«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»
учебно-методический материал на тему
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятии произведения искусства/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savenko_m.s.docx | 19.21 КБ |
savenko.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение воспитателей,
работающих с детьми среднего возраста
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ ДС №2
Савенко Мария Сергеевна
ст. Выселки
2016 год
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятии произведения искусства.
Одной из основных задач, решаемых детским садом, является воспитание любви к своей малой Родине.
В русской народной культуре обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте инародной мудрости.
Ознакомление дошкольников с русской народной культурой помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам
Цель моей работы: Приобщить детей к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
• Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
• Продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
• Создать условия для активации творческого мышления детей.
Новизна заключается в создании организационно-педагогических условий патриотического воспитания дошкольного возраста при использовании краеведческого материала, через:
- игровую образовательную деятельность, с элементами краеведения;
- тематическое планирование;
- цикл дидактических, подвижных и народных игр;
- тематику консультаций для родителей и для педагогов ДО;
- использование литературных произведений.
(поговорок, прибауток, пословиц, загадок)
Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволяет нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, с чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию использую следующие методы и приемы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
Сделать занятие интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.
Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, филимоновской игрушки, дымковской и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией, рисованием.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания декоративного богатства своего народа, освоения русской народной культуры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: приобщить детей к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие. Задачи: • способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории. • продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. • создать условия для активации творческого мышления детей.
В создании организационно-педагогических условий для развития патриотического воспитания дошкольников использую краеведческий материал: - игровую образовательную деятельность, с элементами краеведения; - тематическое планирование; - цикл дидактических, подвижных и народных игр; - тематику консультаций для родителей и для педагогов ДО; - использование литературных произведений. (поговорок, прибауток, пословиц, загадок)
М етоды и приемы: - создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ; - сравнение элементов узора и различных вариантов композиций; - использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора); - показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора; - сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью) .
Сорока, сорока Сорока, сорока, Сорока-белобока . Кашку варила, Деток кормила. На порог скакала, Гостей созывала. Гости услыхали, Быть обещали. Гости на двор, Кашицу на стол. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печки не топил, Каши не варил. Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? Аты-баты ! Шли солдаты, Аты-баты ! На базар. Аты-баты ! Что купили? Аты-баты ! Самовар! Аты-баты ! Сколько стоит? Аты-баты ! Три рубля! Аты-баты ! Он какой? Аты-баты ! Золотой!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре через игру".
Статья "Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре через игру"....
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Приобщение детей подготовительной группы к русской народной культуре через художественное -эстетическое развития.
Консультация...
Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."
С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...
Статья "Приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, через метод проектирования в ДОУ".
В статье говорится об использование метода проектов в ДОУ. Именно совместная проектная деятельность взрослых и детей создает благоприятные условия для приобщения детей к народной культуре. Как рассказ...