Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Игры для детей старшего дошкольного возраста на развитие речи, внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАРШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ

Развитие  речи  тесно  связано  с  развитием  интеллекта  и  отражает  как  общее  развитие  ребенка, так  и  уровень  его  логического  мышления. Кроме  того, применяемая  сегодня  методика  обучения  чтению, основывается  на  звуковом  анализе, слов, что  предполагает  развитый  фонематический  слух.. Ошибочно  думать, что  речевому  развитию  ребенка-дошкольника  способствует  обучение  его  чтению. Гораздо  больше  этому  способствует  чтение  ребенку  вслух  хорошей  детской  литературы  с  последующем  обсуждением  прочитанного.

Очень хорошо стимулируют интерес к чтению инсценировки прочитанного, которые разыгрываются ребятами сразу после прочтения сказки или рассказа. Делается это следующим образом. Воспитатель предупреждает детей, что сейчас они послушают сказку, а потом по этой сказке поставят маленький спектакль. После первого прочтения текста взрослый спрашивает, кого из персонажей сказки запомнили ребята, и кто кем хочет быть. Распределив роли, слушают сказку еще раз или два, а затем с помощью взрослого инсценируют ее. Если кому-то не досталось роли, то он участвует в этой же инсценировке при повторном ее исполнении. Кроме того, рекомендуется одну и ту же инсценировку повторять несколько раз, чтобы дети могли меняться ролями,

Прием использования инсценировки основывается на том, что, получив роль, ребенок воспринимает текст уже с другой мотивационной установкой, способствующей выделению и запоминанию основного смысла сюжета, а также речевых оборотов, обогащающих литературную речь детей.

        Ребята  привыкают  к  чтению, слушают  охотно, могут  ответить  на  вопросы  по  тексту, даже  сами  просят  прочитать  полюбившиеся  им  книги.  

На занятиях обязательно надо уделять время составлению детьми рассказов по сюжетным картинкам. Сначала для этого можно использовать картинки, являющиеся иллюстрациями к прочитанным литературным произведениям. Затем ребята должны составлять рассказы по картинкам с неизвестным им сюжетом.

Кроме того, необходимо обучать детей пересказывать прочитанный текст. Делается это следующим образом. Взрослый читает ребенку небольшой отрывок текста и просит выделить в нем основную мысль. Затем читает следующий отрывок и опять просит выделить основную мысль. После этого ребенок должен соединить вместе выделенные основные мысли. Затем чтение текста, выделение и последовательное соединение основных мыслей продолжается до тех пор, пока ребенок не перескажет весь текст.

Для развития фонематического слуха необходимо играть с детьми в специальные игры.

СТАРШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Красный — белый

Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.

Где звук?

Цель. Нахождение места звука в слове.

Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

Кто больше?

Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звукр (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

Поймай рыбку

Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, конце, середине слова), За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Кто внимательнее?

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Картинки на определенный звук.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог  говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.

Игру можно усложнить.

Кто больше слов придумает?

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Мяч, фанты.

Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов

Найди место для своей картинки

Цель. Активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Оборудование. Картинки, в названии которых, например, есть звуки ш и ж.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж... «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук ш или ж. Если услышите звук ш, то картинку надо положить слева, а если услышите звук ж, то ее. надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук ж стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Будь внимателен

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и т.д.

Описание игры. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).

Звенит-жужжит

Цель. Дифференциация звуков з~ж.

Описание игры. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему, слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

Отстукивание слогов

Цель. Обучение слоговому анализу слов.

Оборудование. Барабан, бубен.

Описание игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например, колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Телеграф

Цель. Обучение слоговому анализу слов.

Описание игры. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.

Угадай слово

Цель. Составление слов с определенным количеством слогов.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу — отстучу, а вы должны подумать И сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Слова-перевертыши

Цель. Активизация словаря, обучение слоговому анализу

слова.

Описание игры. Один ребенок выходит из комнаты,

а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например1 док (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

СЛОВО

ПОНЯТИЕ О СЛОВЕ

Сколько слов?

Цель. Дать детям понятие «слово».

Оборудование. Книга, кукла, карандаш, мяч и др.

Описание игры. Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы: куклу, книжку, карандаш. Затем берет предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого педагог говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов. Повторите зги слова. (Дети повторяют слова с опорой на предметы.) А теперь внимательно послушайте, сколько я произнесу слов: дом, цветок. (Два слова.) Какое первое слово? (Дом.) Какое второе слово? (Цветок.) А сейчас сами придумайте по одному слову. (Дети придумывают.) Придумайте каждый по два слова». Дети произносят слова, педагог должен следить за тем, чтобы дети не соединяли слова союзом «и».

Кто это? Что это?

Цель. Дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.).

Описание игры. Педагог обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом «Что это?». Педагог указывает на разные неодушевленные предметы. Дети отвечают, например: «Книга», «Игрушка», «Стол» и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» — «Что это?»

Далее педагог говорит: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» Педагог указывает на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню, детей — и спрашивает у детей: «Как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам ставьте вопросы». Педагог называет одушевленные предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом, педагог постепенно подведет детей к понятиям «живой» — «неживой».

Педагог приглашает девочку, рядом с ней ставит куклу и обращается к детям с вопросом: «Чем отличается Лена от куклы?» Дети называют различия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла неживая, игрушка. Далее сравниваются игрушка-медведь и медведь, изображенный на картинке, Выясняется, что игрушка-медведь — неживой, а картинка изображает живого медведя. Подводя итог, педагог делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы, — на вопрос «кто?».

Рассмотри картинки

Цель. Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой».

Оборудование. Предметные картинки, изображающие живые и неживые предметы, наборное полотно.

Описание игры. Вариант 1. Педагог выставляет на наборное полотно все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. Затем педагог дает задание: 1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.

Например: Стол. (Что это?) Кошка. (Кто это?)

Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевленные и неодушевленные) и называет их вперемешку. Дети должны К этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?»-Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.

Кто что делает?

Цель. Дать понятие о слове, которое обозначает действие.

Оборудование. Карандаш, бумага.

Описание игры. Педагог приглашает одного из детей к себе и дает ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, — и спрашивает у детей: — Что делает Саша?» Дети должны ответить одним словом.

Затем педагог дает другие задания ребенку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Вы мне назвали много разных слов: «прыгает, играет» (два слова). Какое первое слово?» — «Прыгает». — «Какое второе слово?» — «Играет». Далее педагог говорит: «К словам, которые вы называли и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос».

Варит. (Что делает?)

Шьет. (Что делает?)

Бежит. (Что делает?)

Смеется. (Что делает?)

Что нам почта принесла?

Цель. Закреплять в речи детей слова, обозначающие действия.

Оборудование. Сюжетные картинки, сумка почтальона, конверты.

Описание игры. Педагог заранее раскладывает в конверты по одной или две сюжетные картинки и кладет эти конверты в сумку почтальона. Детям педагог сообщает о том, что пришло много писем всем детям. Для того чтобы эти письма разнести, нужен почтальон. Из числа детей выбирается почтальон, который разносит письма всем детям. Затем педагог говорит, что письма эти не простые, а письма-картинки и дети должны выполнить следующее задание: внимательно посмотреть на картинку и ответить одним словом на вопрос: «что делает?». Дети рассматривают картинки поочередно и называют только одно слово, обозначающее действие, например: «поливает», «строит», «лает», «подметает», «рисует» и т.д. Наиболее активным детям, не допустившим ошибок при ответе, педагог говорит, что они будут почтальонами в следующий раз, когда придет почта.

Назови слово

Цель. Учить детей различать слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие действие.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе предметные картинки, изображающие стол, кошку, бегущего ребенка, сидящего человека, бабочку, книжку и т.д.

Педагог предлагает детям, опираясь на эти картинки, назвать по одному слову, к которому можно поставить вопросы: кто это1» что это?, что делает? За правильно выполненное задание ребенок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого из детей.

Какой он?

Цель. Дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета.

Оборудование. Лимон, игрушки и т.д.

Описание игры. Педагог показывает детям лимон, предлагает рассмотреть его, поставить вопрос к слову «лимон» (какой?) и ответить на него (желтый, кислый, душистый, овальный большой, маленький, спелый и т.д.).

Затем педагог говорит: «Мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой?». А теперь посчитайте, сколько я скажу слов.

Большой, новый. (Два слова.)

Какое первое слово? (Большой.)

Какое второе слово? (Новый.)

Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос «какой?». Педагог указывает на мишку и спрашивает: «Какой?» Дети отвечают (например: большой, плюшевый или новый, маленький и т.д.). Таким образом отрабатываются прилагательные женского и среднего рода, отвечающие на вопросы: какая?, какое?

Ответь на вопрос

Цель. Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.

Оборудование. Игрушки, картинки, изображающие те же предметы, сюжетные картинки, изображающие предметы в действии.

Описание игры. Педагог показывает детям разные предметы, а они их называют. Показывая игрушки, педагог задает детям вопрос. Они отвечают одним словом. Затем педагог показывает картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задает вопросы: «Кто это?» — «Девочка»; «Что делает? » — «Танцует» и т.д. Педагог показывает мяч и спрашивает «Что это?» — «Мяч»; «Какой?» — «Круглый, синий» и т.д.

СТАРШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

Развитие внимания

Внимание — это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр.

К числу основных характеристик внимания относятся: избирательность, объем, распределение, концентрация, переключаемость.

В психологии можно выделить три вида внимания: непроизвольное внимание , произвольное внимание и послепроизвольное внимание (так же как и у дошкольников).

Ребенок еще не может самостоятельно управлять своим вниманием и чаще всего оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, трудности в частой смене деятельности. У детей этого возраста необходимо развивать произвольное внимание, т. к. оно тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания (в особенности таких отдельных свойств произвольного внимания, как объем, концентрация, распределение, переключение и устойчивость).

У подростка внимание является произвольным. Но индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности.

СТАРШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

ИГРЫ  НАПРАВЛЕННЫЕ  НА  РАЗВИТИЕ  ВНИМАНИЯ

«Что изменилось?»

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (в дальнейшем можно увеличить их количество) и ребенку дается их рассмотреть в течение одной-двух минут. Затем попросите ребенка отвернуться, а тем временем уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось? Можно не убирать игрушку, а просто поменять их местами, не убирать и не менять игрушки.

«Что получилось?»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция:

Отступите сверху листа в клеточку три клетки вниз и от левого края листа три клетки вправо. Поставьте точку. А теперь слушайте внимательно: я вам буду говорить, как нужно будет проводить линии, а вы рисуйте так, как я буду диктовать. Например: одна клетка вправо, одна — вниз, одна клетка влево и одна клетка вверх. Что же получилось? Получился квадрат. Это самое простое задание. Далее будут задания сложнее, но если вы будете внимательны и не сделаете ошибок, то у вас получится такой же рисунок, который я задумала.

«Найди отличия»

Цель: научить находить сходство и различия в расположении элементов печатных букв, знаков.

Внимательно рассмотрите буквы (знаки) и определите, чем они похожи и чем различаются. Постарайтесь это делать быстро и правильно.

«Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция:

Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным.

«Корректурная проба»

Цель: развивать умение анализировать написанные цифры и буквы (знаки) и уметь «видеть» нужное. Помогает развивать устойчивость, целенаправленность и концентрацию внимания.

Инструкция:

Посмотрите внимательно на лист бумаги. Ваша задача — очень внимательно и быстро просматривать цифры и буквы (значки) и вычеркивать все буквы «а» и цифры «2», которые вам встретятся (используются  вырезки  из  газет).

 «Классификация»

Цель:   развивать   концентрацию,   распределение внимания.

Посмотрите на изображение предметов и найдите, что здесь лишнее? Почему?

«Хлопай в ладоши»

Цель: развивать способности к переключению внимания, к быстроте переключения и распределения внимания.

Инструкция:

Сейчас я буду называть различные слова: стол, кровать, карандаш, воробей, книга, стул, кошка, чашка и т. д.

Вы должны меня внимательно слушать и хлопнуть в ладоши в тот момент, когда услышите слова, обозначающее (называющее) животного (посуду, мебель и т. п.). Можно немного поменять задание, предложив детям встать, когда услышат слова, на которые нужно обращать внимание.

«Запрещение цвета»

Цель: развивать опосредованное внимание, концентрацию и распределение.  Инструкция:

Слушайте меня внимательно! Я буду вам сейчас задавать вопросы, а вы должны быстро записывать ответы в столбик, соблюдая два правила: 1. Нельзя называть два запрещенных цвета — белый и голубой; 2. Нельзя дважды называть один и тот же цвет.

Вопросы:

1. Какого цвета трава? 2. Какого цвета небо? 3. Какого цвета лепестки подсолнуха? 4. Какого цвета лепестки у ромашки? 5. Какого цвета листья осенью? 6. Какого цвета лягушка? 7. Какого цвета снег? 8. Какого цвета море? 9. Какого цвета солнце?

Возможные варианты ответов:

Зеленого. 2. Синего. 3. Как трава. 4. Молочного. 5. Желтого, красного, бордового. 6. Болотного. 7. Искрящийся. 8. Бирюзовый, цвет морской волны. 9. Оранжевого, яркого.

«Запрещенные движения»

Цель: формировать собранность внимания.

Инструкция:

Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

«Прямой и обратный счет»

Цель: развивать способность к распределению внимания.

Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

 «Сосчитай глазами»

Цель: формировать активное внимание, реакцию сосредоточения.

Инструкция:

Посмотри внимательно на этот рисунок. Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков в каждой строчек. Рядом со строкой напишите ответ. Вначале — сколько кружков, затем — количество крестиков. Нужно стараться работать очень быстро.

«Точки»

Цель: развивать объем внимания.

 Инструкция:

Внимательно посмотри на эти квадраты, в которых определенным образом расставлены точки. Вначале внимательно посмотри на первый квадрат (остальные квадраты закрываются) и постарайся точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (необходимо заранее подготовить и дать ребенку бланки с пустыми квадратами). Время показа одной карточки — 1-2 секунды.

«Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция:

Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, б и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т. Д.

«Пальцы»

Цель: развивать внимание «в чистом виде», формировать способность к сосредоточению.

Инструкция:

Переплетите пальцы рук, которые лежат на коленях, оставив большие пальцы свободными. По моей команде «Начали!» вы медленно начинаете вращать большие пальцы — один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы большие пальцы рук не касались друг друга. Необходимо сосредоточить внимание на этом движении. По моей команде «Стоп», прекратите упражнение. (Длительность работы пальцами — две минуты).

«Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция:

Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, б и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т. д.

«Будь внимателен»

Цель: развивать устойчивость, целенаправленность и концентрацию внимания.

Инструкция:

Посмотри, перед тобою на листе бумаги написано несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Тебе разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем передай лист другому ребенку, который исправляет другого цвета карандашом оставленные ошибки, и т. д.

«Запрещенные числа»

Цель: развивать опосредованное внимание, концентрацию и распределение внимания между условием и материалом.

Инструкция:

Ребята, сейчас я буду задавать вопросы, а вы быстро записывайте на них ответы. Но вы должны соблюдать два правила: 1. Нельзя называть числа 2 и 4. 2. Нельзя повторять одно и то же число.

Вопросы: 1. Сколько пальцев на одной руке? 2. Сколько лап у собаки? 3. Сколько будет дважды три? 4. Сколько лап у курицы? 5. Сколько тебе лет? 6. Сколько звезд на небе? 7. Сколько будет дважды два? 8. Сколько глаз у бегемота? 9. Сколько будет, если к двум прибавить три?

Возможные варианты ответов:

1. Пять. 2. Столько, сколько у кошки. 3. Шесть. 4-Пара. 5. Немного. 6. Очень много. 7. Столько же, сколько и три плюс один. 8. Столько, сколько у меня. 9. Столько же, сколько три плюс три и минус один.

 «Наблюдательность»

Цель: развивать активное внимание, связь внимания и зрительной памяти.

Инструкция:

Вам необходимо по памяти описать участок  детского  сада, путь из дома в детский  сад и обратно — все то, что вы видели сотни раз.

«Фокусировка»

Цель: развивать концентрацию и переключение внимания. Игра способствует гибкости в управлении вниманием.

Инструкция:

Я буду называть предметы, которые есть в этой комнате, а вы должны сосредоточить все свое внимание на том, что я буду называть. Например, я говорю «стол» — и ваше внимание обращается на этот стол. Вы смотрите только на него, стараетесь подметить все детали — какого цвета стол, какой он высоты, какие у него ножки и т. д.

 Затем я назову другой предмет, и вы должны переключить все свое внимание на него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю подборку игр на развитие всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления. Данный материал можно использовать как консультацию для родителей...

развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю подборку игр на развитие нимания, памяти, мышления, вооображения, восприятия.Данный материал может быть использован в качестве консультаций для родителей...

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Известно, что результат развития воображения у дошкольников  не только высокие творческие достиже...

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста и их родителей

Совместные развивающие игры с детьми психологически сближают детей и  родителей.Представленный материал направлен на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста...

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

«…Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой"»...

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.

Занимательный материал, который любой педагог может использовать на занятии. Увлекательные , содержательные игры способные поддерживать  неподдельный интерес ребёнка с и сделать процесс обучения ...