Доклад "Фольклор, как форма развития нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста"
материал (младшая группа)
Значение фольклора в развитии нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_gmo_-_s.l.v._1.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на ГМО
"Фольклор как форма развития нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста"
Подготовил:
воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ ДС №1 СП «Ладушки»
Слободчикова Любовь Владиславовна
Слайд 2. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это задача особенно актуальна сегодня не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Дети должны впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры–забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить большую работу в данном направлении.
Поэтому одной из главных задач своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре. А поскольку всё это возможно в раннем возрасте только посредством фольклора, то направлением работы я выбрала тему: «Фольклор как форма развития нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста».
Слайд 3. Согласно Стандартам дошкольного образования Программа детского сада должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Фольклор для детей раннего возраста одна из доступных задач в обучении и воспитании. Через фольклор мы помогаем ребенку развиваться в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми, используем его в любой деятельности. Изучив педагогическую и методическую литературу, мы отметили и пришли к выводу, что мини-инсценировки, устное народное творчество, фольклорные произведения, внедренные в свободную и организованную деятельность детей, способствуют духовному и нравственно-патриотическому развитию детей раннего возраста.
Слайд 4. Игры-инсценировки, фольклорные развлечения пользуются у детей неизменной любовью. Как только ребёнок приходит к нам в группу, мы начинаем адаптацию его к новым условиям детского сада, через фольклор и его различные формы. Маленькие детки с интересом откликаются на пестушки и потешки, затихают и вслушиваются в речь взрослого. Подрастая, малыши с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в героев произведения, водят хороводы, играют на русских музыкальных инструментах. Фольклорные развлечения мы используем, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, когда ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Слайд 5. Игра-развлечение - это особенная игра, в которой мы с детьми дети закрепляем знакомые сюжеты, и отмечаем, полученные знания. В этих играх учим детей создавать свой маленький мир, в котором они будут чувствовать себя хозяином, творцом происходящих событий, которые близки и понятны детскому восприятию.
По утверждению ученых, в любой «игре» есть возможность драматизации. Иначе говоря, драматизировать можно любой игровой или фольклорный материал.
Драматизировать, изображать, разыгрывать литературное произведение, мы учим с раннего возраста. Инсценировка помогает детям понимать русские обряды, обычаи, запомнить новые слова, осмыслить течение событий, передать образ героев, их индивидуальность. Не так давно мы показывали детям сказку «Курочка Ряба», но это был не просто кукольный театр, а с участием детей и практическим показом хрупкости «простого яйца» и твёрдого «золотого». Надо было видеть, как дети были огорчены и удивлены, когда по-настоящему разбилось яйцо. В конце кукольного театра дети в благодарность доброй Курочке Рябе приготовили угощение – нарисовали пальчиками зёрнышки на тарелочке. Это было не просто представление, а в то же время и воспитание доброты, внимательного отношения к старшим и умения проявить заботу, участие.
Приобщение детей к фольклору способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
Слайд 6. С первыми фольклорными формами, как я уже говорила ранее, мы начали знакомить малышей в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, чтения потешек. А начиная с двух лет, уже разыгрывать с детьми различные повседневные ситуации. При этом не только играть с ними в куклы и мягкие игрушки, но и показывать им простейший «кукольный театр», т.е. разыгрывать с обычными игрушками сначала очень простые сюжеты, а потом все более сложные. Как правило, маленькие дети с удовольствием смотрят такие «представления», а через некоторое время начинают увлеченно, как могут, показывать их и сами.
Также проводим игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально мы сами проговариваем и сами проделываем движения, а дети лишь слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…», «Мой веселый мяч», «Мы матрешки», «Солнышко – вёдрышко» и т.д.
Слайд 7. Естественно художественное произведение подбираем в соответствии с возрастными возможностями детей. Знакомим с текстом произведения, а затем предлагаем узнавать персонажей на картинках и игрушках. Прежде чем провести игру – драматизацию, мы организовываем дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о медведе, волке и т.д. А затем обучаем детей умению изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль), тем самым стараясь вызвать эмоциональное положительное отношение.
В повседневной жизни, как и все педагоги, используем разнообразные кукольные театры (бибабо, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям потешек и сказок.
Слайд 9. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке по содержанию малых фольклорных форм. Наблюдая, как дети сопереживают героям потешек, русских народных сказок, мы отметили насколько дети стали более внимательны к сверстникам, игрушкам, закрепились представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Систематически участвуя в той или иной игре, дети начали понимать ее содержание. Наши маленькие воспитанники уже сейчас стремятся показать, что испытывает персонаж, что помогает им осваивать азбуку взаимоотношений.
Используя в нашей работе устное народное творчество, мы не только даём ребятам первые представления об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учим жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
Маленькие дети особенно отзывчивы на интонацию, мелодию, ритм. Поэтому у нас в детском саду, активно практикуется введение музыкальных моментов в игре- инсценировке, что делает их более привлекательными, а, следовательно, развивает ценные качества ребёнка: чувство ритма, эстетические качества, эмоциональность, чувство общности с другими детьми и традициями российского народа.
Слайд 10. И в заключении хочется сказать, что играя и драматизируя с детьми, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Фольклор в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
А сейчас предлагаю вашему вниманию видео-ролик развлечения «Как у наших у ворот», реализованный совместно с музыкальным руководителем Татьяной Николаевной Шевелёвой.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»
Консультация "Развитие нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города"...
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ «ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Доклад по теме "Значение дидактических игр для воспитания детей раннего возраста"...
Презентация "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей раннего возраста"
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей раннего возраста происходит через воздействие на него всего ближайшего окружения ребенка, во всех видах детской деятельнос...
Презентация "Предметно – пространственная развивающая среда на развитие нравственно – патриотических чувств у детей раннего дошкольного возраста"
Патриотизм включает в себя много понятий, связанных с любовью к родным местам, гордостью за свой народ и его историю, ощущением причастности к окружающему миру, желанием сохранять и приумножать богатс...
Проект ,,Развитие нравственно-патриотических чувств у детей раннего возраста в играх с песком и водой"
laquo;…Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственном...
«Развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»
Сообщение из опыта работы...
Доклад на тему: «Формирование основ нравственно - патриотических ценностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО»
Тема доклада: «Формирование основ нравственно - патриотических ценностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО»«Быть человеком - значит не только обладать знаниям...