Д.И. «Семейный портрет» | ||
АППЛИКАЦИЯ «Веселые человечки» | Совершенствовать умение вырезать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой. | Разноцветные полоски цветной бумаги, ножницы. | Складывание полоски бумаги гармошкой. | Малышева А.Н., Поварченкова З.М., с.114 | ||
ЛЕПКА «Дети играют в мяч» | Закреплять умение передавать образ движущегося человека (относительную величину частей фигуры и изменения их при движении). Учить лепить фигуру из целого куска глины. | Пластилин, стека. | Рассматривание картины детей играющих на детской площадке. | Комарова Т.С., с.148 | ||
Мебель | РИСОВАНИЕ «Знакомство с хохломской росписью» | Познакомить с хохломской росписью как видом народного декоративного искусства. Дать представление о содержании росписи, композиции, цветосочетании, основных элементах | Образцы росписи, полоски бумаги, акварельные краски, кисти. | Рассматривание Альбома «Хохломская роспись», её история. | Швайко Г.С., с.147 | |
АППЛИКАЦИЯ "КОМПОЗИЦИЯ С ЦВЕТАМИ, ЯГОДАМИ ПО МОТИВАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ"
| Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, располагать ветку вдоль изделия, наклеивать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки), сочетать цвета, характерные для хохломской росписи; закреплять умение вырезать из сложенной в несколько раз бумаги.
| Образцы, шаблон миски на каждого ребенка трех цветов: черный, красный, желтый, цветная бумага, ножницы, клей, кисть, клеенка, поднос. | Рассматривание репродукций разных видов панно с хохломской росписью (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки) | Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 150 | ||
ЛЕПКА "СТОЛ С ХОХЛОМСКИМ УЗОРОМ" | Познакомить с новой композицией хохломского узора на широкой поверхности, основу которой составляет ветка в виде большого завитка с ответвлениями; ввести в узор новые элементы - декоративные цветы; учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет в зависимости от фона изделия, вызвать желание украсить своим столом разные помещения детского сада | У воспитателя - квадратные и круглые панно, их изображения, хохломские столы, стулья, поделки; таблица с цветами, квадратный и круглый листы бумаги для показа изображения ветки. У детей круглые и квадратные панно разного цвета, желательно с низкими бортиками и петлями для подвешивания на стенку, краски гуашь, среди которых темно-желтая и желтая, мягкие кисточки. | Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 155 | |||
Апрель | Комнатные растения. Аквариумные рыбки | РИСОВАНИЕ «Аквариум». Восковые мелки + акварель. | Дать представление о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, образе жизни; вызвать интерес к изображению рыбок; развивать воображение и чувство композиции. | Плотный альбомный лист или полу-картон вырезанный виде аквариума, восковые мелки разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного размера. | Просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с изображением рыб; рассматривание аквариума; чтение художественной литературы. | Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г. |
АППЛИКАЦИЯ "ЭКЗОТИЧЕСКИЕ РЫБКИ" | Продолжать учить вырезать простые по форме предметы на глаз, аккуратно наклеивать элементы аппликации, располагать их в определенном порядке. | Трафареты рыбок, белый картон, фольга золотистая, серебристая на бумажной основе или желтая и серая бумага, заготовки для хвостиков из фольги размером 3*6 см, простой карандаш или темный фломастер, ножницы, клей ПВА, кисть, тряпочка, поднос. | Наблюдение за рыбками в аквариуме, рассматривание картинок с экзотическими рыбками. Рисование и лепка разных рыб. Просмотр презентации «Аквариумные рыбки». | Малышева "Аппликация в д/с" стр. 127 | ||
ЛЕПКА "РЫБКИ ИГРАЮТ, РЫБКИ СВЕРКАЮТ" | Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры рыбок, прикреплять у основе, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм (овальное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников, треугольное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки пятнами, точками, чешуей, полосками и пр.; вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности. | Пластилин (соленое тесто), краски, стеки, керамические плитки. | Рассматривание живых рыбок в аквариуме, иллюстраций. Рисование рыбок с натуры. Чтение сказки Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Подготовка 2-3 маленьких аквариумов - прозрачных стаканов или банок, на дне которых размещены вылепленные камешки и водоросли. | Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр. 63 | ||
Космос | РИСОВАНИЕ "В КОСМОСЕ" | Продолжать знакомить с сюжетным рисованием, учить составлять композицию, продумывать ее содержание, планировать работу. Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звезды, летящую ракету. | Бумага, краски , кисти. Иллюстрации о космосе. | Беседа о первооткрывателях космоса. Рассматривание портретов космонавтов. Рисование. Схематическое изображение человека с передачей движения. | Казакова "Развивайте:" стр. 185-186 | |
АППЛИКАЦИЯ "ПОЛЕТ К ЛУНЕ" | Продолжать учить выполнять сюжетную аппликацию, самостоятельно придумывать композицию работы, рисовать эскиз, вырезать по контуру, наклеивать в определенной последовательности. Развивать творчество, художественный вкус, чувство цвета | Тонированная бумага или черный (синий) картон, цветная бумага светлых тонов, ножницы, простой карандаш, клей, кисти, клеенка, тряпочка. Иллюстрации о космосе. | Рассказать детям о первом в мире запуске ракеты в открытый космос “Земля”, на борту, которого летел наш советский летчик – космонавт Ю.А.Гагарин. Рассмотреть с детьми иллюстрации по книге “Наши праздники”.Дать возможность детям рассказать о Гагарине и о космосе. Дополняя рассказ детей, воспитатель делает вывод, что Гагарин не просто облетел весь земной шар, но и сделал великое открытие для науки. Для того, чтобы ракета смогла полететь в космос, многим людям пришлось хорошенько потрудиться: инженеры делали чертежи, сталевар варил сталь для ракеты, ученые готовили приборы. Только после тщательной проверки ракета полетела в космос. | Гусакова "Аппликация" стр.62 Малышева "Аппликация в д/с" стр.81 | ||
ЛЕПКА "ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ И ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ КОСМОСА" | Направить детей на поиск новых способов фантастических образов; развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы работы в новую творческую ситуацию; предложить вылепить, используя эскизы, разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. | Пластилин, проволока для каркасов, стеки, коробочки киндер-сюрпризов, баночки с крышками, трубочки для коктейлей. | Беседа о космосе, о возможности жизни на других планетах, рассматривание картин о космосе. Создание эскизов для лепки. Предложить детям рассмотреть иллюстрации, картинки с изображением различных видов воздушных шаров, аэростатов. | Лыкова " Лепим, фантазируем, играем" стр. 79 | ||
Город. Улица. | РИСОВАНИЕ "УЛИЦЫ ГОРОДА" | Продолжать учить детей рисовать дома разных размеров, выделять главный объект, передавать взаимосвязь между объектами, изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, дополнять композицию по своему усмотрению (деревья, машины, украшения), развивать фантазию, воображение, художественный вкус.
| Восковые мелки, цветные карандаши, акварель, альбомный лист, кисть. | Экскурсия по городу, постройка улиц города из строительного материала. | Казакова "Развивайте у дошкольников творчество" стр. 181 | |
АППЛИКАЦИЯ «Улица» (коллективно) | Закреплять умение изображать многоэтажные дома, виды городского транспорта и размещать силуэты на плоскости. Уметь договариваться о содержании и последовательности выполнения задания | Разноцветная бумага для изображения аппликаций и оформления фона Инструкция о порядке выполнения задания, помощь в его распределении, подборе материала | Организовать прогулку по улице; рассмотреть дома, стоящие в ряд, разные виды транспорта | |||
ЛЕПКА «Улиц» | Закреплять навык размазывания пластилина на листе бумаги создавая картину, правильно подбирая цвет пластилина. | Лист картона с изображением улицы А-5, пластилин. | Нарисовать простым карандашом эскиз работы. | |||
Транспорт. | РИСОВАНИЕ «Легковой автомобиль» | Учить передавать в рисунке форму и строение легкового автомобиля (удлиненный, низкий, с плавными переходами от части к части; использовать простой карандаш для создания вспомогательного рисунка; равномерно раскрашивать рисунок цветными карандашами. | Простой карандаш, альбомный лист бумаги, акварельные краски, кисти. | Рассматривание разных видов автомобилей. | Швайко Г.С., с.98 | |
АППЛИКАЦИЯ "ТРАМВАЙ, АВТОБУС" | Учить передавать специфические особенности формы строения трамвая, автобуса, удлиненный, прямоугольный корпус, квадратные окна с узкими перегородками и др., учить самостоятельно вырезать исходные формы корпуса, окон, колес, отрезать их от края листа цветной бумаги; закреплять приемы парного вырезывания (окна, колеса), закругления углов, отрезания узких полосок. | Альбомный лист, цветные заготовки размером 12*6 см - желтого, голубого, красного, зеленого цвета, черные квадраты размером 3*3 см, серые квадраты размером 1,5* 1,5 см, белые полоски размером 2,510 см, цветные полоски размером 2*12 см, черный фломастер, ножницы, клей, кисть, клеенка, тряпочка, поднос. | Беседа о видах транспорта. | Швайко "Занятия по ИЗО" стр.96, Малышева "Аппликация в д/с" стр. 92 | ||
ЛЕПКА «ГРУЗОВАЯ МАШИНА» | Продолжать использовать знакомые приемы лепки. Развивать наблюдательность и внимание. | Пластилин, стека , образец . | Д/и "Назови лишнее". Рассматривание иллюстраций автомобилей. "Угадай и назови". | Т.Г.Неретина стр.125 | ||
Май | Деревья. Лес. | РИСОВАНИЕ «Заря алая разливается» | Рисование восхода солнца (заря алая) акварельными красками. Учить технике рисования «по-мокрому». | Мокрый лист бумаги, акварельные краски,кисти. | Просмотр репродукций. | Лыкова И.А., с.176 |
АППЛИКАЦИЯ«Сказочный дом в лесу между елками» | Учить творчески воплощать тему. Обучать умению вырезать елочки приемом складывания заготовки пополам; свободно размещать вырезанные фигуры на листе, сочетая их по цвету | Цветная бумага. Синий фон Показ приема вырезания елочек при складывании прямоугольника пополам. Поощрение творческих проявлений детей | Рассмотреть иллюстрации, где изображены разные варианты сказочных домов в зимнем убранстве | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
ЛЕПКА «Ёлка» | Вылепить ёлку из конусов, скручивая лепёшки разных диаметров в конусы и насаживать один на другой по уменьшению. | Пластилин. стеки | Рассмотреть разные возможности лепки объёмной ёлки. | |||
День Победы. | РИСОВАНИЕ «С чего начинается Родина?» | Создание условий для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как своей Родины, части большой страны – России. | Акварельные краски, альбомный лист бумаги, простой карандаш | Просмотр презентации «Символика России» | Лыкова И.А., с.38 | |
АППЛИКАЦИЯ «Венок к обелиску Славы» | Закреплять умение детей вырезать цветы и листья путем складывания заготовки пополам (тюльпаны, ландыши и др.) и составлять из них узорную композицию в виде венка | Заготовки красной, белой, зеленой бумаги. Черный фон круглой формы Предложение вырезать цветы и составить из них венок в честь праздника Победы, в память о героях войны | Провести беседу о празднике Победы, о подвиге героев. Возложить цветы к обелиску Славы. Формировать уважение к героям, ветеранам войны | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г. | ||
ЛЕПКА «Орден для ветерана» | Учить самостоятельно выбирать сюжет работы и воплощать его. Закреплять навыки лепки : размазывания, шариками, объединять их в одной работе. | Лист картона, пластилин, изображение орденов. | Экскурсия к мемориалу «Защитникам Родины». С.Алексеев «Первый ночной таран», «Дом» М.Исаковский «Здесь похоронен красноармеец» А.Твардовский «Рассказ танкиста» А.Митяев «Мешок овсянки» Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» | |||
Поздняя весна. | РИСОВАНИЕ "ЦВЕТУЩИЙ МЕСЯЦ МАЙ" | Учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках; учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения. | Репродукции с разной композицией - весны. Тонированные зеленые листы бумаги (трава, небо), мягкие кисти, краски гуашь с двумя-тремя оттенками зеленого цвета | Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 170 | ||
АППЛИКАЦИЯ «Вырезывание цветов – нарциссов и тюльпанов» | Учить приему лучевого (осевого) симметричного вырезывания при изображении цветка нарцисса с шестью лепестками; подвести к пониманию, что способ складывания исходной формы зависит от строения цветка; закрепить прием симметричного вырезывания (зеркальная симметрия) при изображении цветка тюльпана. | Квадраты цветной бумаги, простой карандаш, ножницы, лист А-5, клей. | Рассматривание цветов тюльпана и нарцисса. | Швайко Г.С., с.161 | ||
ЛЕПКА «Мы на луг ходили. Мы лужок лепили» | Лепка по выбору луговых растений (ромашка, одуванчик, колокольчик, василек, земляника, травы) и насекомых (бабочка, жуки, пчелы, стрекозы); передача характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости. | Пластилин, стека. | Рассматривание ромашек, одуванчиков, колокольчиков… | Лыкова И.А., с.196 | ||
Цветы. Насекомые. | РИСОВАНИЕ 1. "БАБОЧКА" ( монотипия) 2. "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК" | 1.Познакомить с новым способом изображения - монотипией (ТРИЗ), формировать навыки рисования по нетрадиционной технике, развивать творчество, фантазию. 2. Формировать у детей образные представления; учить умению создавать средствами рисунка сказочный цветок необычной красоты; передавать в рисунке мягкие переходы - от яркого тона к светлому - путем нажима на карандаш. Воспитывать желание и умение работать коллективно. | 1.Гуашь, лист бумаги, тонкая кисть, образец. 2. Бумага, мел, краски - гуашь, кисти, вода, салфетки, ножницы. | 1.Рассматривание бабочек. Просмотр презентации «Насекомые». | 1.Семинар - практикум по ИЗО "Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте" 2. Д/в N 7,99 стр. 97 | |
АППЛИКАЦИЯ "БАБОЧКИ НА ЛУГУ" | Закреплять изученные приемы вырезывания и складывания бумаги по типу оригами, учить составлять композицию по замыслу, | Картон зеленый ? листа, 2 полоски желтой бумаги размером 4*20 см, заготовки из цветной бумаги размером 5*5, 6*6, 6*6 см, трафарет круга диаметром 3,5 см, черный фломастер, ножницы, клей ПВА, кисть, тряпочка, поднос, цветные кружки (конфетти). | Рассматривание весенних цветов (одуванчик, мать-и-мачеха), наблюдение за бабочками. Рассматривание книги о превращении гусеницы в бабочку. | Малышева "Аппликация в д/с" стр. 124 | ||
ЛЕПКА "БОЖЬЯ КОРОВКА ПЯТНАШКА" | Учить создавать образы по представлению, самостоятельно выбирать способы и приемы лепки, искать наиболее интересные и удачные решения. Осваивать скульптурный способ лепки, видоизменять основную форму разными приемами (сплющивание, оттягивание, прищипывание, вдавливание, загибы и т.п), оформлять, украшать , дополнять мелкими деталями. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность. | Сказка -крошка В. Кротова, пластилин, стеки, палочки. | Чтение «Сказка –крошка» В. Кротова | Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр. 106 |
Список используемой литературы.
1. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией / Т.Г. Казакова. – Москва: Просвещение, 1985.
2. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа, конспекты. Автор: Г. С. Швайко
Издатели: Владос, год выпуска 2003. Серия: Пособие для педагогов дошкольных
3. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой развития психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программно-методическое пособие. Колесникова В.В. Кузнецова Г.А. Тарамышева С.М. (под ред. Неретиной Т.Г.). - М., Баласс, 2004.
4.Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть, 2.
Автор: Скорлупова О.А.Издательство «Скрип-торий 2003», год 2006
5.Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток: Пособие для воспитателей и заботливых родителей. Автор: Ю. В. Рузанова. Издательство: КАРО, 2009
6. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспект занятий
Автор: Комарова Т.С. 2010 г.
7. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г.
8. Методика И.А. Лыковой «Лепим из глины, пластилина, теста». Москва, 2007 г.
9. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
10. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
11. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
12. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
13. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.
СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ
Рецепт: 1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5ст. ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды. Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок. Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе.
Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке.
Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на среднем огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями в реализации комплексно - тематического планирования образовательно - воспитательного процесса. Старшая группа.
Материал для родителей, который поможет детям в усвоении тем календарно- тематического планирования....
Методическая разработка "Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в старшей группе детского сада по теме "В царстве здоровья"
Методическая разработка Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе детского сада по теме: «В царстве здоровья »...
Перспективное тематическое планирование образовательного процесса в старшей группе ДОУ для детей с ОНР
Данный вид планированияпозволяет организовать воспитательно - образовательный процесс, который развивает у детей универсальные психические функции, позволяющие им в дальнейшем усваивать любую информац...
Календарно - тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: "Я и мои игрушки" с 09. 10. по 13. 10. 2017 года. Цель: формирование у детей представления об игрушках, их истории создания и предназначения....
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в старшей группе (воспитанники с ЗПР)
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в старшей группе...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе по теме: «К нам весна шагает быстрыми шагами», ч.2
Планирование на неделю по теме "Весна", ч.2...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Наша планета – чудо света!»
Планирование на неделю по теме: "Космос"...