Статья "Педагогический потенциал недели чувашской культуры в приобщении дошкольников к музыкальному наследию чувашского народа"
статья
Использование в работе музыкального руководителя регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогический потенциал недели чувашской культуры в приобщении дошкольников к музыкальному наследию чувашского народа
Соснина Марианна Николаевна,
музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 162» г. Чебоксары
На современном этапе проблема сохранения и развития самобытной национальной культуры приобрела большую актуальность, так как через приобщение дошкольников к культурным традициям родного края формируются духовно-нравственные ценности.
Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в Указе Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями от 15 января 2024 г.) и Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование в вариативной части образовательной программы дошкольного образования потенциала регионального компонента.
Региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов Федерации. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Наше ДОУ рассматривает включение в образовательный процесс регионального компонента необходимым условием для воспитания у детей дошкольного возраста патриотических, нравственных и гражданских чувств. Считаем, что прежде всего, дошкольникам необходимо дать понимание, что великая страна начинается с малой Родины, с того места, где ты родился и живешь.
Приобщение дошкольников к культуре родного края проходит в ходе совместной деятельности детей и взрослых на занятиях, праздниках и развлечениях, организованных в содружестве музыкального руководителя и воспитателей.
Работа музыкального руководителя по реализации задач регионального компонента в рамках образовательной программы дошкольного образования начинается с планирования воспитательно-образовательной деятельности. В основу плана положены мероприятия из календаря образовательных событий (таблица 1) и темы недель календарно-тематического планирования (таблица 2).
Таблица 1
Сроки | Содержание дел, событий, мероприятий |
4 ноября | День народного единства |
21 февраля | Международный день родного языка |
25 апреля | День чувашского языка |
12 июня | День России |
24 июня | День Чувашской Республики |
3-е воскресенье августа | День города Чебоксары |
Таблица 2
Неделя | Период | Дошкольный возраст (3-7 лет) |
Тема периода | ||
9. | 30.10-03.11 | День народного единства |
33. | 22.04-26.04 | Неделя чувашской культуры |
Темы, затрагивающие знакомство с культурно-историческим наследием, в течение года представлены точечно – неделя в ноябре, 1 день в феврале, неделя в апреле, 2 дня в июне и неделя в августе. Но, все эти даты и недели требуют тщательной подготовки и грамотного распределения нагрузки.
Знаковым событием года в рамках реализации регионального компонента является неделя чувашской культуры, приуроченная к празднованию дня чувашского языка (25 апреля).
В течение недели проходят мероприятия, направленные на повышение интереса подрастающего поколения к изучению чувашского языка, культуры родного края, формирование национального самосознания. Традиционно, дни недели чувашской культуры носят следующие названия:
- День чувашской песни «В краю ста тысяч песен»;
- День чувашских игр «Игры Батыра»;
- День сказок «Волшебные сказки»;
- День музеев «Предание старины глубокой»;
- День народных умельцев «Город мастеров».
В мероприятии недели посильно участвуют все возрастные группы.
Приобщение к традициям и ценностям своих предков начинается с самого раннего возраста. Так как малыши еще не совсем понимают значение проведения такого праздника, им можно показать кукольный спектакль, который будет сопровождаться чувашской музыкой, или же провести весенний праздник, одежда персонажей и ведущих на котором, будет передавать национальный колорит.
В средней группе проводится весенний праздник «Веселись, детвора, нам весну встречать пора!», на котором дети вместе с воспитателем отправляются на весеннюю лужайку водить хороводы, играть в разные игры. По пути ребята «посещают» русскую деревню, где исполняют русские песни, игры, танцы, а затем и чувашскую, где все проникнуто чувашским фольклором. Еще один вариант развлечения в средней группе – досуг «В гости к Илемпи». Детей встречает чувашская красавица Илемпи, которая знакомит их с национальной музыкальной культурой и побуждает детей активно участвовать в игре на чувашских шумовых инструментах (мальчики), в вышивании салфеток или полотенец (девочки). Девочкам традиционно дарим мониста. К их изготовлению привлекаем родителей.
Воспитанникам старшей группы предлагаем принять участие в познавательном развлечении «Путешествие по городу Чебоксары». Для наглядности обязательно используем мультимедийную презентацию с видами города и его достопримечательностей.
Детей подготовительной к школе группы привлекаем к участию в гала-концерте «Хвала тебе, мой край родной!», в котором перекликаются русские и чувашские номера, что придает празднику особую притягательность. В концерте обязательно принимают участие педагоги детского сада. В конце праздника общим хором исполняется песня «Шупашкар, любимый мой!» (слова Е. Коробейниковой, музыка Ю. Мясникова).
Таким образом, значение музыкальной составляющей в неделе чувашской культуры сложно переоценить. Приобщение дошкольников к национальной культуре через музыкальную деятельность имеет огромное значение для их духовно-нравственного развития. Поэтому педагоги должны так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы каждый ребенок смог почувствовать себя частицей своей малой родины, бережно относился к её природе и культурному наследию, чтил народные традиции и гордился историей родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к культурному наследию народа
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...
Приобщение дошкольников к культурному наследию народа
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...
Приобщение детей к культурному наследию чувашского народа
опыт работы по приобщению детей к культурному наследию чувашского народа...
Опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к музыкальному наследию России».
Важнейшей задачей является формирование культуры человека, особенно музыкально эстетической, которой так не хватает нам в жизни. Песня — наиболее востребованный жанр музыки, способствующий форми...
«Приобщение дошкольников к культурному наследию мордовского народа»
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и д...
Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...
Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа.
Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа....