Рекомендации педагогам, транслирующим культуру и традиции донского казачества
занимательные факты

Суркова Олеся Викторовна

Общие проблемы, стоящие перед педагогами, реализующими  казачий компонент в образовательных организациях:

  •  недостаточный объем знаний  педагогов в вопросах культуры и традиций казачества и отсутствие опыта участия в мероприятиях казачьей направленности ;

·         проблема малого числа подлинных носителей традиционной культуры донского казачества, их взаимодействия с образовательными организациями;

·         проблема отдаленности населенных пунктов и ОО от культурных объектов казачества (музеи, памятники, памятные места и т.п.);

·         проблема нехватки методических пособий, игр и наглядных материалов по истории и культуре донского казачества, отсутствие материальной базы с региональным содержанием.

·         отсутствие литературы связанной с диалектом Донских казаков, а также с исторически достоверными данными, фактами, событиями. 

Наряду со стоящими проблемами педагоги активно внедряют в образовательную деятельность региональный (казачий) компонент и находят различные пути и способы приобщения обучающихся к культурным традициям Донского края.

В процессе своего развития у каждого народа, вплоть до малой этнической группы, формируются свои обычаи, традиции, взгляды и оценочные суждения, в том числе и образы. Известно, что обычаи и традиции у русских и казаков весьма разнятся, что в свою очередь, отражается на эталонах красоты и внешнем виде.

Педагоги должны знать отличительные особенности донских казаков и транслировать ее в соответствии с этими особенностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pedagogam.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам,

 транслирующим культуру и традиции донского казачества

Общие проблемы, стоящие перед педагогами, реализующими  казачий компонент в образовательных организациях:

  •  недостаточный объем знаний  педагогов в вопросах культуры и традиций казачества и отсутствие опыта участия в мероприятиях казачьей направленности ;
  • проблема малого числа подлинных носителей традиционной культуры донского казачества, их взаимодействия с образовательными организациями;
  • проблема отдаленности населенных пунктов и ОО от культурных объектов казачества (музеи, памятники, памятные места и т.п.);
  • проблема нехватки методических пособий, игр и наглядных материалов по истории и культуре донского казачества, отсутствие материальной базы с региональным содержанием.
  • отсутствие литературы связанной с диалектом Донских казаков, а также с исторически достоверными данными, фактами, событиями. 

Наряду со стоящими проблемами педагоги активно внедряют в образовательную деятельность региональный (казачий) компонент и находят различные пути и способы приобщения обучающихся к культурным традициям Донского края.

В процессе своего развития у каждого народа, вплоть до малой этнической группы, формируются свои обычаи, традиции, взгляды и оценочные суждения, в том числе и образы. Известно, что обычаи и традиции у русских и казаков весьма разнятся, что в свою очередь, отражается на эталонах красоты и внешнем виде.

Педагоги должны знать отличительные особенности донских казаков и транслировать ее в соответствии с этими особенностями.

  1. Внешний вид педагога.

Если педагог планирует донести образ донских казаков через костюм, то это должен быть непременно казачий костюм.  

Надевая казачий наряд, волосы у педагога должны быть прибраны. У замужних казачек волосы собирались в узел и украшались шлычкой, колпаком или файшонкой, у незамужних - коса (возможно с лентой и повязкой). Никаких распущенных волос и челок. Если волосы стрижены коротко, лучше повязать платок или надеть кичку или повойник (головные уборы донских казачек), спрятав волосы под ними. 

Запомните: казачки НЕ носили сарафаны и кокошники! У донских казаков не было лаптей!

Если у педагога нет казачьего костюма, то не следует надевать что- нибудь… Максимум, накиньте на плечи платок.


  1. Внешний вид детей.

Современные детские казачьи костюмы создаются по аналогии со взрослыми. Единственный и самый важный момент: когда вы транслируете казачью культуру, то на детях должны быть именно казачьи костюмы, а не русские - народные! У девочек - казачек плетутся косы (узлы вяжут только замужние казачки). Исключение, если девочка играет роль замужней казачки (матери, бабушки) и необходимо передать именно этот образ.

Недопустимо также девочкам справу надевать и папахи, фланкировать, а необходимо в них раскрывать культуру донских казаков через быт и традиции воспитания девочки - казачки.

В казачатах (мальчиках), напротив, необходимо воспитывать боевой дух, приучая к разным видам казачьих боевых искусств. При отсутствии у мальчиков казачьей формы в полном комплекте (штаны с лампасами, рубахи или гимнастерки, папахи или картузы) не собирать сборный комплект из чего - нибудь, лучше быть в повседневной одежде.

  1. Словарь.

При отборе фольклорного материала обращайте внимание на использование казаками особого “говора” (произношения). Некоторые слова исконно русской речи просто не бытовали у донских казаков (например, слово ”изба” и т. п.). При подготовке проектных работ пользуйтесь казачьим словарем и картотекой казачьих пословиц и поговорок.

  1. Информация.

Проводя отбор материала, обращайте внимание на этнокультурные особенности, заложенные в информации (иллюстрации, песни), на традиции и культуру именно донских казаков. 

Если сомневаетесь в выборе того или иного факта, лучше не ставьте его совсем, чем использовать недостоверную информацию. 

Не забывайте о соблюдении авторского права при использовании материалов из интернета. Лучше выбирать картинки или рисунки по теме, а не чужие фото.  

  1. Песенно - танцевальный репертуар.

При отборе песни или музыки для танца или заставки для оформления проектных видео обращайте внимание на этническую культурную составляющую. Разучивайте и отбирайте казачьи песни и танцы в традиционном стиле (меньше современной авторской музыки и песен), ведь проект направлен именно для того, чтобы участники обратили внимание  на исконные песенные традиции и фольклор донских казаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание патриотизма на основе культурно – исторических традиций Донского казачества»

Одна из важнейших задач современного общества – духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.Чувство Родины начинается у ребенк...

Доклад "Народная кукла как педагогическое средство приобщения к культуре и традициям Донского казачества"

Доклад "Народная кукла как педагогическое средство приобщения к культуре и традициям Донского казачества"...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающуб предметно пространственную среду группы.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающую предметно пространственную среду группы....

Презентация на тему «Музыкальные казачьи игры , как отражение культуры и традиции донского казачества»

Презентацияна тему «Музыкальные казачьи игры , как  отражение  культуры и традиции донского казачества»...

«Музыкальные казачьи игры, как отражение культуры и традиций донского казачества»

МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик»г. Константиновск, Ростовской области.Кружилина Оксана ИвановнаМузыкальный руководительВысшая квалификационная категория «Музыкальные казач...