Проект "Мой Ачинск"
проект (старшая группа)

Пономарева Татьяна Дмитриевна

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_achinsk.docx875.68 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Мой Ачинск»

Наименование проекта

«Мой Ачинск»

Разработчики программы

Пономарева Татьяна Дмитриевна Старший воспитатель высшей квалификационной категории

Панова Валентина Владимировна                

Воспитатель высшей квалификационной категории                                                                                    

Основание разработки проекта

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы» ;

-  Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р;

- Федеральный         государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155;

- Устав МБДОУ «Д/сад № 48»;

- Программа МБДОУ «Д/сад № 48».

Цель проекта

Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, стране, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи программы

•        Организовать систематическую работу по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию.

•        Пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОО (центры активности по нравственно-патриотическому воспитанию).

•        Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, участвующих в реализации проекта.

•        Привлечь родительскую общественность к совместной реализации проекта, эффективному сотрудничеству в мероприятиях.

•        Организовать оптимальное взаимодействие с социальными партнерами.

•        Создать информационное пространство для открытости и прозрачности реализации проекта.

Срок реализации проекта

1 год

Участники реализации программы

•        Воспитанники МБДОУ «Д/сад № 48», г. Ачинска;

•        родители воспитанников;

•        педагоги МБДОУ «Д/сад № 48», г. Ачинска;

•        представители социума.

Методическое обеспечение программы.

 

Материально-технический ресурс:

- фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеомагнитофон), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

- компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

Информационно-методический ресурс:

- Ачинский краеведческий музей имени Каргаполова;

- Детская Библиотека;

- МБОУ «Школа № 5» г. Ачинска;

- МБОУ «Школа № 16» г. Ачинска.

Взаимодействие с социальными институтами

Семья:

- сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию нравственных ценностей у детей;

 - воспитывают любовь и почтение  к дому, семье, близким, и окружающим, бережное  отношение к окружающему миру;

 - являются примером в стремлении к нравственному росту, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству; понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях гражданские и нравственные ценности;

- создание взаимовыгодного социального партнёрства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.

Система организации контроля за                 исполнением программы

Мониторинг достижений воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию проводится в соответствии с Положением о внутреннем мониторинге качества образовательной деятельности ДОУ, 2 раза в год – сентябрь, апрель.

Планируемые результаты

для педагогов:

повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

для воспитанников:

формирование знаний о малой Родине, его архитектурных ценностях;

активизация познавательной инициативы и воспитание уважения к знаменитым людям родного города;

повышение экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

для родителей:

расширение знаний по вопросам патриотического воспитания детей;

повышение статуса семейного воспитания.

«Детство – каждодневное открытие мира,

    поэтому надо сделать так, чтобы оно

стало прежде всего, познанием человека и                          

 Отечества, их красоты и величия».

В.А. Сухомлинский.

Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.

- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 июля 2018 г. № 204;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р;

- Федеральный         государственный         образовательный         стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155.

Актуальность данного проекта в том, что учитывая становление личности в дошкольном возрасте, мы  формируем предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

  Проект «Мой Ачинск», раскрывая задачи патриотического воспитания старших дошкольников, приобщает воспитанников к культурно-историческому наследию малой Родины, региональным культурным традициям и особенностям.

Процесс воспитания и обучения в данной работе строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы Красноярского  края, как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие территории Красноярского края предопределяет отбор содержания в представленном пособии, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Любой край, город, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, обычаями Красноярского края и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного         воспитания.

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма.

2.        Основная часть

Цель проекта - формирование у старших дошкольников целостного представления о малой Родине через проектную деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для повышения качества образовательного процесса по нравственно –  патриотическому воспитанию;

2. Дать знания детям о родном городе (история, культурные традиции, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город (почетными гражданами города, героями ВОВ).

3. Формировать у старших дошкольников экологическую культуру, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

4. Воспитывать интерес и любовь к традициям родного города.

5. Вовлечь в работу по патриотическому воспитанию всех участников образовательного процесса.

6. Организовать партнерство образовательного учреждения с общественными и государственными институтами города Ачинска.

Формы организации регионального компонента:

- непосредственно образовательная деятельность;

- утренний круг;

- квест-игры;

- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;

- экскурсии, видеоэкскурсии;

- творческие встречи с интересными людьми;

- посещение выставок;

- презентации;

- праздники и развлечения и др.

Направления развития и образования детей:

Структура проекта:

Содержание тем:

  1. «Наш город»        

История возникновения и развития. Основатели города. Знакомство с улицами, зданиями, транспортом.

  1. «Наше наследие»        

Герои войны и труда. Творчество местных художников, писателей, музыкантов, умельцев.

  1. «Город-труженик»        

Люди труда, их профессии. Знакомство с промышленными и социальными объектами.

4.        «Город спортивный»        Физкультура и спорт, здоровый образ жизни. Знаменитые спортсмены нашего города.

5.        «Природа родного города»        Флора и фауна города. Сохранение природы родного города.

6.        «Праздники нашего города»        Традиционные праздники, проводимые в нашем городе «День металлурга», «День нефтяника», «День физкультурника», «День города» и др.)

Формы контроля

1. Анкетирование участников образовательного процесса и беседы с детьми по тематикам проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности  знаний, качество усвоения детьми представлений о родном городе.

2. Применение и отражение знаний в детских видах деятельности.

3. Наблюдение за детьми в ходе мероприятий, праздников, развлечений, детской деятельности.

Партнерство, межведомственное взаимодействие

Проект реализуется в рамках образовательной программы МБДОУ «Д/ сад № 48», без использования грантовых средств. Принимают участие общественные организации города:

  • МБУК "Ачинский краеведческий музей имени Д.С. Каргаполова"
  • КГБУК "Ачинский драматический театр"
  • МБОУ "СШ № 16 имени героя советского союза И.А.Лапенкова"
  • МБОУ "СШ № 5 имени А.Марачкова"
  • МБУК "Ачинская городская централизованная библиотечная система"
  • КГБУЗ "Красноярский краевой центр охраны материнства и детства"

Календарное планирование

Дата

Мероприятие

Цель мероприятия

Количественные и качественные результаты (ожидаемый воспитательный

эффект)

Блок «Наш город»

Сентябрь

- трамвайная экскурсия «Улицы родного города»

- Знакомство с городской символикой «Герб, флаг, гимн Ачинска»

Ознакомление с историей возникновения города.

Знакомство с улицами, транспортом города.

Ознакомление с

достопримечательностям и города.

Изучение исторических корней, традиций.

Обогащение знаний участников образовательного процесса о родном городе.

Эффективное партнерство образовательного учреждения с организациями города.

Октябрь

-  «История нашего города» - Познавательная беседа

«Улицы нашего города»

Ноябрь

- Викторина «Путешествие по родному городу»

Декабрь

- Создание лэпбука «Ачинск»

Январь

- Акция «Поделись игрушкою своей»

Февраль

- Акция «Подари книгу с любовью»

Март

-викторина «Я знаю свой город».

Апрель

- экскурсия

«Путешествие по родному городу»;

Май

- экскурсия в детскую библиотеку имени

А.С. Пушкина;

Июнь

- экскурсия в

библиотеку «История родного города»

- Выставка фоторабот «Любимый Ачинск»

Июль

- экскурсия

«Достопримечательности города Ачинска»;

- Выставка-конкурс совместных работ детей и родителей «Мой город»

Август

- посещение аллеи им.

Богаткова

В течении года

- Заполнение альбома «Наш город»

Блок «Наше наследие»

Сентябрь

- Экскурсия в детскую библиотеку имени            А.С. Пушкина. Знакомство с творчеством художников, поэтов, писателей  нашего города: Гимберт Юрий, Анатолий Чмыхало, Борис Богатков, Нестеренко Юрий и др.

Воспитание чувства ответственности за свои действия, за развитие своей территории.

Ознакомление с гражданами города,

героями войны и труда, творчеством местных художников, писателей, музыкантов, народных умельцев.

Формирование национального патриотизма.

Приобщение к истокам русской народной культуры.

Повышение качества образовательного процесса по ознакомлению с наследием города Ачинска.

Создание мини – музея семейных реликвий «Из

бабушкиного сундучка». Оформление альбома «Наша Российская армия»

Активное участие родителей в мероприятиях.

Апрель

-экскурсия «Улицы – герои»;

Май

- целевые прогулки: парк Победы

- посещение детской библиотеки «Герои нашего города»;

- Акция «Окна победы»

- Акция «Открытка для ветерана»

- Акция «Георгиевская лента»

- Акция «Голубь мира»

- Акция «Бессмертный полк»

- Международная акция «Сад памяти»

- Городская акция «Живые имена победы»

- Конкурс чтецов «Письма с фронта»

Июнь

- акция «Свеча памяти»

Блок «Город-труженик»

Сентябрь

- экскурсия на почту

«Кто работает на почте?»

Ознакомление с профессиями людей нашего города.

Знакомство с промышленными и

социальными объектами. Ознакомление с музеем славы МО МВД России

«Ачинский». Ознакомление с почетными жителями города.

Привлечение родителей к непосредственной образовательной

деятельности.

Октябрь

- экскурсия к пожарной машине

Ноябрь

- экскурсия в музей

славы МО МВД России «Ачинский»;

Март

- Создание газеты «Профессии наших мам»

Июнь

- акция «Подари музыку» (концерт родителей –

музыкантов для детей

Июль

-экскурсия в

краеведческий музей им. Каргополова «Ачинский глиноземный комбинат»;

В течении года

- Пополнение альбома «Профессии наших родителей»

- проведение занятий родителями

«Путешествие в профессию».

Блок «Город спортивный»

Сентябрь

Ознакомление со знаменитыми спортсменами города Ачинска. Приобщение семьи к здоровому образу жизни. Обобщение положительного опыта по семейно – патриотическому воспитанию.

Обучение разнообразным спортивным играм.

Обучение придумывать варианты игр,

комбинировать движения,

Привлечение родителей к

здоровому образу жизни. Помощь родителей в

создании неоформленного спортивного оборудования.

Составление родителями презентаций на спортивную тему.

Изготовление газеты«Спортивная семья» Обобщение лучшего семейного опыта по семейно- патриотическому воспитанию, выступление родителей на собрании.

Проведение семейных спортивных игр.

Изготовление нестандартного оборудования.

Создание картотеки

«Семейные игры»

«Игры наших бабушек и дедушек».

Октябрь

- спортивная игра

«Большие семейные игры»;

Ноябрь

- фотопрезентация, создание газеты

«Мама, папа, я – спортивная семья»;

Февраль

-участие в акции

«Ачинск, на лыжи!»

Март

- Видеобеседа «Двукратная олимпийская чемпионка Мастеркова С.А.»

Июль

- просмотр видео роликов о знаменитых

спортсменах города

Август

- целевые прогулки на стадион «Олимп»,

«Рекорд», плавательный бассейн «Нептун»;

Блок «Природа родного города»

Сентябрь

- презентация «Знаю и люблю реку Чулым»;

Ознакомление с флорой и фауной города.

Приобщение семьи к сохранению природы родного края.

Оказание помощи

бездомным животным. Воспитание трудолюбия, наблюдательности,

бережного отношения к окружающей природе.

Повышение статуса и укрепление авторитета ДОО в обществе.

Качественно новый уровень взаимодействия с родителями – социальными партнерами ДОО. Озеленение

Октябрь

- викторины:

«Растения и животные нашего края»,

«Красная книга»;

Ноябрь

-акции: «Накормите птиц зимой»;

Декабрь

- акция помощи бездомным животным «Подари свою доброту»;

Январь

-конкурс кормушек

«Синичкина столовая»;

Июнь

- вернисаж «Природа

нашего города»;

Июль

-экскурсия в «Парк Победы», наблюдение за флорой парка

Блок «Праздники нашего города»

Сентябрь

Ознакомление с праздниками,

проводимыми в нашем городе: «День металлурга», «День нефтяника», «День

физкультурника», «День города» и др.) Привлечение родителей к активному разнообразному участию в подготовке к

праздникам. Воспитание чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

Формирование потребности творчески проводить свободное

время.

Активное участие семей воспитанников в мероприятиях.

Качественное проведение всех мероприятий.

Оформление детского учреждения к

праздникам всеми участниками образовательного процесса.

Привлечение семей к

художественной деятельности.

Октябрь

- видео презентация

«Праздники нашего города»;

Апрель

- экскурсия «Наш культурный центр»;

Май

Июнь

- концерт «День города»;-

- акция «Поздравим

город с днем рождения»;

Июль

- Концерт «День семьи, любви и верности»;

- семейные проекты

«Праздники нашей семьи»;

Ожидаемый результат

1. Дети знают и называют место проживания: город, область; градообразующие  предприятия родного города и их значимость; символику, достопримечательности; имеют представление об основателях и знаменитых людях Ачинска.

2. Дети знают о флоре и фауне города и края, оберегают и сохраняют природу.

3. Дети знают и называют место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых; проявляют внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывают посильную помощь.

4.Организовано взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Результат:

          Созданы презентации, видеоматериалы о истории города.

         Разработан цикл мероприятий о родном городе.

Создан совместно с участниками образовательного процесса лэпбук «Ачинск- любимый город».

Создан совместно с участниками образовательного процесса альбом «Профессии наших родителей».

Совместно с родителями организован выезд на базу отдыха для совместного участия в спортивном мероприятии «Ачинск на лыжи».

Совместно с родителями организован флэшмоб.

Проведены мероприятия, направленные на воспитание в детях нравственно - патриотических чувств.

В рамках межведомственного взаимодействия прошли экскурсии, конкурсы, выставки, акции.

Библиографический список:

1.        Болотина Н.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. Методическое пособие. М., 2003.

2.        Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны//Дошкольная педагогика, №4 (99)/ апрель/2014, стр.28-32.

3.        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением правительства РФ от 5 октября 2010г. №795.

4.        Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. М., 2005.

5.        Дошкольникам о защитниках Отечества/ под ред. Л.А. Кондрыкинской. –  М., 2006.

6.        Зацепина М.Б.  Народные праздники в детском саду. – М., 2006.

7.        Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. –  М., 2007.

8.        Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.

9.        Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,        М.:Мозаика–Синтез,2010г.;

10.         С чего начинается Родина ?,  под ред. Л.А. Кондрыкинской. –  М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для участие в городском Интернет-фестивале педагогических идей «Современный урок» Речевое развитие, старшая группа. Тема: «Моя мама лучшая на свете» Воспитатель: Фомичева Лариса Валентиновна г. Ачинск, МБДОУ «Д/с № 40».

Цель: развивать связную речь детей; развивать познавательные способности детей, воспитывать уважительное и внимательное отношение к людям, желание помогать маме....

НОД познавательное развитие средняя группа "Наш город Ачинск"

Цель: Формировать знанияо истории и достопримечательностях города Ачинска.Задачи:Образовательная: продолжать формировать знания о родном городе;Развивающая:  развивать представления о транспорте ...

Сообщение на методическое объединение ДОУ Ачинского района "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

В соответствии с действующим законо­дательством федерального государст­венного образовательного стандарта к структуре ос­новной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГОС) уст...

Сообщение на методическом объединении Ачинского района "Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи"

Сообщение на методическом объединении Ачинского района "Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению: «Город Ачинск - город мой».

НОД по краеведению о городе Ачинске , его интересных местах , людях и событиях....