Ознакомление с окружающим миром и развитию речи через региональный компонент.
консультация (старшая группа)

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ,которая знакомит с формами работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи,используя региональный компонент детей  старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyuba.docx14.26 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи через региональный компонент

          Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.  Центральным звеном социализации является  гуманистическое  воспитание  ребенка, с опорой на любовь к Родине, семье, природе. Здесь как раз уместно использование регионального компонента.

       Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Внедрение регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, т.к. именно на этой основе воспитывается патриотизм. Успешность развития дошкольников на региональном материале становится  возможной только при активном взаимодействии детей с окружающим миром эмоционально – практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

        Изучение регионального компонента проходит через четыре направления: физическое, социально – личностное, познавательно – речевое и художественно – эстетическое.

Познавательное развитие – это знакомство с природой родного края. Оно осуществляется через  целевые экскурсии к достопримечательностям родного города, наблюдения на прогулках, чтение художественных произведений, трудовой и продуктивной деятельности, а также прохождения экологического маршрута – экологической тропы.

Речевое развитие – это беседы с детьми, чтение художественных произведений, знакомство с  поэтами и писателями родного края, с их творчеством.

Художественно – эстетическое развитие – стихи, песни, танцы жителей Кубани, быт и творчество казаков.

 Физическое – знакомство и разучивание игр казаков.

         В процессе ознакомления  с окружающим миром происходит развитие дошкольника. В познавательной сфере развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь детей.

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребенка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создается чувственная основа для слова.

Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при  правильном выборе методов и приемов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы, игры, организованные ситуации, которые способствуют повышению внимания,  интереса к ОИС и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качество предметов.

       Для обогащения и активизации словарного запаса провожу речевые игры и упражнения «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы?», «Узнай целое по частям». Полезны и речевые игры, в ходе которых ребенок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например: «Из чего сделаны?», «Угадай по вкусу». Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи.

       Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю пальчиковым играм, играм для развития мелкой моторики. Провожу хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.

        В процессе ознакомления с окружающим миром развивается мышление и речь. Мышление и речь  взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

        Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысли и слово ребенка необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

       Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания окружающего, рождает привычку делать выводы, воспитывать логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Процесс познания окружающего во всем его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

        Внедрение регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности  к природным и культурным ценностям родного края, так как на этой основе воспитывается патриотизм.

Итак, преимуществом регионального компонента является, прежде всего, то, что создана единая система:

- дает более эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

- позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;

- дает возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии  с традиционными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....

Ознакомление с окружающим миром и литературой с использованием регионального компонента.

Выступление на педагогическом совете.  Ознакомление с окружающим миром и литературой с использованием регионального компонента....

Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»

Открытое  занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...