Создание условий для развития предпосылок инженерного мышления на занятиях в детском саду
методическая разработка
В свете задач, поставленных пред нами региональной программой «Уральская инженерная школа» одной из целей дошкольного образования, становится формирование предпосылок инженерного мышления. Это значит, что общество ждет на производство перспективные молодежные кадры с креативным мышлением, способных ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющих самостоятельно создавать новые технические формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.22 МБ |
![]() | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Создание условий для развития предпосылок
инженерного мышления
на занятиях в Детском саду
Групповая консультация по актуальным вопросам работы по проекту «Будущие инженеры»
1 слайд. В свете задач, поставленных пред нами региональной программой «Уральская инженерная школа» одной из целей дошкольного образования, становится формирование предпосылок инженерного мышления. Это значит, что общество ждет на производство перспективные молодежные кадры с креативным мышлением, способных ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющих самостоятельно создавать новые технические формы.
2 слайд. Что же такое инженерное мышление? Инженерному мышлению дается следующее определение: «Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…».
3 слайд. Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в профессиональной деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, ответственность, умение анализировать, прогнозировать. Инженерным мышлением обладает не каждый человек. Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.
- слайд. Структура инженерного мышления.
- Профессиональное самосознание – это сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды, общения с профессионалами и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Оно включает в себя: сознание своей принадлежности к определённой профессиональной общности; знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своём месте в системе профессиональных ролей; знание о степени своего признания в профессиональной группе; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач. Степень сформированности профессионального самосознания выступает предпосылкой становления активной жизненной позиции личности и её успешности в профессиональной деятельности
- Рациональный элемент инженерного мышления включает в себя теоретическую и методологическую основу, которую составляют знания: технические, технологические, естественно-научные, инженерные. Также к рациональному элементу относят логическое мышление, с помощью которого человек пользуется чёткими и конкретными понятиями.
- Аксиологический элемент инженерного мышления — это ценностное отношение к окружающему миру и возможностям человека, проявляющееся через признание общечеловеческих ценностей в области духовной и материальной культуры, а также понимание необходимости сохранения человеческой идентичности.
- Логическая память предполагает осмысленное, сознательное усвоение материала. Без неё трудно логически увязать между собой понятия из разных предметных областей, понять их сущность и использовать при решении практических задач. Также в структуре инженерного мышления выделяют техническую наблюдательность, ярко выраженные зрительную и моторную память, точность глазомера. По данным психологов, новая информация усваивается и запоминается лучше, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти. Поэтому представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий и способы действий.
- Основа инженерного мышления — высокоразвитое творческое воображение и фантазия, владение методологией технического творчества, позволяющей сознательно управлять процессом генерирования новых идей.
5 слайд. Важнейшей характеристикой творческого инженерного мышления является его системность. К особенностям инженерного мышления можно отнести:
а) способность выявлять техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств;
б) ориентацию мысли в наиболее перспективном направлении, с точки зрения законов развития технических систем;
в) способность управлять психологическими факторами, осознанно форсировать творческое воображение.
6 слайд. Предпосылки для развития инженерного мышления
• Развитие высших психических функций: памяти, восприятия, мышления и речи, внимания, воли, воображения, творчества и креативности у детей дошкольного возраста.
• Развитие способности у детей предвидеть и прогнозировать путь и результаты осуществляемой или предстоящей деятельности.
• Развитие представлений у ребенка дошкольного возраста о предметном мире и социальной действительности.
• Разносторонне развитие ребенка дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию элементов инженерного мышления с использованием технологий инженерного мышления поможет нашим детям без труда продолжать развивать инженерное мышление и в школе, и в дальнейшем выбрать в современном мире профессию.
7 слайд. Инженерно-техническое образование в детском саду строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Главное условие формирования предпосылок инженерного мышления – интерес ребенка к происходящему. «Инженер-конструктор может дом надежный возвести. Инженер-сантехник может воду в дом подвести. Инженеры могут строить самолеты, корабли и железные дороги инженеры провели. Могут строить и красивые мосты. Если станешь инженером, очень нужен будешь ты!!!»
8 слайд. Модель развития предпосылок инженерного мышления в детском саду.
Совместная деятельность детей и взрослого, где выделяются образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов.
Самостоятельная деятельность детей с использованием возможностей развивающей предметно-пространственной среды. В группах должны быть развивающие центры: конструирования, логики и математики, конструирования, технического творчества.
Обязательными участниками образовательного процесса являются родители. Важным является следующее. Демонстрация родителям возможных перспектив развития каждого ребенка. Совместное участие в современных выставках, проектах, мастер-классах и пр. Привлечение семей воспитанников к знакомству детей с разнообразными профессиями, акцентируя внимание на наиболее востребованных в регионе проживания.
9 слайд. Самым продуктивным вариантом развития предпосылок инженерного мышления дошкольников являются систематические занятия по различным предметам и областям.
Развитие инженерного мышления на занятиях по развитию речи: мнемотехники.
Развитие инженерного мышления на занятиях по развитию математических представлений: знакомство с геометрическими фигурами, плоскостное конструирование, составление геометрических фигур, решение задач, работа со схемами и пр.
Развитие инженерного мышления на занятиях по развитию представлений об окружающем мире (рукотворном и природном): схемы, решение проблемных задач, моделирование, конструирование, ТРИЗ, экспериментирование, ручной труд с использованием разнообразного материала, знакомство с профессиями.
Развитие инженерного мышления на занятиях физической культурой: в эстафетах и соревнованиях.
Играя и соревнуясь в грамотно и планомерно подобранные специализированные или вспомогательные подвижные игры и эстафеты, дети овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения, укрепляют свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма.
Развитие инженерного мышления на музыкальных занятиях: слушание и узнавание музыки, танцы, музыкально-ритмические игры, игра на музыкальных инструментах, музыкально-интеллектуальные игры и пр. Например, Лаборатория звуков – это колокольчики разных размеров, небольшие мешочки, наполненные разным содержимым (дети исследуют высоту, вес и особенности звучания)
Развитие инженерного мышления на занятиях изобразительным творчеством: рисование, лепка, оригами, художественное конструирование, аппликация и пр.
Возможны также отдельные занятия по патриотическому воспитанию («Светелка»), трудовому или духовно-нравственному воспитанию, социально-коммуникативному развитию с использованием технологий развития инженерного мышления.
Коррекционная педагогика, которой у нас занимаются логопеды, психологи и дефектологи также предлагают достаточно большой арсенал методов, средств, технологий и форм работы по формированию предпосылок инженерного мышления, которые бывает полезно использовать со всеми детьми.
Конструирование. Можно использовать образовательные конструкторы марок Lego, HUNA, MRT-Brain A и другие, а также дидактические игры с использованием конструкторов для детей младшего дошкольного возраста. В процессе конструирования у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, делать обобщения.
Главные условия формирования предпосылок инженерного мышления:
- Взаимный интерес детей и взрослых.
- Знание должно быть открыто в совместной или самостоятельной деятельности и применено детьми на практике.
- Обучение детей должно проходить в занимательной форме.
- Системность, планомерность, целенаправленность в обучении.
10 слайд. В этом году мы продолжаем серию конкурсов педагогического мастерства. Предстоящий конкурс предполагает участие всех педагогов детского сада, включая музыкальных и физкультурных работников, а также психологическую службу. Мы назвали его «Супер-звезда», а его девизом стали слова В. Маяковского: «Если звезды зажигают – значит это кому-нибудь нужно». Цель конкурса: презентация педагогами системы работы с детьми по формированию предпосылок инженерного мышления. Условие: педагоги показывают любое программное занятие кроме конструирования. Но оно может включаться в качестве компонента интеграции.
Тематика занятий может быть любая, но она должна соответствовать программному материалу, изучаемому в данный момент, а также цели тематической недели, в которую будет проведено занятие. Соответствие ФОП и ФГОС ДО – обязательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для воспитания будущих железнодорожников в детском саду
В статье раскрываются проблемы создания условий для ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожного транспорта. ...
Презентация "Создание условий для двигательной активности детей в детском саду"
Материал по созданию условий и планированию...

Презентация "Создание условий для двигательной активности детей в детском саду"
Что такое двигательная активность. Виды двигательной активности. Планирование двигательной активности....

Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
Что такое “одаренные дети”. В чем проявляется одаренность? В современной науке, отмечает Е.И.Щебланова, одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, ...

Консультация "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду".
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства....

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»
Важным событием в системе дошкольного образования стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и...

Презентация "Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду"
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду....