«Музыкальные казачьи игры, как отражение культуры и традиций донского казачества»
материал
МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик»
г. Константиновск, Ростовской области.
Кружилина Оксана Ивановна
Музыкальный руководитель
Высшая квалификационная категория
«Музыкальные казачьи игры, как отражение культуры и традиций донского казачества»
У казаков, как и любого другого народа, были свои традиции в играх.
Казачьи игры – это выражение народа в них играющего и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Казачата многие процессы жизнедеятельности отражали именно таким образом, через игру.
Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка. Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от 3 до 17 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachi_igry.docx | 22.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик»
г. Константиновск, Ростовской области.
Кружилина Оксана Ивановна
Музыкальный руководитель
Высшая квалификационная категория
«Музыкальные казачьи игры, как отражение культуры и традиций донского казачества»
У казаков, как и любого другого народа, были свои традиции в играх.
Казачьи игры – это выражение народа в них играющего и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Казачата многие процессы жизнедеятельности отражали именно таким образом, через игру.
Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка. Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от 3 до 17 лет.
Казачьи игры способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.
Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов.
Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.
Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре.
Призывающий играть, должен вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор.
Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения. В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку.
Считалки – это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества.
Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что их разделили на три группы:
игры без предметов: «Ляпка», «Плетень», « Иголка, нитка, узелок» и.т.д.
игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.): «Платок», «Подушечка», «Звоночек», «Лозины», «Заря-зарница» и т.д.
символические игры: «Всадники», «Грыбаки», «Ручеёк», «Кувшинчик» и т.д.
Игра «Шапка»
ЦЕЛЬ: развивать ловкость, внимание, умение перебрасывать и ловить предмет. Подходит для детей младшего дошкольного возраста и старшего.
ХОД ИГРЫ: На площадке играющие садятся на землю или стоят, образуя круг. В центре стоит один из игроков (водящий). Сидящий должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому. Если поймал, то садится в круг, а водящим становится кому летела эта шапка. Игра продолжается.
Игра «Звоночек»
Игра малой подвижности, подходит как для младшего дошкольного возраста, так и для старшего.
ЦЕЛЬ ИГРЫ: развивать внимание, ловкость, умение двигаться с закрытыми глазами на звук.
ХОД ИГРЫ: Дети становятся в круг. Считалкой выбираются двое водящих, одному завязывают глаза, другому дают в руки колокольчик. Круг замыкают руками, чтобы игроки не отходили далеко друг от друга. Водящий с завязанными глазами ловит водящего с колокольчиком по звуку, если поймает, то сам становится в круг, а другому игроку завязывают глаза, считалкой выбирается новый водящий с колокольчиком.
Проводимая работа показывает, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш техногенный век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. коллективные игры связывают, координирует детей, поднимают настроение, развивают физически, доставляют радость
Описание казачьих народных игр
Игра «Ляпка».
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она растворяет обидчивость недотрог, застенчивость робких.
Ход игры: Один из игроков — водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается кого–то осалить. Осалив, приговаривает:
«На тебе ляпку! Отдай её другому!»
Новый «Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку.
Правила игры. «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой «ляпок».
Лозины.
Цель игры: развитие ловкости, меткости, точности движений.
Участвуют до 10 человек. Делятся на две команды, в каждой команде выбирают «царя». Всем, кроме «царей» раздаются тоненькие ивовые прутики (можно по прутику в каждую руку). Задача каждой из команд дотронуться лозиной до «царя» противников. Каждое касание прутиком «замораживает» участника на 15 секунд. После трех касаний, участник выбывает из игры. Участники защищаются и атакуют только прутиками, элементы борьбы не допускаются. Хлестать по голове запрещается (в любом случае желательно иметь защитные очки). «Царь» может только убегать и уклоняться.
Игра помогает развить в ребятах способность работать в команде на достижение конечной цели, развивает базовые навыки сабельного и палочного боя, в том числе и против нескольких противников.
Мячики.
Цель игры: развитие ловкости, меткости.
Количество участников – от двух человек. Вариант первый «пеший». Одному из участников дают деревянную палку – макет шашки (можно в каждую руку), другому – несколько мячиков (отлично подходят мячи для большого тенниса). Задача первого защититься от мячей с помощью палки (либо с перемещением, либо, не сходя с места). Задача второго – попасть в противника мячиком.
Игра «Нагайка»
Описание игры: Играющие встают в круг по 10-15 человек. И присаживаются на корточки. Водящий с нагайкой обходит сидящих, старается положить сзади игрока незаметно нагайку. Тот игрок, за которым находится нагайка, должен взять ее в руки догнать водящего, слегка ударить. Водящий должен успеть занять место игрока. Если не успел, выбывает из игры.
Ведущий2. А сейчас, детвора, вас ждет новая игра.
Игра «Утица»
Описание игры: Дети образуют круг. В кругу два водящих «утушка» и «селезень». Утка в кругу, селезень за кругом. Играющие, взявшись за руки идут и поют:
«Шла утица по бережку,
Шла серая по кругу.
Вела детей за собой.
Вдруг селезень налетал!
Утицу догонял!
Улетай утица скорей, - Дети поднимают руки, утица убегает в ворота, селезень
Да в воротца, не робей!» пытается ее догнать. Если догнал -ведущие меняются.
Игра «Длинная лоза»
Описание игры: мальчики строятся в две команды. Присаживаются на колени. По сигналу играющие наклоняются, голова внизу, руки на полу. Последний игрок по сигналу отталкивается, двумя руками о спины игроков, перепрыгивая по спинам, движется вперед и становится первым и так каждый игрок. Побеждает команда, которая заканчивает первой.
ЦЕЛЬ: развивать умение действовать согласно текста, упражнять в логоритмике.
Игра «Подушечка»
ХОД ИГРЫ: Все играющие берутся за руки и встают в круг, один из играющих входит в круг с маленькой подушечкой, держа ее над головой. Играющие поют плясовую песню:
«Подушечка, подушечка моя пуховая
Молодушка моя, моя молодая!
Кого люблю, кого люблю того целую!
Тому мою подушечку, сейчас подарую!
Танцует с подушечкой в круге, после 2-3 повторений песни передает с поцелуем подушечку другому ребенку. Играют пока все побывают в кругу.
Игра «Всадник»
ЦЕЛЬ: развивать умение действовать согласно текста, четко выполнять все действия и произносить текст.
ХОД ИГРЫ: Играющие стоят по кругу, водящий в центре, верхом на коне (атрибут). Играющие шагают на месте, размахивая руками и произносят текст:
«У меня есть конь! Конь-огонь. 2 раза
Входящий скачет внутри круга и говорит:
«Я скачу на нем, на коне своем!
Останавливают коня между двух играющих, а они бегут в разные стороны по кругу. Кто первый добежит до коня, тот и выиграл. Становится водящим.
Игра «Плетень»
ЦЕЛЬ: закрепить умение перестраиваться в шеренгу колонну, действовать согласно текста; развивать внимание, быстроту реакции, чувства товарищества.
Ход ИГРЫ:
Играют 2 команды, по 6 и более человек встают на против друг друга в 2 шеренги. Скрещивают (переплетают) руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Ведущий говорит слова под которые команды выполняют определенные действия:
-Мы плели, плели плетень (одна команда поднимает руки -Любовались целый день. и опускает).
Эти же слова повторяет 2 команда.
-Расплетались (обе команды расплетают руки на плечи впереди стоящему игроку.)
-Очень долго (обе команды поворачиваются налево)
-Только никакого толку. (на эти слова вернуться в исходное положения и поднять руки вверх.
Игра «Чья команда вперед»
ЦЕЛЬ: развивать ловкость, внимание, силу, выносливость; умение играть коллективно, сопереживать или радоваться результатам; воспитывать интерес к народным играм.
ХОД ИГРЫ: Играющие делятся на две команды. Выбирают водящего используя считалочки:
«Катился горох по блюду; ты води а я не буду».
Водящий в каждой команде свой. Они берутся за концы одной палки, а играющие берутся друг за друга «цепочкой» и за своего водящего. На сигнал «начали» команды перетягивают друг друга.
Игра «Заря-зарница»
ЦЕЛЬ: развивать и совершенствовать бег по кругу в разные стороны, чувство соревнования, интерес к народным играм.
ХОД ИГРЫ: Играющие стоят по кругу, руки за спиной, а один из играющих «заря» ходит позади всех с лентой в руке и говорит: «Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ленты голубые,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые, за водой пошла!»
Осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот должен быстро взять ленту и оба бегут в разные стороны по кругу. Кто не успел занять место, тот «заря». Игра продолжается.
Игра «Иголка,нитка,узелок»
ЦЕЛЬ: развивать реакцию на быстроту движения и совместные действовать.
ХОД ИГРЫ: Игроки встают в круг и берутся за руки. Считалочкой выбирают героев «иголку, нитку, узелки». Герои бегут друг за другом то забегают или узелок отстают или неправильно вбегают, выбегают из круга, группа героев проигрывает. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигалась быстро, ловко, не отставая друг от друга. А вот играющие периодически закрывают круг и открывают (руки вверх, вниз).
Игра «Грыбаки» (Крестик)
ЦЕЛЬ ИГРЫ: развитие скоростной выносливости.
ХОД ИГРЫ: Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой. Выбираются «грыбаки» — пара, которая становится впереди всех на небольшом от них расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.
Правила игры:
если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади всех пар;
если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.
Игра «КАШИ»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: развитие ловкости, силовой выносливости.
ХОД ИГРЫ: На игровой площадке дети становятся в кружок и один из них, бросая
мяч о землю, говорит: «Дети, каши!» Мяч подскакивает, а играющие
пытаются его поймать. Тот, кто поймал мяч, садится верхом на того
игрока, который вместе с ним протянул руку к мячу, и снова бьет мяч о
землю, остальные игроки стараются его поймать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание патриотизма на основе культурно – исторических традиций Донского казачества»
Одна из важнейших задач современного общества – духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.Чувство Родины начинается у ребенк...
Доклад "Народная кукла как педагогическое средство приобщения к культуре и традициям Донского казачества"
Доклад "Народная кукла как педагогическое средство приобщения к культуре и традициям Донского казачества"...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающуб предметно пространственную среду группы.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающую предметно пространственную среду группы....
Консультация для родителей "Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества
Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры.В связи с этим, существен...
Презентация на тему «Музыкальные казачьи игры , как отражение культуры и традиции донского казачества»
Презентацияна тему «Музыкальные казачьи игры , как отражение культуры и традиции донского казачества»...