КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «СЕМИКАРАКОРСКАЯ СКАЗКА»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мигулина Виктория Сергеевна

 

Конспект занятия   для старшей группы «СЕМИКАРАКОРСКАЯ СКАЗКА»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_zanyatie_dlya_konkursa_-_kopiya.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 43 «Колобок»

        

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«СЕМИКАРАКОРСКАЯ СКАЗКА»

Разработала воспитатель детского сада Мигулина Виктория Сергеевна

                                        г. Белая Калитва

                                                  2025 г.

Возраст: 5-6 лет (старший).

Цель: дать представление дошкольникам о народных промыслах.

 Задачи:

  1. Образовательные: познакомить  с элементами узора Семикаракорской росписи.
  2. Развивающие: развивать у детей интерес к народному прикладному искусству.
  3. Воспитательные: воспитывать  любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров; умение доводить работу до конца.

     Материал: пластилин красного, розового, фиолетового, голубого,  зелёного цветов; доска для лепки; стек; силуэты посуды ламинированные по 3 шт на каждого ребенка, влажные и сухие салфетки для рук; интерактивная  доска, презентация с материалами, необходимыми в занятии; дидактическая игра (для сюрпризного момента).

                                                   Ход занятия:

 Входит воспитатель-конкурсант.

Воспитатель – Добрый день вам, добрые люди! Зовут меня  Аксинья. Пришла я к вам с Дона! Где высь, да простор, где сладкие звоны Семикаракор. Хожу по земле Донской  да с народными промыслами знакомлю.

А вы знаете, откуда на Русси появились народные промыслы? Летела над землей русской Жар-птица, роняла перья Волшебные. И там, куда попали перья Жар-птицы, стали появляться народные ремесла. Попало перо волшебное и в наши края. Донские мастера  стали изготавливать красивую посуду из глины, да узорами степными расписывать. Все краски родного края, весь цвет донской земли впитал в себя Семикаракорская роспись.

 Ребята, а вы бы хотели попасть на выставку семикаракорских мастеров?

Аксинья: Ну что ж, будь по-вашему. Есть у меня волшебное яблочко с волшебной тарелочкой – они нам и помогут -  Катись, катись, яблочко наливное, по семикаракорской тарелочке и покажи нам красоту донской, семикаракорской посуды».  (демонстрация слайдов с посудой)

Аксинья:Вся донская посуда изготавливается и расписывается только в ручную – это живые краски донской природы, что видят мастерицы вокруг – тем и украшают посуду. Посмотрите – это красивые цветы шиповника, ягоды смородины, винограда, земляники; ароматные яблоки и груши.

(Следующий слайд) А здесь красуются цветы чертополоха, ириса, тюльпанов и лазориков степных, подсолнухов и даже тыква с капустой присутствуют в росписи.

 ( следующий слайд). Посмотрите, что создали Семикаракорские мастера – блюда в форме рыбки, ох и любят казаки донские рыбачить, а как дивно украшена посуда: здесь и укроп, и ромашка полевая, шалфей ароматный, овощи разнообразные.

Не зря говорят, что  донская семикаракорская керамика обладает уникальным свойством: объединять всю семью, вносить в дом тепло и уют. Вы знаете, ведь даже у нашего президента в одном из залов кремля стоит семикаракорская ваза.

Баба яга – донская семикаракорская посуда вносит в дом тепло? Уют? Добро? Как мне это надоело!!!! Прав был кощеюшка – нужно это уничтожить. Сейчас я вирус внесу, узоры все сотру! Краски уничтожу! Память мастерам сотру! Останется земля донская без добра и тепла, забудут все друг друга и сгинут!

Аксинья: не бывать этому никогда. Пугает нас Баба Яга. Ну - ка яблочко по тарелочке покатись, да узоры семикаракорские нам покажи. (на слайдах исчезают узоры на посуде). Что же делать?

Дети – высказывают предположения.

Перо жар птицы появляется – Вы можете помочь и спасти семикаракорскую роспись от исчезновения. Баба яга уничтожила краски, но посмотрите - под салфетками на тарелочках вместо красок появился пластилин. Украсьте трафареты посуды цветами и злые чары будут разрушены.

Сказочница – Вы готовы помочь?

Дети – да!

Сказочница – Тогда быстрее пройдите за столы, посмотрите, что там под салфеткой. Выберите силуэт той посуды, которую вы хотите украсить.

Дети  - Выбирают силуэт, рассматривают пластилин.

Аксинья:

Одним из элементов семикаракорской росписи является цветок. Перед вами лежат кусочки пластилина. Подумайте, каким цветом будут цветы вашего узора. И начнём мы нашу работу с  изготовления лепестков. Для этого берём  кусочек пластилина, понравившегося вам цвета, согреваем в руке, хорошенько разминаем, кладём пластилин между ладонями и раскатываем его прямыми движениями рук в жгутик, тонкую колбаску.

  Чтобы жгутик был ровным, одновременно нужно раскатывать пластилин движением вперёд-назад и медленно раздвигать пальцы в стороны, выравнивая жгутик по всей длине.  Теперь нам нужно при помощи стеки (показывает воспитатель детям инструмент) отрезать пять одинаковых кусочков. Жгутик, который остался, убираем на поднос. Далее круговыми движениями ладошек из каждого кусочка скатываем шарики: положить комочек пластилина на одну ладонь, а другой скатывать.  Теперь нам надо эти шарики нужно расположить на посуде в виде цветка.

-  шарики в центре посуды размещаем в форме круга, оставляя между ними небольшое пространство. Вот так.

-  вы настоящие мастера. А теперь подушечкой пальчика расплющиваем каждый шарик, как бы прижимаем, приклеиваем его к форме. Посмотрите, что получается – показывает.

- Ребята, чего не хватает нашему цветочку? (ответы детей)

- серединку цветочка можно сделать из маленького кусочка жёлтого пластилина, скатав его круговыми движениями рук в шарик и разместив в центе нашего цветочка. А теперь с помощью колпачка от пластилина нарисуем тычинки – вот так. (показывает)

- Осталось добавить листочки цветочкам. Для этого берём немного зелёного пластилина, разогреваем его в руке, разогрели – теперь скатываем его круговыми движениями рук – получается вот такой шарик, а чтобы превратить этот шарик в листочек делаем из ладошек вот такой кулёчек, лодочку… - размещаем наш шарик в самом низу и делаем несколько движений ладонями, как будто гладим наш шарик. Смотрите – у нас получилась капелька – вот такая. Широкую сторону капельки размещаем ближе к цветочку и придавливаем к основе, вот так.

Листики можно сделать и другим способом: раскатать шарик, большим и указательным пальцем взять за одну половинку шарика и покатать в пальцах, как бы вытягивая из шарика короткий «хвостик». Также получается капелька.

- У всех получилось? Молодцы! Теперь придавливаем, прижимаем эту капельку к основе, получился чудесный листочек, с помощью стека нарисуйте прожилки на нём. Вот так. И можно сделать ещё по два листочка.

- Какие же вы молодцы.

- запускается тарелочка с яблочком –  проявляются узоры на семикаракорской посуде.

– Спасибо ребята, вы настоящие волшебники, спасли семикаракорскую роспись,  победили колдовство Бабы Яги. Теперь в семьях донских казаков будут царить тепло и уют. А в благодарность за вашу помощь получите подарочек.

 С его помощью вы научитесь составлять семикаракорские узоры и рисовать их краской.

Рефлексия:

- вам понравилось наше путешествие?

- с каким народным промыслом  вы сегодня познакомились? (семикаракорской керамикой)

- какие изделия донских мастеров мы сегодня рассматривали? (посуду)

- какие узоры бывают на посуде, а какие мы попробовали сегодня с вами нарисовать при помощи пластилина? (цветы)

- А какое чудо произошло благодаря добру и теплу наших рук? (Победить колдовство Бабы Яги).

Воспитатель: Спасибо вам за встречу. А мне пора отправляться дальше по русской земле и знакомить людей с добрыми сказками о наших народных мастерах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

Занятие "Семикаракорский кофейный сервиз"

Занятие "Семикаракорский кофейный сервиз"...

Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном занятии воспитатель рассказывает детям биографию А. С. Пушкина, читает стихотворение "Няне", "Сказку о рыбаке и рыбке", беседуют по сказке, рисуют разное море. После этого занятия мы с ...

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Сказка в гости к нам пришла» (по сказке «Колобок»)

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Сказка в гости к нам пришла»(по сказке «Колобок») Задачи:Коррекционно-обучающая: учить внимательно слушать и пересказывать сказку...

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Конспект театрализованной деятельности «Сказка в гости к нам пришла» по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Цель: развивать художественно-исполнительские навыки, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое...