Методическая разработка «Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материал позволяет воспитателям планировать работу с детьми старшего возраста на год по ознаколмлению с родным городом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_na_god.docx | 50.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование на год по ознакомлению
старших дошкольников с родным городом
Месяц | Содержание | Цель |
Сентябрь | Направление История: Беседа «Прошлое нашего города» | Формировать положительное отношение к истории нашего города, развивать и обогащать речь детей. |
Продуктивная совместная деятельность: Изобразительная деятельность: «Мы были в музее» («Что мне понравилось в музее»), «Любимое место в родном городе» | Закреплять знания детей, полученные в музее города, закреплять изобразительные приемы и навыки. | |
Направление Достопримечательности: словесные игры: «Что мы знаем об этом» (достопримечательности родного города) | Уточнять знания детей о достопримечательностях родного города. | |
Создание альбома « Памятники города». | Закреплять знания детей о памятниках города и их значении. | |
Направление Архитектура: Беседы о родном доме (в доме много этажей – многоэтажный; много подъездов – многоподъездный; есть балконы, лифт; в доме нужно соблюдать чистоту.). | Систематизировать знания детей о строении многоэтажных домов. | |
Сюжетно-ролевые игры: «Строим дом» | Применять в игре знания детей , полученные в других видах деятельности. | |
Дидактические игры «Архитектурные пазлы» | Закреплять в игре разные архитектурные стили. | |
Направление Жители города: Дидактическое пособие: «Известные люди города», | Познакомить детей с фотографиями известных людей города. | |
Тематическая беседа: Знаешь ли ты своих соседей по дому? | Уточнить знания детей о людях, живущих рядом по соседству. | |
Разыгрывание проблемной ситуации: « Мы – дикторы телевидения», «Лучшие люди нашего города». | Формировать знания детей о том, чем знамениты известные люди нашего города. | |
Направление Труд взрослых: Акция «Сделаем наш детский сад чище» | Объяснить значение данной акции, воспитывать желание поддерживать чистоту в д/с . | |
Фотоальбом «Труд людей в нашем городе». | Воспитывать у детей чувство уважения к труду людей. | |
Октябрь | Направление История: Экскурсия в краеведческий музей «История нашего края» | Познакомить детей с историей возникновения нашего города, с его культурой и бытом. |
Создание альбома «Историческое прошлое города Дзержинска». | Закреплять представления детей об истории нашего края. | |
Д/И «Найди по описанию» (по фотографиям о городе) | Упражнять детей в описании и назывании известных мест в городе. | |
Составление рассказов по картинкам «Как рождался наш город?» «Чем отличается город прежний от города сегодняшнего?» | Формировать положительное отношение к тому, что увидели на экскурсии, развивать и обогащать речь. | |
Направление Достопримечательности: Создание мини- музея «Памятники города» | Расширять представления детей о разнообразии памятников города и их значении в жизни людей. | |
Выставка совместных творческих работ «Достопримечательности моей улицы». | Закреплять представления детей о значимых местах улицы Попова. | |
Коллективная совместная деятельность : «Площадь Дзержинского» | Формировать представление детей о красоте главной достопримечательности родного города. | |
Режиссерская игра «Фестиваль юных талантов на площади Свадебной» | Способствовать развитию творчества и фантазии у детей. | |
Направление Архитектура: Изготовление коллажа: «Архитектурные стили Дзержинска» | Уточнять представления детей об архитектурных стилях Дзержинска (классицизм, конструктивизм, деревянное зодчество). | |
Продуктивная совместная деятельность : изготовление напольного макета «Торговый центр» из бросового материала, картона, бумаги (ЦУМ, торговый дом «Кристалл», «Аленка», «Росси», аптека, «Связной») | Закреплять у детей способы конструирования, названия достопримечательностей Торгового центра. | |
Октябрь Октябрь | Д/И «Сложи картинку», «Кто и как построил дом?», | Упражнять в назывании частей дома, стилях архитектуры. |
Продуктивная совместная деятельность «Ярмарка на площади торгового центра». | Расширять представления детей о праздниках города. | |
Направление Жители города: ОД «Улица Попова. В честь кого она названа?» | Познакомить детей с русским ученым, изобретателем радио А. С. Поповым, его вкладом в науку. | |
Ситуативная беседа «Чего нельзя допускать в общении с людьми?» | Формировать у детей положительные навыки этикета и общения с людьми. | |
Развлечение «День пожилого человека» | Создать радостное настроение у детей и воспитывать чувство уважения к пожилым людям. | |
Акция «Благодарим за доброту и сердечность!» . | Воспитывать чувство благодарности и уважения к пожилым людям. | |
В книжном уголке рассматривание портретов со знаменитыми людьми города. | Познакомить детей с людьми, в честь которых названы улицы города. | |
Направление Труд взрослых: Разыгрывание проблемных ситуаций: «Какие добрые дела можно сделать во дворе своего дома, в подъезде своего дома?» Как мы с другом помогали пожилым людям». | Формировать положительное отношение к труду, к оказании помощи пожилым людям. | |
Создание фотоальбома «Мы с родителями на субботнике». | Поддерживать у детей желание трудиться вместе с родителями , приносить пользу. | |
Ноябрь | Направление История: Беседа о реке Оке, которая берет начало в окрестностях города . | Формировать представления детей о значении и пользе реки для города, об ее охране. |
Праздник День народного единства. | Расширять представления детей о родной стране, воспитывать чувство гордости за Россию. | |
ОД «История улицы Преображенской» | Познакомить детей с историческим прошлым улицы Попова. | |
Направление Достопримечательности: ОД по ИЗО «Наша улица» | Закреплять знания детей достопримечательностях нашей улицы. | |
Игровое упр. «Над городом на воздушном шаре». | Расширять представления детей о достопримечательностях города. | |
Разыгрывание проблемной ситуации «Городской праздник на площади Свадебной» | Развивать фантазию, творчество, обогащать речь детей. | |
Направление Архитектура: Д/И «Геометрические тела и их проекции», «Из каких частей построили дом?» | Упражнять в назывании геометрических тел и частей дома. | |
Разыгрывание проблемной ситуации: «Если бы архитектором города был я…»
| Уточнять представления детей об архитектурных стилях, развивать связную речь детей. | |
Целевая прогулка «Архитектура исторического центра» | Формировать представление детей об архитектуре исторического центра- площади Дзержинского. | |
Направление Жители города: Беседы на тему: «Какие известные люди жили и до сих пор живут в нашем городе?» «Кому поставлены памятники в нашем городе?» | Познакомить детей с именами известных людей нашего города. | |
Изготовление коллажа «Самые известные жители нашего города». | Закреплять представления детей об известных жителях нашего города. | |
Чтение худ. литературы о героях города. | Формировать положительное отношение к людям- героям. | |
Направление Труд взрослых: В книжном уголке- рассматривание книги и настенного календаря о труде взрослых в родном городе. | Формировать представления детей о труде людей разных профессий в родном городе. | |
Д/пособие «Предприятия нашего города». | Познакомить детей с названиями известных предприятий нашего города. | |
Целевая прогулка на Окскую- Набережную «Любимое место отдыха горожан» (благоустройство и ремонт набережной). | Расширять представления детей о труде взрослых, воспитывать уважение к их труду. | |
Декабрь | Направление История: Создание мини- музея «Улица, на которой я живу». | Уточнить и систематизировать знания детей о родной улице. |
ОД по ИЗО «Дзержинск в прошлом». | Закреплять представления детей о историческом прошлом Дзержинска. | |
Беседа «Знаешь ли ты историю возникновения и развития своего города?» | Формировать положительное отношение к прошлому города, обогащать речь детей. | |
Направление Достопримечательности: Беседа «Мы гуляем в парке» | Уточнять представления детей о достопримечательностях городского парка. | |
Разыгрывание проблемной ситуации: «Наш город на карте Нижегородской области» | Формировать умения детей ориентироваться на карте Нижегородской области. | |
Самостоятельная продуктивная деятельность детей: Изодеятельность : «Город праздничный», «Салют над городом», «Зима в городе», «Город перед Новым годом». | Закреплять умения детей изображать праздничный город, красиво украшенные дома, улицы. | |
Направление Архитектура: Д/И «Найди отличия городского и сельского дома», «Архитектурная мозаика». | Закреплять представления детей об отличиях архитектурных стилей. | |
Декабрь | Изготовление макетов площади Свадебной (здание ДКХ, дома по пр. Ленина, Циолковского, круглый сквер). | Закреплять навыки конструирования из бросового материала, картона, бумаги. |
Проблемные ситуации: «Отличительные черты нашего города от городов-соседей» | Уточнять представления детей об архитектурных особенностях города. | |
Направление Жители города: Проект «Улицы города , названные в честь знаменитых людей» | Обобщить и систематизировать знания детей об известных людях. | |
Презентация как часть занятия: «Циолковский и Попов- чем они знамениты?» | Познакомить детей с именами русских ученых и их вкладом в науку. | |
Беседы: «Назови улицы, названные в честь известных людей», «Расскажи, где ты побывал?» | Закреплять у детей названия улиц города. | |
Декабрь Январь | Направление Труд взрослых: Составление рассказов по картинкам: «Как город готовится к зиме», «Украшения города к Новому году». | Развивать связную речь детей, составлять рассказ по картинкам. |
Трудовая деятельность: «Поможем дворнику расчистить дорожки от снега вокруг детского сада». | Формировать трудовые умения и навыки, желание помогать старшим. | |
Разыгрывание проблемной ситуации: «Что было бы, если бы люди не заботились о своем городе?» | Уточнять представления детей о значении труда взрослых. | |
Направление История: | ||
Выставка творческих работ « Наш город в жизни страны». | Закреплять представления детей о значении нашего города в жизни страны | |
ОД «Мой город Дзержинск» (об истории города) | Обобщить знания детей об истории города. | |
Тематический альбом «Из истории канатной фабрики на улице Попова». | Познакомить детей с историей канатной фабрики. | |
Направление Достопримечательности: Изготовление экскурсионно-маршрутного листа «Дзержинск- город выходного дня» | Уточнить у детей любимые места отдыха горожан. | |
Разыгрывание проблемных ситуаций «Мы встречаем гостей города», «Кто найдет хорошие слова для города?» | Формировать положительное отношение к родному городу, чувство любви и гордости | |
Январь | Режиссерская игра « Мы – дикторы телевидения: Места отдыха в нашем городе» «Путешествие по лесным окрестностям» | Способствовать развитию творчества и фантазии у детей, закреплять достопримечательности города. |
Беседа «Выходной день в дзержинском театре кукол». | Уточнить представления детей о функциях и значении кукольного театра | |
Направление Архитектура: «Волшебная мастерская – город Будущего» | Развивать творчество и фантазию детей, применять в конструировании полученные знания. | |
Создание альбома «Деревянная архитектура храмов». | Познакомить с разнообразием деревянной архитектуры. | |
Продуктивная совместная деятельность «Главный дворец нашего города». | Закреплять полученные знания по архитектуре города в продуктивной совместной деятельности. | |
Изготовление коллажа «Многообразие зданий в разных стилях архитектуры | Обобщить представления детей о стилях архитектуры. | |
Направление Жители города: Создание экскурсионно- маршрутного листа «Дзержинск- Город спорта»
| Познакомить детей со спортивными сооружениями города и с известными спортсменами города. | |
Сюжетно-ролевая игра «Мы – спортсмены», « мы- пожарные» | Закреплять знания детей о спортсменах, пожарных, об их труде. | |
Придумывание загадок об известных названиях улиц Дзержинска. | Развивать словотворчество, фантазию. | |
Составление рассказов «Памятники и площади, названные в честь знаменитых людей» | Воспитывать уважение и положительное отношение к известным людям, обогащать словарный запас. | |
Направление Труд взрослых: Рассматривание фотоальбома «Праздничные постройки в городе к Рождеству из снега и льда» | Воспитывать интерес к праздничным украшениям из снега и льда, уважение к труду взрослых. | |
Разыгрывание проблемных ситуаций «Что случится, если …( бросать мусор во дворе, не посыпать ледяные дорожки песком, не чистить дорожки от снега и т. д.). | Закреплять представления детей о правилах безопасности и правилах поведения в обществе. | |
Февраль | Направление История: Беседа «История возникновения здания первой городской больницы города, а ныне противотуберкулезного диспансера на улице Попова». | Познакомить детей с историческим прошлым противотуберкулезного диспансера на улице Попова. |
Изготовление рукотворной книги «Хранительница истории» | Обобщить и систематизировать знания детей об истории города Дзержинска. | |
Рассматривание фотоиллюстраций «Дзержинск 30 лет назад». | Воспитывать интерес к фотографиям прошлого города. | |
Направление Достопримечательности: Составление рассказов по картинкам: Знаешь ли ты места отдыха в нашем городе? Как я люблю отдыхать всей семьей? Какие красивые места есть в нашем городе? | Расширять представления детей о красивых любимых местах своего города, развивать монологическую речь. | |
Интерактивная презентация как часть занятия «Моя улица и ее достопримечательности». | Закреплять и уточнять знания детей о достопримечательностях своей улицы. | |
Дидактические игры: -«Узнай, где это в городе» -«Это верно или нет?» | Уточнять знания детей об известных жителям города местах и их названиях. | |
Направление Архитектура: Составление экскурсионно-маршрутного листа «Дзержинск- город красивой архитектуры». | Уточнить на карте города и найти самые красивые по архитектуре места. | |
Выставка творческих работ «Разные виды архитектуры» | Закреплять у детей умение изображать на бумаге разные архитектурные стили. | |
Д/И «Узнай по описанию» «Разрезные картинки»
| Закреплять у детей умение узнавать по описанию и по внешнему виду стили архитектуры. | |
Направление Жители города»: Праздник «День защитников Отечества» | Воспитывать чувство гордости и уважения к людям, защищающим наше Отечество. | |
Чтение худ. литературы о Валерии Чкалове, в честь которого названа одна из улиц нашего города. | Познакомить детей с подвигом отважного героя- летчика. | |
Режиссерская игра «Широкая масленица» с использованием настольного макета. | Расширять знания детей о русском народном празднике, развивать творчество и фантазию. | |
Направление Труд взрослых: С/Р игры: «Мы - военные»,«Летчики», «Моряки» | Развивать интерес к военным профессиям, обогащать словарный запас детей. | |
Д/пособие «Чем богат наш город». | Закреплять представления детей о труде взрослых, работающих в нашем городе. | |
Продуктивная совместная деятельность: Создание макетов военной техники. | Развивать творчество и фантазию, чувство гордости за нашу страну. | |
Составление рассказов о профессиях людей, защищающих наш город, нашу страну. | Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас. | |
Направление История: Беседа о детском саде (адрес, расположение, объекты на территории, свой участок) о своем микрорайоне; об улице, на которой находится ДОУ. | Уточнять знания детей об адресе детского сада, расположении, о своем микрорайоне, улице. | |
Рассматривание альбома «Архитектурные сооружения города 40-50 годов». | Формировать представления детей об исторической архитектуре города 40-50г | |
Направление Достопримечательности: Фотоальбом «Мой любимый город» | Воспитывать интерес и чувство гордости к своему городу. | |
Самостоятельная деятельность детей: Изодеятельность: «Любимое место в городе». | Закреплять изобразительные умения и навыки. | |
Придумывание загадок по теме «Город» | Развивать словотворчество и фантазию. | |
Игры-«Путешествие по городу на автобусе» | Закреплять и уточнять знания детей о достопримечательностях города. | |
Выставка творческих работ «Мой родной город» | Развивать творчество и фантазию детей, умение применять свои знания в творческих работах. | |
Направление Архитектура: Целевая прогулка «Храмовая архитектура». | Расширять и обогащать знания детей о понятии «Храмовая архитектура». | |
Создание мини-музея «Архитектура города Дзержинска» | Обобщить и систематизировать представления детей об архитектуре города Дзержинска. | |
Беседа «Деревянное зодчество и ее отличия и сходство с другими видами архитектуры». | Формировать положительное отношение к тому, что увидели на экскурсии, развивать и обогащать речь. | |
Направление Жители города: Праздник «Вот какая мама» | Воспитывать чувство гордости и любви к своей маме. | |
Составление рассказов «Моя семья», «Моя мама -лучше всех», «Мужчины и женщины в семье» Составление рассказов детьми о своем генеалогическом древе. | Уточнить роль и значимость мамы в семье и в жизни ребенка. Воспитывать интерес к истории своей семьи. | |
Викторина «Что мы знаем о них» (герои труда родного города ) | Закреплять представления детей о героях труда и их деятельности. | |
Направление Труд взрослых: ОД «Профессии нашего города» (архитектор, строитель, проектировщик, художник и т. д. ) | Формировать представления детей о профессиях нашего города. | |
Трудовая деятельность: поможем взрослым расчистить дорожки от стаявшего снега. | Закреплять трудовые умения и навыки, воспитывать желание помогать взрослым. | |
Направление История: Презентация как часть занятия на тему «Дзержинск- город прошлого и настоящего». | Расширять представления детей об истории города в прошлом и настоящем. | |
Разыгрывание проблемной ситуации «Мы попали в прошлое…». | Закреплять представления детей об историческом прошлом города, развивать связную речь детей. | |
Апрель | Направление Достопримечательности: Викторина «Знаю ли я свой город» | Закреплять и обобщать знания детей о родном городе. |
Чтение энциклопедий, научной литературы о космосе, солнце, планетах, космонавтах и беседа с детьми о том, что в нашем городе есть улица- Бульвар Космонавтов. | Познакомить детей с Бульваром Космонавтов и с его достопримечательностями. | |
Рассмотреть карту Нижегородской области и отметить знаменитые места Поволжья. | Уточнить с детьми знаменитые места Поволжья, учить ориентироваться на карте Нижегородской области. | |
Игра «Найди на карте города…» | Закреплять умение ориентироваться на карте города. | |
Словесная игра «Что я покажу в своем городе друзьям из других стран» | Уточнить любимые достопримечательности в городе, развивать речь детей. | |
Составляем маршрут «Интересное в нашем окружении» | Закреплять умение составлять маршрутную карту. | |
Направление Архитектура: ОД по ИЗО «Витражи и мозаика в архитектуре города». | Учить изображать на бумаге различные украшения- витражи и мозаики. | |
ОД аппликация «Улицы родного города». | Закреплять умение составлять композицию улицы города. | |
Продуктивная совместная деятельность «Будем жить в красивом доме». | Совершенствовать умения и навыки конструирования красивых домов. | |
Направление Жители города: Игровая ситуация «Праздник нашего двора». | Расширять знания детей о городских праздниках и жителях города. | |
Беседа о том, что наши стадионы «Химик» и «Капралоктамовец» названы в честь нашего города химии и предприятия «Капролактам» и в честь людей, работающих на хим. предприятиях города. | Познакомить детей с названиями известных предприятий города, и с названиями стадионов города. | |
Апрель | Направление Труд взрослых: Акция «Сделаем город чище» (принятие участия в городском субботнике) | Закреплять трудовые умения и навыки, воспитывать желание приносить пользу. |
Беседа «Где и кем работают твои близкие родственники?» «Я горжусь трудом своих родителей». | Уточнить место работы и профессию родственников. | |
Целевая экскурсия в пожарную часть «Кто защищает нас от пожаров» | Познакомить детей с профессией пожарного. | |
Направление История: Экскурсия в краеведческий музей «Этих дней не смолкнет слава» | Познакомить детей с военным прошлым нашего города. | |
Беседа «Дзержинск в военные годы», о проведении праздника Победы в городе . | Формировать положительное отношение к тому, что увидели, развивать и обогащать речь детей. | |
Мини-музей «Этих дней не смолкнет слава» | Расширять и систематизировать представления детей о ВОВ. | |
Изготовление коллажа «День Победы». | Закреплять знания детей о празднике День Победы. | |
Чтение Ю. М. Непринцев «Отдых после боя». | Воспитывать чувство гордости за солдат, воевавших в ВОВ. | |
Рассматривание тематического альбома на тему «День Победы».
| Закреплять знания детей о ВОВ. | |
Разыгрывание проблемной ситуации: «Каким я вижу свой город в будущем» | Развивать у детей творчество и фантазию, связную речь детей. | |
Направление Достопримечательности: Рассматривание тематического альбома о Мемориале славы. | Познакомить детей с достопримечательностью города- Мемориалом Славы. | |
«За что я люблю свой город?» | Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас. | |
Проект «Знаменитые достопримечательности города» | Систематизировать и обобщить представления детей о достопримечательностях города. |
Май Май | Направление Архитектура: Изодеятельность: «Вечный огонь». | Закреплять изобразительные умения и навыки, закреплять архитектурные стили. |
Составление рассказов по картинкам «Площадь Героев. Мемориал вечной славы». | Развивать и обогащать речь , словарный запас детей. Воспитывать чувство уважения и гордости к героям ВОВ. | |
Изготовление макета «Площадь Героев». | Закреплять у детей навыки конструирования из бумаги и картона. | |
Направление Жители города: ОД об улицах, названных в честь героев ВОВ . | Познакомить детей с именами героев ВОВ, в честь которых названы улицы нашего города. | |
Акция «Подари улыбку» | Воспитывать у детей чувство благодарности к ветеранам ВОВ. | |
Праздничный концерт для ветеранов и тружеников тыла в ФОК «ОКА» | Создавать радостное настроение, желание доставить радость ветеранам и труженикам тыла. | |
Беседа «Парад 9 Мая на главной площади города». | Расширить представления детей о праздновании 9 Мая на главной площади города. | |
Составление рассказа о герое страны. | Развивать и обогащать связную речь детей. | |
Продуктивная совместная деятельность: изготовление подарков ветеранам ВОВ. | Закреплять навыки и умения в изобразительной деятельности. | |
С/Р игра «Мы идем на парад». | Уточнять и обобщать знания детей о празднике День Победы. | |
Направление Труд взрослых: Беседа «О подвигах людей во время войны». | Расширять представление детей о героических людях ВОВ. | |
Целевая прогулка «Праздничное украшение города».
| Познакомить детей с тем, как украшен город к празднованию Дня Победы. | |
Праздник «День Победы». | Воспитывать чувство гордости и восхищения за свою страну, желание участвовать в жизни своей страны. | |
Рассматривание фотоальбома «Салют в честь Дня Победы». | Уточнять и обобщать знания детей о празднике День Победы. | |
Праздник «С Днем Рождения, любимый город». | Воспитывать у детей чувство радости за свой родной город, желание беречь и заботиться о нем. | |
Готовим рассаду для нашей клумбы. | Закреплять представления детей о благоустройстве прогулочного участка весной. | |
Пешеходная прогулка по улице Попова: «Наблюдение за посадкой растений на клумбах для благоустройства города». | Закреплять и уточнять представления детей о необходимости благоустройства города в весенний период, воспитывать желание заботиться о красоте города. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность
В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....
Ознакомление старших дошкольников с родным городом
Календарно-тематическое планирование, конспекты занятий, диагностика, методические рекомендации по ознакомлению детей с Москвой....
Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с родным городом «Нижнекамск мой – частица Отчизны…»
В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности регио...
Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)
Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)ЦельСпособствовать развитию нравственно - патриотических чувств у детей старше...
Педагогический опыт работы на тему "Ознакомление старших дошкольников с родным городом через интеграцию разных видов деятельности с воспитанниками и родителями"
В данном материале раскрывается целенаправленная планомерная работа с детьми 5-7 лет в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по формированию представлений о родном городе и воспитанию патриоти...
Программа ознакомления старших дошкольников с родным городом «Люби и знай свою малую родину - Московский район»
Содержание: Формы, средства и методы ознакомления детей с родным городомУсловия реализации ПрограммыПедагогический мониторинг результативности реализации программы...
Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной.
Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной....