Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у Матрены»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
На Руси в ноябре много было народных праздников. И с одним из них мы сегодня познакомимся.
В конце ноября, а именно 22 числа, на Руси есть такой праздник Матрена Зимняя или Матренин день.
В старые времена жила в далекой от России стране женщина, звали ее Матруна. Матруна обладала даром целительства, умела лечить людей прикосновением руки. Делала очень много добрых дел. Россияне на русской манер зовут Матруну Матрена. И хоть и жила он очень давно 5 веков назад, на Руси до сих пор ее вспоминают.
В это день говорили, что с «Матрены Зимней зима встает на ноги, и морозы прилетают от железных гор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_v_gostyah_u_matreny.docx | 35.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста
«В гостях у Матрены»
(Путешествие с детьми по датам народного календаря)
Цель: Познакомить детей с народным праздником «Матрена Зимняя».
Образовательные:
- Знакомить детей с элементами русского народного быта.
- Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.
- Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах.
- Учить детей объяснять приметы и пословицы.
- Учить объяснять значения сложных слов: «ледень», «полузимник».
- Обогащать словарный запас детей за счет слов: оттепель, изба, горшок, ухват, коровник, конюшня, курятник.
Развивающие:
- Развивать грамматический строй речи детей за счет образования прилагательных от существительных (греча - гречневая каша; малина –малиновый пирог и т.д.)
- Развивать слуховое и зрительное внимание через игры «Сугроб-ямка-снежинка», «Кот и мыши».
- Развивать речевое дыхание у детей по средствам выполнения дыхательного упражнения «Волшебный снегопад», а также исполнения хоровых песен.
- Развивать воображение, память.
- Тренировать детей в разгадывании загадок о природных явлениях в зимний период.
- Совершенствовать темп речи, интонационную выразительность при выступлении детей на празднике, читая наизусть короткие стихотворения.
Воспитательные:
- Приобщать детей к русскому фольклору.
- Заинтересовать детей темой русского фольклора.
- Создать для детей атмосферу праздника, проводимого в народе, как и много лет назад.
- Воспитывать бережное отношение к родной природе и животным.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Вот и заканчивается осень. Видны уже первые признаки зимы. Давайте вспомним, как называется последний месяц осени?
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: Дети, как в народе называют ноябрь?
Дети: «Ледень».
Воспитатель: Почему так называют?
Дети: Водоемы льдом сковывает.
Воспитатель: Еще одно название есть у Ноября – Полузимник. Как вы думаете почему такое название?
Дети: Зима еще не вошла в полную силу, но уже дает о себе знать.
Воспитатель: Расскажите, какая погода стоит в ноябре?
Дети:
1. Облетели последние листья на деревьях.
2. Небо серое, холодное. Тучи. Пасмурно. Лужи покрываются тонкой корочкой льда.
3. Перелетные птицы уже улетели. А на зимовку прилетели синицы и снегири.
4. Заяц, белка меняют окраску. Медведь впадает в спячку.
Воспитатель: На Руси в ноябре много было народных праздников. И с одним из них мы сегодня познакомимся.
В конце ноября, а именно 22 числа, на Руси есть такой праздник Матрена Зимняя или Матренин день.
В старые времена жила в далекой от России стране женщина, звали ее Матруна. Матруна обладала даром целительства, умела лечить людей прикосновением руки. Делала очень много добрых дел. Россияне на русской манер зовут Матруну Матрена. И хоть и жила он очень давно 5 веков назад, на Руси до сих пор ее вспоминают.
В это день говорили, что с «Матрены Зимней зима встает на ноги, и морозы прилетают от железных гор».
Воспитатель: Как вы думаете, что такое «железные горы»?
Дети: Это небо, тучи.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас, ребята, отправиться в гости к Матрене. Мы побываем в ее избе, будем играть в игры и веселиться. Что такое изба?
Дети: Это дом в деревне.
Воспитатель: Из чего его строили?
Дети: Из дерева, из бревен.
Воспитатель: У Матрены дом из бревен, бревенчатый дом, пойдем к Матрене в гости, будем веселиться, плясать, играть и петь.
А вы знаете народные песни, давайте, одну из них споем.
Песня: «На горе то калина»
Ребята идут под музыку
Воспитатель: Вот мы и пришли.
Выходит Матрена из за печки.
Матрена: Здравствуйте, здравствуйте мои дорогие. Я рада с вами познакомиться. Меня зовут Матрена. Проходите в мою избу, рассаживайтесь поудобней.
Дети садятся на лавки
Матрена: Слыхали вы про меня? Я Матрена Зимняя, зову-зазываю Морозы. Сковываю реки льдом. Приглашаю в гости Зимушку Русскую. Давайте ребята пригласим зиму в гости!
Дети зовут: Зима, Зима, Приходи!
Заходит Зима
Вы меня на праздник звали?
Вот и я сама!
С вьюгой, снегом, холодами –
Русская зима!
Я покрыла поле снегом,
Снег на ветки лег,
Пруд и речку заковала
Я под крепкий лед!
(дети рассказывают стихотворение И. Никитина)
1 реб.
Здравствуй гостья Зима!
Просим милости к нам
Песни Севера петь
По лесам и степям.
2 реб.
Есть раздолье у нас
Где угодно гуляй.
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
3 реб.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша Русская кровь
На морозе горит!
Матрена:
Я вам расскажу по секрету, по погоде сегодняшнего дня можно предсказать погоду на несколько дней вперед и даже предположить, какой будет зима.
Воспитатель: Вот и приметы и народные поверья, послушайте (родители)
- Утром иней видно – следующий год будет богатым на урожай овса.
- Если пошел дождь, то пшеница уродится.
- Если в этот день снегопад, то май будет холодным и ненастным.
- Утром на деревьях появился иней – скоро ударят сильные морозы.
- Туман – к оттепели.
- Если утки по сей день плавают в водоемах и не улетели в тёплые края, то тепло продержится ещё долго.
- Гуси на лёд вышли – к потеплению.
- Если облачно и снег идёт, то май дождливым будет.
- Сон, приснившийся на 22 ноября, обязательно сбудется в ближайшее время.
Воспитатель: Мы сегодня на прогулке обязательно все отметим.
Матрена: И не забудьте – если на Матрёну стоит хорошая погода, то стоять ей целых три недели.
Воспитатель: Про этот день сложили пословицы: «Зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит». Что означает эта пословица?
Дети: С Матрениного дня зима начинается.
Зима: Молодцы, а загадки мои сможете отгадать?
Зима загадывает загадки:
- Снег от холода стал синий,
На деревьях — белый иней.
Даже Бобик прячет нос,
Ведь на улице (мороз)
- Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы (вьюга)
- Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние (метели)
- Заметает в парке тропы,
Собирает снег в сугробы.
Кто же эта незнакомка,
Догадались вы? (Поземка)
- Жарким летом на плоту
По волнам я проплыву.
А зимой не нужен плот —
Превратились волны в (лед).
- Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны (снежки).
- Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется (кормушка).
Зима: Молодцы, ребятки, отгадали все мои загадки.
А сейчас предлагаю вам поиграть в игру, называется она «Сугроб – Яма – Снежинка».
Правила игры: Дети встают в круг по 4-5 человек, держась за руки, звучит музыка, на слова «Сугроб» дети поднимают руки вверх, «Яма» - приседают, «Снежинка» - руки в стороны.
Зима: Молодцы, все были очень внимательны. У меня есть любимая забава, игра «Снегопад» и я предлагаю сейчас позабавиться.
-«Закружусь, заверчусь, напущу я снега вволю, ветер попрошу мне помочь».
Воспитатель: Что ты, Зима, сейчас забросаешь нас снегом и не выберемся мы из гостей.
Зима: А мы небольшой, волшебный устроим снегопад. Возьмите в руки по кусочку волшебного снега, распушите его, а потом подкиньте вверх и подуйте на нее, чтобы легкая снежинка начала парить в воздухе.
Дети играют со снежинками.
Зима: Весело с вами, ребята, но мне пора обходить свои владения, у вас очень жарко, я к холоду привыкла. До новой встречи! (Уходит)
Матрена: Тепло ли вам ребятки в моей избе?
Дети: Да.
Матрена: А это Печка-Матушка мне помогает.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Ой ты печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, напеки
Обогрей, освети.
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Матрена: Печка всем в доме правит. Если холодно, то обогреет, а коли голоден угостит щами да пирогами.
Ведущий: Матрена, дети знают, какие пироги с какой начинкой получаются
Пирог с капустой – капустный пирог;
А с малиной – малиновый пирог;
А с яблоками – яблочный пирог;
А с вишней – вишневый пирог;
Матрена: А какая вкусная каша получается в русской печи! Вы любите кашу есть? А я вот сейчас проверю, знаете ли вы как называются каши: у меня есть разная крупа, посмотрите и потрогайте ребята.
(Матрена показывает детям крупу в тарелках)
Какая у тебя крупа?
Дети: Гречка.
Матрена: А в старину эту крупу называли греча. Значит какая получится каша из этой крупы?
Дети: Гречневая каша.
- Каша из гречи – гречневая каша, каша из риса – рисовая каша, каша из пшена – пшенная каша, каша из перловки – перловая каша.
Матрена: Молодцы! А в чем кашу готовят?
Дети: В горшке. (детям показывают горшок)
Матрена: А чем достают горшок из печи?
Дети: Ухватом
Матрена показывает ухват.
Матрена: На печи любит мой кот отдыхать. Предлагаю вам поиграть в веселую игру, а называется она «Кот на печку пошел». Проводит родительница.
(Дети играют в игру)
Матрена: Рассаживайтесь с нами поудобнее, сейчас мы вам расскажем о традициях и народных обрядах в день праздника Матрены зимней.
Родительница
В скором времени должен наступить рождественский пост, а потому люди начинали подготовку к нему. Для этого начинали печь постный хлеб для будущих сухарей, ставили бродить домашний квас. Для того, чтоб не остаться без еды, хозяева тщательно осматривали, как свежие, так и засоленные овощи в погребах, дабы те не испортились. Вместе с тем, чтоб защитить припасы от проворных мышей, в погребе и подвале обязательно ставили мышеловку.
Воспитатель: Не скучно тебе, Матрёна жить одной?
Матрена: Со мной живут мои друзья, а какие вы сейчас узнаете.
Звучание голосов домашних животных в грамзаписи
Дети: баран блеет, собака лает, петух кукарекает…
Матрена: Всех этих животных я очень люблю, о них я забочусь, их я кормлю. Ребята, это все какие животные?
Дети: Это домашние животные.
Ведущий: Какие вы знаете жилища домашних животных?
А свиньи – свиньи живут в свинарнике,
А корова – коровы живут в коровнике,
А где живет собака – собака живет в будке, в конуре.
А где живут лошади – лошади живут на конюшне.
Матрена: А что, ребята удалые, готовы ли вы оседлать моих лошадей?
Мальчики: Готовы!
Под веселую музыку 2 команды соревнуются в «скачках» на лошадях
Матрена: Ох и наигрались мы, да делу – время, а потехе – час.
Вы запомнили, как меня зовут? Матрена. Я хочу вас ещё кое с кем познакомить…. Как мое имя можно произнести ласково? (Матрешка) Правильно, это моя лучшая подруга, я с ней никогда не расстаюсь. (достает матрешку и показывает детям)
Родительница: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Матрешка»
(дети встают в круг и под веселую музыку передают деревянную матрешку из рук в руки. Когда музыка замолкает - то тот ребенок, в чьих руках игрушка, выходит в центр круга и танцует)
Матрена: Какие вы молодцы, ребята! Порадовали вы меня сегодня. Я вам за это вкусные гостинцы собрала. (Дети садятся чай пить со взрослыми)
Воспитатель: Матрена, спасибо тебе большое за угощение, за игры и веселье. Нам у тебя очень понравилось.
Матрена: До свиданья, ребята. Меня, Матренушку, не забывайте и не забывайте, что с Матрены Зимней зима встает на ноги и морозы прилетают от «Железных гор».
(дети уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Мастера Карандаша»
Содержание развлечения направлено на развитие у детей интереса к изобразительному искусству, закрепление представлений о цветах основных и производных, теплых и холодн...
Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у доктора Айболита"
Представлен сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у доктора Айболита"....
Музыкально-физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Айболиту".
Конспект совместной деятельности по физической культуре....
СЦЕНАРИЙ ЛЕТНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Фее Флоре»
Данное мероприятие проводилось в рамках летней оздоровительной работы в детском саду....
Зимнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Морозу Ивановичу"
Развлечение начинается с проблемной ситуации. Дети на протяжении всего мероприятия через подвижные игры, эстафеты, игровые задания помогают Рукодельнице справиться с её бедой. ......
Вечер развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Мастера Карандаша»
Цель.· Поддержать у детей интерес к изобразительному искусству.· Закрепить представления о цветах основн...
Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи «Спешим в гости к Мудрой Сове»
Развлечение с детьми старшего дошкольного возрастапо развитию речи«Спешим в гости к Мудрой Сове»...