Особенности работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими ЗПР
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
На что важно обращать свое внимание при работе с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_uchitelya-defektologa_s_doshkolnikami_imeyushchimi_zpr.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается доклад на тему «Особенности работы учителя - дефектолога с дошкольниками, имеющими задержку психического развития» (слайд 1)
Так кто же на самом деле ребенок с ЗПР?
Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте. ( слайд ….)
В дошкольном образовательном учреждении дети с ЗПР способны адаптироваться в коллективе, если в нем созданы необходимые условия для них.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций. Нарушение ВПФ затрудняет детям с ЗПР овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, поэтому работа по развитию психических процессов имеет огромное значение для детей с общим недоразвитием речи. Как правило, недоразвитие речи отягощается неврологическим статусом, соматическими заболеваниями и т.д. Поэтому у детей с ЗПР снижены зрительное и слуховое внимание. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям, с которыми мы работаем постоянно.
Работа в данном направлении проводится логопедом и воспитателями в тесном взаимодействии, стремлении к созданию единого подхода в коррекционно-развивающей деятельности. Этому способствует совместное изучение содержания адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, составление совместного плана деятельности, разработана индивидуальная коррекционная программа.
Именно поэтому в работе с этими детьми я использую различные виды заданий для развития всех психических процессов.
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия: (Слайд…)
- Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы)?
- Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
- «Чей голос звучит?»
- «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)
- Определи на слух, где какая крупа?
Развитие зрительной памяти: (Слайд…)
- Д/и «Что изменилось?»
- Д/и «Чего (кого) не стало?»
- Д/и «Что перепутал художник?»
- Д/и «Предметы и контуры»
Развитие слуховой памяти: (Слайд…)
- «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).
- Д/у «Где живет звук?» (прослушай слова и определи в каком домике живет определенный звук).
- Логопедическая ромашка.
Развитие логической памяти и мышления: (Слайд…)
- Д/и «Варежки» (подбор пары к картинке (с ориентировкой на лексическую тему недели).
- Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
- Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).
Развитие внимания и зрительного восприятия: (Слайд…)
- Д/и «Посуда»
- Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
- Д/и «Продуктовый магазин».
- Д/и «Чего нет у мебели?»
Также я использую познавательные развивающие игры-лото по темам.
Развитие пространственного восприятия: (Слайд…)
- Посмотри и скажи, где находится яблоко (мышка, птичка и др. игрушка)? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?
- Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).
- Д/и «Что где находится?»; « Вокруг да около»; «Направо- налево».
- Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).
В своей логопедической группе мы стараемся создать оптимальные условия для гармоничного развития фонематического слуха и слухового внимания у детей с ЗПР. В группе есть музыкальный центра, где представлены различные детские музыкальные инструменты: маракасы, бубны, дудочки, барабаны и т.д. В коррекционном центре есть различные звучащие игрушки, емкости с сыпучими продуктами, разные виды бумаги, представлены несколько видов застежек. Область развития слухового внимания распространяется на все виды деятельности ребенка в детском саду. (слайд….)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»
Опыт связан с системой занятий по развитию речи у детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...
Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.
Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...
Выступление. «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на ранних этапах»
ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»филиал « Набережночелнинский дом ребенкаспециализированный» Выступление«Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с...
Особенности работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм вз...
Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.
Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения...
Особенности работы учителя-дефектолога в ДОУ.
Первое родительское собрание. В чем заключается особенность работы дефектолога в ДОУ для детей имеющих нарушения зрения....