Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность (из опыта работы)
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(выступление из опыта работы)
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то,
что народом сохранено,
что запечатлено народом,
что народ пронес через столетия…»
М.И. Калинин
Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературе, о своих праздниках, обычаях, традициях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. В этом ребёнку должны помочь мы, педагоги, так как с нами они проживают, важный и значимый период своей жизни – детство.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщения детей к театрализованной деятельности.
Основной целью воспитания нравственной личности у ребёнка является приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.
Прививать духовно-нравственные ценности дошкольникам через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа.
Театрализованная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир! Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Изучая русский фольклор, убедилась, что он является отличной основой для развития театрализованной деятельности в ДОУ, творческих способностей дошкольников. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты в виде небольшой инсценировки с персонажем, театральных игр, игр-драматизаций с пальчиками, импровизаций, сюжетных этюдов по сказкам, рассказам. Театрализованная деятельность, направленная на приобщение детей к национальной культуре позволяет использовать все виды фольклора (сказки, потешки, пословицы, песенки, загадки и т.д.).
Творческая природа фольклора велика. Для каждого, даже самого маленького ребёнка, она даёт творческий стимул к его развитию.
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально- эстетического воспитания ребёнка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов.
Театрализованная игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.
Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.
Вот некоторые названия развлечений, досугов и праздников, которые проводились и проводятся у нас в саду: «Осенние посиделки», «Колядки», «Масленица», «Праздник Пасхи», «Фестиваль народных игр», «День Семьи», «Яблочный спас», «Казаки кубанские славят край родной», выставки поделок из природного материала посезонно и д.р. Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, создание мини-музея «Русская изба», где воссозданы элементы традиционного быта, насыщение его подлинными предметами.
В канву праздника органично вплетаются народные игры «Плетень»,
«Ручеёк», «Золотые ворота». В игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию. Главная особенность игры – её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде, раскрывается и реализуется творческий потенциал ребёнка. Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного интонирования. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе.
А как же не сыграть в оркестре на ложках?
Ну-ка ложки нам продай, позвончее выбирай!
Думал, ложкой щи хлебают? Ложками давно играют!
В оркестре звучат ложки, бубны, трещотки, маракасы, ксилофон, рожок, мальчики имитируют игру на плоскостных балалайках. Детское музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, совершенствует тембровый слух и чувство ритма. В процессе игры на ДМИ ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: развиваются и совершенствуются музыкальные и артистические способности.
Таким образом, театрализованные постановки помогают не только решать многие образовательные задачи, но и сохранять эмоциональный комфорт в условиях дошкольного образовательного учреждения.
А наши театрализованные постановки очень тесно переплетаются с музыкой, и поэтому, в завершении хотелось бы вспомнить слова Платона: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения». От се6я добавлю, что в сочетании с театральной деятельностью этот процесс становится во сто крат интереснее и эффективнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приобщение детей младшего возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность".
Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-549397-1488043536.jpg)
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/10/picture-862557-1481357388.jpg)
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной народной культуре через игровую деятельность с использованием авторского материала и информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность и значение приобщения детей к национальным татарским играм, внедрение информационно-коммуникационных технологий в создании музыкально-дидактических игр: цели и задачи....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-763573-1575145714.jpg)
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-763573-1575145714.jpg)
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-180839-1359912194.jpg)
План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»
Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в дошкольном образовательном учреждении...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/06/picture-1424012-1665082157.jpg)
Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."
С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...