Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие на Север России»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Болатчиева Фатима Айсаевна

Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_na_sever_rossii.docx250.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»F:\Эмблема детского сада.png

Конспект НОД  в подготовительной группе

«Путешествие на Север России»

 

 

                                                                                                   Воспитатель: Болатчиева Ф.А

                                             Яр-Сале 2024 год

Конспект НОД  в подготовительной группе «Путешествие на Север России»

Цель: формирование представлений дошкольников о национальных особенностях народов Севера  занятие является частью цикла  «Многообразие народов России).

Задачи:

формировать представления дошкольников о своеобразии жизни народов Севера; расширять  кругозора детей, активизировать и обогащать речь детей словами: промерзшая земля, вечная мерзлота, оленевод, чум, ягель,

развивать  умение взаимодействовать со сверстниками, эмоциональную отзывчивость,  творческие  способности дошкольников, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим; развивать мышление, сообразительность, воображение, речь, внимание,

воспитывать чувство уважения к жизни, обычаям и традициям народов Севера, интерес к познанию.

Используемый материал:

  1. Воздушные гелиевые шары, стулья, ткань
  2. Книга о народах России
  3. Национальные костюмы народов Севера

3.  Чум

4.  Стаканчики с промерзшей землей

5.  Бубен северных народов

6   Бубны для украшения

Активный словарь: бубен, чум, оленевод, ягель.

Интеграция  образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие»,  «физическое развитие», «речевое развитие».

Техническое обеспечение:

- экран, проектор.

- мультимедийная презентация «Жизнь народов Севера».

Ход занятия:

- звук оповещения

Вам пришло видеописьмо:

« Здравствуйте!

В нашем детском саду «Солнышко» города Шуя вместе растут и развиваются дети разных национальностей. Огромный привет вам шлют русские (привет), народы Поволжья – татары (исэнме), чуваши (салам), мордва (сюкпря); народы Кавказа – армяне (барев), грузины (салами), дагестанцы (салам), украинцы (прывит), представители Таджикистана (салом), еврейской национальности (шалом), народы севера (дорообо).

Мы все разные, но мы вместе!

- Ребята, мы (народы Севера) приглашаем вас на север России в гости! Хотим, чтобы вы больше узнали о жизни народов Севера».

Воспитатель: ребята, какие разные дети в детском саду «Солнышко».  

Ребята, что у меня на тарелке?

(яблоки)

Какие?

Одно красное, другое зеленое, третье желтое – они разного цвета, размера и формы, но все это яблоки.

А мы с вами разные или одинаковые?

(ответы детей)

Воспитатель: какого цвета у тебя глаза? Волосы? Ты выше или ниже?

Воспитатель: кто  мы все с вами?  Но все мы едины в одном – мы люди.  

Воспитатель: у меня в руках Книга Дружбы, дружбы народов, живущих в нашей стране. Первую страницу в Книге Дружбы уже заполнили дети из шуйского сада «Солнышко». Эта страница рассказывает о самом многочисленном народе России – русских. Следующие страницы заполните вы сами, когда будете путешествовать по нашей Родине и знакомиться с народами, живущими в России.

Воспитатель: что вы знаете о России?

(ответы детей)

Воспитатель: обратите внимание на карту – ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на востоке нашей Родины наступает утро, на западе страны глубокая ночь. На севере нашей страны идет снег, а на юге в это время – припекает солнышко. Какая она – наша Родина?

Дети: большая.

Мая большая стран в мире.

Воспитатель: на чем можно путешествовать по России?

Дети: автомобиль, такси, поезд, мотоцикл, и т. д.

Воспитатель: а хотите отправиться в путешествие на воздушном шаре?

Предлагаю построить воздушный шар ( стулья, воздушные шары белого, красного и синего цвета, ткань).

- Приносите стулья, ставьте их полукругом.

- Какого цвета воздушные шары?

- Что напоминают вам цвета воздушных шаров?

Дети: флаг России.

Воспитатель: все готовы? Взлетаем!

На большом воздушном шаре

Из края родного мы улетаем.

Шар воздушный, как Земля,

Где живем и вы, и я.

Воспитатель: где мы оказались?

(ответы детей)

Воспитатель: мы  оказались на Севере нашей страны. Как вы думаете – здесь холодно или тепло?

Дети: холодно.

Воспитатель: очень холодно. Поможете мне показать, какая на Севере России погода?

Физкультминутка.

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали,

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли        

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди)

На стойке – национальная одежда северных народов. Я предлагаю вам одеться потеплее.

Воспитатель: какая одежда у северных народов?

(ответы)

Воспитатель: как национальная одежда украшена?

Воспитатель: почему?

У народов Севера удобная и красивая одежда, украшенная разноцветными полосками кожи, пушистыми кисточками, мехом, орнаментом. Орнамент – это особый узор, который служит оберегом от злых сил. Этот элемент похож на солнце, этот – на оленьи рога, этот – на ель.

C:\Users\днс\Desktop\орнамент.png

Воспитатель: ребята, какие растения и деревья на севере России?

(ответы)

Воспитатель:  почему?

(ответы)

Воспитатель: зимой на севере России сильные морозы, и несколько месяцев стоит полярная ночь. Даже летом  земля не успевает растаять – на севере вечная мерзлота. Вся растительность очень низкая. Не растут высокие деревья. Почему?

 (ответы детей).

Воспитатель: я предлагаю вам провести эксперимент.  Подходите к столикам. Садитесь правильно.  

Описание эксперимента: 2 стаканчика с землей: в одном – обычная земля, как у нас летом, в другом – земля как на севере России. Потрогайте стаканчики. Что вы чувствуете?

(ответы)

Воспитатель: попробуйте проткнуть землю в стаканчиках палочкой. Что у вас получилось?

Дети: в замороженную землю воткнуть палочку не получается.

Воспитатель: почему?

(ответы детей)

Воспитатель: это промерзшая земля. Даже летом земля на Севере России не успевает оттаять. Это область вечной мерзлоты. Могут ли корни растений и деревьев проникнуть вглубь такой земли?

Дети: ответы.

Воспитатель: что мешает корням?

(ответы)

Воспитатель: корням деревьев проникнуть глубоко мешает вечная мерзлота. Корни деревьев длинные или короткие?

Дети: короткие.

Воспитатель: короткие корни могут удержать при сильном ветре  высокие деревья?

Дети: нет.

Воспитатель: какой высоты деревья на севере?

Дети: низкие.

Воспитатель: деревья и растительность - карликовые. Успевает вырасти только мох (ягель) и низкорослые растения – такая местность называется тундрой. Вся тундра покрыта ягелем. Кто питается  ягелем? Какие животные могут выжить в таких сложных климатических условиях?

Дети: ответы.

- Как олени находят ягель?

- Чем они его откапывают?

(ответы)

Воспитатель: олени – домашние животные на севере. Люди специально их разводят. Как называются люди, которые разводят оленей?  Коней разводят коневоды? А оленей -?(оленеводы).

Оленеводы живут в необычных домах. На что похож дом оленевода?

Дети: ответы.

Воспитатель: какую геометрическую фигуру он напоминает?

Дети: треугольник.

Воспитатель: как называется дом оленеводов?

Воспитатель: чум. Оленеводы очень любят свой дом и украшают его рисунками.

- На что похоже?

(ответы)

Ребята, оленеводы  могут перенести  сложить чум и перенести  на другое место?

(Ответы)

 Зачем оленеводы переносят чум с места на место?

(ответы)

-каких животных разводят оленеводы?

(ответы)

- олени съели вокруг чума весь мох – ягель. Что делать?

(ответы)

- оленеводы перенесли чум. Олени съели весь ягель. Как поступить?

(ответы)

Воспитатель: северные народы кочуют вместе с чумом и оленями по тундре. Что они ищут?

(ответы)

Воспитатель: как называется мох, которым питаются олени? (ягель)

Воспитатель: как называется дом у северных народов? (Чум)

Как в чуме можно согреться?

(ответы)

Посреди чума пылает костер, вокруг него греются оленеводы, их семьи и дети.

Олень - главное домашнее животное у северных народов. Он дает им все необходимое для жизни: теплый мех, мясо, жир. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают людям перевозить тяжелые грузы.

Воспитатель: зима на севере  долгая, тёмная, морозная. Дуют зимой сильные ветры, и тогда начинается пурга, буран. Оленеводы по нескольку дней не выходят из чума и, чтобы не скучать в такое время, играют на музыкальных инструментах. У меня в руках музыкальный инструмент народов севера. Как он называется?

(ответы)

- Бубен

Воспитатель: на что он похож?

Воспитатель: как украшен?

Воспитатель: что означает рисунок на бубне?

Воспитатель: повторяющейся рисунок на бубне называется орнамент.

Воспитатель: хотите узнать, как танцуют оленеводы?

Физкультминутка «В тундре»

Воспитатель:  на память о нашем путешествии на север России, я приготовила вам бубны. Но не успела их украсить. Предлагаю вам сделать это самостоятельно.

Трафареты, печати, фломастеры, схемы орнамента.

Воспитатель: нам пора возвращаться домой. Если вы не успели украсить бубен, предлагаю сделать это в группе. Занимайте свои места. Взлетаем.

На большом воздушном шаре

В край родной мы прилетаем.

Шар воздушный, как Земля,

Где живем и вы, и я.

Вот мы и в детском саду.

Рефлексия: где мы с вами побывали сегодня?

Дети: на Севере России.

Вам было интересно оказаться на Севере страны?

(ответы)

Воспитатель: чем мы пополним  книгу Дружбы народов России?

Дети: бубен, оленевод, чум, ягель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект в подготовительной группе "Путешествие по сказкам"

Сказкатерапия для детей подготовительной группы....

Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт

Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....

Конспект развлечение старшей группы «Путешествие на крайний север»

Цель: Обобщать знание детей о животных и птицах Севера.• Развивать познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран;Задачи:• Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнег...

Конспект в подготовительной группе «Путешествие на планету Математика»

Конспект в подготовительной группе «Путешествие на планету Математика» Образовательные области: "Познание", "Социализация", "Коммуникация", "Зд...

Конспект занятия подготовительная группа "Путешествие на Остров Букв"

Конспект занятия подготовительная группа "Путешествие на Остров Букв" Цель: формирование навыка чтения у дошкольников. Задачи: 1. Повторять буквы, изученные ранее. Упражняться в чтении слов с изу...

План – конспект в подготовительной группе «Путешествие на планету Математика»

План – конспект в подготовительной группе   Тема: «Путешествие на планету Математика»...

Сценарий досуга для подготовительной группы «Путешествие по сказочной карте России»

Воспитание коммуникативных качеств личности;Развитие познавательных интересов;Развитие интеллектуального творчества;Воспитание дружбы и отзывчивости....