статья «Реализация воспитательного потенциала педагогики семейских Забайкалья в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
статья
Современная система дошкольного образования дает возможность педагогам обратиться к величайшему пласту педагогической мудрости – народной педагогике. Педагогика старообрядцев(семейских) – это своеобразная трансформация жизнеутверждающих идеалов будущим поколениям через современные формы и методы воспитания детей, основанная на лучших традициях народной педагогики, деятельностных технологиях современного образования, нравственно-этических идеалах, мировоззрениях……
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_petrovoy_t.a.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация воспитательного потенциала педагогики семейских Забайкалья в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
Петрова Татьяна Андреевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Подснежник» с. Бичура»
с. Бичура Республика Бурятия
Древнерусская народно-бытовая культура, религиозно-вероучительная православная обрядность предков, христианские основы мировоззрения являются духовной доминантой староверов. Обращение к их культуре – это возможность для всей страны увидеть свою историю, сохранить и приумножить религиозные и культурные отечественные традиции, являющиеся основой народной жизни и обеспечивающие преемственность поколений. В.Г. Сенатов, в работе «Философия истории старообрядчества» писал: «Старообрядчество и есть история того, как русский народ проявляет свои веками скопленные религиозные знания, как эти знания, иногда совершенно неожиданно, выбиваются на Божий простор и распускаются в пышные и дивные творения» (Философия истории старообрядчества. М., 1995. С. 84–85).
Важный методологический подход к изучению старообрядчества обозначен был в «Письмах о расколе» (1862 год)П.И. Мельниковым-Печерским. «Не в одних книгах надо изучать старообрядчество. Нужно изучить его в живых проявлениях, в преданиях и поверьях, не переданных бумаге, но свято сохраняемых целым рядом поколений; изучить обычаи старообрядцев, в которых немало своеобразного и отличного от обычаев прочих русских простолюдинов; узнать воззрение старообрядцев различных толков на мир духовный и мир житейский, на внутреннее устройство их общин и т. п.».
Благодаря тому, что современные старообрядцы, оставаясь приверженцами «старины», оставили в прошлом локальную изолированность и стали более открытыми обществу, старообрядчество очень удачно вписалось в сегодняшние реалии жизни. У старообрядчества появилась еще одна возможность показать, что сохранившие веру своих предков, готовы участвовать в духовном возрождении России. "Старообрядцы – это и есть тот простой народ, что всегда составлял славу и честь России, ее историческую память и гордость, золотой запас нашей культуры.... Обращаясь к истории старообрядчества, можно найти ответ на вопрос, что может сплотить русский народ и способствовать его духовно-нравственному возрождению. Возвращение к хранимой старообрядцами православной вере, в которой и заключается душа нашего народа, есть основа нравственного, а вместе с ним и материального возрождения России, возрождения русского духа!" Митрополит Московский и Всея Руси РПСЦ Корнилий (из Слова митрополита Корнилия в Государственной Думе во время участия в круглом столе на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»)
Современная система дошкольного образования дает возможность педагогам обратиться к величайшему пласту педагогической мудрости – народной педагогике. Педагогика старообрядцев(семейских) – это своеобразная трансформация жизнеутверждающих идеалов будущим поколениям через современные формы и методы воспитания детей, основанная на лучших традициях народной педагогики, деятельностных технологиях современного образования, нравственно-этических идеалах, мировоззрениях…… Педагогика старообрядцев ( семейских) – это внедрение принципов, средств и форм этнической системы воспитания, созданной в условиях традиционного образа жизни старообрядцев в современную образовательную среду и выполняющей ценностно-ориентирующую, воспитательную функцию, которая связана с ретрансляцией культурно значимой информации, с усвоением, ознакомлением с достижениями старообрядчества, с сохранением культурной традиции.
На протяжении нескольких лет, в Республике Бурятия продолжалась работа по созданию учебно –методического комплекса по приобщению детей дошкольного возраста к истории и культуре семейских Забайкалья. Благодаря сотрудничеству Министерства образования и науки Республики Бурятия, Бурятского республиканского института образовательной политики,Бурятского государственного университета, Региональной общественной организации «Общество культуры семейских РБ» и детского сада «Подснежник» с. Бичура в рамках реализации проекта «Традиции Руси: сохранение и развитие этнокультурного образования семейских Республики Бурятия» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов было создано несколько учебных пособий. Вот одно из них.
Методическое пособие «Реализация воспитательного потенциала педагогики семейских Забайкалья в работе с семьей».
Современные педагоги понимают, как важна сейчас активизация функций семьи, поскольку уважение и любовь к традициям воспитывается именно в семье с самого раннего возраста. Такой опыт воспитания существует в педагогике семейских Забайкалья. Важно создать условия для полноценной реализации многочисленных функций семьи по сохранению и передаче духовных ценностей, нравственных установок, используя этот опыт. Ведь именно конфессиональное объединение старообрядцев Забайкалья рассматривало мир и себя в нем через соотношение семья-общество-государство. Данное пособие предлагает осуществить пропаганду ценности семьи, разъяснение функций семейно-брачных отношений, показать основы воспитания детей и ведение семейно-бытового уклада используя педагогическую практику семейских Забайкалья. Адресовано педагогам ДОУ, родителям, студентам педагогических вузов.
В данном пособии рассмотрены различные формы работы с родителями ДОУ по использованию опыта педагогики семейских в воспитании детей дошкольного возраста. Ведь до настоящего времени остаются малоисследованными самобытные традиции воспитания семейских, отстает научнообоснованная методическая база включения этнопедагогического материала в практику воспитательной работы ДОУ, не выявлена специфика восприятия и усвоения духовно-нравственного опыта семейских в воспитании дошкольников.
Используя современные и традиционные формы работы с родителями по изучению педагогики семейских, представленные в пособии, можно решить широкий спектр задач воспитания дошкольников. Знакомя современных родителей с уникальным педагогическим опытом семейного, трудового, гендерного, нравственного воспитания в семейской семье, педагог может помочь возродить многие из старых добрых семейных традиций, выполняющих воспитательные функции.
Помочь педагогу представить родителям уникальный педагогический опыт семейских по воспитанию детей может материал из статей «Морально-этические традиции народной педагогики семейских Забайкалья» Леонова Анатолия Мартемьяновича, «Традиционные основы семьи как главный фактор формирования идентичности старообрядчества в эпоху модернизации» Хирьяновой Людмилы Васильевны. Особое место в сборнике уделено работе Заволоко Ивана Никифоровича «Воспитание в семье».Ведь Иван Никифорович во многом определил направления деятельности инициативных староверов, молодого поколения, которое стремилось осознать себя в новом социокультурном контексте, в новой политической ситуации.
Педагог может использовать данный материал для выступления на родительском собрании или на заседании семейного клуба, консультации или беседы с родителями, составления анкеты и памятки, оформления информационного стенда, статьи на сайте или папки-передвижки.
Предлагаемые темы для работы:
-воспитание детей дошкольного возраста у старообрядцев.
-трудовое воспитание в семейской семье.
-нравственное воспитание в семье старообрядцев.
-формирование старообрядцами мотивации в поведении детей дошкольного возраста
-семейские народные игрушки в воспитании современных детей.
-роль матери и отца в воспитании дошкольников на примере педагогики семейских.
- «кнут и пряник»-как это было в семейской семье.
Внедрение опыта народной педагогики семейских в работу с родителями позволит решить следующие задачи:
- Педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры
- Оптимизация стиля семейного воспитания в информативном и обучающем направлении.
- Гуманизация детско-родительских отношений.
- Включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители –ребенок – воспитатели».
Книга мотивирует педагогов на творчество и поиск новых форм и способов взаимодействия с родителями по включению духовно-нравственного педагогического опыта семейного воспитания старообрядцев Забайкалья.
В.П. Рябушинский, старообрядческий публицист, приводит старообрядческий стих об Иоанне Предтече, в котором поется о дарах, посланных Богом человеку: первый — крест и молитва, второй — любовь и милостыня, третий — ночное моление, четвертый — «читальная книга».
Книги и чтения всегда играли важную роль в жизни христианина-старообрядца. Наше время — время знания, доступного всем. Однако в настоящее время люди не желают читать. А ведь самый естественный и доступный для понимания веры способ — это чтение. Ведь это живое общение, которое сейчас в дефиците. Поэтому книги из УМК «Цветок в янтаре» стали новым шагом в развитии диалога и взаимопонимания между христианами староверами, к укреплению сотрудничества в общем деле сохранения культурного наследия, поддержки трудовой этики и традиционных семейных ценностей старообрядцев.
Список литературы:
1.Батурина Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников М.А.П.О. 1995.
2.ДавыдоваО.И. Работа с родителями в детском саду(этнопедагогический подход): Учеб.пособие.Барнаул 2003 3.Заволоко И.Н «Воспитание в семье» www.starover.net 4.Леонов А.М. Морально-этические традиции народной педагогики семейских Забайкалья. www.semeyskie.ru
5.Хирьянова Л. В. Традиционные основы семьи как главный фактор
формирования идентичности старообрядчества в эпоху модернизации.
ж. Аналитика культурологи 2009г https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-osnovy-semi-kak-glavnyy-faktor-formirovaniya-identichnosti-staroobryadchestva-v-epohu-modernizatsii-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе
Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
"О реализации воспитательного потенциала духовно-нравственного развития личности обучающихся".
Выступление на педагогическом совете, о воспитании духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках православной культуры....
Статья "Работа с родителями, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания дошкольников"
В статье описаны направления работы с родителями, для воспитания гармоничной личности дошкольника....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Статья"Приобщение детей к истокам русской культуры основа духовно - нравственного воспитания дошкольников"
В статье описана система работы по приобщению дошкольников к народным традициям....
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...