«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»
учебно-методический материал на тему

Савенко Мария Сергеевна

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятии произведения искусства/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savenko_m.s.docx19.21 КБ
Файл savenko.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение воспитателей,

работающих с детьми среднего возраста

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной                                                    культуре через художественно-эстетическое развитие»    

                                                                             Подготовила:

                                                                       воспитатель МБДОУ ДС №2

                                                                       Савенко Мария Сергеевна

ст. Выселки

2016 год

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятии произведения искусства.

Одной из основных задач, решаемых детским садом, является воспитание любви к своей малой Родине.

В русской народной культуре обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте инародной мудрости.

Ознакомление дошкольников с русской народной культурой помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам

Цель моей работы: Приобщить детей к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

• Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

• Продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

• Создать условия для активации творческого мышления детей.

Новизна заключается в создании организационно-педагогических условий патриотического воспитания дошкольного возраста при использовании краеведческого материала, через:

- игровую образовательную деятельность, с элементами краеведения;

- тематическое планирование;

- цикл дидактических, подвижных и народных игр;

- тематику консультаций для родителей и для педагогов ДО;

- использование литературных произведений.

(поговорок, прибауток, пословиц, загадок)

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволяет нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, с чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию использую следующие методы и приемы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

Сделать занятие интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.

Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, филимоновской игрушки, дымковской и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией, рисованием.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания декоративного богатства своего народа, освоения русской народной культуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие» Подготовила: воспитатель МБДОУ ДС №2 Савенко Мария Сергеевна

Слайд 2

Цель: приобщить детей к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие. Задачи: • способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории. • продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. • создать условия для активации творческого мышления детей.

Слайд 3

В создании организационно-педагогических условий для развития патриотического воспитания дошкольников использую краеведческий материал: - игровую образовательную деятельность, с элементами краеведения; - тематическое планирование; - цикл дидактических, подвижных и народных игр; - тематику консультаций для родителей и для педагогов ДО; - использование литературных произведений. (поговорок, прибауток, пословиц, загадок)

Слайд 4

М етоды и приемы: - создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ; - сравнение элементов узора и различных вариантов композиций; - использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора); - показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора; - сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью) .

Слайд 6

Сорока, сорока Сорока, сорока, Сорока-белобока . Кашку варила, Деток кормила. На порог скакала, Гостей созывала. Гости услыхали, Быть обещали. Гости на двор, Кашицу на стол. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печки не топил, Каши не варил. Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? Аты-баты ! Шли солдаты, Аты-баты ! На базар. Аты-баты ! Что купили? Аты-баты ! Самовар! Аты-баты ! Сколько стоит? Аты-баты ! Три рубля! Аты-баты ! Он какой? Аты-баты ! Золотой!

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре через игру".

Статья "Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре через игру"....

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."

С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...

Статья "Приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, через метод проектирования в ДОУ".

В статье говорится об использование метода проектов в ДОУ. Именно совместная проектная деятельность взрослых и детей создает благоприятные условия для приобщения детей к народной культуре. Как рассказ...