Доклад по теме: " «Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»
учебно-методический материал (старшая группа)

Баклаева Надежда Николаевна

Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских народных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_hak_igry._baklaeva.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Учреждение Общеразвивающего Вида «Детский сад «Золотой ключик»

«Хакасские народные подвижные игры как средство

приобщения детей к национальной культуре»

Подготовила:

воспитатель

Баклаева Надежда Николаевна

2022г.

      В настоящее время усиливается интерес народов, проживающих на территории Республики Хакасия, к традиционной национальной культуре, возросла тяга к познанию утраченных ценностей этнической культуры, традиций, обычаев. Поэтому так важно с самого детства знакомить детей с историей и культурой родного края. Для того чтобы расти, расцветать и становиться мудрее, ребенок должен знать свои корни, по которым приходят опыт и знания людей, живших на земле задолго до нас. Мы живем в Республике Хакасия и поэтому должны уважать культуру и быт коренного

населения, знать историю своей малой Родины!

Любовь к родному краю многогранна. И сегодня мне хочется затронуть тему «Хакасские игры», как один из компонентов здоровье-сберегающей игровой технологии.

     Хакасские народные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию и философию хакасского народаИгры у хакасов, исторически являлись основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов. О целительном воздействии подвижных игр на организм ребёнка, на становление его характера и личностных качеств хакасский народ знал с древних времён. Они считали, что в игре, ребёнок находит возможность реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой.

Народные игры хакасов использовались в большинстве своём в любое время года, преимущественно на свежем воздухе. По своему характеру и целям они соответствуют наиболее типичным производственно – бытовым действиям этого народа. Содержание игр понятно для детей различного возраста и благодаря этому ребёнок быстрее, лучше осваивает окружающую действительность, познаёт основную деятельность родителей, что помогает ему духовно, физически и психически развиваться.

Жизненная ценность хакасских игр заключается в том, что они связывают человека с природой, бытом и являются формой выражения разносторонних физических и умственных способностей народа. Главные факторы хакасских народных игр – это находчивость, гибкость ума, быстрота, ловкость и умение всё это сочетать.

А дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей, традициями, бытом своей республики, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, постепенно расширяя круг знаний. Воспитать в дошкольниках патриотические чувства, любовь к своей малой Родине, очень нелёгкая задача – одна из актуальных проблем в настоящее время.

Знакомя детей с национальными хакасскими играми, решаются следующие задачи:

1. Дать представление о прошлом людей хакасской национальности; вызвать интерес к жизни родного края.

2. Познакомить с традициями, бытом хакасского народа, их национальными праздниками, названиями народных игр.

3. Вызвать интерес к традиционным хакасским играм, атрибутике; наглядно показать необычность таких приспособлений.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край, свою республику, свой город.

Значимость изучения народных обычаев и традиций, разучивание хакасских народных игр очень велико и имеет огромное значение в формировании патриотических и социально – нравственных чувств; способствуют приобретению основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей к национальной культуре включение народных традиций в процесс патриотического воспитания способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.

Хакасские народные игры (примеры)

Передай ремень - Игроки, их количество произвольное, садятся тесным кругом подогнув под себя ноги, и быстро передают за спиной хаас хур (ремень). Стоящий в центре ищет ремень, указывая на кого либо из сидящих. Застигнутый становится исцом.

Спрячь колечко – Все участвующие в игре садятся в ряд. Руки кладутся на колени ладонями вверх. Водящий, держа в руках колечко – пурба, обходит всех участников, делая вид, что кладет кольцо и напевает:

Я иду по кругу,

Всем кольцо кладу.

Держите руки крепко,

Будьте на чеку.

Спрятав кольцо и пройдя всех, водящий отходит в сторону и произносит: «Пурба,пурба, сых кирлеске!» (колечко, колечко, выйди на крылечко!). На этот зов тот, у кого колечко, должен выскочить из ряда, соседи должны ему помешать. Если ему не удалось выскочить, он становится водящим, если удалось, наказывается сосед.

Хол-Тартызах (перетягивание палки) -  Два человека садятся друг против друга, упираясь ногами, тянут на себя палку. Кто перетянет, тот победил.

МЕЛЕЙ ТАСТАЗАХ - «ПОДКИДЫВАНИЕ РУКАВИЦЫ»

Все играющие садятся в круг. В центр круга сначала заходила хозяйка и показывала свои вышитые рукавицы. Затем, она быстро бросала рукавицу сидящим. Надо было её поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен её перехватить. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук, то садится вместо него в круг, а последний выходит на середину, и игра продолжается.

ХОЗАН ОРЫХ (ХУЛАГАС) – «ЗАЯЧЬЯ ТРОПА»

Эта детская игра была широко распространена среди хакасских пастушат.

Для игры на земле или на снегу чертится большой круг (д. – 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают её в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге, как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т. е. перекрёсткам внутренних линий. Как только водящий произносит: один, два, три! – игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займёт вперёд пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становит-ся волком.

ПАГ ТУДЫЗАХ – «ДЕРЖАНИЕ ВЕРЁВКИ»

Участники игры становятся в круг, держа перед собой верёвку. Водящий находится внутри. Он пытается ударить по правой руке игроков, держащих верёвку. Игрок должен быстро убрать правую руку. Левую руку нельзя отпускать. Водящий не имеет права выскочить за круг. Одно из главных условий игры – верёвка должна держаться на уровне пояса. Если водящий заденет по правой руке игрока, или игрок, отскочив, отпустит левую руку с верёвкой, то они меняются местами.

ОРЫН ПЫЛАЗАХ – «ЗАНЯТИЕ МЕСТА»

Эта хакасская игра требует, чтобы все играющие встали парами по кругу. Человек, оказавшийся без пары, обходил круг по солнцу и внезапно ударял кого – нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо оббежать (водящий по солнцу, а получивший удар – в противоположную) и занять освободившееся место. Кто не успел вперёд добежать, тот остаётся без места и продолжает водить.

ХАЙЫС ТАРТЫЗАХ – «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ РЕМНЯ»

Эта игра силовая, в ней участвуют двое юношей. Они становятся на четвереньки головами в разные стороны. Их связывали длинным ремнём, который пропускался под подмышками и за шеей. По команде – они начинали ползти на четвереньках, каждый в свою сторону. Выигрывал тот, кто перетянул противника.

Таким образом, включение ребенка в различные виды народных игр позволяет значительно повысить уровень нравственного, умственного, физического развития, а также способствует формированию этнического самосознания и приобщению к культуре, истории, языку своего этноса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...

Национальная подвижная игра как средство приобщения детей к национальным традициям

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что ДО направлено на формирование общей культуры, развитие физических, нравственных, интеллектуальных, личностных...

Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность  темы исходит из зн...

«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»

Статья направлена на необходимость ознакомления детей с национальной культурой через хакасские народные подвижные игры....