в помощь воспитателю
статья по рисованию по теме

Эта информация для воспитателей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значимость периода дошкольного детства для раскрытия творческого потенциала ребенка.

Задача педагога, занимающегося с детьми

изобразительным искусством, — постепенно

открывать детскому пытливому уму доступ

к отдельным элементам этого настоящего дела,

лежащего в основе подлинного творческого процесса.

Художник и педагог Н. Н. Волков

Изобразительное искусство предоставляет богатейшие возможности для развития творческих способностей ребенка. Само понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате ко­торой человек создает новое, оригинальное, реализует свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Этот процесс вызывает одновременно целый букет чувств: радость, удивление, гордость, интерес к познанию новых свойств материалов. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И поэтому так важно не упустить момент, чтобы расширить возможности ребенка к образному познанию окружающего.

Дошкольник — домашний или посещающий дошкольное учреждение — достаточно свободен в своем творчестве. У него гораздо больше, чем у младшего школьника, времени на художественную деятельность. Как известно, в десять-двенадцать лет большинство детей переживают особый творческий конфликт — «кризис рисунка», а постоянное недовольство своими произведениями уводит ученика к другим делам и увлечениям.

Можно ли сберечь желание ребенка творить на долгие-долгие годы? Как сохранить в нем качества творческой личности? Ведь изобразительное искусство не только является прекрасным средством развития мышления, воображения и речи, но и обладает завораживающей притягательной силой.

В настоящее время существует много интересных методических рекомендаций по организации изобразительной деятельности в детском саду, и это, безусловно, хорошо: творческий педагог может выбрать для себя ту методику, которая ему наиболее близка и является наиболее эффективной для достижения поставленных целей — приобщения дошкольников к изобразительному искусству, красоте, формирования эстетического вкуса и развития художественных способностей. Дошколята с большим интересом наблюдают за художественным трудом педагога, восхищаются его мастерством, задают множество вопросов и проявляют желание овладеть новыми способами изображения в рисовании и лепке, стремятся к творческому воплощению своего рисунка. Поможем нашим воспитанникам найти себя в изобразительной деятельности, направив наши усилия на дальнейшее развитие изобразительных способностей и самовыражения каждого  ребенка!

Занятия по изобразительной деятельности в группе «Малыши» организованно проводятся с 1 октября (сентябрь — это месяц индивидуальной и групповой адаптации детей).

В январе и марте во время каникул с детьми проводятся праздники по изодеятельности.

С ребенком необходимо заниматься творчеством, однако нельзя забывать, что для него это не только обучение художественным приемам, но и игра. Не стоит ограничивать детскую свободу и раскованность. Пусть занятия по рисованию и лепке станут для малыша интересным средством познание окружающего мира. Необходимо помнить высказывание мудреца: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь!»

Как ребенок сформируется, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить период дошкольного детства для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка (Н. А. Козырева). Важно привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только педагог-творец.

Задача педагогики — воспитать новое поколение людей, обладающих творческим потенциалом. Система воспитания и обучения, основанная на передаче знаний репродуктивным способом, устарела. Требуется новая система, которая будет базироваться на стремлении к активному познанию мира, к преобразованию информации.

Природа создала человека творцом. При решении любого вопроса возникает потребность в элементах творчества.

Представьте, что, разрешив однажды ряд вопросов, человек не претендует на большее познание мира, он удовлетворяется имеющимся уровнем знаний. Из поколения в поколение решаются одни и те же вопросы одним и тем же способом. Хорошо это или плохо? Хорошо, так как не требуется энергетических затрат для решения нестандартных задач. Однако такого образа жизни в чистом виде не существует. Почему? Потому, что окружающий мир постоянно меняется. Значит, меняются и вопросы, которые следует решать. Постоянный уровень знаний и творчества приводит к медленной, но неизбежной гибели человека как творца. Может ли человек допустить такое ненадежное свое существование? Вероятно, нет. Человек готов изменить все, чтобы остаться жить. Значит, остается один путь: увеличивать объем знаний, постоянно познавать мир, а следовательно, и бесконечно повышать уровень творчества.

Творчество — это не роскошь избранных, а социальная, биологическая и историческая потребность человека, которая обеспечивает его жизнедеятельность, определяет продолжительность и качество жизни. При отсутствии поисковой активности «творчества» отсутствуют элементы напряжения «борьбы»; следовательно, организм лишается тренировки и закалки и при этом теряется смысл существования организма. Творческий стиль жизни приносит больше положительных эмоций, благо­приятно влияющих на здоровье. Человек — существо социальное, продукт воспитания. Малая творческая активность порождает малые потребности. Человек при этом довольствуется минимумом. Нереализованные способности порождают чувство бесполезности и в конечном счете ведут к деградации личности. Поэтому, если человек не реализует свои творческие способности, то его будущее вызывает тревогу. Творческие способности можно и нужно развивать. И проблема не в поиске гениев, а в целенаправленном формировании творческих способностей, творческого мышления, позволяющего вырабатывать умение решать творческие задачи, находить оригинальные решения, понимать, что все взаимосвязано: события, явления, объекты. Не зря говорили древние: «Если разрушится одна пылинка, то рассыплется вся Вселенная».

Т. С. Комарова в работе «Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество» отмечает, что анализ работ философов, психологов, педагогов, искусствоведов, посвященных вопросам творчества, возникновения и развития замысла, воображения у детей, роли педагогического влияния, обучения в развитии этих процессов, позволил обнаружить, что обязательными признаками творчества являются преобразование предметов, явлений, новизна, оригинальность, полученные в процессе работы.

А. Т. Шумилин пишет, что творчество — антипод подражанию, копированию деятельности по готовому образцу. Американские исследователи В. Лоунфельд и У. Ламберт, определяя детское творчество, выделяют такие характеризующие его черты, как гибкость мысли, идей, способность оперировать новыми идеями, видеть вещи в новом значении. В таком смысле проявление творчества можно видеть уже в дошкольном детстве.

Ребенок дошкольного возраста не создает произведения искусства, но его творчество неразрывно связано с воображением, практической деятельностью и познавательной (восприятием, представлением, образным мышлением). Результатом являются рисунок, лепка, аппликация. Чем богаче и разнообразнее познавательная деятельность ребенка, тем богаче и разнообразнее могут быть создаваемые им образы.

В книге Г. Г. Григорьевой «Изобразительная деятельность дошкольников» подчеркнуто: чтобы понять специфику творческого процесса у детей, педагоги-исследователи (Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.) сравнили его с творчеством взрослых.

Зрелой художественной деятельности, процессу творчества предшествует длительный этап накопления впечатлений об окружающем мире. Следующий этап — вынашивание замысла. Затем идет творческая деятельность, исполнение, реализация замысла. Последний этап -- окончательная оценка полученного результата и его доработка.

Безусловно, и у ребенка основой для возникновения творческих замыслов являются окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях и т. д. Почти все исследователи детского творчества (Л. С.  Выготский,  Е. А.  Флерина и другие) подчеркивают его реалистическую основу.

Рисуя, малыш реализует те же мотивы, что и в игре, только в качестве игрушки использует каракули, рисунки-«схемы». Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, появляется позднее. Смысл действий для ребенка — рисовать-играть, а не рисовать-изображать; ему важен процесс деятельности, а результат воспринимается только как необходимость, условие, как средство осуществления игры, своеобразная полуготовая игрушка. Л. С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детского творчества с игрой. Умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. Ребенок сопровождает выполнение рисунка речью.

Ознакомление детей с искусством и изобразительной деятельностью.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если создать соответствующие условия для ее проявления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

В базисной программе «Пралеска» определены задачи по ознакомлению детей третьего года жизни с доступными детскому восприятию видами изобразительного искусства (декоративно-прикладное, книжная графика), оказанию помощи в овладении изобразительными материалами, техникой изображения, привлечению детей к изобразительной деятельности, стимулированию развития интереса к разным видам изобразительной деятельности.

Педагог вводит ребенка в мир красоты с помощью высокохудожественных и доступных детскому восприятию произведений: глиняные и деревянные игрушки, цветные иллюстрации к книгам и т.д. Важно, чтобы рассматривание художественного произведения было эмоциональным. Взрослый вместе с детьми любуется яркой расписной игрушкой, с интересом рассматривает иллюстрацию. При планировании работы по знакомству с декоративным искусством большое внимание обращается на средства художественной выразительности: яркость и красоту игрушки, основные цвета, форму частей и деталей. Знакомя детей с книжной графикой, воспитатель направляет их внимание на внешнее изображение: кто нарисован на картине, что делают персонажи, какие использованы цвета, основные и дополнительные детали; подчеркивается связь изображения с текстом.

Формирование у детей навыков изобразительной деятельности в группе «Малыши» заключается, во-первых, в обучении действиям, специфичным для рисунка и лепки, во-вторых, в направлении внимания и усилий на создание графического и пластического образа. Задача педагога — подвести своих воспитанников к пониманию, что при помощи красок, карандаша можно изобразить множество вещей окружающего мира, помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка (мазок, линия) и основные цвета, способствовать развитию движений руки. Для рисования желательно подбирать такую тематику, чтобы она была интересной для каждого ребенка. Воспитатель планирует игры-занятия по рисованию, основанные на игровом сюжете, например «веселые кисточки» пляшут под веселую музыку, оставляя на елочках разноцветные огоньки, «грустный» дождик идет, капельки тихо падают на землю и т.д.

В группе «Малыши» дети усваивают первоначальные навыки владения материалом для лепки, создают несложные формы предметов. Лепка является чрезвычайно важным видом изобразитель­ной деятельности, в процессе которого происходит развитие у детей чувств, восприятия и представления. Игры-занятия по лепке планируются три раза в месяц и организуются индивидуально и малыми подгруппами. В процессе рисования и лепки ведущее место занимает «сотворчество» воспитателя и детей, объединенное общим содержанием.

Воспитатель должен научить детей пользоваться изобразительным материалом: держать и действовать карандашом, кистью, красками (набирать краску, промывать, просушивать); достаточно смело и уверенно выполнять изобразительные действия: рисовать линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна, охотно и смело лепить (отрывать кусочки, скатывать); выполнять изображения, узнаваемые другими людьми.

Педагог создает условия для формирования предпосылок детского творчества. Образовательные и творческие задачи решаются в тесном единстве, поскольку овладение простейшими техническими навыками и умениями происходит на конкретном содержании образного характера.

Формирование навыков и умений в процессе элементарной деятельности с изобразительными материалами должно подчиняться созданию изобразительного образа и воспитанию интереса к изобразительной деятельности. Педагог способствует тому, чтобы ребенок проявлял интерес к изобразительной деятельности, стремился заниматься ею по собственной инициативе, рассказывал о своих интересах в рисунке, видел образ в своих рисунках и лепке.

Этих успехов от детей можно ждать к трем годам в том случае, если для развития изобразительной деятельности ребенка созданы все условия.

Рисуем по-разному

Существует множество способов, которые помогут воспитателям привить ребенку интерес к рисованию. Очень интересными и увлекательными могут быть предложенные далее задания.

Рисуем на подносе с манной крупой

Проведите пальцем вертикальную линию сверху вниз. Возьмите ладонь ребенка в свою руку и помогите малышу повторить ваш рисунок. Затем ребенок проводит линии самостоятельно .

Рисуем пальцем и пробкой

С помощью пальца, пробки получаются забавные рисунки. "Печатать" можно и обратной стороной карандаша, крышечками, тычками, косметическими палочками и т. д.

Рисуем ладошкой

Разведите в блюдце гуашь, опустите в нее ладонь, оставьте отпечаток на листе бумаги, скажите малышу: "Вот как получилось, а теперь ты!". Малыши будут с удовольствием играть в такую игру.

Рисуем веревочкой

С помощью самой обыкновенной веревочки можно рисовать простые рисунки: мышку, рыбку, мячик и др. (а любая пуговица подойдет для того, чтобы изобразить глаза этих животных).

Рисуем пипеткой

Краской из пипетки можно украсить вырезанные из бумаги силуэты чашки, зайчика, блюдца, бабочки.

Все эти игры-упражнения лучше проводить индивидуально, особенно с малышами 2—2,6 лет; с теми, кто еще не адаптировался в детском саду, не общается с детьми. Ваше участие в игре, одобрение: "молодец, красиво нарисовал, ах, как хорошо, здорово получается" — стимулируют ребенка к рисованию. Каждое движение карандашом, кистью и другими материалами дается многим малышам с трудом. Без вашей помощи им не обойтись. Используйте такой прием: положите свою руку поверх ладошки ребенка, легонько помассируйте и покажите, как держать фломастер, карандаш, мелок, затем порисуйте вместе с ребенком. Малышам предстоит еще многому научиться, и ваша задача — стимулировать их интерес к рисованию.

Роль показа в совершенствовании и развитии детского рисунка.

Многолетний педагогический опыт работы различных авторов показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обедненности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются.

Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Приемы оказания помощи могут быть разными: совет, указание, объяснение, вариативный показ, поощрение. Можно использовать иллюстрационный материал, художественное слово, предварительное рассматривание, наблюдения и т. д.

Наиболее трудный для практических работников прием –  вариативный показ. Трудность применения его на практике обусловлена несколькими причинами.

Первая причина связана с отсутствием у педагогов достаточно четких представлений о своеобразии и специфике рисунка ребенка 2...6 лет и боязнью не повредить неумелыми рекомендациями и советами проявлению и развитию у детей самостоятельности и творчества.

Другая причина обусловлена противоречивостью, неоднозначностью и множественностью точек зрения на данный вопрос. Одни ученые полагают, что показ способов изображения — это своего рода диктовка со стороны взрослого, которая может отрицательно сказаться на развитии у детей творчества. Другие считают, что маленькие дети сами ничего не умеют и их всему надо учить. Третьи видят возможность обучения детей изображать различные объекты через развитие у них разнообразных формообразующих движений. Четвертые вообще стремятся избежать этого приема, советуя воспитателям использовать в работе с детьми иллюстрационный материал, наблюдения, «метод пассивных движений» и другие обучающие приемы и средства.

Вполне закономерно у воспитателей, а также родителей в связи с этим возникает целый ряд вопросов: нужно ли помогать детям, когда они в чем-нибудь затрудняются при рисовании? Можно ли показывать? Если можно, когда и каким образом это делать? Как способствовать созданию оригинальных и выразительных рисунков и т. д.?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями /из опыта работы/

7 страниц, краткое содержание:Сведения которые должен собрать воспитатель /Социальный анамнез семьи/Рекомендуемые методы для знакомства с родителями.Формы семейных отношенийОпределение микроклимата в ...

В помощь воспитателю.

Поможет педагогам в развитии самооценки.Вы вспомните виды сотрудничества детей назанятиях,а так же педагогические правила....

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Здоровьесберегающий проект "Здоровье детей в наших руках". Разработчики:заведующий Афонина Р.М., педагог-психолог Жарикова С.А., воспитатель Усольцева Л.В.

laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде все...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...