Особенности работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими ЗПР
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Пономарёва (Плетникова) Ольга Владимировна

На что важно обращать свое внимание при работе с такими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Уважаемые  коллеги! Вашему вниманию предлагается доклад на тему «Особенности работы учителя - дефектолога с дошкольниками, имеющими задержку психического развития» (слайд 1) 

 Так кто же на самом деле ребенок с ЗПР?

Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (памятьвниманиемышлениеэмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте.  ( слайд ….)

В дошкольном образовательном учреждении  дети с ЗПР способны адаптироваться в коллективе, если в нем созданы необходимые условия для них.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций. Нарушение ВПФ затрудняет детям с ЗПР овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, поэтому работа по развитию  психических процессов  имеет огромное значение для детей с общим недоразвитием речи. Как правило, недоразвитие речи отягощается неврологическим статусом, соматическими заболеваниями и т.д. Поэтому у  детей с ЗПР  снижены зрительное и слуховое внимание. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям, с которыми мы работаем постоянно.

Работа в данном направлении проводится логопедом и воспитателями в тесном взаимодействии, стремлении к созданию единого подхода в коррекционно-развивающей деятельности. Этому способствует совместное изучение содержания адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, составление совместного плана деятельности, разработана индивидуальная коррекционная программа.

Именно поэтому  в работе с этими детьми я использую различные виды заданий для развития  всех психических  процессов.

 Игры и упражнения на развитие слухового восприятия: (Слайд…)

  • Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы)?
  • Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
  •  «Чей голос звучит?»
  • «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)
  • Определи на слух, где какая крупа?

Развитие зрительной памяти: (Слайд…)

  • Д/и «Что изменилось?»
  • Д/и «Чего (кого) не стало?»
  • Д/и «Что перепутал художник?»
  • Д/и «Предметы и контуры»

Развитие слуховой памяти: (Слайд…)

  •  «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).
  • Д/у «Где живет звук?» (прослушай слова и определи в каком домике живет определенный звук).
  • Логопедическая ромашка.

Развитие логической памяти и мышления: (Слайд…)

  • Д/и «Варежки» (подбор пары к картинке  (с ориентировкой на лексическую тему недели).
  • Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
  • Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).

Развитие внимания и зрительного восприятия: (Слайд…)

  • Д/и «Посуда»
  • Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
  • Д/и «Продуктовый магазин».
  • Д/и «Чего нет у мебели?»

Также я использую познавательные развивающие игры-лото по темам.

Развитие пространственного восприятия: (Слайд…)

  • Посмотри и скажи, где находится яблоко (мышка, птичка и др. игрушка)? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?
  • Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).
  • Д/и «Что где находится?»; « Вокруг да около»; «Направо- налево».
  • Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).

В своей  логопедической группе  мы стараемся создать оптимальные условия для гармоничного развития фонематического слуха и слухового внимания у детей с ЗПР. В группе есть музыкальный центра, где представлены различные детские музыкальные инструменты: маракасы, бубны, дудочки, барабаны и т.д. В коррекционном центре есть различные звучащие игрушки, емкости с сыпучими продуктами, разные виды бумаги, представлены несколько видов застежек. Область развития слухового внимания распространяется на все виды деятельности ребенка в детском саду. (слайд….)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.

Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...

Выступление. «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на ранних этапах»

ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»филиал « Набережночелнинский дом ребенкаспециализированный»   Выступление«Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с...

Особенности работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм вз...

Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения...

Особенности работы учителя-дефектолога в ДОУ.

Первое родительское собрание. В чем заключается особенность работы дефектолога в ДОУ для детей имеющих нарушения зрения....