Доклад на тему: «Формирование основ нравственно - патриотических ценностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО»
материал

Кольцова Татьяна Сергеевна

Тема доклада: «Формирование основ нравственно - патриотических ценностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО»

«Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас».

                                                                                                              Георг Лихтенберг

        Как отмечает наш президент В.В. Путин:

      «В нашей жизни произошли сложные события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Произошла смена кумиров молодёжи.

      Бэтмен известен, а какой-нибудь наш богатырь - нет. Это неправильно.

       Наблюдается разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. Нормой жизни становится открытие детских домов при живых родителях.

        Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимн своей страны, то сейчас о нём говорят в основном негативно.

        Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение».

Формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. В условиях перехода на ФОП дошкольного образования эта тема приобретает особую актуальность.

Нравственно-патриотические чувства формируются на основе понимания ребенком своей принадлежности к определенному обществу, государству и нации. Они включают в себя любовь к Родине, уважение к ее истории, традициям и культуре, а также осознание собственных прав и обязанностей гражданина.

В рамках ФОП ДО воспитание нравственно - патриотических чувств начинается еще с самых ранних лет жизни ребенка. Педагоги в детском саду активно работают над развитием патриотизма, используя различные методы и формы работы.

В группах нашего детского сада созданы уголки, где собран теоретический и практический материал:  элементы государственной и краевой символики – флаг, герб, художественная литература для детей;  литература для родителей и педагогов;  демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий.

Согласно федеральной образовательной программе, один из основных принципов патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте - это активное участие в жизни своей страны. Для достижения этой цели, необходимо привлекать детей к участию в различных мероприятиях, посвященных памятным датам и историческим событиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_5.12.2024.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №93»

ДОКЛАД

на тему: «Формирование основ нравственно - патриотических ценностей у детей дошкольного возраста

в условиях реализации ФОП ДО»

в рамках педагогического совета №2 «Система работы в ДОУ

по     воспитанию нравственно – патриотических чувств

у   дошкольников»

                                                                                                                     Выполнила:

                                                                                             воспитатель Кольцова Т.С.

г.Саранск, 2024г.

Тема доклада: «Формирование основ нравственно - патриотических ценностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО»

«Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас».

                                                                                                              Георг Лихтенберг

        Как отмечает наш президент В.В. Путин:

      «В нашей жизни произошли сложные события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Произошла смена кумиров молодёжи.

      Бэтмен известен, а какой-нибудь наш богатырь - нет. Это неправильно.

       Наблюдается разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. Нормой жизни становится открытие детских домов при живых родителях.

        Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимн своей страны, то сейчас о нём говорят в основном негативно.

        Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение».

Формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. В условиях перехода на ФОП дошкольного образования эта тема приобретает особую актуальность.

Нравственно-патриотические чувства формируются на основе понимания ребенком своей принадлежности к определенному обществу, государству и нации. Они включают в себя любовь к Родине, уважение к ее истории, традициям и культуре, а также осознание собственных прав и обязанностей гражданина.

В рамках ФОП ДО воспитание нравственно - патриотических чувств начинается еще с самых ранних лет жизни ребенка. Педагоги в детском саду активно работают над развитием патриотизма, используя различные методы и формы работы.

В группах нашего детского сада созданы уголки, где собран теоретический и практический материал:  элементы государственной и краевой символики – флаг, герб, художественная литература для детей;  литература для родителей и педагогов;  демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий.

Согласно федеральной образовательной программе, один из основных принципов патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте - это активное участие в жизни своей страны. Для достижения этой цели, необходимо привлекать детей к участию в различных мероприятиях, посвященных памятным датам и историческим событиям.

Ведётся работа по ознакомлению с народными и православными праздниками: Масленица, Пасха. В народных праздниках, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями. В разных формах и разными способами осуществляется социализация детей, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь.

Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.

Воспитатели проводят занятия по изучению культурного наследия, знакомят детей с русскими народными играми, танцами, стихами,  русскими и мордовскими народными сказками, пословицами и поговорками. Было поведено мероприятие по ознакомлению детей со сказками А.С.Пушкина, на котором дети с удовольствием перевоплощались в сказочных героев.

Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала осуществляется в ходе организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составляют традиционно-обрядовые праздники и развлечения.

При работе по воспитанию любви к родному селу, надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу должны проявляться у него как восхищение своей малой родиной, своим посёлком.

Задача у педагогов состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы нашей Родины, их происхождение, значение, образы, функции, цвета. И как человек не может жить без имени, фамилии и отчества, так и его Родина не может существовать без флага, герба и гимна. Второй год подряд у нас вошло в традицию каждое утро петь гимн Российской Федерации.

В рамках патриотического воспитания педагоги касаются темы войны, рассказывая о том какой ценой досталась нашему народу победа. Воспитатели используют как традиционные формы работы,  беседы: «Дети – герои Великой Отечественной войны»; «Подвигу военных медиков посвящается» и т.д.; был проведён физкультурный праздник посвящённый дню Победы;  так и инновационные, активно участвуя в патриотических акциях: «Ленточка Ленинградской победы»; Всероссийская акция «Окна Победы»; «Сад Памяти»; «Стена памяти».

 Большое внимание уделяем специальной военной операции, принимая активное участие в акциях: «Письмо солдату», «Открытка солдату СВО»,  «Тепло для героя». Мы уверены, что эти знания способствуют нравственно - патриотическому воспитанию детей.

Формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ФОП ДО требует совместных усилий педагогов, родителей и общества в целом. Важно помнить, что основой патриотического воспитания является уважение и любовь к каждому ребенку, его семье и культурному многообразию. Только через индивидуальный подход и взаимопонимание можно сформировать у детей нравственно - патриотические чувства, которые будут сопровождать их на протяжении всей жизни.

         Ребенок впервые открывает Родину в своей семье. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как труд, долг, честь. Формирование чувства любви и привязанности к родному дому - это первая ступень духовно - нравственного воспитания.

         Именно поэтому организовывали праздники «День матери», «День отца», «День пожилого человека», «День защитника Отечества», «День семьи, любви и верности».

Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФОП дошкольного образования в 2023 году представляет собой важную задачу. Оно основано на формировании любви и уважения к своей Родине, активном участии в жизни страны, изучении и привлечении культурных традиций, а также усвоении государственных символов. Эффективное проведение патриотического воспитания поможет создать основу для будущего патриотического развития детей, сделав их истинными гражданами своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Все начинается с детства» - как  нельзя больше сочетается  с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрож...

Статья "Физическая культура как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В последние годы проблемы духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. В настоящее время готов проект дальнейшей государственной программы «...

"Формирование представлений о нравственно-патриотических ценностях у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Цель: воспитание любви к Отечеству, формирование ответственного отношения к окружающей природе и людям, становление устойчивой связи поколений....

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...

Презентация на тему «Формирование гражданских и патриотических ценностей у детей дошкольного возраста в условиях проектной деятельности»

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отн...