Опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к музыкальному наследию России».
проект (подготовительная группа)
Важнейшей задачей является формирование культуры человека, особенно музыкально эстетической, которой так не хватает нам в жизни. Песня — наиболее востребованный жанр музыки, способствующий формированию основ музыкальной культуры людей. Песня учит и воспитывает, объединяет, способствует созданию условий для эмоционально-музыкального общения. Особенно это ценно в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Приобщение дошкольников к музыкальному наследию России». | 18.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 402» городского округа Самара
Приобщение дошкольников к музыкальному наследию России
Подготовил
музыкальный руководитель
Микаелян Гаяне Грагатовна
Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к музыкальному наследию России».
Без памяти – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа как исторической общности.
Г.Волков
В настоящее время, когда происходят изменения в социокультурной жизни общества, патриотическое воспитание стало одним из действенных средств работы с подрастающим поколением. Во время развития современных информационных технологий люди все реже вспоминают культуру наших предков, дети мало посещают музеи и театры, не говоря уже о концертах классической музыки.
Опыт моей работы показывает, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточный уровень сформированности представлений об истории нашей страны, достижениях и великих людях России. Таким образом, стала актуальной тема приобщения дошкольников к музыкальной культуре и ее наследию.
Мы педагоги, как носители культуры, должны знакомить детей с творчеством великих русских классиков и их музыкой.
Музыка – одно из средств воспитания чувств ребенка, на основе которых он может выразить свои эмоции, рассказать об отношении к Родине.
Цель – моей работы создание условий для нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с творчеством русских композиторов.
Задачи
- знакомить с композитором и его произведениями;
- узнавать, различать на слух и называть музыкальные произведения композитора;
- формировать представления о значимости композитора и его произведений в мировой музыкальной культуре.
Основным в работе является знакомство с композитором, яркими краткими эпизодами его жизни и творчества, знакомство с его музыкальными произведениями (с учётом возрастных особенностей детей) и мотивация детей к размышлениям.
1 этап – знакомство с композитором. На примере ознокомления с творчеством П.И.Чайковского, расскажу последовательность своей работы.
Работа ведется как в ходе основной образовательной деятельности, так и в ходе углубленной работы с дошкольниками старшего возраста в форме музыкальной гостиной, викторин, конкурсов, совместных праздников.
На первом занятии мы знакомимся с композитором – портрет, краткий рассказ о биографии (старшая группа). В подготовительной группе добавляется демонстрация музыкального материала и иллюстрация с изображением. (Н-р, П.И. Чайковский «Детский альбом»).
На следующем занятии, перед тем, как предложить детям прослушать музыку, рассказываю историю или предлагаю сюжет (свое объяснение музыки), которую предстоит прослушать. Прослушав, мотивирую детей на размышления о характере и образе услышанного. Дети предлагают свои образы. На этом занятии предлагаю одно-два разных по характеру произведения.
Используя синтез искусств, стараемся вместе с детьми подобрать наиболее подходящие образы, воплощенные в литературе и живописи.
Например, звучит пьеса «Болезнь куклы», а я показываю разные иллюстрации: Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», Алексей Кондратьевич Саврасова «Грачи прилетели», и И.К. Айвазовского «Волна».
Нужно подобрать одну из предложенных трех картин соответствующую настроению этой музыки и музыкальному образу.
Для наибольшего эффекта предлагаю определенную последовательность восприятия музыки:
Рассказ в сопровождении собственного исполнения отдельных частей произведения.
Инструментальный вариант
Звучание симфонического оркестра
В процессе ознакомления с творчеством какого-либо композитора обязательно говорю о том, что его произведения слушают и любят во многих странах, говорим о том, что в честь композитора назван международный конкурс исполнителей, тем самым формируем представление о композитора и его произведениях как народном достоянии, наследии страны. Предлагаю детям видеоролики с концертов вручении премий, как другие молодые музыканты исполняют эти произведения. Например: в программе «Синяя птица». Предлагаю родителям вместе с детьми посетить концерты в филармонии.
Таким образом, у дошкольников накапливаются представления не только о знаменитых соотечественниках, но и их музыкальных шедеврах.
Список литературы:
Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. М .:Владос, 1997.
Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение 1982.
Метлов Н. А. Музыка – детям. М.: Просвещение 1985.
Справочник музыкального руководителя 2015. №2, №5, №9,
http://www.basiseducate.ru/edubas-422.html
https://infourok.ru/muzikalno-literaturnaya-kompoziciya-nasledie-dlya-muzikalnih-rukovoditeley-vospitateley-dou-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-dosh-2384601.html
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них слабо сформирован интерес к детским отечественным произведениям. Дети затруднялись называть авторов песен, не были знакомы со многими известными мелодиями и словами к ним. Родители мало уделяли внимания этой проблеме.
Одним из ведущих направлений моей работы с детьми является приобщение дошкольников к основам духовной культуры.
Данная работа предполагает решение образовательных и воспитательных задач по введению детей старшего дошкольного возраста в мир искусства:
- знакомство с композиторами (Н.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, В.Я.Шаинский) и их произведениями; с художниками (Айвазовский И.К., В.Ф.Серов, Шишкин И.И.)
- умение узнавать, различать на слух, называть музыкальные произведения композитора;
- формирование представления о значимости композитора и его произведений в мировой музыкальной культуре.
и знакомство с композиторами –
Познание Родины многообразно: это и история, и литература, и искусство, и музыка, и природа. Знакомство со знаменитыми соотечественниками позволяет детям прикоснуться к истории России, раскрывает ее красоту и неповторимость, отраженную в художественных и музыкальных произведениях. Поэтому знакомство с великими людьми России рассматривается как одно из направлений формирования знаний и представлений о нашей стране.
Ознакомление детей со знаменитыми людьми России – это новый способ познания детьми окружающего мира и себя в нем. У детей формируется способность и умение принимать самостоятельные решения, критически относиться к достигнутым знаниям и творчески переосмысливать те, что имеются.
Важнейшей задачей является формирование культуры человека, особенно музыкально эстетической, которой так не хватает нам в жизни. Песня — наиболее востребованный жанр музыки, способствующий формированию основ музыкальной культуры людей. Песня учит и воспитывает, объединяет, способствует созданию условий для эмоционально-музыкального общения. Особенно это ценно в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани"
Опыт работы над восстановлением утраченных связей между поколениями, формированием у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, историческим корням....
ОПЫТ РАБОТЫ по теме: «Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки»
Работая над данной темой «Приобщении дошкольников к народной культуре посредствам музыки», я старалась создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории, восп...
Опыт работы по теме "Приобщение дошкольников к художественной литературе"
Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования.Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компьютеру, ...
Опыт работы по теме: "Приобщение детей к музыкально-ритмическим движениям"
Цель-развивать в каждом ребенкетворческую личность посредством музыки и движений....
Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на н...
Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».
Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ...
Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»
формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...