Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у Матрены»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татаринова Ирина Михайловна

На Руси в ноябре много было народных праздников. И с одним из них мы сегодня познакомимся.

            В конце ноября, а именно 22 числа, на Руси есть такой праздник Матрена Зимняя или Матренин день.

В старые времена жила в далекой от России стране женщина, звали ее Матруна. Матруна обладала даром целительства, умела лечить людей прикосновением руки. Делала очень много добрых дел. Россияне на русской манер зовут Матруну Матрена. И хоть и жила он очень давно 5 веков назад, на Руси до сих пор ее вспоминают.

            В это день говорили, что с «Матрены Зимней зима встает на ноги, и морозы прилетают от железных гор».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_v_gostyah_u_matreny.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста

 «В гостях у Матрены»

(Путешествие с детьми по датам народного календаря)

        Цель: Познакомить детей с народным праздником «Матрена Зимняя».

        Образовательные:

- Знакомить детей с элементами русского народного быта.

- Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

- Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах.

- Учить детей объяснять приметы и пословицы.

- Учить объяснять значения сложных слов: «ледень», «полузимник».

- Обогащать словарный запас детей за счет слов: оттепель, изба, горшок, ухват, коровник, конюшня, курятник.

        Развивающие:

- Развивать грамматический строй речи детей за счет образования прилагательных от существительных (греча - гречневая каша; малина –малиновый пирог и т.д.)

- Развивать слуховое и зрительное внимание через игры «Сугроб-ямка-снежинка», «Кот и мыши».

- Развивать речевое дыхание у детей по средствам выполнения дыхательного упражнения «Волшебный снегопад», а также исполнения хоровых песен.

- Развивать воображение, память.

- Тренировать детей в разгадывании загадок о природных явлениях в зимний период.

- Совершенствовать темп речи, интонационную выразительность при выступлении детей на празднике, читая наизусть короткие стихотворения.

        Воспитательные:

- Приобщать детей к русскому фольклору.

- Заинтересовать детей темой русского фольклора.

- Создать для детей атмосферу праздника, проводимого в народе, как и много лет назад.

- Воспитывать бережное отношение к родной природе и животным.

Ход мероприятия:

        Воспитатель: Вот и заканчивается осень. Видны уже первые признаки зимы. Давайте вспомним, как называется последний месяц осени?

        Дети: Ноябрь.

          Воспитатель: Дети, как в народе называют ноябрь?

        Дети: «Ледень».

        Воспитатель: Почему так называют?

            Дети: Водоемы льдом сковывает.

            Воспитатель: Еще одно название есть у Ноября – Полузимник. Как вы думаете почему такое название?

            Дети: Зима еще не вошла в полную силу, но уже дает о себе знать.

            Воспитатель: Расскажите, какая погода стоит в ноябре?

        

Дети:

1. Облетели последние листья на деревьях.

2. Небо серое, холодное. Тучи. Пасмурно. Лужи покрываются тонкой корочкой льда.

3. Перелетные птицы уже улетели. А на зимовку прилетели синицы и снегири.

4. Заяц, белка меняют окраску. Медведь впадает в спячку.

        Воспитатель: На Руси в ноябре много было народных праздников. И с одним из них мы сегодня познакомимся.

        В конце ноября, а именно 22 числа, на Руси есть такой праздник Матрена Зимняя или Матренин день.

В старые времена жила в далекой от России стране женщина, звали ее Матруна. Матруна обладала даром целительства, умела лечить людей прикосновением руки. Делала очень много добрых дел. Россияне на русской манер зовут Матруну Матрена. И хоть и жила он очень давно 5 веков назад, на Руси до сих пор ее вспоминают.

        В это день говорили, что с «Матрены Зимней зима встает на ноги, и морозы прилетают от железных гор».

        

Воспитатель: Как вы думаете, что такое «железные горы»?

        Дети: Это небо, тучи.

        Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас, ребята, отправиться в гости к Матрене. Мы побываем в ее избе, будем играть в игры и веселиться. Что такое изба?

        Дети: Это дом в деревне.

        Воспитатель: Из чего его строили?

        Дети: Из дерева, из бревен.

Воспитатель: У Матрены дом из бревен, бревенчатый дом, пойдем к Матрене в гости, будем веселиться, плясать, играть и петь.

А вы знаете народные песни, давайте, одну из них споем. 

Песня: «На горе то калина»

Ребята идут под музыку

        Воспитатель: Вот мы и пришли.

Выходит Матрена из за печки.

        Матрена: Здравствуйте, здравствуйте мои дорогие. Я рада с вами познакомиться. Меня зовут Матрена. Проходите в мою избу, рассаживайтесь поудобней.

Дети садятся на лавки

Матрена: Слыхали вы про меня? Я Матрена Зимняя, зову-зазываю Морозы. Сковываю реки льдом. Приглашаю в гости Зимушку Русскую. Давайте ребята пригласим зиму в гости!

Дети зовут: Зима, Зима, Приходи!

Заходит Зима

Вы меня на праздник звали?

Вот и я сама!

С вьюгой, снегом, холодами –

Русская зима!

Я покрыла поле снегом,

Снег на ветки лег,

Пруд и речку заковала

Я под крепкий лед!

(дети рассказывают стихотворение И. Никитина)

1 реб.

Здравствуй гостья Зима!    

Просим милости к нам

Песни Севера петь

По лесам и степям.

2 реб.

Есть раздолье у нас            

Где угодно гуляй.

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

3 реб.

Нам не стать привыкать,    

Пусть мороз твой трещит:

Наша Русская кровь

На морозе горит!

        Матрена:

        Я вам расскажу по секрету, по погоде сегодняшнего дня можно предсказать погоду на несколько дней вперед и даже предположить, какой будет зима.

Воспитатель: Вот и приметы и народные поверья, послушайте (родители)

  1. Утром иней видно – следующий год будет богатым на урожай овса.
  2. Если пошел дождь, то пшеница уродится.
  3. Если в этот день снегопад, то май будет холодным и ненастным.
  4. Утром на деревьях появился иней – скоро ударят сильные морозы.
  5. Туман – к оттепели.
  6. Если утки по сей день плавают в водоемах и не улетели в тёплые края, то тепло продержится ещё долго.
  7. Гуси на лёд вышли – к потеплению.
  8. Если облачно и снег идёт, то май дождливым будет.
  9. Сон, приснившийся на 22 ноября, обязательно сбудется в ближайшее время.

        Воспитатель: Мы сегодня на прогулке обязательно все отметим.

        Матрена: И не забудьте – если на Матрёну стоит хорошая погода, то стоять ей целых три недели.

        Воспитатель: Про этот день сложили пословицы: «Зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит». Что означает эта пословица?

        Дети: С Матрениного дня зима начинается.

Зима: Молодцы, а загадки мои сможете отгадать?

Зима загадывает загадки:

- Снег от холода стал синий,

На деревьях — белый иней.

Даже Бобик прячет нос,

Ведь на улице (мороз)

- Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы (вьюга)

- Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние (метели)

- Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы? (Поземка)

- Жарким летом на плоту

По волнам я проплыву.

А зимой не нужен плот —

Превратились волны в (лед).

- Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны (снежки).

- Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется (кормушка).

        Зима: Молодцы, ребятки, отгадали все мои загадки.

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру, называется она «Сугроб – Яма – Снежинка».

Правила игры: Дети встают в круг по 4-5 человек, держась за руки, звучит музыка, на слова «Сугроб» дети поднимают руки вверх, «Яма» - приседают, «Снежинка» - руки в стороны.

Зима: Молодцы, все были очень внимательны. У меня есть любимая забава, игра «Снегопад» и я предлагаю сейчас позабавиться.

-«Закружусь, заверчусь, напущу я снега вволю, ветер попрошу мне помочь».

Воспитатель: Что ты, Зима, сейчас забросаешь нас снегом и не выберемся мы из гостей.

Зима: А мы небольшой, волшебный устроим снегопад. Возьмите в руки по кусочку волшебного снега, распушите его, а потом подкиньте вверх и подуйте на нее, чтобы легкая снежинка начала парить в воздухе.

Дети играют со снежинками.

Зима: Весело с вами, ребята, но мне пора обходить свои владения, у вас очень жарко, я к холоду привыкла. До новой встречи! (Уходит)

Матрена: Тепло ли вам ребятки в моей избе?

        Дети: Да.

        Матрена: А это Печка-Матушка мне помогает.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Ой ты печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, напеки

Обогрей, освети.

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

        Матрена: Печка всем в доме правит. Если холодно, то обогреет, а коли голоден угостит щами да пирогами.

Ведущий: Матрена, дети знают, какие пироги с какой начинкой получаются

Пирог с капустой – капустный пирог;

А с малиной – малиновый пирог;

А с яблоками – яблочный пирог;

А с вишней – вишневый пирог;

        Матрена: А какая вкусная каша получается в русской печи! Вы любите кашу есть? А я вот сейчас проверю, знаете ли вы как называются каши: у меня есть разная крупа, посмотрите и потрогайте ребята.

(Матрена показывает детям крупу в тарелках)

        Какая у тебя крупа?

        Дети: Гречка.

        Матрена: А в старину эту крупу называли греча. Значит какая получится каша из этой крупы?

        Дети: Гречневая каша.

        - Каша из гречи – гречневая каша, каша из риса – рисовая каша, каша из пшена – пшенная каша, каша из перловки – перловая каша.

Матрена: Молодцы! А в чем кашу готовят?

        Дети: В горшке. (детям показывают горшок)

        Матрена: А чем достают горшок из печи?

        Дети: Ухватом

Матрена показывает ухват.

        Матрена: На печи любит мой кот отдыхать. Предлагаю вам поиграть в веселую игру, а называется она «Кот на печку пошел». Проводит родительница.

(Дети играют в игру)

        Матрена: Рассаживайтесь с нами поудобнее, сейчас мы вам расскажем о традициях и народных обрядах в день праздника Матрены зимней.

        Родительница

В скором времени должен наступить рождественский пост, а потому люди начинали подготовку к нему. Для этого начинали печь постный хлеб для будущих сухарей, ставили бродить домашний квас. Для того, чтоб не остаться без еды, хозяева тщательно осматривали, как свежие, так и засоленные овощи в погребах, дабы те не испортились. Вместе с тем, чтоб защитить припасы от проворных мышей, в погребе и подвале обязательно ставили мышеловку.

        Воспитатель: Не скучно тебе, Матрёна жить одной?

        Матрена: Со мной живут мои друзья, а какие вы сейчас узнаете.

Звучание голосов домашних животных в грамзаписи

        Дети: баран блеет, собака лает, петух кукарекает…

        Матрена: Всех этих животных я очень люблю, о них я забочусь, их я кормлю. Ребята, это все какие животные?

        Дети: Это домашние животные.

        Ведущий: Какие вы знаете жилища домашних животных?

А свиньи – свиньи живут в свинарнике,

А корова – коровы живут в коровнике,

А где живет собака – собака живет в будке, в конуре.

А где живут лошади – лошади живут на конюшне.

        Матрена: А что, ребята удалые, готовы ли вы оседлать моих лошадей?

        Мальчики: Готовы!

Под веселую музыку 2 команды соревнуются в «скачках» на лошадях

        Матрена: Ох и наигрались мы, да делу – время, а потехе – час.

        Вы запомнили, как меня зовут? Матрена. Я хочу вас ещё кое с кем познакомить…. Как мое имя можно произнести ласково? (Матрешка) Правильно, это моя лучшая подруга, я с ней никогда не расстаюсь. (достает матрешку и показывает детям) 

Родительница: А сейчас я  предлагаю вам поиграть в игру «Матрешка»

(дети встают в круг и под веселую музыку передают деревянную матрешку из рук в руки. Когда музыка замолкает - то тот ребенок, в чьих руках игрушка, выходит в центр круга и танцует)

        Матрена: Какие вы молодцы, ребята! Порадовали вы меня сегодня.  Я вам за это вкусные гостинцы собрала. (Дети садятся чай пить со взрослыми)

        Воспитатель: Матрена, спасибо тебе большое за угощение, за игры и веселье. Нам у тебя очень понравилось.

        Матрена: До свиданья, ребята. Меня, Матренушку, не забывайте и не забывайте, что с Матрены Зимней зима встает на ноги и морозы прилетают от «Железных гор».

(дети уходят)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Мастера Карандаша»

   Содержание развлечения направлено на развитие   у детей интереса  к изобразительному искусству, закрепление представлений о цветах основных и производных, теплых и холодн...

Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у доктора Айболита"

Представлен сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у доктора Айболита"....

СЦЕНАРИЙ ЛЕТНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Фее Флоре»

Данное мероприятие проводилось в рамках летней оздоровительной работы в детском саду....

Зимнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Морозу Ивановичу"

Развлечение начинается с проблемной ситуации. Дети на протяжении всего мероприятия через подвижные игры, эстафеты, игровые задания помогают Рукодельнице справиться с её бедой. ......

Вечер развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Мастера Карандаша»

Цель.·         Поддержать у детей интерес к изобразительному искусству.·         Закрепить представления о цветах основн...

Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи «Спешим в гости к Мудрой Сове»

Развлечение с детьми старшего дошкольного возрастапо развитию речи«Спешим в гости к Мудрой Сове»...