- Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Мы полагаем, что предоставленные виды техник помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.
- Рекомендации адресованы педагогам детских садов, а также родителям, которые хотят развивать в своих детях творческие, трудовые и эстетические навыки.
Дети в мире творчества. - Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.
- Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
- Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
- Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.
- Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.
- Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; ягель; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс.
- Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
- В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Мы стали использовать в качестве художественных материалов, хорошо знакомые предметы – пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков зубной пасты, кремов.
Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования. - Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.
- И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
- По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 % , а взрослые – лишь 2 % .
- Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.
- Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
- Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
- Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
- Техника выполнения нетрадиционных приемов обучения рисованию детей 3-5 лет.
- Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми трех лет.
“Вместо кисточки рука” - Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
- Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
- Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.
- Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
- Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Необходимые материалы и инструменты: - Тонированная или белая бумага,
- гуашевые краски,
- кисти,
- ветошь (для вытирания рук).
Порядок работы: - Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.
“Печатаем пальчиками”Необходимые материалы и инструменты: - Бумага для рисования,
- палитра,
- акварельные краски,
- ветошь для рук,
- кисточка,
- черный карандаш,
- газета.
Порядок работы: - “Радужная рыбка”. Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.
- “ Цветок”. Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.
- Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом.
- Ее тоже можно использовать при работе с малышами, но только самые простейшие упражнения просто – печать определенной фигурки для оттиска на поверхности листа.
Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми трех, четырех лет. “Узор из точек”.Необходимые материалы и инструменты: - Тонированный лист бумаги,
- косметические палочки (палочки с ватными тампонами),
- краски,
- кисти.
Порядок работы: - Очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Еще сложнее повторить одинаковые изображения несколько раз. Выручат в данной ситуации косметические палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свой тампон.
- Технику работы с косметическими палочками можно использовать при изображении орнамента или декорировании предметов обихода. На цветную или тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть и ватными тампонами штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску. В данной технике можно получить мозаичное изображение.
“Печатаем листьями на бумаге” Необходимые материалы и инструменты: - Гуашь,
- акварель,
- кисть,
- карандаш,
- бумага,
- цветная тушь или чернила,
- кусочек поролона,
- листья разных деревьев, цветов.
Порядок работы: - Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т.д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники “по сырому” дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья.
- Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.
“Печатаем штампами”. - Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки и т.д.
“Недолговечные штампы”. Необходимые материалы и инструменты: - Бумага для рисования,
- краски,
- ножик,
- овощи или фрукты: морковь, картофель, свекла, яблоко, редис, репа, сладкий перец.
Порядок работы: - Используем разрезанные вдоль или поперек фрукты, овощи. С маленькими детьми лучше использовать всю поверхность разрезанного плода, дети старшего возраста могут попробовать вырезать на нем узор. Ребенок может воспользоваться ложкой, карандашом, тупыми ножницами или пластмассовым ножом с зазубренным лезвием. Выпуклая часть штампа смазывается краской и оставляет отпечаток на бумаге.
- Для декорирования открыток, упаковочной бумаги в качестве штампа очень хорошо использовать стручки перца. Забавно изогнутые линии среза придадут работе загадочность и неповторимость.
Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми 4-5 лет. “Долговечные штампы” Необходимые материалы и инструменты: - Клей ПВА,
- плотный картон,
- резина толстая,
- бутылочная пробка,
- бечевка,
- краска,
- бумага.
Порядок работы: - Проще всего изготовить штамп из пробки или ластика, вырезав на ровном срезе элемент узора.
- Для оформления большого количества самодельных открыток или пригласительных билетов можно приспособить штамп из бечевки. На плотный картон наклеивается клеем ПВА бечевка в виде витиеватой рамочки. Это и есть штамп. Веревочка смазывается краской, аккуратно накладывается на заготовку и прижимается. На заготовке остается рисунок.
- Из веревочки можно выкладывать инициалы, имена и рисовать, контурные изображения предметов - в зависимости от замысла.
“Разные разности” Необходимые материалы и инструменты: - Бумага для рисования,
- кисти,
- краски,
- деревянная катушка от ниток,
- пуговицы,
- трубка от картона,
- консервная банка,
- скалка,
- апельсиновая корка (свежая,
- кукурузный початок,
- спица,
- карандаш или высохший фломастер.
Порядок работы: - Интересные отпечатки могут оставлять разные предметы. Чтобы найти их, нужно только внимательно посмотреть вокруг и немножко пофантазировать, представив себе, какие удивительные следы они могут оставить.
- Так деревянная катушка от ниток оставит след, похожий на колесо, а обыкновенная пуговица - кружочек с двумя или четырьмя точечками.
- Если катушку положить на палитру с нанесенной на нее краской и продеть в отверстие карандаш, то покатится катушка по чистому листу бумаги, оставляя две цветные дорожки.
- А между ними можно составить орнамент с помощью штампов и трафаретов. В качестве штампов можно использовать свежую апельсиновую или лимонную корку, скрученную в виде спирали. Остается след, похожий на улитку.
- Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Ручки для валика из кукурузы можно сделать, проткнув ее спицей. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку. И еще один вариант: можно обмотать скалку тесьмой смоченной в клее или клейстере, потом окрасить тесьму и начать печатную деятельность.
“Печатаем пробками” - Использование бросового материала в художественно- творческой деятельности детей, разнообразно. К большому списку доступных материалов - приспособлений для изобразительной деятельности можно отнести и пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, кремов.
- Применение таких помощников в рисовании очень нравится дошколятам. Ведь так быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыпленка, и колесо, и мячик - стоит только, раскрасить верхнюю часть пробки от лимонада и отпечатать ее на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребенка. Появляются ножки, клювик дорисованные кисточкой, глаза - это отпечаток шляпки маленького гвоздика. И цыпленок оживает.
- Разноцветные ниточки, проведенные кончиком кисти, помогают маленькому художнику правильно подобрать цвет для воздушного шара, который появится после отпечатка.
- Божья коровка может появиться на траве, если отпечаток пробки с красной краской дорисовать (точки на спине) косметической палочкой, обмокнув ее в черную краску, а кончиком кисти мелкие части (голова, усики).
- Гусеница, ловко перебирающая лапками.
Использование пробок разного размера. Необходимые материалы и инструменты: - Пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты (разных размеров),
- гуашь,
- кисть.
Порядок работы: Намазываем кистью с краской верхнюю часть пробки (от пластиковой бутылки) и отпечатываем на поверхность приготовленного листа. Получившееся изображение круга дополняется элементами, деталями с применением других бросовых изобразительных инструментов (шляпка шурупа, запонка, цепочка и т. д.).Если пробку перевернуть и обмакнуть в гуашь, то отпечаток на бумаге похож на легкий воздушный шарик, колечко, мыльный пузырь и многое другое, что может увидеть ваша фантазия. “Прямые и кривые линии”. Необходимые материалы и инструменты: - Картон (толстый, тонкий, гофрированный),
- газета,
- кисть,
- гуашевые краски,
- лист бумаги.
Порядок работы: - Для того чтобы получить в качестве оттиска прямую или ломаную линию, берем кусочек плотного картона. Нарежем полоски из картона разной толщины. Обмакнем край картона в краску и отпечатаем на бумаге прямую линию. Толщина линии зависит от толщины и вида картона, а чтобы получить кривые (изогнутые) линии, обмакнем в краску край картона и, слегка согнув его, нанесем на бумагу оттиск. Если отпечатать несколько изогнутых линий, сходящихся в середине, выйдет стилизованный цветок.
- Для составления узора из цветов можно использовать прием рисования картонкой, смещая ее определенным образом. В результате лепестки получаются в виде клинышков. Чтобы отпечатать клинышек, нужно обмакнуть в краску край картона и прижать к бумаге, затем сдвинуть картонку, держа ее за верхний край. Нижний край остается прижатым к бумаге. Из нескольких клинышков-лепестков можно сделать цветок.
Радость творчества. - Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
- Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
- Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…
- А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
|