РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Известно, что результат развития воображения у дошкольников  не только высокие творческие достижения в изобразительной или музыкально-исполнительской деятельности, но и полноценная готовность к школьному обуче­нию.  В данном материале представлены игры, содержание которых направлено на  развитие творческого воображения старших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_voobrazheniya.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ  

СОЗДАНИЕ  ОБРАЗОВ  НА ОСНОВЕ ЗАДАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

НЕОБЫЧНЫЕ   КЛЯКСЫ

         Цель: развитие воображения, образного мышления, мел кой моторики.

Оборудование: лист плотной бумаги, чернила, перо или кисть (для каждого ребенка).

Ход   игры

        Взрослый говорит детям: «Ребята, знаете ли вы, что раньше, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими девочками и мальчиками, шариковых ручек не было, и люди писали перьями или перьевыми ручками? Ими писать было очень трудно. Поэтому в тетрадях школьников часто по являлись кляксы. Учителя вырывали страницы с клякса ми и предлагали ученикам переписать все заново. Конечно же и ребята и их преподаватели огорчались. Но иногда кляк сы получались необычными. Ученики, с интересом рассматривая эти кляксы, находили в их причудливых силуэтах изображения зверей, птиц, насекомых, необычные фигурки людей, сказочных персонажей. Сейчас и мы займемся изго товлением необычных клякс».

        Взрослый показывает, как можно поставить кляксы, чтобы не испачкаться при этом, демонстрирует способ полу чения симметричных клякс (нужно капнуть на середину листа немного чернил, сложить бумагу пополам и затем раз вернуть).

       После завершения подготовительной работы, взрослый говорит: «Давайте рассмотрим все кляксы и скажем, на что они похожи. Постарайтесь увидеть в каждой из клякс, как можно больше изображений предметов».

       Выигрывает ребенок, который дал большее количество оригинальных ответов.

       Примечание.  Можно предложить детям дорисовать кляксы до какого-либо изображения.

УДИВИТЕЛЬНАЯ    ЛАДОНЬ

        Цель: развитие воображения, образного мышления, изоб разительных навыков, художественного вкуса.

        Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изобра жение раскрытой ладони);

лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждо го ребенка).

Ход игры

          Взрослый предлагает детям обвести свою ладонь с рас крытыми пальцами.

          После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки, давайте попро буем сделать их разными.           Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный ри сунок».

        Выигрывает ребенок, который создал наиболее ориги нальный образ на основе заданного эталона.

        Примечание. При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но пре дупреждает детей, что копировать их не следует.  

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ   РИСУНКИ

        Цель:  развитие воображения, образного мышления, гра фических навыков.

ВАРИАНТ    1

        Оборудование: демонстрационные карточки с незавершенными контурны ми изображениями предметов .

Ход игры

         Взрослый поочередно показывает карточки к игре. Дети отгадывают, что на них изображено.

        Тот, кто первым даст правильный ответ, получает фиш ку (пуговицу, геометрическую фигурку, вырезанную из бу маги, и пр.).

        Выигрывает ребенок, который к концу игры собрал боль шее количество фишек.

        Примечание. Оригинальный игровой материал мо жет быть подготовлен самостоятельно. Для этого нужно подобрать картинки с контурным изображением и закле ить отдельные элементы рисунка плотной белой бумагой.

ВАРИАНТ    2

         Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов (по количеству детей);

простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры

        Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рас смотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте ри сунки».

         Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.

ВАРИАНТ    3

         Оборудование: доска, мел.

Ход игры

         Взрослый рисует мелом на доске незаконченные предмет ные картинки.

Дети стараются как можно быстрее определить и назвать предмет, задуманный взрослым.

       Тот, кто первым даст правильный ответ, получает фишку.

 Выигрывает ребенок, который к концу игры собрал боль шее количество фишек.

ВАРИАНТ    4 (рекомендуется для индивидуальной работы)

        Оборудование: разрезные или вырубные картинки по типу puzzle.

Ход игрового упражнения

         Взрослый складывает наиболее информативные участки разрезной картинки и говорит: «Перед тобой часть рисун ка. Рассмотри ее и догадайся, что изображено на целой кар тинке».

        Примечание. Если ребенок не справляется с задани ем, взрослый добавляет один элемент и повторяет вопрос. Картинка дополняется до тех пор, пока ребенок точно не охарактеризует сюжет.

СИЛУЭТЫ   ФИГУР

        Цель: развитие воображения, образного мышления, гра фических навыков, художественного вкуса.

        Оборудование: карточки с контурным изображением предметов или си луэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей);

простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход  игры

        Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Пе ред вами незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные, бесцветные. Дорисуйте то, что не обходимо, и раскрасьте рисунки».

        Выигрывает ребенок, который на основе силуэтного изоб ражения создал наиболее детальный и красочный образ.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ   ЛЕС

        Цель: развитие воображения, образного мышления, изоб разительных навыков, художественного вкуса.

        Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и неза конченными линиями неопределенного характера 0 (по ко личеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Ход   игры

        Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Пе ред вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой-невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное потому, что шапка была маловата. Давайте попро буем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картин ку, затем превратите все линии в законченные рисунки. По мните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».

         Выигрывает ребенок, который создал целостное изобра жение леса, используя все данные элементы.

         Примечание. Для раскрытия сюжета можно предло жить детям дополнить получившиеся рисунки изображе ниями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных персонажей.

ПОМОЖЕМ   ХУДОЖНИКУ

         Цель: развитие воображения, образного мышления, гиб кости построения графического контура, изобразительных навыков.

        Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур и линий  (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход  игры

          Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки. Он сделал наброски - провел некоторые штрихи, а потом отвлекся и забыл, что хотел нарисовать.

         Ребята, помогите художнику. Рассмотрите штрихи и превратите их в изображения различных предметов. Воз можно тогда художник вспомнит, что он хотел нарисо вать. Затем мы устроим выставку и выберем лучшие кар тины».

         Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, создал самые оригинальные образы на основе схема тического изображения.

         Примечание. При возникновении трудностей, взрос лый показывает на доске образец выполнения задания. Если один из детей справится с заданием быстрее, то мож но предложить ему дополнительный вариант. Для усложнения игры количество исходных фигур увели чивают и доводят до 10-20.

ДОБРЫЕ - ЗЛЫЕ

        Цель: развитие воображения, образного мышления, эмо циональной сферы, изобразительных навыков.

       Оборудование: карточки с контурным изображением двух фей (королей, волшебников, принцесс и пр.)   (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход  игры

        Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «На листе бумаги вы видите изображения двух фей. Представь те себе, что одна из них злая, другая добрая. Чтобы всем было понятно, где какая фея, дорисуйте и раскрасьте лица и одежду. Возможно вы захотите изобразить какие-нибудь волшебные вещи или сказочных спутников наших фей».

        Выигрывает ребенок, который наиболее точно и полно отразил в рисунке эмоциональное состояние и внешний вид персонажей.

       Примечание. Можно предложить детям изобразить фей при помощи мимики и пантомимы и выбрать ребен ка, который, используя выразительные движения, создал наиболее яркие образы.

СПРЯТАННЫЕ  РИСУНКИ

       Цель: развитие воображения, образного мышления, изоб разительных навыков.

       Оборудование:  демонстрационные карточки с изображением геометричес ких фигур (прямоугольников, кругов, овалов и пр.) разного размера; 2-3 листа бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Ход   игры

        Взрослый показывает детям одну из карточек и говорит: «Ребята, внимательно посмотрите на картинку. Рисунки, которые были изображены на ней, решили поиграть в прят ки. Они спрятались за геометрическими фигурами подходя щего размера и формы. Догадайтесь, кто или что может скры ваться за фигурами, и нарисуйте их на своем листе бумаги».

Вариант стимульного материала:

         Выигрывает ребенок, который создал наиболее вырази тельный и оригинальный сюжет, соответствующий заданно му эталону.

         Примечание. Аналогичная работа проводится с дру гими карточками. Детям можно предложить нарисовать не одну картину, а все варианты, которые они считают подходящими к данному стимульному материалу. В этом случае учитывается и количество рисунков, которые вы полнил каждый ребенок.

ВОЛШЕБНАЯ   НИТКА

        Цель: развитие воображения, образного мышления, худо жественного вкуса.

        Оборудование: два листа бумаги, нитки, краски (лучше гуашь), кисти (для каждого ребенка).

Ход  игры

        Взрослый показывает детям клубок ниток и говорит, что эти нитки волшебные, потому что они умеют рисовать кар тины. Затем он предлагает внимательно посмотреть, как это делается. Нитку окунают в краску и в произвольном поряд ке укладывают на листе бумаги. Сверху накрывают другим листом, слегка прижимают нижний лист и вытаскивают нитку за один конец - получается абстрактный рисунок. Дети повторяют все показанные операции и получают при чудливые изображения. Взрослый просит детей дать одно или несколько названий картинам.

        Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, подобрал наиболее удачное название своей картине.

       Примечание. При возникновении затруднений, можно предложить повернуть или перевернуть лист бумаги, придумать название коллективно.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ  

№1 НАРИСУЙ   ЛИЦА

Тип   задания

Символические разработки деталей.

Цели

• Развитие умений создавать имеющие смысл объекты с помощью добавления и разработки деталей.

•   Развитие символической беглости и гиб кости.

Рекомендации   для    педагога

         Вырежьте из старых журналов рисунки и фотографии людей с разными настроениями. Покажите эти картинки детям. Спросите, какие они эти лица: счастливые или грустные, и т. д. Покажите лицо с веселым выражением.  Спросите  детей, как и что нужно изменить на картин ке, чтобы превратить это лицо в грустное. Подчеркните, что глаза и брови так же хоро шо, как и контуры рта, могут передавать на строение человека.

        Пусть дети взглянут на задание А. Попро сите их нарисовать лица, соответствующие подписям под ними. Там же, где нет подпи сей, пусть дети придумают свои названия и затем нарисуют лица, соответствующие этим названиям. Если у них кончится лист, то они могут использовать и его обратную сторону.

        Перед выполнением задания Б попросите детей написать или рассказать, что чув ствует человек на каждом рисунке, какое у него настроение. Попросите их завершить рисунок, добавив брови, глаза, рот и другие детали.

        Если вы почувствуете, что требуется до полнительное разъяснение, то спрячьте часть своего лица под шарфом и попросите детей догадаться о вашем настроении по видимой части лица (например, спрячьте рот и покажите веселое настроение глазами). После того как дети выскажут свои догадки, уберите шарф и предоставьте возможность детям проверить, правильно ли они угадали. Подчеркните, что ваши брови, глаза и рот помогают создавать то или иное выражение лица.

          После того как дети завершат свои рисун ки, желающие могут разместить их на де монстрационной доске.

УПРАЖНЕНИЕ №2

ЧТО   ТЫ   ВИДИШЬ?

Тип   задания

Образные разработки деталей.

Цели

•   Развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригиналь-ности.

• Развитие способности создавать имеющие смысл рисунки с помощью разработки де талей на предоставленных объектах.

Рекомендации   для   педагога

        Нарисуйте маленький прямоуголь ник   и   под  ним   большой  кружок.   Попросите одного из детей добавить к ним несколь ко   деталей,   чтобы   в   результате   получился имеющий  какой-либо смысл рисунок.  После того как он закончит, попросите его расска зать, что это такое и дать название рисунку.  

       Предложите   затем  детям листы  с заданием А. Скажите, что фигуры в этом задании - основа их рисунка. Попросите детей пририсовать к ним то, что они считают нужным, раскрасить цветными карандашами   или   фломастерами   и   назвать свои рисунки. Если они хотят, то могут  сочинить рассказ или сказку о своих рисунках.

         Поместите работы детей на демонстраци онном стенде.

        Аналогично поступите с заданием Б.

УПРАЖНЕНТИЕ №3

О ЧЕМ ТЫ ДУМАЕШЬ?

Тип   задания

Семантические и (или) образные единицы.

Цели

•   Развитие образной беглости и гибкости.

•  Осознание детьми того, что одно и то же событие может иметь разные значения для людей.

Рекомендации   для педагога

         Попросите каждого ребенка представить, что сейчас на улице солнечный день того времени года, которое ему больше всего нравится, и любой час дня, который он предпочитают. Когда дети все это предста вят, пусть возьмут листы с заданием А и на пишут или нарисуют на них то, что они хо тели бы делать в это воображаемое время.

        Задание Б делайте аналогичным образом. Предоставьте детям возможность поделиться идеями и показать друг другу свои работы.

Дополнительные   задания

        Обсудите с детьми, как они чувствуют себя в солнечный день и в дождливый день. Дети увидят, что  возможно, не все чувствуют себя радостно и весело в солнечный день и грустно - в дождливый.

        В свободное время, по смотрите рисунки детей и попробуйте сыг рать   в то, что предложено кем-то из них. Например, если сейчас стоит сол нечный день, а Дима нарисовал на своем рисунке игру в футбол, то можно сыграть в футбол.

УПРАЖНЕНИЕ №4

ЕСЛИ   БЫ   Я   ПИСАЛ   КНИГУ

Тип   задания

Образные трансформации.

Цели

•   Развитие   способности   трансформировать характеристики знакомых объектов.

•   Развитие  невербальной  оригинальности  и гибкости.

Рекомендации   для педагога

        Попросите детей вспомнить, как выглядит слон Дамбо из диснеевских мультфильмов (слон с большими ушами, при помощи кото рых он может летать). Объясните детям, что авторы детских книг часто берут обыч ных животных и наделяют их какими-либо необычными чертами и особенностями. Из-за этого они становятся яркими и запомина ющимися.

        Попросите детей перечислить запомнив шихся им героев с необычными чертами (Чебурашка, Микки Маус и т. д.).

        Нарисуйте на доске обычную собаку и по просите детей дорисовать ей что-либо или изменить как-нибудь, чтобы она стала обла дать какими-либо выдающимися особеннос тями. Они могут нарисовать ей крылья, до полнительные лапы, глаза, увеличить голову и т. д., а также дать имя этой собаке. Имя, а не название.

       После этого дети могут достать из альбо ма листы с заданием. Пусть они представят, что они сочиняют истории о необычных жи вотных. Попросите их, чтобы они изменили животных на листе задания так, чтобы эти животные стали очень необычными и, под черкните, обладали какими-то уникальными для  этих  животных  способностями.   Предложите детям дать имена своим животным, ко торые бы отражали их новые способности.

       После того как они закончат, пусть покажут свои работы.  Похвалите ри сунки, особенно те, в которых есть необыч ные и умные идеи. Можно сделать выставку детских работ.

УПРАЖНЕНИЕ №5

ЗАБАВЫ   С   ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ   ФИГУРАМИ

Тип   задания

Образная разработка деталей.

Цели

•   Развитие умения использовать имеющие ся объекты для разных целей.

• Развитие умения создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов, которые сами по себе не имеют никакого значения.

                            Рекомендации   для   педагога

        Нарисуйте на доске, например, это:

        Спросите, на что это похоже и что дети здесь видят. Принимайте любой ответ. Поощряйте разнообразие идей.

 Нарисуйте сле дующий пример:

        Спросите, на что это похоже. Теперь нарисуйте кружок и вызовите одно го из детей. Попросите его нарисовать четыре прямые линии любой длины там, где он считает нужным. Спросите у детей, на что это похоже.

        Вызовите четверых детей. Нарисуйте кру жок любого  размера,  а  каждый    ребенок пусть нарисует прямую линию любого раз мера там, где он хочет. После этого спроси те у   ребят,   что они здесь видят.

        Попросите теперь детей взглянуть на листы с заданием А. Скажите им, чтобы они добавили четыре прямые линии к каждому кружку так, чтобы в каждом случае получи лись разные рисунки. Попросите их не де лать рисунков, которые уже были на доске и которые показаны на образцах. Пусть они дадут названия своим рисункам. Если они захотят рисовать еще, то пусть рисуют на обратной стороне листа. Позвольте им поде литься своими идеями и, если они захотят, пусть рисуют на доске.

Задание Б представляется аналогично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю подборку игр на развитие всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления. Данный материал можно использовать как консультацию для родителей...

развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю подборку игр на развитие нимания, памяти, мышления, вооображения, восприятия.Данный материал может быть использован в качестве консультаций для родителей...

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста и их родителей

Совместные развивающие игры с детьми психологически сближают детей и  родителей.Представленный материал направлен на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

Игры для детей старшего дошкольного возраста на развитие речи, внимания....

«Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»

«Коммуникативные игрыдля детейстаршего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»...

«Развитие творческих способностей в развивающих играх у детей старшего дошкольного возраста »

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способ...