«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»
картотека (подготовительная группа)
Консультация для педагогов о истории и организации хакасских народных игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_hakasskim_narodnye_igry.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей
к национальной культуре»
Хакасские народные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию и философию хакасского народа. Игры у хакасов, исторически являлись основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов. О целительном воздействии подвижных игр на организм ребёнка, на становление его характера и личностных качеств хакасский народ знал с древних времён. Они считали, что в игре, ребёнок находит возможность реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой.
Народные игры хакасов использовались в большинстве своём в любое время года, преимущественно на свежем воздухе. По своему характеру и целям они соответствуют наиболее типичным производственно – бытовым действиям этого народа. Содержание игр понятно для детей различного возраста и благодаря этому ребёнок быстрее, лучше осваивает окружающую действительность, познаёт основную деятельность родителей, что помогает ему духовно, физически и психически развиваться.
Жизненная ценность хакасских игр заключается в том, что они связывают человека с природой, бытом и являются формой выражения разносторонних физических и умственных способностей народа. Главные факторы хакасских народных игр – это находчивость, гибкость ума, быстрота, ловкость и умение всё это сочетать.
А дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей, традициями, бытом своей республики, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, постепенно расширяя круг знаний. Воспитать в дошкольниках патриотические чувства, любовь к своей малой Родине, очень нелёгкая задача – одна из актуальных проблем в настоящее время.
Знакомя детей с национальными хакасскими играми, решаются следующие задачи:
1. Дать представление о прошлом людей хакасской национальности; вызвать интерес к жизни родного края.
2. Познакомить с традициями, бытом хакасского народа, их национальными праздниками, названиями народных игр.
3. Вызвать интерес к традиционным хакасским играм, атрибутике; наглядно показать необычность таких приспособлений.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с республикой Хакасией ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги хакасских поэтов, писателей; иллюстрации о природе родного края; рецепты национальной кухни; рисунки с изображением народных хакасских узоров, одежды, украшений и т. д.
В группе оформлен патриотический уголок, где изображены российская и хакасская геральдика (гербы, флаги, макет национального жилища). Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о флоре и фауне нашей республики.
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край, свою республику, свой город.
Значимость изучения народных обычаев и традиций, разучивание хакасских народных игр очень велико и имеет огромное значение в формировании патриотических и социально – нравственных чувств; способствуют приобретению основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей к национальной культуре включение народных традиций в процесс патриотического воспитания способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.
Хакасские народные игры (примеры)
МЕЛЕЙ ТАСТАЗАХ - «ПОДКИДЫВАНИЕ РУКАВИЦЫ»
Все играющие садятся в круг. В центр круга сначала заходила хозяйка и показывала свои вышитые рукавицы. Затем, она быстро бросала рукавицу сидящим. Надо было её поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен её перехватить. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук, то садится вместо него в круг, а последний выходит на середину, и игра продолжается.
ХОЗАН ОРЫХ (ХУЛАГАС) – «ЗАЯЧЬЯ ТРОПА»
Эта детская игра была широко распространена среди хакасских пастушат. Для игры на земле или на снегу чертится большой круг (д. – 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают её в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге, как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т. е. перекрёсткам внутренних линий. Как только водящий произносит: один, два, три! – игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займёт вперёд пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.
ПАГ ТУДЫЗАХ – «ДЕРЖАНИЕ ВЕРЁВКИ»
Участники игры становятся в круг, держа перед собой верёвку. Водящий находится внутри. Он пытается ударить по правой руке игроков, держащих верёвку. Игрок должен быстро убрать правую руку. Левую руку нельзя отпускать. Водящий не имеет права выскочить за круг. Одно из главных условий игры – верёвка должна держаться на уровне пояса. Если водящий заденет по правой руке игрока, или игрок, отскочив, отпустит левую руку с верёвкой, то они меняются местами.
ОРЫН ПЫЛАЗАХ – «ЗАНЯТИЕ МЕСТА»
Эта хакасская игра требует, чтобы все играющие встали парами по кругу. Человек, оказавшийся без пары, обходил круг по солнцу и внезапно ударял кого – нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо оббежать (водящий по солнцу, а получивший удар – в противоположную) и занять освободившееся место. Кто не успел вперёд добежать, тот остаётся без места и продолжает водить.
ХАЙЫС ТАРТЫЗАХ – «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ РЕМНЯ»
Эта игра силовая, в ней участвуют двое юношей. Они становятся на четвереньки головами в разные стороны. Их связывали длинным ремнём, который пропускался под подмышками и за шеей. По команде – они начинали ползти на четвереньках, каждый в свою сторону. Выигрывал тот, кто перетянул противника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа
Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа...
Доклад по теме: " «Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»
Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских народных игр....
Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность темы исходит из зн...
Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре.
Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре. И в далёкие времена, и согласно современным требованиям ФГОС перед дошкольной педагогикой стояла задача: улучшат...