«Моя малая Родина»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Авксентьева Нина Николаевна

Цель:  реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной.

Задачи:

- формирование представлений о селе Лаптев Лог  на основе ознакомления с ближайшим окружением.

- воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.

- развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице.

- формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем селе.

- ознакомление детей с флорой и фауной села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в разновозрастной группе ДОУ

Воспитатель: Авксентьева Н.Н.

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

«Моя малая Родина»


Введение

Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с селом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы «зажигаем» в их сердцах искорку любви к родному краю, к Родине.

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с формированием у детей патриотических чувств невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения.

Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с малой Родиной должна носить комплексный характер. Формирование патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.

Актуальность проблемы связана еще и с тем, что по данным статистики известно, процент молодежи, покидающий Россию, растет из года в год. За последние годы из России в эмиграцию уехали 1 млн. 250 тысяч человек. Поэтому необходимо наполнить сердца детей любовью и гордостью к тем местам, где они родились.

Основной целью педагогического опыта является формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной.

Цель: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной.

Задачи:

- формирование представлений о селе Лаптев Лог на основе ознакомления с ближайшим окружением.

- воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.

- развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице.

- формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем селе.

- ознакомление детей с флорой и фауной села.

Вид проекта: творческо-познавательный, информационный.

Термин выполнения: 2 месяца

Участники проекта: дети, родители, педагоги

Материал: фото, иллюстрации, художественные произведения, конструктор, карандаши, буклеты «История моей улицы».

Ожидаемые результаты:

- все участники проекта получат положительный эмоциональный заряд от проделанной работы;

- дети могут называть свой домашний адрес, испытывать любовь и привязанность к родному дому, родной улице, семье, детскому саду;

- дети знают и называют флору и фауну села

Этапы реализации проекта

I этап: Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию;

- подбор литературы;

- подбор иллюстраций по теме;

- подбор пособий по теме;

- подготовка материалов для продуктивной деятельности (рисование, конструирование, атрибутов для сюжетно-ролевых игр);

- пополнение уголка в группе «Моя Родина – Россия»;

- подготовка информации для родителей по теме;

- сообщение целей и задач проекта детям и родителям.

II этап: Разработка проекта.

Цель: довести до участников проекта важность данной темы.

- Совместное составление детьми и педагогом плана реализации проекта.

- Использование модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?

На втором этапе дети совместно с воспитателем в ходе НОД, бесед, рассматривания иллюстраций стали обсуждать такие вопросы:

В каком году было основано наше село?

Что обозначает название села ?

Исторические факты села

Сколько улиц в селе?

По какой улице я живу?

Какие основные здания в селе?

Какие памятники есть в селе?

Флора и фауна села?

В ходе обсуждения продуктов проекта, воспитанники предлагали различные варианты и решили реализовать следующие: рассказ о своей улице, о своей семье, найти информацию о названии села , сходить в библиотеку, рассмотреть флору и фауну села», уголка в группе по патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия».

III этап: Реализация проекта.

Мы стали изучать и работать над этой проблемой: сходили на экскурсию в библиотеку, где узнали обозначения слов «Лаптев-Лог», узнали историю села. Были проведены экскурсии к памятникам погибших за советскую власть и павшим в боях ВОВ, а также к мемориальной доске героя России – Петра Захарова.

Познавательное развитие.

Цель: Дать научно – достоверные знания об истории села, о жителях, о достопримечательностях. Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять с ранее полученными.

Формы работы:

- просмотр фото, видеоматериалов о селе ;

- экскурсия в детскую библиотеку;

- знакомство с памятниками села;

- рассматривание иллюстраций и т.д.

Мы живем в поселке, а бабушка в деревне

Чем отличается город и деревня?

Спросить у родителей, бабушки, дедушки.

Узнать у друзей о том, где у них живет бабушка.

Поселки бывают разные

Чем наше село отличается от других?

Спросить у родителей о достопримечательностях поселка. Рассмотреть фотографии, иллюстрации. Совершить экскурсию по поселку.

Я живу на улице …

На какой улице живет мой друг, мои родственники?

Спросить у друга, у родных.

Мой дом находится по адресу…

По какому адресу расположен д/с?

Спросить у воспитателей, родителей.

Мы знаем для чего нужно знать свой домашний адрес

Правила безопасного поведения на улице

Спросить у воспитателей, родителей.

На моей улице есть магазин

Что еще есть на моей улице?

Прогуляться по улице с родителями.

В поселке есть магазины, аптеки, поли клиники

А что еще есть в селе?

Спросить у родителей, попробовать догадаться самому, посмотреть в книгах, прогуляться по поселку.

Вечером все идут с

работы домой

Во всех ли домах живут люди?

Спросить у родителей.

У всех есть дом

Зачем он нужен?

Спросить у родителей, попробовать догадаться самому, посмотреть в книгах.

Мой дом красивый

Из чего он сделан? Как строят дома?

Спросить у родителей, попробовать догадаться самому, посмотреть в книгах.

Дом строят строители

А кто им помогает?

Попросить родителей рассказать, прочитать книги, фильмы

У дома есть крыша,

потолок, окна, двери, стены, пол

Для чего они нужны?

Выяснить у родителей, спросить у воспитателя, посмотреть в книгах

В квартире есть мебель

Откуда она берется?

Спросить у родителей, воспитателя, попробовать догадаться самому, посмотреть в книгах, в интернете.

Речевое развитие.

Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность.

Формы работы:

- разучивание стихов и песен о родине, знакомство с пословицами и поговорками о родине;

- составление творческих рассказов;

- чтение стихов и рассказов жителей нашего села;

- составление рассказов о семье, улице;

- составление рассказов о флоре и фауне села.

Чтение х/л: «Бездомная кошка» (Д. Дмитриев),

стихи С. Михалкова «Моя улица», «Скверная история».

(М. Дружинина), «Мы очень любим город свой»

Заучивание стихов про родной город Л. Осиповой,

Беседы: «Расскажи, что есть на твоей улице»,

«Расскажи, что есть у тебя во дворе», «Чем отличается город и деревня».

Изодеятельность.

Цель: Способствовать отражению впечатлений об увиденном и услышанном в изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей.

Формы работы:

- рисование по теме « Моя семья», «Улицы моего села», «Мой дом зимой». «Как я с мамой (папой) иду из детского сада».

- коллективная работа « Наш детский сад».

- конструирование из строительного материала.

Аппликация»: Мой дом », «Моя улица»

Игровая деятельность.

Цель: Закрепить образные обороты речи.

Формы работы:

- дидактические и настольные игры: «Назови правильно»

- сюжетно ролевые игры: «Библиотека», «Парикмахерская», «Магазин».

Работа с родителями.

Цель: Привлечь родителей к мероприятиям, проводимым в группе.

Формы работы:

- познакомить родителей с проектом «Моя малая Родина», провести анкетирование по патриотическому воспитанию;

- подбор интересных сведений о своей улице;

- попросить принести фотографии семьи;

- выполнение домашних творческих работ: создание буклетов
«История моей улицы»

IV этап: Анализ

- Обработка и оформление материалов.

- Оценка результатов работы всех участников проекта.

V этап: Презентация проекта.

Итоговыми мероприятиями стали игра-викторина для детей «Знатоки малой Родины» и презентация детьми проекта «Моя малая Родина»

Презентация продуктов проекта проходила в музыкальном зале.

Заключение. Работая над проектом, дети выяснили особенности родного села и природы, поняли, что из малого складывается большое – наше село – это часть района, район – часть края, край – часть большой страны, которая называется Россией. Дети научились использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о малой родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...