«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»
учебно-методический материал на тему

Савенко Мария Сергеевна

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятии произведения искусства/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savenko_m.s.docx19.21 КБ
Файл savenko.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение воспитателей,

работающих с детьми среднего возраста

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной                                                    культуре через художественно-эстетическое развитие»    

                                                                             Подготовила:

                                                                       воспитатель МБДОУ ДС №2

                                                                       Савенко Мария Сергеевна

ст. Выселки

2016 год

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятии произведения искусства.

Одной из основных задач, решаемых детским садом, является воспитание любви к своей малой Родине.

В русской народной культуре обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте инародной мудрости.

Ознакомление дошкольников с русской народной культурой помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам

Цель моей работы: Приобщить детей к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

• Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

• Продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

• Создать условия для активации творческого мышления детей.

Новизна заключается в создании организационно-педагогических условий патриотического воспитания дошкольного возраста при использовании краеведческого материала, через:

- игровую образовательную деятельность, с элементами краеведения;

- тематическое планирование;

- цикл дидактических, подвижных и народных игр;

- тематику консультаций для родителей и для педагогов ДО;

- использование литературных произведений.

(поговорок, прибауток, пословиц, загадок)

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволяет нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, с чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию использую следующие методы и приемы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

Сделать занятие интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.

Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, филимоновской игрушки, дымковской и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией, рисованием.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания декоративного богатства своего народа, освоения русской народной культуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие» Подготовила: воспитатель МБДОУ ДС №2 Савенко Мария Сергеевна

Слайд 2

Цель: приобщить детей к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие. Задачи: • способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории. • продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. • создать условия для активации творческого мышления детей.

Слайд 3

В создании организационно-педагогических условий для развития патриотического воспитания дошкольников использую краеведческий материал: - игровую образовательную деятельность, с элементами краеведения; - тематическое планирование; - цикл дидактических, подвижных и народных игр; - тематику консультаций для родителей и для педагогов ДО; - использование литературных произведений. (поговорок, прибауток, пословиц, загадок)

Слайд 4

М етоды и приемы: - создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ; - сравнение элементов узора и различных вариантов композиций; - использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора); - показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора; - сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью) .

Слайд 6

Сорока, сорока Сорока, сорока, Сорока-белобока . Кашку варила, Деток кормила. На порог скакала, Гостей созывала. Гости услыхали, Быть обещали. Гости на двор, Кашицу на стол. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печки не топил, Каши не варил. Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? Аты-баты ! Шли солдаты, Аты-баты ! На базар. Аты-баты ! Что купили? Аты-баты ! Самовар! Аты-баты ! Сколько стоит? Аты-баты ! Три рубля! Аты-баты ! Он какой? Аты-баты ! Золотой!

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."

С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...

Статья "Приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, через метод проектирования в ДОУ".

В статье говорится об использование метода проектов в ДОУ. Именно совместная проектная деятельность взрослых и детей создает благоприятные условия для приобщения детей к народной культуре. Как рассказ...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность (из опыта работы)

      Самым высоким  видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ ...