Ознакомление с окружающим миром и развитию речи через региональный компонент.
консультация (старшая группа)
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ,которая знакомит с формами работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи,используя региональный компонент детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyuba.docx | 14.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи через региональный компонент
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка, с опорой на любовь к Родине, семье, природе. Здесь как раз уместно использование регионального компонента.
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Внедрение регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, т.к. именно на этой основе воспитывается патриотизм. Успешность развития дошкольников на региональном материале становится возможной только при активном взаимодействии детей с окружающим миром эмоционально – практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Изучение регионального компонента проходит через четыре направления: физическое, социально – личностное, познавательно – речевое и художественно – эстетическое.
Познавательное развитие – это знакомство с природой родного края. Оно осуществляется через целевые экскурсии к достопримечательностям родного города, наблюдения на прогулках, чтение художественных произведений, трудовой и продуктивной деятельности, а также прохождения экологического маршрута – экологической тропы.
Речевое развитие – это беседы с детьми, чтение художественных произведений, знакомство с поэтами и писателями родного края, с их творчеством.
Художественно – эстетическое развитие – стихи, песни, танцы жителей Кубани, быт и творчество казаков.
Физическое – знакомство и разучивание игр казаков.
В процессе ознакомления с окружающим миром происходит развитие дошкольника. В познавательной сфере развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь детей.
Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребенка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создается чувственная основа для слова.
Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов и приемов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы, игры, организованные ситуации, которые способствуют повышению внимания, интереса к ОИС и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качество предметов.
Для обогащения и активизации словарного запаса провожу речевые игры и упражнения «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы?», «Узнай целое по частям». Полезны и речевые игры, в ходе которых ребенок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например: «Из чего сделаны?», «Угадай по вкусу». Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи.
Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю пальчиковым играм, играм для развития мелкой моторики. Провожу хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.
В процессе ознакомления с окружающим миром развивается мышление и речь. Мышление и речь взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысли и слово ребенка необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.
Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания окружающего, рождает привычку делать выводы, воспитывать логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Процесс познания окружающего во всем его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Внедрение регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как на этой основе воспитывается патриотизм.
Итак, преимуществом регионального компонента является, прежде всего, то, что создана единая система:
- дает более эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;
- позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;
- дает возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «В мире домашних птиц»
Дети знакомятся с домашними птицами...
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....
Ознакомление с окружающим миром и литературой с использованием регионального компонента.
Выступление на педагогическом совете. Ознакомление с окружающим миром и литературой с использованием регионального компонента....
Конспект итогового занятия непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе. по образовательным областям «Познавательное развитие и речевое развитие» на тему: «В пут
Тема: «В путешествие за солнечными лучами»Программа «От рождения до школы».Возраст: старшая группа.Направление: «Речевое развитие»Форма проведения...
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...
Работа с детьми по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи через региональный компонент в средней группе
О региональном компоненте...