Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие на Север России»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Конспект НОД в подготовительной группе
«Путешествие на Север России»
Воспитатель: Болатчиева Ф.А
Яр-Сале 2024 год
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие на Север России»
Цель: формирование представлений дошкольников о национальных особенностях народов Севера занятие является частью цикла «Многообразие народов России).
Задачи:
формировать представления дошкольников о своеобразии жизни народов Севера; расширять кругозора детей, активизировать и обогащать речь детей словами: промерзшая земля, вечная мерзлота, оленевод, чум, ягель,
развивать умение взаимодействовать со сверстниками, эмоциональную отзывчивость, творческие способности дошкольников, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим; развивать мышление, сообразительность, воображение, речь, внимание,
воспитывать чувство уважения к жизни, обычаям и традициям народов Севера, интерес к познанию.
Используемый материал:
- Воздушные гелиевые шары, стулья, ткань
- Книга о народах России
- Национальные костюмы народов Севера
3. Чум
4. Стаканчики с промерзшей землей
5. Бубен северных народов
6 Бубны для украшения
Активный словарь: бубен, чум, оленевод, ягель.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», «речевое развитие».
Техническое обеспечение:
- экран, проектор.
- мультимедийная презентация «Жизнь народов Севера».
Ход занятия:
- звук оповещения
Вам пришло видеописьмо:
« Здравствуйте!
В нашем детском саду «Солнышко» города Шуя вместе растут и развиваются дети разных национальностей. Огромный привет вам шлют русские (привет), народы Поволжья – татары (исэнме), чуваши (салам), мордва (сюкпря); народы Кавказа – армяне (барев), грузины (салами), дагестанцы (салам), украинцы (прывит), представители Таджикистана (салом), еврейской национальности (шалом), народы севера (дорообо).
Мы все разные, но мы вместе!
- Ребята, мы (народы Севера) приглашаем вас на север России в гости! Хотим, чтобы вы больше узнали о жизни народов Севера».
Воспитатель: ребята, какие разные дети в детском саду «Солнышко».
Ребята, что у меня на тарелке?
(яблоки)
Какие?
Одно красное, другое зеленое, третье желтое – они разного цвета, размера и формы, но все это яблоки.
А мы с вами разные или одинаковые?
(ответы детей)
Воспитатель: какого цвета у тебя глаза? Волосы? Ты выше или ниже?
Воспитатель: кто мы все с вами? Но все мы едины в одном – мы люди.
Воспитатель: у меня в руках Книга Дружбы, дружбы народов, живущих в нашей стране. Первую страницу в Книге Дружбы уже заполнили дети из шуйского сада «Солнышко». Эта страница рассказывает о самом многочисленном народе России – русских. Следующие страницы заполните вы сами, когда будете путешествовать по нашей Родине и знакомиться с народами, живущими в России.
Воспитатель: что вы знаете о России?
(ответы детей)
Воспитатель: обратите внимание на карту – ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на востоке нашей Родины наступает утро, на западе страны глубокая ночь. На севере нашей страны идет снег, а на юге в это время – припекает солнышко. Какая она – наша Родина?
Дети: большая.
Мая большая стран в мире.
Воспитатель: на чем можно путешествовать по России?
Дети: автомобиль, такси, поезд, мотоцикл, и т. д.
Воспитатель: а хотите отправиться в путешествие на воздушном шаре?
Предлагаю построить воздушный шар ( стулья, воздушные шары белого, красного и синего цвета, ткань).
- Приносите стулья, ставьте их полукругом.
- Какого цвета воздушные шары?
- Что напоминают вам цвета воздушных шаров?
Дети: флаг России.
Воспитатель: все готовы? Взлетаем!
На большом воздушном шаре
Из края родного мы улетаем.
Шар воздушный, как Земля,
Где живем и вы, и я.
Воспитатель: где мы оказались?
(ответы детей)
Воспитатель: мы оказались на Севере нашей страны. Как вы думаете – здесь холодно или тепло?
Дети: холодно.
Воспитатель: очень холодно. Поможете мне показать, какая на Севере России погода?
Физкультминутка.
Дуют ветры ледяные
(Дети машут руками вверху)
Горы снежные, крутые.
(руки поднять вверх, встать на носочки)
Там о лете не слыхали,
(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли
(обнять себя руками)
Он не мал и не велик
(Руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк.
(хлопнуть в ладоши на уровне груди)
На стойке – национальная одежда северных народов. Я предлагаю вам одеться потеплее.
Воспитатель: какая одежда у северных народов?
(ответы)
Воспитатель: как национальная одежда украшена?
Воспитатель: почему?
У народов Севера удобная и красивая одежда, украшенная разноцветными полосками кожи, пушистыми кисточками, мехом, орнаментом. Орнамент – это особый узор, который служит оберегом от злых сил. Этот элемент похож на солнце, этот – на оленьи рога, этот – на ель.
Воспитатель: ребята, какие растения и деревья на севере России?
(ответы)
Воспитатель: почему?
(ответы)
Воспитатель: зимой на севере России сильные морозы, и несколько месяцев стоит полярная ночь. Даже летом земля не успевает растаять – на севере вечная мерзлота. Вся растительность очень низкая. Не растут высокие деревья. Почему?
(ответы детей).
Воспитатель: я предлагаю вам провести эксперимент. Подходите к столикам. Садитесь правильно.
Описание эксперимента: 2 стаканчика с землей: в одном – обычная земля, как у нас летом, в другом – земля как на севере России. Потрогайте стаканчики. Что вы чувствуете?
(ответы)
Воспитатель: попробуйте проткнуть землю в стаканчиках палочкой. Что у вас получилось?
Дети: в замороженную землю воткнуть палочку не получается.
Воспитатель: почему?
(ответы детей)
Воспитатель: это промерзшая земля. Даже летом земля на Севере России не успевает оттаять. Это область вечной мерзлоты. Могут ли корни растений и деревьев проникнуть вглубь такой земли?
Дети: ответы.
Воспитатель: что мешает корням?
(ответы)
Воспитатель: корням деревьев проникнуть глубоко мешает вечная мерзлота. Корни деревьев длинные или короткие?
Дети: короткие.
Воспитатель: короткие корни могут удержать при сильном ветре высокие деревья?
Дети: нет.
Воспитатель: какой высоты деревья на севере?
Дети: низкие.
Воспитатель: деревья и растительность - карликовые. Успевает вырасти только мох (ягель) и низкорослые растения – такая местность называется тундрой. Вся тундра покрыта ягелем. Кто питается ягелем? Какие животные могут выжить в таких сложных климатических условиях?
Дети: ответы.
- Как олени находят ягель?
- Чем они его откапывают?
(ответы)
Воспитатель: олени – домашние животные на севере. Люди специально их разводят. Как называются люди, которые разводят оленей? Коней разводят коневоды? А оленей -?(оленеводы).
Оленеводы живут в необычных домах. На что похож дом оленевода?
Дети: ответы.
Воспитатель: какую геометрическую фигуру он напоминает?
Дети: треугольник.
Воспитатель: как называется дом оленеводов?
Воспитатель: чум. Оленеводы очень любят свой дом и украшают его рисунками.
- На что похоже?
(ответы)
Ребята, оленеводы могут перенести сложить чум и перенести на другое место?
(Ответы)
Зачем оленеводы переносят чум с места на место?
(ответы)
-каких животных разводят оленеводы?
(ответы)
- олени съели вокруг чума весь мох – ягель. Что делать?
(ответы)
- оленеводы перенесли чум. Олени съели весь ягель. Как поступить?
(ответы)
Воспитатель: северные народы кочуют вместе с чумом и оленями по тундре. Что они ищут?
(ответы)
Воспитатель: как называется мох, которым питаются олени? (ягель)
Воспитатель: как называется дом у северных народов? (Чум)
Как в чуме можно согреться?
(ответы)
Посреди чума пылает костер, вокруг него греются оленеводы, их семьи и дети.
Олень - главное домашнее животное у северных народов. Он дает им все необходимое для жизни: теплый мех, мясо, жир. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают людям перевозить тяжелые грузы.
Воспитатель: зима на севере долгая, тёмная, морозная. Дуют зимой сильные ветры, и тогда начинается пурга, буран. Оленеводы по нескольку дней не выходят из чума и, чтобы не скучать в такое время, играют на музыкальных инструментах. У меня в руках музыкальный инструмент народов севера. Как он называется?
(ответы)
- Бубен
Воспитатель: на что он похож?
Воспитатель: как украшен?
Воспитатель: что означает рисунок на бубне?
Воспитатель: повторяющейся рисунок на бубне называется орнамент.
Воспитатель: хотите узнать, как танцуют оленеводы?
Физкультминутка «В тундре»
Воспитатель: на память о нашем путешествии на север России, я приготовила вам бубны. Но не успела их украсить. Предлагаю вам сделать это самостоятельно.
Трафареты, печати, фломастеры, схемы орнамента.
Воспитатель: нам пора возвращаться домой. Если вы не успели украсить бубен, предлагаю сделать это в группе. Занимайте свои места. Взлетаем.
На большом воздушном шаре
В край родной мы прилетаем.
Шар воздушный, как Земля,
Где живем и вы, и я.
Вот мы и в детском саду.
Рефлексия: где мы с вами побывали сегодня?
Дети: на Севере России.
Вам было интересно оказаться на Севере страны?
(ответы)
Воспитатель: чем мы пополним книгу Дружбы народов России?
Дети: бубен, оленевод, чум, ягель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект в подготовительной группе "Путешествие по сказкам"
Сказкатерапия для детей подготовительной группы....
Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт
Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-963349-1508856070.jpg)
Конспект развлечение старшей группы «Путешествие на крайний север»
Цель: Обобщать знание детей о животных и птицах Севера.• Развивать познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран;Задачи:• Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнег...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-1083098-1543508979.jpg)
Конспект в подготовительной группе «Путешествие на планету Математика»
Конспект в подготовительной группе «Путешествие на планету Математика» Образовательные области: "Познание", "Социализация", "Коммуникация", "Зд...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-1061901-1537879363.jpg)
Конспект занятия подготовительная группа "Путешествие на Остров Букв"
Конспект занятия подготовительная группа "Путешествие на Остров Букв" Цель: формирование навыка чтения у дошкольников. Задачи: 1. Повторять буквы, изученные ранее. Упражняться в чтении слов с изу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/30/picture-1314087-1638295410.jpg)
План – конспект в подготовительной группе «Путешествие на планету Математика»
План – конспект в подготовительной группе Тема: «Путешествие на планету Математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/14/picture-1158847-1613315168.jpg)
Сценарий досуга для подготовительной группы «Путешествие по сказочной карте России»
Воспитание коммуникативных качеств личности;Развитие познавательных интересов;Развитие интеллектуального творчества;Воспитание дружбы и отзывчивости....