Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре. И в далёкие времена, и согласно современным требованиям ФГОС перед дошкольной педагогикой стояла задача: улучшать работу по всестороннему развитию детей дошкольного возраста, воспитывать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, воспитывать в духе любви к Родине.Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках и красках, в народных играх.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка» Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре Подготовила: воспитатель Кузнецова Н. Ю. 2022 г.

Слайд 2

Актуальность Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики . Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Актуальность темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Слайд 3

ЗАДАЧА В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдает предпочтение народным играм.

Слайд 4

Русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Слайд 5

Русские народные игры Дают представления о традициях русского народа Формируют нравственные качества личности Способствуют воспитанию волевых качеств личности Создают эмоционально- положительную основу для развития патриотических чувств Удовлетворяют потребность детей в двигательной активности

Слайд 6

СТРУКТУРА НАРОДНОЙ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ: 1. Игровой зачин или игровая прелюдия: речь идет о считалках или жеребьевках. Считалка вводит в игру, распределяет роли, самоорганизовывает детей. Жеребьевка применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. 2. Игровые действия: анализ поведения и характера игровых персонажей, прочувствование игрового образа. — завязка; — развитие действия; — кульминация; — развязка.

Слайд 7

Классификация народных игр: Ловишки Хороводные Бытовые Сезонно – обрядовые Состязательные Игры, отражающие отношение человека к природе

Слайд 8

ИГРЫ-ЛОВИШКИ Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг

Слайд 9

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ Цель: учить детей водить хоровод, развитие эмоциональной отзывчивости.

Слайд 10

БЫТОВЫЕ ИГРЫ Игры, отражающие повседневные занятия наших предков - «Быт русского народа» . Это такие игры как: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», « Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», « Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.

Слайд 11

СЕЗОННО-ОБРЯДОВЫЕ ИГРЫ Игры проводятся в определенное время года. Соответствуют русским народным праздникам. К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «У Салохи », «Богатырское двоеборье» и другие.

Слайд 12

СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ О тражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: « Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», « Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», « Каждый против каждого», «Бои на бревне » .

Слайд 13

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», « У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо»,» Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты. Игры, отражающие отношение человека к природе

Слайд 14

«МЫШЕЛОВКА» Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу. Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова: Ах, как мыши надоели, Все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, Доберемся мы до вас. Вот расставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

Слайд 15

«КАРУСЕЛЬ» Дети со словами игры начинают движение вправо: Еле, еле, еле, еле Закружились карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. Затем дети начинают движение в левую сторону. Цель игры: р азвивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Слайд 16

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя. Описание: 1 – вариант: д ети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется. 2 – вариант: по сигналу: «Дождик! Скорее домой!» дети бегут к воспитателю, у которого в руках большой зонтик. На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.

Слайд 17

ВЫВОДЫ: . Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания. Благодаря народным подвижным играм, дети приучаются самостоятельно находить выход из любой сложившейся ситуации, быстро принимают решения, осуществляют их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни . Спасибо за внимание!

Слайд 18

ИСТОЧНИКИ Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей /Сост. А.Н. Кенеман , Т.И. Осокина – 2 –е изд., дораб . – М.: Просвещение; Владос , 1995 Князева.О.Л.Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа, Учебно-методическое пособие –СПб:Детство-Пресс,2010 Литвинова.М.Ф . Русские народные подвижные игры.-М.:Айрис-пресс,2003 Лялина.Н.А.Народные игры в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,2009 https://dohcolonoc.ru / Подборка русских народных игр для детей дошкольного возраста. https://infourok.ru/ Народные игры для дошкольников.



Предварительный просмотр:

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

   И в далёкие времена, и согласно современным требованиям ФГОС перед дошкольной педагогикой стояла задача: улучшать работу по всестороннему развитию детей дошкольного возраста, воспитывать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, воспитывать в духе любви к Родине.

Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках и красках, в народных играх.

Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы - своеобразной игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т. д.

Культура детской игры развивалась во взаимосвязи с культурой взрослой, так как дети всегда принимали участие в различных событиях семьи, рода, села. С изменением быта менялась взрослая культура, многие вещи уходили из обихода, но они оставались очень интересными и притягательными для детей. Например, лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно не применяет их в своей деятельности.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Народная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

    По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Чёткой классификации народных игр нет, но условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

Народные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Сюжетные народные подвижные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п., служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. Сюжетные народные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25, и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.

Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам. Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Несмотря на то, что бессюжетные народные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием.

Русские народные игры очень многообразны : детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

                                КАК ВЫБИРАЮТ ВОДЯЩЕГО

   Во многих подвижных играх есть водящий: в одной игре это медведь, в другой — коршун, в третьей — челночок. Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его назначают или выбирают по считалке.                                                        

Дети очень любят шутливые, весёлые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, лужайку, и один из них выходит на середину, громко, чётко выговаривая слова, произносит нараспев считалку, например:


Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди.
Мы играем, ты води!

СЧИТАЛКИ СТАРИННЫЕ

Раз, два, три, четыре,                                                                                            

Пять, шесть, семь,                                                                                                

Восемь, девять, десять.                                                                          

Выплывает Белый месяц!

Кто до месяца дойдёт,                                                                                              

Тот и прятаться пойдёт!

Катилось яблочко,
Мимо сада,
Мимо града,
Мимо речки,                                                                                                      

Мимо печки.
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!

   Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочерёдно рукой к играющим, не исключая и самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим.

Если в игре выбираются двое водящих, например, в «Мышке и кошке», то сначала по считалке выбирают мышку, затем считаются ещё раз и выбирают кошку.

   От водящего, его активности, изобретательности зависит успех игры, поэтому не всегда целесообразно выбирать водящего с помощью считалки. В таких играх, где роль водящего особенно трудна, как, например, «Коршун и наседка», его лучше назначать или предложить выбрать участникам игры, заранее подсказав, какими качествами он должен обладать (хорошо бегать, быстро ориентироваться в обстановке, быть наблюдательным, метким).

   Часто в играх все участники делятся на две группы, и нужно решить, какой из них начинать игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой группы, меряются на палке («конаются»). Для этого подбирают палку длиной 40—50 см, один из играющих берёт её за конец, другой, плотно прижимая свою руку к руке товарища, захватывает её выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т. д. Какой игрок захватит конец палки, тот выигрывает для своей группы право начать игру.

Есть и более простой способ выбора очерёдности — угадывание. В какой руке лежит предмет? Какой из двух концов платка с узелком? Которая из двух палочек (или соломинок), выставленных одним концом, длиннее, которая короче? Так можно выбрать водящих или решить, какой группе первой начать игру.

                                          КАК БРОСАЮТ ЖРЕБИЙ

   Чтобы участники игры не спорили, кому водить или кому начинать игру, какой группе где стоять, бросают жребий.

Жребий — это условный знак, какой-нибудь предмет, например дощечка, картонка или одного размера палочки.

Если нужно выбрать вожака в игре, берут столько одинаковых палочек, сколько участников игры. На одной ставят заметку. Все палочки кладут в коробку или ящичек, перемешивают, и затем играющие по очереди берут по одной. Кто вытянет жребий с условной заметкой, тому и быть ведущим, начинать игру.

Бывают и другие жеребьёвки. Их называют угады. Один из играющих берёт жребий и за спиной прячет его в руке. В какой руке жребий, никто не должен знать. Затем жеребьёвщик, держа руки за спиной, говорит: «Кто вынет жребий, тому водить!» К нему подходят двое из играющих, жеребьёвщик спрашивает: «Кто в правой,  кто в левой руке берёт?» Один берёт в правой, другой в левой руке. Жеребьёвщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий. Угадавший выигрывает спор.

Иногда по количеству играющих берут соломки, палочки, бумажки; одна из них должна быть короче или длиннее других. Верхние их концы нужно сравнять, а нижние спрятать в руке. Каждый из играющих тянет один жребий. Кто вытянет длинную или короткую палочку, соломинку или бумажку, тот и начинает игру.

Какие же из ловилок-догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек» были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались присловьями, прибаутками, напевками, речевками. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение. Вспомним их?

ГОРЕЛКИ. МОРОЗ –КРАСНЫЙ НОС.

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки, водящий, т. е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит :

Я Мороз - Красный нос,

Всех морожу без разбора.

Разберусь со всеми скоро,

Кто сейчас решится

В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить» : те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

РУЧЕЁК

Дети становятся в два ряда и поднимают вверх сцепленные руки. Двое впереди стоящих "подныривают" под руки и становятся в конце ряда. Все движение игры вдет как ручеек.

САЛКИ

Сюжет игры очень прост : выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов.

• Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.

Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим.

• Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит«Чай-чай-выручай». Он «заколдован».

«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.

ГОРЕЛКИ

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара беги!

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести«Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

АЛЁНУШКА И ИВАНУШКА

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее«Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться«Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.

Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.

Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

Также хотела бы выделить казачьи народные игры.

Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников. Такие игры доступны для любого возраста, их можно проводить и на улице, и в помещении (в музыкальном зале, в групповом комнате). Эти игры не требуют специального инвентаря. Можно использовать подручные средства. Например, вместо коня можно взять гимнастическую палку и "скакать" на ней, как на лошадке. Кроме того, в казачьи играх много мелодичности, они очень музыкальны. Часто игры сопровождаются словами, в которых есть донской говор, есть исконно казачьи слова и выражения. Тем самым дети в игре развивают память, выразительность речи и саму речь, пополняя её новыми словами из казачьего говора.

Казачьи подвижные игры, основываясь на быте и традициях донских казаков, имеют важную роль в приобщении подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Помимо развития физических качеств - ловкости, быстроты, координации движений, игры развивают коллективные действия в защите, в атаке уже в дошкольном возрасте, что создает благоприятные условия для дальнейшего обучения спортивным играм.

Предлагаю вашему вниманию подборку игр, в которые играли и играют на Дону.

«КАЗАКИ"

Играющие выбирают себе Атамана, который даё т всем остальным разные задания: приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров, попасть в цель мешочком или другим предметом, проскакать по кругу на "лошади". Затем Атаман называет того, кто лучше всех сделал задание и выбранный становится Атаманом. Игра продолжается.

"ПАПАХА"

Дети выстраиваются в круг. Под музыку по кругу пускается казачья папаха. На ком музыка останавливается, тот должен громко крикнуть:"ЛЮБО!", - и надеть папаху на голову.

"СОКОЛ И ЛЕБЁДУШКА"

Выбираются девочка - Лебёдушка, мальчик - Сокол. Дети стоят в кругу и поют.

Вдоль по бережку Лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Она крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Выходит в центр круга Лебёдушка. Затем выходит Сокол, идёт по кругу.

Дети поют:

Не летай, ясный Сокол, высоко,

Не маши да ты крылами широко.

Лебедь белая совсем недалеко.

Сокол обходит Лебёдушку, приговаривает:

Ты, Лебёдушка, лучше всех,

Ты, Лебёдушка, краше всех.

Я возьму тебя за белое крыло,

За собою уведу да далеко.

Дети:

Ты её, дружок, поймай,

А потом и забирай!

Сокол ловит Лебёдушку. Поймав, ведёт по кругу за руку. Дети поют:

Вдоль по шелковой, по травушке,

По зелёной, по муравушке,

Ведёт Сокол Лебёдушку,

Ведёт белую головушку.

Да по чистому по полюшку

Прямо к синему морюшку.

Сокол и Лебёдушка кланяются.

"САЛКИ"

Выбирают водящего или салку при помощи считалки:

Конь ретивый, долгогривый

Скачет полем, скачет нивой.

Это конь, это конь,

Конь ретивый долгогривый.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

Все остальные участники игры разбегаются. Салке надо догнать кого-либо из играющих и осалить, запятнать его, т. е. хлопнуть ладонью по спине, руке и т. д.

После этого водящим становится осаленный. Подняв руку, он говорит«Я — салка!». Пятнать предыдущего салку новому не разрешается.

Игру можно усложнить. Скажем, нельзя пятнать того, кто успеет замереть в какой-нибудь позе, например, припадет к земле, опираясь на ладони и носки вытянутых ног. Или, например, можно спастись в «доме» — специально очерченном круге. Кроме того, пятнать можно не рукой, а мячом.

"КРИВОЙ КОЧЕТ"

("Кочет" - это петух)

Дети образуют круг. Выбирается Кочет. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Дети стоят на одной ноге, руки на поясе.

Дети: Кривой Кочет, на чём стоишь?

Кочет: На иголочках!

Дети: Как тебе, не колко?

Кочет: На подковках!

Дети отбивают ритм - чередование "кулачки-ладошки".

Дети:

Ступай в кут, там блины пекут.

Там блины пекут, тебе блин дадут.

Кочет ловит детей.

Кого Кочет поймал, им и становится. Игра продолжается.

"ПОДУШЕЧКА"

Все играющие берутся за руки, встают в круг. Один из играющих выходит в круг с маленькой подушечкой думкой, держит её над головой. Дети поют плясовую песню:

Подушечка-раздушечка моя пуховая,

Подушечка-раздушечка моя пуховая.

Ой лели, лели, лели, моя пуховая,

Ой лели, лели, лели, моя пуховая.

Молодушка, молодушка, моя молодая,

Молодушка, молодушка, моя молодая.

Ой лели, лели, лели, моя молодая,

Ой лели, лели, лели, моя молодая.

Кого люблю, кого люблю, того поцелую,

Кого люблю, кого люблю, того поцелую.

Ой лели, лели, лели, того поцелую,

Ой лели, лели, лели, того поцелую.

Подушечку-раздушечку сейчас подарую,

Подушечку-раздушечку сейчас подарую.

Ой лели, лели, лели, сейчас подарую,

Ой лели, лели, лели, сейчас подарую.

Ведущий с подушечкой ходит по кругу, по окончании песни подходит к ребёнку противоположного пола, предлагает взять подушечку. Уже вдвоём они выходят в круг и вместе танцуют. После танца выбранный ребёнок принимает подушечку, а другой становится в круг. Игра продолжается.

"ПЛЕТЕНЬ"

Игроки делятся на 2 или 4 команды. Становятся в шеренги и сплетают руки крест-накрест. Затем каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.

После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всему залу или площадке, танцуют, используя известные плясовые движения.

Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).

   Организуя физкультурно–оздоровительную работу с воспитанниками детского сада, я стараюсь как можно чаще использовать народные подвижные игры. При этом ориентируюсь на программные требования, учитывая сезон, возрастные и индивидуальные особенности детей.

   Народные игры являются компонентом физкультурных досугов, тематических праздников.

   Дети на занятиях проявляют активный интерес к народным играм, с удовольствием в них играют. В спортивном зале и групповых спортивных уголках имеется необходимое оборудование: бубны, ленточки, колокольчики, деревянные ложки, лошадки и др.

   Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, вносят в свою деятельность элементы национальной культуры.

Источники

  • Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры / З.М. Кузнецова. — Набережные Челны, 1996. — 160 с.;
  • Якуб С.К. Вспомним забытые игры / С.К. Якуб. — М.: Детская литература, 1988. —159 с.: ил.   
  • Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей /Сост. А.Н. Кенеман, Т.И. Осокина – 2 –е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995
  • Князева.О.Л.Приобщение детей к истокам русской народной  культуры: Программа, Учебно-методическое пособие –СПб:Детство-Пресс,2010
  • Литвинова.М.Ф. Русские народные подвижные игры.-М.:Айрис-пресс,2003
  • Лялина.Н.А.Народные игры в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,2009
  • https://dohcolonoc.ru/ Подборка русских народных игр для детей дошкольного возраста.
  • https://infourok.ru/ Народные игры для дошкольников.
  • https://pedsovet.su/dosug/russkie_narodnye_igry


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа...

Доклад по теме: " «Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»

Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских народных игр....

Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность  темы исходит из зн...

«Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.Народные игры способствуют воспитанию сознатель­ной дисциплины, воли, настойч...