Программа по ознакомлению старших дошкольников с родным городом “Наш город Кодинск”
рабочая программа

Утробина Ольга Валерьевна

     Программа «Наш город Кодинск» предполагает реализацию регионального компонента. Программа может быть использована в образовательной деятельности детей 5-7 лет как вариативная часть ОП ДО, но может частично реализовываться и в младших и средних группах детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_prezentatsii_nash_gorod_kodinsk_-_kopiya.docx942.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект презентации программы

по ознакомлению старших дошкольников

с родным городом “Наш город Кодинск”

Разработчики программы:

Воспитатель Селиванова В.М., зам. заведующего по ВМР Утробина О.В.

 

 

C:\Users\Ольга\Desktop\Животные\Символика Кодинск\Герб города Кодинск.png  «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей,         не ценит память         о них, оставленную         в         саду,         который они возделывали,         вещах,         которые         им принадлежали, - значит, не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». 

                                                                                                                         Академик Д.С.Лихачев 

Добрый день, уважаемые коллеги!.  

СЛАЙД 2

Мы живем в уникальном регионе России, славном своими традициями, бытом, промыслами, природой, богатой разнообразием природных ресурсов, а также трудовых и ратных подвигов земляков.

СЛАЙД 3

На берегу красавицы Ангары расположился наш уютный сибирский городок Кодинск.

Город Кодинск - это город гидростроителей, это город со своей историей, традициями. Город прославился славными строителями Богучанской гидроэлектростанции, старожильческой культурой коренных ангарцев. О нем, о его жителях, о любви к нему мы сегодня хотим вам рассказать.

Воспитать гражданина и патриота – важная педагогическая задача, которая стоит перед современным воспитателем. Как привить ребенку любовь к родному городу? Как суметь затронуть сердце каждого ребенка, сформировав прочный фундамент любви к малой родине? Ведь, зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства перерастают в любовь к Отечеству.

Предоставляем вашему вниманию вариативную часть образовательной программы МБДОУ   "Солнышко" -  программу "Наш город Кодинск".

СЛАЙД 4                                                        Аннотация

Программа «Наш город Кодинск» предполагает реализацию регионального компонента. Программа может быть использована в образовательной деятельности детей 5-7 лет как вариативная часть ОП ДО, но может частично реализовываться и в младших и средних группах детского сада.

Данная программа помогает систематизировать работу по формированию представлений детей о родном городе Кодинске, развитию интереса к основным достопримечательностям родного края, по воспитанию чувства любви к родному городу, гордости за его достижения. Попытка объединить в единое целое все задачи всестороннего развития (в области формирования основ гражданственности и патриотизма) и воспитания (патриотическое направление) дошкольников по ознакомлению с родным городом, обозначенные в ФОП ДО.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО детально разработана система методического сопровождения Программы. В УМК входят методические рекомендации для педагогов: авторский методический, дидактический и игровой материал, разработанный педагогами нашего ДОУ, который может быть использован в неизменном виде или переработан педагогами – практиками, воспитателями, учителем - логопедом, педагогом – психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, представлены материалы для родителей (Приложения к Программе в электронном виде). Кроме этого, в Приложении есть видеоматериалы.

                                                                    Проблема

Необходимость составления Программы возникла в связи с тем, что на данный момент нет региональной парциальной программы, которая была бы понятна и удобна, и действительно помогла педагогам реализовывать образовательные и воспитательные задачи по формированию представлений о малой родине у дошкольников, обозначенные в ФОП ДО в области формирования основ гражданственности и патриотизма.

В ФОП решаются обобщенные задачи, даётся обобщённый материал по ознакомлению дошкольников с малой родиной и педагогу приходится находить, изучать и обрабатывать большое количество информации о городе, в котором живут дети; продумывать способы и методы подачи информации ребёнку. Это составляет определённые трудности и отнимает довольно большое количество времени педагога. Значительные трудности испытывают молодые педагоги, которым непросто подать знания детям, вызвать интерес к родному городу, особенно, если этот молодой педагог приехал в наш город из другой местности.

Достаточно много есть методической литературы по патриотическому воспитанию, но зачастую в ней освещаются лишь общие стороны формирования основ гражданственности и патриотизма в отдельных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту работы по ознакомлению с родным городом. А эта работа очень многогранна по содержанию. Это и любовь к родному краю, и гордость за своих земляков, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своего города.

В данной ситуации систематизированная подборка методических материалов о городе крайне актуальна.

Таким образом, возникла необходимость в создании программы по ознакомлению дошкольников с родным городом. «Наш город Кодинск»

СЛАЙД 5           Цель, ключевые задачи на решение которых направлена практика

Основная цель Программы - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания через формирование первоначальных представлений об особенностях родного города, значимых объектах, делающих его известным.

Достижение этой цели направлено на решение следующих задач: 

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать интерес и уважение к своей семье, родному дому, родному городу Кодинску, к жизни и деятельности горожан и жителей Кежемского района.
  • Оказывать воспитанникам поддержку в проявлении патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, в проявлении чувства гордости за свою малую Родину. Способствовать стремлению занимать активную гражданскую позицию.

Развивающие задачи: 

  • Развивать у воспитанников художественный вкус, интеллектуальные и творческие способности, эмоциональное отношение к изделиям народных мастеров, поэтическое отношение к природе Приангарья через приобщение воспитанников к культуре и традициям своего народа.
  • Развивать познавательный интерес в краеведческой деятельности, бережное отношение ко всему живому на основе участия в природоохранной деятельности.

Обучающие задачи: 

  • Расширять представления воспитанников о родном городе, его истории, культурных памятниках родного города, о жизни и деятельности знаменитых земляков, о профессиях жителей города.
  • Расширять представления воспитанников о живой (флора и фауна) и неживой природе Кежемского района.

СЛАЙД 6                       Основная идея

Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. 

Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем - то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. 

Выполняя программу "Наш город Кодинск", с детьми будем говорить о специфике расположения нашего города, о особенностях, истории развития города от истоков до   современности, о развития индустрии, спорта, культуры нашего города.

ВАЖНО ШАГ ЗА ШАГОМ ПОДВОДИТЬ ДЕТЕЙ К ТОМУ, ЧТОБЫ ДЕТИ УЗНАВАЛИ ЛУЧШЕ ТОТ ГОРОД. В КОТОРОМ ОНИ ЖИВУТ. Научились видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день, замечали вокруг то положительное, что создается руками людей восхищались этой работой, научились ценить и беречь то, что окружает детей, знакомились со старожилами нашего города. Также рассмотрим особенности природы, погоды, животного мира в разные сезоны года.

В Программе индивидуализация образования дошкольника обеспечивается многообразием организационных форм деятельности (коллективных, подгрупповых, индивидуальных), видов детской деятельности, а также добровольностью участия в них. Программа приветствует демократический стиль общения, свободу волеизъявления, коммуникативного поведения, отсекает дисциплинарные средства.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города. И прежде чем учить детей, надо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как ты это сделаешь, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-либо новое.

СЛАЙД 7                     

Программа построена на следующих принципах:

 

Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.

В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;

Принцип тематического планирования материала

предполагает подачу изучаемого материала по темам, связанным с мероприятиями календарного плана воспитательной работы;

Принцип наглядности

широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: дидактические пособия на основе исторического и краеведческого материала. (иллюстрации, картинки, фотографии, видео- материал, схемы, карточки и т.д.);

Принцип последовательности

предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

Принцип занимательности

изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;

Принцип системного подхода

предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;

Принцип активного развивающего обучения

обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества, умения разрешать нестандартные ситуации;

Принцип интегративности

предполагает установление системных связей между образовательными задачами разных образовательных областей через их дополнение и взаимное обогащение, содержание Программы реализуется в тесном сотрудничестве с семьей и социальными партнерами (школа, библиотека, музеи и т.д.).

Принцип непрерывности и преемственности между всеми возрастным группами

призван сформировать у дошкольников устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств;

  • рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок - реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности.

СЛАЙД 8                       

Краткая характеристика материалов Программы

Существует необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с историей становления и развития родного города по всем направлениям. В этом и заключается новизна программы «Наш город» - систематизация и обобщение знаний формирование умений и навыков детей дошкольного возраста по теме «Наш город». Содержание программы «Наш город» плавно вписывается в содержание образовательной программы ДОУ, дополняет, а не дублирует её. Программа «Наш город» представлена в виде образовательных блоков:

1.        исторический

2.        культурный

3.        спортивный

4.        индустриальный

5.        сезонный

Каждый блок отражает историю становления города по всем направлениям: история развития спорта, культуры, индустрии. Содержание каждого блока раскрывается при помощи комплексных и интегрированных занятий, экскурсий, встреч с интересными людьми, целевых прогулок, развлечений, праздников.

СЛАЙД 9                      Методы  и  приёмы  реализации Программы. 

Наглядные: Рассматривание иллюстративного, предметного, видео и фотоматериала; моделей, карт и схем. Наблюдение   объектов, явлений. Демонстрация способа действий. 

Словесные: Вопросы (к детям, детей). Объяснение (пояснения, указания). Рассказы (педагога, детей). Чтение  и   изучение  литературы.  Беседы.  Выступления. Дискуссии. 

Практические: Исследовательские действия с предметами, объектами, явлениями (обследование, экспериментирование). Игры (дидактические, сюжетно - ролевые,  подвижные).  Моделирование (ситуаций, объектов, явлений).  Изображение   предметов,  объектов,  явлений  (рисование,  лепка,  аппликация,  конструирование,  ручной  труд). Действия в проблемно -  поисковых ситуациях.  Выполнение творческих заданий.  Упражнения.  Труд.  Акции. 

На протяжении освоения   всех блоков   программы применяется методика исследовательского обучения, которая   предполагает специальные методы: 

  • актуализация проблемы;
  • определение сферы исследования; 
  • выбор темы исследования; 
  • выработка гипотезы; 
  • выявление и систематизация подходов к решению; 
  • определение последовательности проведения исследования; 
  • сбор и обработка информации; 
  • анализ и обобщение полученных материалов; 
  • подготовка отчѐта исследования; 
  • защита продукта исследования. 

Методика исследовательского обучения предусматривает приемы:  игры, упражнения,  задания  по  развитию  культуры   мышления. 

С более интересными формами мы будем знакомиться в ходе презентации.

СЛАЙД 10

Исторический блок 

С помощью целевых прогулок, экскурсий дети получат информацию    об истории развития нашего города от истоков до современности; о исторических объектах, о традициях города, о том, как начинался Кодинск, о юбилеях города.

Темы:

  • История развития нашего города от истоков до современности (информация)
  • Исторические традиции города
  • Исторические объекты
  • Экскурс по историческим объектам
  • Город Кодинск - славный, величавый
  • Юбилеи города
  • День памяти воинам

Виртуальная экскурсия

Один из вариантов образовательной деятельности, который используется педагогами как эффективная форма обучения – это виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Во время виртуальной прогулки рассказываем, что находится на той или иной улице, поговорить    о значении каждого объекта.  Дать представление о работе общественных учреждений: почты, магазина и т. д. поговорить о том, что для того чтобы улица была красивой необходимо принимать участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Виртуальные экскурсии помогут расширению кругозора самих педагогов.

СЛАЙД 12

«История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Цицерон.

      Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка.

 Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребенка, помогает нам тесное сотрудничество с работниками Кежемским историко- этнографический музей имени  Ю.С Кулаковой. Они проводят для нас совместные игры-путешествия в музее, выставки одного экспоната (по теме дня), создание фальклорной гостиной «Ангарские посиделки» - с привлечением родителей, «Быт и традиции ангарцев» и еще многое другое. Составлен договор и план мероприятий.

СЛАЙД 13              Маршрут выходного дня

Была организована поездка в МБУК Климинскую сельскую библиотеку-музей

СЛАЙД 14              Музей в чемодане

Его профиль: этнография и ангарское народное творчество. Среди его экспонатов: предметы деревенского быта, утварь, самовар, деревянные поделки, посуда, предметы декоративного творчества. Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал: русская печка, деревянные лавки, стол; изделия народных промыслов; прялка, вышивки, старинные платки; лоскутные одеяла, половики, куклы.

   Конечно, нельзя не отметить, что вся эта большая работа была бы невозможна без активной поддержки родителей наших воспитанников. Их помощь в приобретении экспонатов просто неоценима.  Все экспонаты были собраны нашими родителями.

   Экспонаты в нашем музее подобраны таким образом, что дети могут не только посмотреть, но и пощупать их, подержать в руках. Для маленьких детей - это особенно важно, так как тактильные ощущения у них все-таки стоят на первом месте. Также в мини-музее есть зона активной деятельности – место, где дети могут сделать что-то своими руками: изготовить старинную игрушку из пластилина, нарисовать на бересте, а самое главное, унести это с собой на память.

   Музей в детском саду является своеобразной машиной времени, благодаря которой дети вместе с педагогом в считанные секунды могут перенестись в далекое и не очень далекое прошлое. Эти увлекательные путешествия очень нравятся современным детям и, видя их восторженные глаза, понимаешь, что вся эта большая работа была проведена не зря, а самое главное, нам есть к чему еще стремиться. Собственно говоря, музей в детском саду можно назвать начальным этапом работы с детьми по краеведению. Занимательные экскурсии воспитывают у них любовь к родному городу, вызывают неподдельный интерес к историческому прошлому малой родины.

СЛАЙД 15              Река времени

Обсуждение. Выбираем тему, например «как люди жили в древности». Ставим вопросы: «Что интересного мы можем узнать о жизни людей в древности?»

Исследование. Изучаем картинки, старинные вещи (прялки, посуду, предметы одежды), читаем книги. Погружаемся в тему, делимся знаниями и идеями

Анализ. Сравниваем, делаем выводы, отвечаем на вопросы, которые мы задавали в начале.

Работа в группах. Дети делятся на группы, каждая группа «Оживляет» свой «остров» на «Реке времени». Сортируют картинки, создают описание «острова» дополняют его реальными предметами.

Выставка результатов. «Река времени» становится учебным пособием, которое дети могут изучать самостоятельно. Устраиваем «Путешествие по Реке времени», дети рассказывают о том, что они узнали, показывают «островки».

Эта интересная технология помогает детям лучше понять историю и окружающий мир. Во время путешествия по «Реке времени» дети активно участвуют в процессе обучения, делают открытия, делятся знаниями.

Река времени используются не только для изучения истории города, но и других предметов –природы, культуры, искусства

Одной из эффективных форм знакомства дошкольников с малой родиной является внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий вместе с другими средствами. Это способствует обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на развивающих занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.

На данный момент имеется банк цифровых игр, которые изготовили педагоги двух районов, в рамках конкурса «Медиагуру-2022», тема «Мой край» (разные формы от презентации до мультфильма)

  • ИКТ - оборудования «Путешествие Незнайки и его друзей в город Кодинск»,
  • «Флора и Фауна Кежемского района», конспект совместной деятельности в ре-жимных моментах.
  • Виртуальная экскурсия «Богучанская ГЭС»

Практическая значимость: разработанные материалы могут быть использованы в работе педагогов дошкольного образовательного учреждения.

СЛАЙД 16              

Индустриальный блок   включает   сведения   о истории развития индустрии в нашем городе, главном индустриальном   объекте -  БоГЭС, её  ветеранах , профессиях

Реализуется  раздел с помощью  целевых прогулок.

  1. Целевая прогулка «Какие разные здания»
  2. «Дороги нашего города»
  3. Экскурсия к домам на северном въезде (как результат работы предприятия «Бива»).
  4. Спортивный комплекс "Жемчужина"
  5. «Ярмарка достижений индустриальных предприятий нашего города»
  6. Презентация работы предприятия ПЛПК
  7. Галерея наград представителей индустрии

А так же проводим занятия   по данным темам.

Педагогами созданы презентации: "Индустрия Кодинска", Предприятия Кодинска" Богучанская ГЭС», История развития БоГЭС,   "Путешествие ангарской сосны"  

СЛАЙД 17  -18            Интересный гость (к нам приходят люди разных профессий)

В рамках Краевой экологической акции "Сохраним лес живым ", дети подготовительной группы ДОУ "Солнышко" пригласили в гости инженера КГАУ   "Лесопожарного центра" Кодинского авиаотделения Москвитину С.А., инструктора ПДПК Пономаренко В.Н. и десантника - пожарного Галактионова Н.Е. Гости не только рассказали, но и показали экипировку десантников пожарных, которую применяют при чрезвычайных ситуациях, лесных пожарах. Ребятам разрешили поупражняться в применении радиостанции, которая используется для работы при лесных пожарах и для связи с воздушным судном. Дети обследовали противогаз, познакомились с принципом работы ручного опрыскивателя.

СЛАЙД 19  Виртуальное гостевание — это новая прогрессивная форма организации детской деятельности. Виртуальное гостевание предполагает активное взаимодействие не только с педагогом, но и непосредственно между дошкольниками с помощью их родителей.

   Данную форму мы решили использовать в группе в рамках проекта «Юбилей Кодинска», когда знакомились с объектами нашего города.  В ходе беседы с детьми выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. Таким образом было решено привлечь педагогический ресурс семьи к вопросам развития, воспитания детей и повышение их родительской компетентности посредством информационных и коммуникационных ресурсов.

   В определенный день мы назначили встречу с папой Саши Б. на виртуальной экскурсии на БоГЭС. Удивительную и познавательную экскурсию нам организовали. Рассказали нам о строительстве Богучанской ГЭС. Богучанская ГЭС – равнинная ГЭС, четвертая на реке Ангара, единственной реке, вытекающей из озера Байкал и впадающей в реку Енисей.

   Дети с восторгом смотрели на большом экране всю красоту и мощь БоГЭС. Побывали и в музее, дети увидели какие находки в нем хранятся (кости мамонтов). Увидели и миниатюру БоГЭС. В прямом эфире у детей была возможность пообщаться, задать вопросы.

СЛАЙД 20   После виртуальной экскурсии Богучанской ГЭС, дети сами захотели построить ГЭС?  А для ее строительства у нас в группе есть все необходимые материалы. Нашли строительную площадку, ею оказался наш напольный стол. Но перед началом строительства мы с детьми стали разбираться из каких элементов будет состоять наша ГЭС и кто на ней работает. Сегодня мы- юные инженеры.  Вспомнили, как называется сооружение, которое перегораживает реку? –это платина. А ту часть генератора, которую вращает вода  – это турбина. А как вы думаете, как электричество попадает в наши дома? – все верно по проводам, а если быть точнее, то по линии электропередачи.  Всей станцией управляют умные, ответственные люди. Начальник смены из центра управления следит за работой гидроагрегатов, электромонтёры ремонтируют электрооборудования, электрики протягивают провода, гидролог следит за уровнем воды. Все вместе они называются "энергетиками".

   На улице строительство новой гидроэлектростанции продолжилось, здесь уже была настоящая вода.

СЛАЙД 21   СЕГОДНЯ У НАС АЭРОПОРТ

Не секрет, что любимым занятием детей является игра. А игра, созданная своими руками, вдвойне интереснее.

    После просмотра виртуальной экскурсии «Аэропорт города Кодинска», дети решили его построить. Работа была проведена немалая.

В ходе игры появился запрос на необходимую атрибутику: нужна форма для летчиков, для стюардесс, пассажирам просто необходимы были телефоны и планшеты для того чтобы занять свое время при ожидании своего рейса на самолет. Дети принялись за дело, закипела работа, кто-то рисовал телефон – айфон, девочки решили придумать свою форму для стюардесс и устроить дефиле. Но на этом игра не остановилась, помогли родители. Дети на следующее утро принесли чемоданы, которые они изготовили совместно с родителями из коробки из-под обуви.

   Для стюардесс мама Насти сшила отличные пилотки и оригинальные шарфики. И вот в группе появилось табло с объявлением о рейсах. Это была коробка из-под телевизора.

   На этот раз дети поняли, что не хватает в группе кассы, для покупки билетов. И денег нет. Параллельно открылась фабрика по изготовлению денег. Не обошлось и без банкомата. Но когда его мы установили, игра сразу перешла из аэропорта в сбербанк. Появились новые идеи, а значит игре быть!

СЛАЙД 22   Макет нашего города   

СЛАЙД 23   Игра бродилка

СЛАЙД 24-26    дидактические игры для закрепления материала

СЛАЙД 27

Культурный блок содержит сведения о истории развития культуры в городе, о культурных  объектах и традициях  нашего города. О храме Покрова Божией матери, воскресной церковно-приходской, музыкальной школах. знакомимся с галереей наград и достижений представителей культуры  в  городе

Целевые прогулки и экскурсии включают

  • Посещение гостиной музыкальной школы.
  • Посещение с родителями храма во время летнего церковного праздника
  • Презентации творческих коллективов города
  • Занятие «Путешествие по галерее» . и Галерея наград представителей культуры
  • Развлечение в библиотеке с ознакомлением  творчества местных поэтов и писателей
  • Практическое занятие для дошкольников в ЦДТ, активное участие детей и их родителей в различных районных и краевых конкурсах
  • Занятие-экскурс по объектам культуры
  • Игра – викторина «Знаете ли вы наш город?».

СЛАЙД 28  Творческие коллективы

СЛАЙД 29  Ангарская звездочка

СЛАЙД 30  Ангарский пирог

Праздник организовывается уже седьмой год подряд, с целью сохранения и возрождения ангарских традиций, изучения и популяризации уникального культурного и исторического наследия Приангарья.

Традиционно проходят конкурсы национальных подворий "Многолика земля ангарская", "Душистый чай из звень - цветов" и "Альбом ангарской семьи". А конкурс "Ангарский сувенир" пополнился новыми номинациями:

-        Этнографический сувенир

-        Сувенир событий

-        Кежемский сувенир.

   Конкурс "Ангарский пирог" включил в себя номинации:

-        "Нетутошный пирог"

-        "Друг на друга пошибают"

-        "Пирог года"

СЛАЙД 31  

Значимым и важным событием в проведении нашей тематического дня был приход нашего гостя иерея Вячеслава Зайцева. Разговаривали о Пасхе, что это за праздник, откуда он идёт и что празднуется. Зачем мы красим яйца и печём куличи?
Священник в доступной форме рассказал детям о смысле главного праздника для каждого христианина – Светлого Христова Воскресения. Прочитал отрывок детской библии, которую он нам подарил.

СЛАЙД 32  юбилейные недельки нашего города и района, но это у нас другой проект под названием «7 Чедес Кежемского района»

СЛАЙД 33  

Спортивный блок  содержит  информацию о спортивных объектах и истории развития спорта в городе, о спортивных династиях, наградах спортсменов города, о спортивных мероприятиях, проводимых в городе, крае, в других городах России.

  • Посещение традиционных спортивных мероприятий нашего города с родителями
  • Целевая прогулка в лыжную секцию
  • Целевая прогулка с элементами развлечения «Дворовые спортивные площадки города»
  • Серия экскурсий с просмотром товарищеских матчей (футбол, волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика). Работа с родителями.
  • «Детская спортивная школа»
  • Посещение выставки с экскурсоводом «Спорт в нашем городе»
  • Галерея наград спортсменов нашего города с журналистским обзором статей.
  • Итоговое занятие- викторина о спортивных традициях нашего города «Счастливый случай»
  • Экскурсия-занятие с тренером «УШУ»

СЛАЙД 34   Спортивные объекты

СЛАЙД 35 Маршрут выходного дня

Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дни.

  Выходной день – это возможность для более длительного общения родителей и детей, это время, когда родители и дети могут в полной мере испытать радость от общения друг с другом, поскольку в будние дни родители заняты на работе, а дети ходят в детский сад.

Поход выходного дня – простейшая форма активного туризма, она особенно привлекательна для жителей больших и малых городов.

Тематика разнообразна, но неисчерпаема

«Маршрут выходного дня» может использоваться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет направленность маршрута. Младшие дети еще с трудом представляют себе город. Поэтому целесообразнее начинать с экскурсий по ближним улицам, по знакомым им местам

СЛАЙД 36  Сезонный блок 

Серия целевых прогулок к удивительным местам г. Кодинск, отдыха горожан, бульвар сквер памяти затопленных деревень, памятник воинам ВОВ, Покровский  Храм, спортивный сквер  и др.)

  • «Капризы погоды», «Сюрпризы природы» (с родителями)
  • «Хобби горожан»
  • «Удивительные места нашего города» (работа с родителями).
  • Выставка фото и рисунков на тему «Отдых горожан»
  • Галерея «Очевидное-невероятное» (капризы природы, сюрпризы погоды, удивительные места, невероятные случаи)Викторина «Хобби горожан»
  • Передача «Невероятный случай "
  • Рисование мятой бумагой «Северное сияние»
  • Рисование свечой, техника «гратаж» - «Полярная звезда», «Небо»
  • Комплексное занятие «Чудеса в нашем городе»

Устраиваем в коридорах детского сада выставки детских и совместных с родителями работ по различным темам: «Чудса Кежемского района», «В гостях у Деда Кежмаря» и т.д.

СЛАЙД 38  Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

Реализация Программы осуществляется совместно с родителями воспитанников

Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего малой Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка, мы привлекаем родителей, осуществляем  преемственность  семьи и детского сада. 

И ставим  следующие задачи: 

  1. Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит.
  2. Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного города.
  3. Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада, раскрытию творческих способностей в семье. 

Программой определены основные формы сотрудничества с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс: участие в акциях,  творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах, экскурсиях, проведение мастер – классов и многое другое.

СЛАЙД 39  Взаимодействие педагогического коллектива социальными партнерами

Активно взаимодействуем с социумом.

СЛАЙД 40   Планируемые результаты освоения Программы 

В результате освоения Программы воспитанники имеют возможность: 

  • осознать значимость наследия родного города для Отечества, в мировой культуре, быть грамотным «потребителем» культурного потенциала края; 
  • почувствовать себя преемниками наследия прошлого родного города; 
  • ощутить свою связь с окружающим миром, его проблемами, грамотно взаимодействовать с ним; 
  • реализовать свой творческий потенциал в разных видах детской деятельности; 
  • приобрести навыки и опыт социальной практики взаимодействия, работы в коллективе, элементарный опыт в краеведении; 
  • приобрести устойчивое стремление занимать активную жизненную (гражданскую) позицию.  

Ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого города, хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города, знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

Ребёнок знает об истории возникновения города, его достопримечательностях, профессиях взрослых нашего города, о природных богатствах; возникновение у ребёнка стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, социально-экономической значимости; символике родного города; чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Знает элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.

Родители – союзники. Принимают активное участие в работе с детьми. Могут помочь педагогам найти материалы по родному краю, информацию о культурных событиях родного города, организовать встречу с интересными людьми и т.п. Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач Программы, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.

Педагог заинтересован в результате своего труда, он найдет много организационных форм для реализации Программы. Город наполнен событиями, педагогу необходимо только самому интересоваться и следить за событиями, происходящими в городе, отслеживать информацию о проведении каких-либо мероприятий, акций, и отбирать материал, подходящий для детей дошкольного возраста.

СЛАЙД 41   Педагогическая диагностика. 

При реализации Программы педагогическими работниками проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

Цель диагностики - оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов. Результаты педагогической диагностики используются   для решения следующих образовательных задач: 

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

Оценка   результатов, достигнутых детьми при освоении содержания  программы ориентирована   на  относительные   показатели   детской  успешности: 

  1. Участие  детей  в   краеведческих   мероприятиях (группы,  города,  региона).
  2. Результаты  выполнения  творческих заданий, конкурсов и викторин.
  3. Гражданская позиция ребенка проявляется через участие в коллективных культуроохранных, природоохранных и пропагандистских акциях.
  4. Участие в создании наглядных  и  дидактических   пособий,  игрового   материала.
  5. Деятельность в мини - музеях.

При проведении диагностики обязательно отслеживается: 

  • проявление интереса к родному городу и краю, к жизни и деятельности известных жителей Кодинска;
  • развитость         компетентности         (инициативности,         самостоятельности, коммуникативности, произвольности, воображения и творчества), стремления занимать активную жизненную (гражданскую) позицию;
  • проявление патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

Проявление интереса к родному городу отслеживается с помощью интерактивных игр и викторин. Также для изучения когнитивной сферы (представления о родном городе)  используется метод беседы. Можно провести беседы: «Мой город»; «Краеведческие представления»; «Что такое профессия».  

Развитость компетентности (инициативности, самостоятельности, коммуникативности, произвольности, творчества) может быть отслежена с помощью  следующих методик: 

  • Диагностика- Нормативные  карты возрастного  развития дошкольников‖ Н.А.

Коротковой, П.Г. Нежнов.  

  • Включенность детей в деятельность (наблюдение за детьми и соотношение результатов наблюдения с критериями: высокий, средний, низкий уровень).
  • Познавательный интерес (диагностика А.Кошелева).
  • Самосознание («Дерево желаний» В.С.Юркевич).
  • Предпочтения детей в выборе деятельности (Методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой; метод наблюдения «Лист выбора деятельности»)  
  • Стремление занимать активную жизненную позицию (участие в творческих конкурсах, в краеведческих мероприятиях, природоохранных акциях, экологических проектах).

Сформированность   патриотических чувств может отслеживаться с помощью следующих методик:   

  • Беседы. Ребенку  предоставляется   возможность  полнее   высказаться, проявить   эмоции методика А.Я. Ветохиной, З.С.Дмитренко (Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • Планирование и конспекты занятий: метод. пособие для педагогов. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. –192 с.4.)
  • Творческий рассказ «Письмо к мэру».  Детям предлагается написать письмо   главе   администрации города   с   предложениями, направленными на улучшение   жизни   в городе, украшение   города, охрану природного и культурного   наследия. Ребенок предлагает свои варианты, а педагог записывает его предложения. Оценивается количество и качество предложений.
  • Творческий рассказ «Почему я люблю свой родной город?». Оценивается   эмоционально - ценностное   отношение.  
  • Творческий рассказ «Чем я могу помочь родному городу»  
  • Вариант игры «Я начну, а ты - продолжи», где ребенку предлагается продолжить произнесенное взрослым начало предложения или рассказа. Например: «Однажды я помог(-ла) своему городу тем, что…»; «9 мая в День Победы, мы с мамой (папой)»; «Когда меня пригласили на городской праздник, я …» и т.д.

Описание всех представленных методик для диагностики результатов, достигнутых детьми при освоении содержания программы можно найти в Приложении - папка «ДИАГНОСТИКА». 

Педагогу предоставляется возможность выбора диагностических методик из вышеперечисленных вариантов.  

Диагностика достигнутых результатов

п/п

Задачи

Предполагаемый результат

Диагностический инструментарий

Воспитательные задачи

1

Воспитывать интерес и уважение к своей семье, родному дому, родному городу Кодинск, к жизни и деятельности известных его жителей.

Воспитанники имеют представления о традициях в семье, детском саду, городе и испытывают чувство гордости за людей прославивших город Кодинск

Творческий рассказ:  «Почему я люблю свой город‖,  

- «Моя семья»,  

- «Чем я могу помочь родному городу»

2

Оказывать воспитанникам поддержку в проявлении патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, в проявлении чувства гордости за свою малую Родину.

Воспитанники имеют возможность приобрести устойчивое стремление занимать активную жизненную позицию

Творческий рассказ

 «Письмо мэру»;

 

Вариант игры «Я начну, а ты продолжи» (опыт практической

деятельности);

 

Развивающие задачи

1

Развивать у

воспитанников художественный вкус, интеллектуальные и творческие способности, эмоциональное отношение к изделиям народных мастеров, поэтическое отношение к природе Приангарья через приобщение воспитанников к культуре и  традициям своего народа

Воспитанники

реализуют свой творческий потенциал в разных видах детской деятельности.

Воспитанники проявляют познавательный интерес к краеведческой деятельности

У воспитанников развито осознанное отношение к природе

2

Развивать познавательный интерес в краеведческой деятельности, бережное отношение ко всему живому на основе участия в природоохранной деятельности

 

.

Образовательные задачи 

1

Создать условия для расширения представлений воспитанников о родном городе, его истории, культурных памятниках родного города, о жизни и деятельности знаменитых земляков, о профессиях жителей города.

У воспитанников сформированы представления об истории возникновения города, о памятниках культуры и достопримечательностях

 

 Воспитанники имеют представления о знаменитых земляках, об их творчестве и заслугах Стремятся подражать им.

Беседы: ―Мой город‖; «Краеведческие

представления»

 

Диагностика сформированности представлений о родном городе.

Раздел:

―История и архитектура‖, ―Знаменитые люди города‖

 

Игры «Найди

картинку с видами родного города‖»,   «Архитектура города», «Мой город».

 

Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня представлений  о родном городе

Диагностика представлений детей о профессиях:

 Е.И. Медвецкой ―Что такое профессия‖.

Выявление представлений  дошкольников о профессиях‖ по методике Ф.Г.Даскаловой

2

Расширять представления

воспитанников о живой (флора и фауна) и неживой природе Кежемского района, способствовать овладению воспитанниками начальными навыками исследовательской работы. 

Воспитанники имеют представления о флоре и фауне Кежемского района

Диагностика сформированности представлений о родном городе.

Раздел:

Историко географический и природный компоненты родного края‖

 

Для реализации программы «Наш город Кодинск» для детей старшего дошкольного возраста разработано календарно-тематическое планирование. Рекомендуемая модель календарно - тематического плана представляет собой тематические блоки, где на каждом новом этапе происходит закрепление прошлого опыта и формирование новообразований. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание деятельности по каждому разделу (блоку) календарно-тематического плана подробно прописано в методических рекомендациях к программе «Наш город Кодинск»

Учебно-методический комплект (УМК) программы предназначен для использования, прежде всего, воспитателями, работающими с детьми на группе. УМК не предъявляет специальных требований к компетенции взрослого кроме общекультурных навыков общения и деятельности, а также элементарного владения современными ИКТ - технологиями. 

3.2. Материально - техническое обеспечение Программы 

Основные методические и дидактические материалы по всем образовательным областям представлены в Методических рекомендациях. 

 При реализации Программы организация развивающей предметно - пространственной среды осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО к созданию развивающей предметно - пространственной среды, санитарно - эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. 

Развивающая предметно - пространственная среда включает в себя:  

  • уголок краеведения,  
  • мини - музей,  
  • коллекции,  
  • мультимедийное оборудование,  
  • интернет - ресурсы.  

Образовательная  среда   помещения   для  занятий 

Традиционные педагогические центры (зоны, уголки), материал которых  пополнен в соответствии  с  образовательным  содержанием, нацеленным на  ознакомление детей  с  городом  и  краем:  

  • центр изобразительной деятельности,  
  • центр  природы,  
  • центр  театрализованной  деятельности,    
  • центр детской книги  и   речевой  деятельности,  
  • игровой  центр,  
  • физкультурный центр,  
  • центр музыкальной  деятельности,  
  • центр  исследовательской  деятельности.  

4. Приложения к Программе 

Приложение к Программе представляет собой электронный сборник методических и дидактических материалов, разработанных педагогами ДОУ «Солнышко». 

При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей:

 - распознающее наблюдение, рассматривание фотографий и картин, рассказы педагога или детей, чтение, в старшем дошкольном возрасте

- демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций;

- интерактивные экскурсии, панорамный вид;

- проблемные вопросы;

 - сравнение (город раньше и теперь);

- чтение художественной литературы;

 - упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель;

- творческие задания, экспериментирование;

 - моделирование;

- изготовление макетов (например, макет киноленты: «Хроника ВОВ» с фотографиями основных событий, макет монумента «Именами этих героев названы улицы», макет Вечного огня, «Памятник Неизвестному солдату», панорама боевого сражения);

- коллекционирование (например, фотографии «Кодиск в годы ВОВ»,

- работа детей с картой города и области: фиксация маршрутов и личных впечатлений

- размещение на карте фотографий, картинок, наклеек, условных знаков (следов, стрелок и др.).

Для решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов. При реализации Программы педагог может использовать различные средства:

- демонстрационные и раздаточные;

 - визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

- естественные и искусственные;

- реальные и виртуальные.

При ознакомлении детей с родным городом, педагог может использовать различные технологии, в процессе реализации которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

- технология проектирования;

- экспериментирования;

- информационно – коммуникативные;

- здоровьесберегающие;

- игровые;

- музейно – педагогические технологии (если ограничено пространство – создаются мобильные мини-музеи);

 - технология «волонтерское движение», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим;

 - технология индивидуально – личностного общения с ребенком.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятий. Каждую тему необходимо закреплять в игровой и продуктивной деятельности. Для этого используются все виды игр: дидактические, настольные, театрализованные, сюжетно-ролевые, подвижные. А также изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, лепка.

Вся информация, данная воспитателем, должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает дете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

Ознакомление старших дошкольников с родным городом

Календарно-тематическое планирование, конспекты занятий, диагностика, методические рекомендации по ознакомлению  детей с  Москвой....

Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с родным городом «Нижнекамск мой – частица Отчизны…»

В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности регио...

Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)

Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)ЦельСпособствовать развитию нравственно - патриотических чувств у детей старше...

Педагогический опыт работы на тему "Ознакомление старших дошкольников с родным городом через интеграцию разных видов деятельности с воспитанниками и родителями"

В данном материале раскрывается целенаправленная планомерная работа с детьми 5-7 лет в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по формированию представлений о родном городе и воспитанию патриоти...

Программа ознакомления старших дошкольников с родным городом «Люби и знай свою малую родину - Московский район»

Содержание: Формы, средства и методы ознакомления детей с родным городомУсловия реализации ПрограммыПедагогический мониторинг результативности реализации программы...

Методическая разработка «Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом»

Данный материал позволяет воспитателям планировать работу с детьми старшего возраста на год по ознаколмлению с родным городом....