Конспект занятия "Соль"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Соцкая Анастасия Владиславовна

Конспект занятия

для детей старшего дошкольного возраста

по ознакомлению с окружающими миром

на тему: «Соль».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_sol.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

для детей старшего дошкольного возраста

по ознакомлению с окружающими миром

Тема: «Соль».

Программное содержание: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества; развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы; воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Материалы: шкатулка; демонстрационный материал; увеличительное стекло; мешочки с солью, тарелки с солью, ложки, кубики льда, стаканы с водой, мешки с песком (по количеству детей); 2 сырых яйца; дуга, обручи и корзины (по 2 штуки); слайд-шоу из фотографий «Сакская соль»; листы бумаги, кисти клеевые, подставки, клеенки, клей (по количеству детей).

Ход занятия:

Организационный момент (по выбору детей).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть? (Предположения детей). Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках.

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Воспитатель высыпает соль из мешочков в стакан и рассказывает о соли.

Беседа о соли.

Соль – это природное вещество, полезное ископаемое, представляющее собой соединение кристаллов. Соль бывает поваренная, морская, каменная, калийная, гималайская, ароматизированная и др. (Показ демонстрационного материала). Человек использует соль каждый день, во время приготовления пищи. Также люди используют соль для консервирования овощей. Когда на улице гололед для безопасности специальные машины и дворники посыпают солью дорожки. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке не поскользнулся, не упал.

За полезные свойства соль называют «белым золотом» и используют для лечения. И назвали это очень красивым словом «спелеолечение». Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляных шахтах, спелеокомнаты, в которых люди лечатся от различных заболеваний. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Существуют соляные лампы, изготовленные из кристалла каменной соли. Соль используют в медицине для изготовления спрея для носа, средства для ингаляций и полоскания горла, солевых компрессов.

Соль – жизненно важный минерал, который необходим не только людям, но и животным, но только в небольших количествах. Дикие животные слизывают соль с камней вблизи озер, находят ее в природных гротах и пещерах. Однако, в дикой природе животным не всегда просто найти соль в нужном количестве. Например, сотрудники заповедников устанавливают для них солёные брикеты или смешивают соль с грунтом.

В больших количествах соль не только не вкусна, но и вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги. Расскажите, какие продукты содержат много соли? (копченные продукты, чипсы, сухарики, фастфуд и.т.д.).

Употребление большого количества соли отрицательно влияет на здоровье человека, но нехватка соли так же опасна, как и ее избыток. До сих пор живо выражение «Встречать хлебом-солью». Эта старая русская традиция считалась приглашающим жестом, который показывал добрые намерения хозяина.

Опыты с солью.

Воспитатель: А сейчас, ребята, проходите в лабораторию.

– Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

1. Соблюдайте тишину в лаборатории.

2. Не толкайте соседа во время работы.

3. Сначала посмотри, а потом повтори.

4. Выполнил, на место положи.

5. Будь осторожен.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

- не трогать руками глаза;

- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Опыт № 1 «Из чего состоит соль».

Взяли тарелку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль белая, рассыпчатая, похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов). Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит».

Дети стали надавливать на соль сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день. Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяется в воде».

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать. Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется.

Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде».

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали. Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт №5 «Плавающее яйцо».

Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в каждый стакан яйцо. Там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки. Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.

Опыт № 6 «Растворяем солью кубик льда».

Нам понадобятся кубики льда. Положим их на тарелку. Посыпаем сверху солью. Кубики льда начинают таять. Соль как бы «проедает» дырочки. Вывод: Соль растворяет лед, потому что ее кристаллы впитывают в себя влагу.

Физминутка- эстафета. «Пролезь, перепрыгни, доставь мешочек».

У каждого ребенка в руке мешочек с песком. Участнику необходимо подлезть под дугу, перепрыгнуть обруч и положить мешочек в корзину. Чья корзина быстрее наполниться, та команда побеждает.

Беседа «Производство соли».

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Откуда берется соль? (Ответы детей). Соль – материал природный, существует в виде солевого раствора или твердого отложения на поверхности земли или в ее коре. Источник – вода морей, которые уже не существуют. Моря высыхали, мельчали, испарялись, оставляя озера соли и «подземные рассолы». Нынешние моря тоже полны минерала. Наверняка, купаясь в Черном море, доводилось хлебнуть воды – очень она соленая. Правда, же? (Ответ детей).

История добычи соли уходит вглубь веков. Когда-то бесцветные кристаллы использовали вместо денег. Древние люди извлекали соль из морской воды. В ней вымачивали растения, затем сжигали их и соленую золу добавляли в пищу. Сейчас, в современном мире, на месте высохших озер и морей остались залежи твердых солевых пластов. Белые породы ломают экскаваторами, собирают и обрабатывают на производстве. Метод считается самым простым, не требующим солидных затрат, поэтому его широко применяют во всем мире. Сейчас способов добычи соли несколько. Но сегодня мы остановимся именно на самосадочном способе.

Рассказ о Сакской соли сопровождается слайд-шоу из фотографий.

Сакская группа озер насчитывает около 20 различных водоемов, еще с античных времен служивших объектом соледобычи и грязелечения. Уникальную Сакскую соль добывают в Сакском районе на озере Сасык-Сиваш под Евпаторией. Бурты – огромные соляные холмы – видны всем, кто едет по трассе Симферополь-Евпатория. Рабочие трудятся тут круглый год. Территория добычи поделена на садки, которые представляют собой четко, будто под линейку разграфленные квадраты. Зимой ремонтируют и чистят бассейны, в феврале заполняющиеся морской водой. В дальнейшем эта вода превращается в рапу. После созревания рапу перекачивают в производственные бассейны. Все лето под воздействием солнечных лучей и ветра вода испаряется естественным путем, а на дне образуется красноватый слой соли. В сентябре в Крыму созревают не только виноград, яблоки и айва, но и... розовая морская соль. К середине сентября «урожай» можно собирать. Солеуборочный комбайн специальными ножами срезает пласт соли. Толщина соляного пласта в садках – от 5 до 12 см. Кристаллы соли имеют приятный розоватый оттенок. Далее комбайн дробит пласт соли и загружает в вагонетки, в которых она доставляется на берег. Рельсы узкоколейки проложены практически по всей площади добычи. На открытых площадках ее складируют в огромные насыпи (бурты), где она подсыхает и покрывается специальной коркой, защищающей соль от внешнего воздействия. При этом чем дольше соль сохнет, тем лучше по качеству она считается. Рабочие-солевары ходят здесь только в грубых резиновых сапогах, которые защищают ноги от воздействия соли. На сборе урожая соли трудятся всего 30 человек. Подобным образом соль выращивают в других морских странах, но там в отличие от Крыма она созревает в цементных бассейнах, а не в естественных условиях.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель предлагает выполнить коллективную работу. На листе кистью с клеем нужно нарисовать контуры деревьев, затем засыпать солью. Затем соль осторожно стряхивается и получается изображение зимнего леса.

Дидактическая игра «Продолжи».

Воспитатель: Предлагаю поиграть, проверим что мы запомнили сегодня, что узнали. Я начинаю предложение, а вы продолжаете.

Сахар сладкий, а соль соленая. Сахар подслащивает еду, а соль подсаливает. Если добавить сахар в воду, она становится сладкой, а от соли – соленой. Сахар можно пересластить, а солью – пересолить. Сахаром можно недосластить, а солью недосолить. Сахар белый, а соль тоже белая. Сахар хранится в сахарнице, а соль в солонке. Сахар растворяется в воде, и соль тоже растворяется в воде.

Итог. Рефлексия.

Поговорка о соли: В земле родится, на солнце вырастает, в воде умирает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....