Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."
методическая разработка
С Е М И Н А Р
для педагогов и родителей
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Цель: знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания.
Задачи:
Образовательные:
- создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы);
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения в образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества;
- создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.
Материалы и оборудование: заготовки матрёшек, геометрический конструктор, степлер, цветная бумага, клей ПВА, деревянная шпажка, цветная проволока ШЕНИЛ, костюмы матрешек, скомороха, деда, бабки, хозяюшки, балалайка, сундучок, бутафория: русская печь, сарафан, рубаха, стол и стулья в стиле хохломы, самовар, крынка, музыкальное сопровождение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
С Е М И Н А Р
для педагогов и родителей
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Цель: знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания.
Задачи:
Образовательные:
- создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы);
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения в образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества;
- создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.
Материалы и оборудование: заготовки матрёшек, геометрический конструктор, степлер, цветная бумага, клей ПВА, деревянная шпажка, цветная проволока ШЕНИЛ, костюмы матрешек, скомороха, деда, бабки, хозяюшки, балалайка, сундучок, бутафория: русская печь, сарафан, рубаха, стол и стулья в стиле хохломы, самовар, крынка, музыкальное сопровождение.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада Вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «НЕТ» или «ДА»
Едва не замёрзли в дороге, в пути,
Но всё равно на семинар вы пришли? (ДА)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (ДА)
Чтоб деткам своим во всём помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (ДА).
Кошмар этот помните со студенческих лет,
Мы скучные лекции слушаем? (НЕТ).
Чтоб дух семинара нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (ДА)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, мы можем начать? (ДА)
«Мастерство и поиск»
квест - игра для педагогов и родителей
Задание-тест «Педагогический зачет»
1 СТОЛ
Педагогика –наука о ..........
1.Воспитании и обучении
2.Обучении и питании
3.Образовании и воспитании
4.Питании и поведении
Как называется представление педагогом своих достижений?
1.Реклама
2.Портфолио
3.Автопортрет
4.Фотоальбом
Что в переводе с латинского означает слово «с е м и н а р»?
1.Питомник
2.Хозяйство
3.Рассадник
4.Семь наук
Когда проходит августовская педагогическая конференция ?
1.После дождика в четверг.
2.Всередине Вашего отпуска.
3.В конце августа.
4.1 апреля.
Что из нижеперечисленного не относится к формам педагогического
поощрения?
1.Похвала
2.Благодарность
3.Присвоение звания
4.Оценка
Функциями процесса обучения являются ...
1.воспитательная, прогностическая, проектировочная
2.образовательная, воспитательная, развивающая
3.образовательная, воспитательная, объяснительная
4.развивающая, образовательная, прогностическая
К традиционным занятиям относятся:
1.Лекция, семинар, экскурсия
2.Проект, КТД, Виртуальная экскурсия
3.Диспут, мастер-класс, философский
2 СТОЛ
«Там, на неведомых дорожках…»
1) Составьте из этих слов пословицы.
Свет, тьма, ученье, неученье.(Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Терпеть, быть, казак, атаман. (Терпи,казак: атаманом будешь.)
Смотреть, конь, не, дарёный, в, зуб.(Дареному коню в зубы не смотрят.)
2) Найдите неправильное слово, исправьте ошибку.
Город не тётка.
Есть ещё горох в гороховнице.
Рысак русака видит издалека.
Уменье – свет, а неуменье – тьма.
Комар косу не подточит.
3) Закончите пословицу.
Не стыдно не знать, ... (стыдно не учиться).
На смелого собака лает, ... (а трусливого кусает).
Не мил и свет, ... (когда друга нет).
Не плюй в колодец - ... (пригодится воды напиться).
Не зная броду, ... (не лезь в воду).
3 СТОЛ
«Атрибуты старины»
Предмет утвари, с которым девушки, женщины в старину ходили по воду. Коромысло
Старинный гаджет , которым предварительно макнув в жир, хозяйки, смазывали сковороды, противни для выпечки. Гусиное крыло
Она выполненна из соломы, ниток, либо лоскутов – оберег, оберегала ребенка от дурного глаза, болезни, беды. Небольшая кукла
Чтобы не обжечь руки и не обвариться, этим предметом брались горячие горшки и вытаскивались из печи. Ухват
Заменял крестьянам шкаф, служил для хранения верхней одежды, костюмов, приданного невесты и т. п. Сундук
Приспособление, куда вставлялась щепа (лучина) для освещения избы. Светец
Заменяла девушкам, молодым женщинам румяна. Вареная свекла, разрезанная на две половинки.
Предназначена для прядения пряжи. Прялка (ножная)
Эти предметы использовались молодыми девушками не всегда по назначению, например, во время рождественских гаданий «на суженого». Валенок, гребешок
4 СТОЛ
ШАГ 1. Возьмите лист цветной бумаги (согласно вашему настроению, в данный момент) формата А4, согните его гармошкой (техника выполнения веера).
ШАГ 2. Полученную заготовку визуально разделите на три части. 1/3 заготовки закрепите при помощи степлера.
ШАГ 3. Левые и правые края верхней части соедините с краями нижней части, тоже при помощи степлера.
ШАГ 4. Обратите внимание!!! На столе имеются заготовки: деревянная шпажка, клей ПВА, цветные треугольники и смотрящие на вас милые лица девочек. Подумайте, что можно сделать из предложенного вам набора?
ШАГ 5. После мозгового штурма ШАГА 4, закрепите полученный результат на цветной заготовке.
ШАГ 6. О, какая удача! Цветная проволока ШЕНИЛ! Есть идеи, куда ее пристроить?
Ну как вам результат?!
Хозяюшка 1:
Внимание! Внимание!...
В честь праздника,
Объявляем весёлое гуляние!
Поспешите, поспешите!
Ничего не пропустите!
Сценка «Ярмарка»
Ведущий:
Бабка с Дедкою вдвоём
Жили в домике своём.
И сказать, конечно, нужно,
Они жили очень дружно.
Бабка по хозяйству хлопотала:
Мыла, чистила, стирала, убирала…
Дедка тоже… на печи сидел
Иль на улицу в окошечко глядел.
Дед:
Красно солнышко пригрело,
На душе повеселело.
Пойти, что ли, погулять,
Свои косточки размять?
Ты, жена, обед сварила б
Да блинов бы напекла.
Внучка нам вчера звонила,
В гости быть она должна.
Бабка:
Я блинов-то напеку.
Ну, а где же взять муку?
На базар бы ты сходил
И продуктов нам купил.
Дед:
Нынче на базар пойду,
Всем гостинцев накуплю:
Дочке — шёлковый платок,
Тебе — сдобный кренделёк.
Нашей внучке Настеньке –
Сарафанчик красненький.
Надо в путь мне собираться
И скорее отправляться.
Дед и Бабка уходят.
Скоморох:
Ярмарка, ярмарка,
Удалая ярмарка!
Здесь добра всего не счесть,
Для любого выбор есть!
Играет русская народная песня «Ярмарка»
Хозяюшка:
Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Ведущий:
Вынимаю напоказ,
И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какими, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Ножек нет и нету рук.
Пять сердечек: тук-тук-тук!
В сарафанах и платочках.
Губки-бантик. Носик - точки.
Есть побольше, есть и крошки!
Как зовут сестриц…
Дети: Матрешки
Физкультминутка-разминка
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко –
(притопы на месте)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас чистые ладошки –
(хлопки в ладоши)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас новые сапожки –
(поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко –
(повороты с притопами вокруг себя)
СКАЗКА ПРО РУБАХУ И САРАФАН
Ведущий:
Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
Звучит русская народная мелодия.
Рассказчик:
Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела, и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха:
Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Рассказчик:
Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан:
Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха:
Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод, я дружу с пояском.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.
Ведущий:
Ребята, давайте вспомним, что купил дед на ярмарке?
Дети:
Платочек, кренделёчек, сарафанчик.
Ведущий:
А сказку, про что мы с вами слушали?
Дети:
Про сарафан и рубаху.
Ведущий:
Посмотрите, на столах у вас располагаются заготовки матрёшек. Рассмотрите их внимательно, что в них не так?
Дети:
У матрёшек красивые платочки, яркие бантики, но сарафаны у них белые.
Ведущий:
Что же нам нужно с вами сделать, чтобы у матрешек был красивый наряд?
Дети:
Раскрасить, украсить.
Ведущий:
Да, верно. Я, предлагаю вам для составления узора воспользоваться палочками Кюизенера. Только обратите внимание, что узор нужно вкладывать по двум признакам. Каким?
Дети: Цвет и фигура.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор
Под русскую народную музыку дети выполняют работу.
После выполнения работы описывают получившийся результат.
Получилось все на диво,
И забавно, и красиво!
Громче хлопайте в ладошки!
Вот они матрешки-крошки!
Ведущий:
Ой, что то мы засиделись братцы,
Не пора ли нам разгуляться.
Исполнение танца «Матрёшки».
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к народной культуре"
Консультация для воспитателей нва тему: "Развитие творческих способностей у дете дошкольного возраста на основе приобщения к народной культуре"...
Художественное развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к народной культуре
Народная культура для детей дошкольного возраста...
Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"
Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...
Проект «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народной культуры»
=Актуальность проекта.В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национ...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (подготовительная к школе группа)
Цель:1. Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.2. Развитие интереса к устному народному творчеству.Задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с интерьер...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (младший дошкольный возраст)
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриатических чувств. Развитие интереса к устному народному творчеству. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего н...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)
Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....