Особенности использования "Прозрачного мольберта" в работе учителя-дефектолога.
статья (рисование) по теме

Разина Елена Вячеславовна

  Представленный дидактический материал  в совокупности с использованием «Прозрачного мольберта» позволяет учить детей понимать форму, цвет, величину и пространственные положения предметов и явлений окружающего мира. Дети овладевают формообразующими движениями, тренируются в раскрашивании, штриховке изображений, построении композиции сюжетного рисунка.

  Сложно переоценить положительное влияние рисования на ребенка на «Прозрачном мольберте». Это не просто развлечение, игра - это умение изобразить окружающий мир. Кроме того, такое рисование гармонично развивает личностные характеристики и умственные способности ребенка.

Рисование на «Прозрачном мольберте» способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения от окружающих предметов, их физические свойства. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процессе ребёнок учится различать цвета и оттенки, поймет, что такое размер и количество. Через рисование он познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит.  Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, которые вырабатываются рисованием, в будущем очень пригодятся ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prozrachnyy_molbert_-_2.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования  «Прозрачного мольберта» в работе учителя-дефектолога в ГОУ.

Прозрачный настольный мольберт из небьющегося стекла в

деревянной раме размерами 58×78×8 см.

Занятия живописью на стекле – хороший способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле чей-то портрет, даже застенчивый ребенок получает возможность

внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт. Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги, а если рисунок уже подсох, слегка увлажните его, побрызгав водой из пульверизатора.

   В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

   Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии. Прежде всего, оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности.
При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное, восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов при нарушенном зрении.
Тем немение, детям нравится рисовать на стекле большого размера, например, там, где  есть развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской. Пространство активности ребенка расширяется за счет вытекания воды за пределы стекла.  За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, безболезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.

Коррекционные задачи при использовании «Прозрачного мольберта»:

1. Коррекция зрения, зрительного восприятия.

2. Развитие цветовосприятия и сенсорного развития.
3. Развитие общей и мелкой моторики.

4. Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения.
5. Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.

          Для детей с нарушением зрения рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдения, сюжетно-ролевые и дидактические игры), в процессе которой осуществляются обогащение и коррекция чувственного опыта, уточнение образов предметов окружающего мира. Используя дидактические игры и задания, педагог учит детей различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности строения предметов.

Таким целям служат задания типа «Подбери к дереву лист», «Найди такой же предмет, какой изображен на картинке», «Составь целый предмет, целое изображение».
Дидактические игры и упражнения на
сличение реального предмета с его изображением способствуют формированию способов анализа, сопоставления, определения строения предмета реального и его изображения. К ним можно отнести задания на соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами: «Найди сходство и различие», «Подбери другую половину изображения, предмета.
Для формирования навыков сличения предметов и чтения изображений используется
обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активизировать детей можно игровыми приемами: «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто больше фигур заштрихует», «У кого правильнее, более похоже», «Кто лучше закрасит фломастерами изображение».
На занятиях рисованием, детям надо давать возможность приблизиться к образцу, обвести пальцем контуры рисунка. Формат листа для рисования напрямую зависит от диагноза, поставленного врачом. Детям
дальнозорким нужно давать лист большего формата, картинки с крупным изображением предметов. Для детей с диагнозом амблиопия, наоборот, - мелкий игровой материал. Также от диагноза зависит размер готовых деталей для обводки и штриховки, шаблоны.

Если у ребёнка достаточно низкая острота зрения, или он работает с окклюзией, то ему можно предложить однотонный фон с одной стороны мольберта (чтобы не возникали лишние блики и отражения).

Рисование имеет большое значение для коррекции представлений слабовидящих детей о форме, цвете, пространственном расположении, потому важно добиться качественных продуктов детской деятельности.

Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта»:

 - Занятия по рисованию начинать надо всегда со сказки, стихотворения, игры. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки.

- Занятия проводятся согласно возрастному ограничению во времени.

- Обязательна глазодвигательная гимнастика для снятия глазного напряжения.
- Занятия рисованием - это всегда общение взрослого и ребёнка.В процессе рисования у детей  происходит развитие речи.

- Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.

- Рисовать надо как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.

Виды изобразительной деятельности.

   В этом разделе я хотела показать многообразие видов работ с использованием «Прозрачного мольберта». К работе привлекались дети разных возрастных групп      (от 2 – 3 лет (группа кратковременного пребывания) – до  детей подготовительной группы 6 – 7 лет).

1. Рисование пальцами и ладошкой

 Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

 Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

2. Рисование  листьями

Каждую осень  я собираю желтые, красные, рыжие листья, собираю лепестки цветов: роз, тюльпанов.

Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Лепестки и  листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, приятны на ощупь.

   

3. Штампы и печати

Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря им ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством.                                                    

 А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам.

  4. Поролоновые рисунки

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

.5. Метод монотопии

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единобразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле.

В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами.

6. Рисование кремом

Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем.

На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз.

А пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток.

                               

 

7. Рисование предметами окружающего пространства

Мы попробывали с детьми разного возраста рисовать мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками.

Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей.

8. Точечный рисунок

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перепендикулярно к стеклу и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.

Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

9. Рисование маркером

Виды рисования: обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей, особенно нас привлекают задания на одновременное рисование по замыслу.

10. Творим вместе

- Рисуем по очереди. Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите маркер и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить на рисунок что-нибудь свое.

- Рисунок плюс. Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги. Например, из ткани делаем крышу домика, платье у девочки, седло для лошадки, крону дерева. Часто ткани бывают с крупным рисунком. Это нам очень подходит. Вырезаем тканевые цветочки, яблочки, зверюшек и дополняем ими наш рисунок. Пригодятся и всевозможные наклейки, которые в изобилии продаются на книжных лотках.

- Рисуем с натуры. Предложите ребенку нарисовать что-нибудь с натуры, что-то такое, что ему по-настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности.

- Юный портретист. А еще можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало,  портрет друга,  или портрет мамы, рассматривая ее фотографию. Вспомните вместе с ребёнком, какие у мамы волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза, рост. А может ребёнок захочет нарисовать свою подружку или друга?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.

Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...

Выступление. «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на ранних этапах»

ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»филиал « Набережночелнинский дом ребенкаспециализированный»   Выступление«Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с...

Особенности работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими ЗПР

На что важно обращать свое внимание при работе с такими детьми....

Особенности работы учителя-дефектолога в ДОУ.

Первое родительское собрание. В чем заключается особенность работы дефектолога в ДОУ для детей имеющих нарушения зрения....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....

Статья "Системно-деятельностный подход в работе учителя-дефектолога с детьми с особенностями в развитии.

Материал содержит описание детей с особенностями в развитии: РАС, ЗПР, УО. Автор ответит на вопрос какие принцыпы использует учитель-дефектолог в работе, как организовать работу группы Особый ребенок,...