Проект "Мой Ачинск"
проект (старшая группа)
Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 875.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Мой Ачинск»
Наименование проекта | «Мой Ачинск» |
Разработчики программы | Пономарева Татьяна Дмитриевна Старший воспитатель высшей квалификационной категории Панова Валентина Владимировна Воспитатель высшей квалификационной категории |
Основание разработки проекта | - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы» ; - Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474; - Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155; - Устав МБДОУ «Д/сад № 48»; - Программа МБДОУ «Д/сад № 48». |
Цель проекта | Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, стране, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. |
Задачи программы | • Организовать систематическую работу по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию. • Пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОО (центры активности по нравственно-патриотическому воспитанию). • Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, участвующих в реализации проекта. • Привлечь родительскую общественность к совместной реализации проекта, эффективному сотрудничеству в мероприятиях. • Организовать оптимальное взаимодействие с социальными партнерами. • Создать информационное пространство для открытости и прозрачности реализации проекта. |
Срок реализации проекта | 1 год |
Участники реализации программы | • Воспитанники МБДОУ «Д/сад № 48», г. Ачинска; • родители воспитанников; • педагоги МБДОУ «Д/сад № 48», г. Ачинска; • представители социума. |
Методическое обеспечение программы.
| Материально-технический ресурс: - фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеомагнитофон), необходимые для проведения фотовыставок, праздников; - компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий. Информационно-методический ресурс: - Ачинский краеведческий музей имени Каргаполова; - Детская Библиотека; - МБОУ «Школа № 5» г. Ачинска; - МБОУ «Школа № 16» г. Ачинска. |
Взаимодействие с социальными институтами | Семья: - сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию нравственных ценностей у детей; - воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру; - являются примером в стремлении к нравственному росту, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству; понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях гражданские и нравственные ценности; - создание взаимовыгодного социального партнёрства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения. |
Система организации контроля за исполнением программы | Мониторинг достижений воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию проводится в соответствии с Положением о внутреннем мониторинге качества образовательной деятельности ДОУ, 2 раза в год – сентябрь, апрель. |
Планируемые результаты | для педагогов: повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. для воспитанников: формирование знаний о малой Родине, его архитектурных ценностях; активизация познавательной инициативы и воспитание уважения к знаменитым людям родного города; повышение экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому. для родителей: расширение знаний по вопросам патриотического воспитания детей; повышение статуса семейного воспитания. |
«Детство – каждодневное открытие мира,
поэтому надо сделать так, чтобы оно
стало прежде всего, познанием человека и
Отечества, их красоты и величия».
В.А. Сухомлинский.
Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.
Актуальность данного проекта в том, что учитывая становление личности в дошкольном возрасте, мы формируем предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Проект «Мой Ачинск», раскрывая задачи патриотического воспитания старших дошкольников, приобщает воспитанников к культурно-историческому наследию малой Родины, региональным культурным традициям и особенностям.
Процесс воспитания и обучения в данной работе строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы Красноярского края, как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие территории Красноярского края предопределяет отбор содержания в представленном пособии, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Любой край, город, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, обычаями Красноярского края и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма.
2. Основная часть
Цель проекта - формирование у старших дошкольников целостного представления о малой Родине через проектную деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для повышения качества образовательного процесса по нравственно – патриотическому воспитанию;
2. Дать знания детям о родном городе (история, культурные традиции, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город (почетными гражданами города, героями ВОВ).
3. Формировать у старших дошкольников экологическую культуру, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
4. Воспитывать интерес и любовь к традициям родного города.
5. Вовлечь в работу по патриотическому воспитанию всех участников образовательного процесса.
6. Организовать партнерство образовательного учреждения с общественными и государственными институтами города Ачинска.
Формы организации регионального компонента:
- непосредственно образовательная деятельность;
- утренний круг;
- квест-игры;
- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
- экскурсии, видеоэкскурсии;
- творческие встречи с интересными людьми;
- посещение выставок;
- презентации;
- праздники и развлечения и др.
Направления развития и образования детей:
Структура проекта:
Содержание тем:
- «Наш город»
История возникновения и развития. Основатели города. Знакомство с улицами, зданиями, транспортом.
- «Наше наследие»
Герои войны и труда. Творчество местных художников, писателей, музыкантов, умельцев.
- «Город-труженик»
Люди труда, их профессии. Знакомство с промышленными и социальными объектами.
4. «Город спортивный» Физкультура и спорт, здоровый образ жизни. Знаменитые спортсмены нашего города.
5. «Природа родного города» Флора и фауна города. Сохранение природы родного города.
6. «Праздники нашего города» Традиционные праздники, проводимые в нашем городе «День металлурга», «День нефтяника», «День физкультурника», «День города» и др.)
Формы контроля
1. Анкетирование участников образовательного процесса и беседы с детьми по тематикам проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности знаний, качество усвоения детьми представлений о родном городе.
2. Применение и отражение знаний в детских видах деятельности.
3. Наблюдение за детьми в ходе мероприятий, праздников, развлечений, детской деятельности.
Партнерство, межведомственное взаимодействие
Проект реализуется в рамках образовательной программы МБДОУ «Д/ сад № 48», без использования грантовых средств. Принимают участие общественные организации города:
- МБУК "Ачинский краеведческий музей имени Д.С. Каргаполова"
- КГБУК "Ачинский драматический театр"
- МБОУ "СШ № 16 имени героя советского союза И.А.Лапенкова"
- МБОУ "СШ № 5 имени А.Марачкова"
- МБУК "Ачинская городская централизованная библиотечная система"
- КГБУЗ "Красноярский краевой центр охраны материнства и детства"
Календарное планирование
Дата | Мероприятие | Цель мероприятия | Количественные и качественные результаты (ожидаемый воспитательный эффект) |
Блок «Наш город» | |||
Сентябрь | - трамвайная экскурсия «Улицы родного города» - Знакомство с городской символикой «Герб, флаг, гимн Ачинска» | Ознакомление с историей возникновения города. Знакомство с улицами, транспортом города. Ознакомление с достопримечательностям и города. Изучение исторических корней, традиций. | Обогащение знаний участников образовательного процесса о родном городе. Эффективное партнерство образовательного учреждения с организациями города. |
Октябрь | - «История нашего города» - Познавательная беседа «Улицы нашего города» | ||
Ноябрь | - Викторина «Путешествие по родному городу» | ||
Декабрь | - Создание лэпбука «Ачинск» | ||
Январь | - Акция «Поделись игрушкою своей» | ||
Февраль | - Акция «Подари книгу с любовью» | ||
Март | -викторина «Я знаю свой город». | ||
Апрель | - экскурсия «Путешествие по родному городу»; | ||
Май | - экскурсия в детскую библиотеку имени А.С. Пушкина; | ||
Июнь | - экскурсия в библиотеку «История родного города» - Выставка фоторабот «Любимый Ачинск» | ||
Июль | - экскурсия «Достопримечательности города Ачинска»; - Выставка-конкурс совместных работ детей и родителей «Мой город» | ||
Август | - посещение аллеи им. Богаткова | ||
В течении года | - Заполнение альбома «Наш город» | ||
Блок «Наше наследие» | |||
Сентябрь | - Экскурсия в детскую библиотеку имени А.С. Пушкина. Знакомство с творчеством художников, поэтов, писателей нашего города: Гимберт Юрий, Анатолий Чмыхало, Борис Богатков, Нестеренко Юрий и др. | Воспитание чувства ответственности за свои действия, за развитие своей территории. Ознакомление с гражданами города, героями войны и труда, творчеством местных художников, писателей, музыкантов, народных умельцев. Формирование национального патриотизма. Приобщение к истокам русской народной культуры. | Повышение качества образовательного процесса по ознакомлению с наследием города Ачинска. Создание мини – музея семейных реликвий «Из бабушкиного сундучка». Оформление альбома «Наша Российская армия» Активное участие родителей в мероприятиях. |
Апрель | -экскурсия «Улицы – герои»; | ||
Май | - целевые прогулки: парк Победы - посещение детской библиотеки «Герои нашего города»; - Акция «Окна победы» - Акция «Открытка для ветерана» - Акция «Георгиевская лента» - Акция «Голубь мира» - Акция «Бессмертный полк» - Международная акция «Сад памяти» - Городская акция «Живые имена победы» - Конкурс чтецов «Письма с фронта» | ||
Июнь | - акция «Свеча памяти» | ||
Блок «Город-труженик» | |||
Сентябрь | - экскурсия на почту «Кто работает на почте?» | Ознакомление с профессиями людей нашего города. Знакомство с промышленными и социальными объектами. Ознакомление с музеем славы МО МВД России «Ачинский». Ознакомление с почетными жителями города. Привлечение родителей к непосредственной образовательной деятельности. | |
Октябрь | - экскурсия к пожарной машине | ||
Ноябрь | - экскурсия в музей славы МО МВД России «Ачинский»; | ||
Март | - Создание газеты «Профессии наших мам» | ||
Июнь | - акция «Подари музыку» (концерт родителей – музыкантов для детей | ||
Июль | -экскурсия в краеведческий музей им. Каргополова «Ачинский глиноземный комбинат»; | ||
В течении года | - Пополнение альбома «Профессии наших родителей» - проведение занятий родителями «Путешествие в профессию». | ||
Блок «Город спортивный» | |||
Сентябрь | Ознакомление со знаменитыми спортсменами города Ачинска. Приобщение семьи к здоровому образу жизни. Обобщение положительного опыта по семейно – патриотическому воспитанию. Обучение разнообразным спортивным играм. Обучение придумывать варианты игр, комбинировать движения, | Привлечение родителей к здоровому образу жизни. Помощь родителей в создании неоформленного спортивного оборудования. Составление родителями презентаций на спортивную тему. Изготовление газеты«Спортивная семья» Обобщение лучшего семейного опыта по семейно- патриотическому воспитанию, выступление родителей на собрании. Проведение семейных спортивных игр. Изготовление нестандартного оборудования. Создание картотеки «Семейные игры» «Игры наших бабушек и дедушек». | |
Октябрь | - спортивная игра «Большие семейные игры»; | ||
Ноябрь | - фотопрезентация, создание газеты «Мама, папа, я – спортивная семья»; | ||
Февраль | -участие в акции «Ачинск, на лыжи!» | ||
Март | - Видеобеседа «Двукратная олимпийская чемпионка Мастеркова С.А.» | ||
Июль | - просмотр видео роликов о знаменитых спортсменах города | ||
Август | - целевые прогулки на стадион «Олимп», «Рекорд», плавательный бассейн «Нептун»; | ||
Блок «Природа родного города» | |||
Сентябрь | - презентация «Знаю и люблю реку Чулым»; | Ознакомление с флорой и фауной города. Приобщение семьи к сохранению природы родного края. Оказание помощи бездомным животным. Воспитание трудолюбия, наблюдательности, бережного отношения к окружающей природе. | Повышение статуса и укрепление авторитета ДОО в обществе. Качественно новый уровень взаимодействия с родителями – социальными партнерами ДОО. Озеленение |
Октябрь | - викторины: «Растения и животные нашего края», «Красная книга»; | ||
Ноябрь | -акции: «Накормите птиц зимой»; | ||
Декабрь | - акция помощи бездомным животным «Подари свою доброту»; | ||
Январь | -конкурс кормушек «Синичкина столовая»; | ||
Июнь | - вернисаж «Природа нашего города»; | ||
Июль | -экскурсия в «Парк Победы», наблюдение за флорой парка | ||
Блок «Праздники нашего города» | |||
Сентябрь | Ознакомление с праздниками, проводимыми в нашем городе: «День металлурга», «День нефтяника», «День физкультурника», «День города» и др.) Привлечение родителей к активному разнообразному участию в подготовке к праздникам. Воспитание чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Формирование потребности творчески проводить свободное время. | Активное участие семей воспитанников в мероприятиях. Качественное проведение всех мероприятий. Оформление детского учреждения к праздникам всеми участниками образовательного процесса. Привлечение семей к художественной деятельности. | |
Октябрь | - видео презентация «Праздники нашего города»; | ||
Апрель | - экскурсия «Наш культурный центр»; | ||
Май | |||
Июнь | - концерт «День города»;- - акция «Поздравим город с днем рождения»; | ||
Июль | - Концерт «День семьи, любви и верности»; - семейные проекты «Праздники нашей семьи»; |
Ожидаемый результат
1. Дети знают и называют место проживания: город, область; градообразующие предприятия родного города и их значимость; символику, достопримечательности; имеют представление об основателях и знаменитых людях Ачинска.
2. Дети знают о флоре и фауне города и края, оберегают и сохраняют природу.
3. Дети знают и называют место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых; проявляют внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывают посильную помощь.
4.Организовано взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Результат:
Созданы презентации, видеоматериалы о истории города.
Разработан цикл мероприятий о родном городе.
Создан совместно с участниками образовательного процесса лэпбук «Ачинск- любимый город».
Создан совместно с участниками образовательного процесса альбом «Профессии наших родителей».
Совместно с родителями организован выезд на базу отдыха для совместного участия в спортивном мероприятии «Ачинск на лыжи».
Совместно с родителями организован флэшмоб.
Проведены мероприятия, направленные на воспитание в детях нравственно - патриотических чувств.
В рамках межведомственного взаимодействия прошли экскурсии, конкурсы, выставки, акции.
Библиографический список:
1. Болотина Н.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. Методическое пособие. М., 2003.
2. Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны//Дошкольная педагогика, №4 (99)/ апрель/2014, стр.28-32.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением правительства РФ от 5 октября 2010г. №795.
4. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. М., 2005.
5. Дошкольникам о защитниках Отечества/ под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М., 2006.
6. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду. – М., 2006.
7. Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М., 2007.
8. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.:Мозаика–Синтез,2010г.;
10. С чего начинается Родина ?, под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/09/picture-746101-1455023870.jpg)
Конспект занятия для участие в городском Интернет-фестивале педагогических идей «Современный урок» Речевое развитие, старшая группа. Тема: «Моя мама лучшая на свете» Воспитатель: Фомичева Лариса Валентиновна г. Ачинск, МБДОУ «Д/с № 40».
Цель: развивать связную речь детей; развивать познавательные способности детей, воспитывать уважительное и внимательное отношение к людям, желание помогать маме....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-504569-1414982709.jpg)
НОД познавательное развитие средняя группа "Наш город Ачинск"
Цель: Формировать знанияо истории и достопримечательностях города Ачинска.Задачи:Образовательная: продолжать формировать знания о родном городе;Развивающая: развивать представления о транспорте ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/19/picture-802585-1468911573.jpg)
Сообщение на методическое объединение ДОУ Ачинского района "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В соответствии с действующим законодательством федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГОС) уст...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/16/picture-806354-1471355266.jpg)
Сообщение на методическом объединении Ачинского района "Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи"
Сообщение на методическом объединении Ачинского района "Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/15/picture-790778-1463297321.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению: «Город Ачинск - город мой».
НОД о городе Ачинске, его интересных местах, людях и событиях....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/15/picture-790778-1463297321.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению: «Город Ачинск - город мой».
НОД по краеведению о городе Ачинске , его интересных местах , людях и событиях....