Проект «Бичура в частушках»
проект (подготовительная группа)
Детский познавательно-исследовательский проект по изучению культуры семейских Забайкалья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova_ta_detskiy_issledovatelskiy_proekt_kulikovoy_vlady.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Бичура в частушках»
Петрова Татьяна Андреевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Подснежник» с. Бичура»
с. Бичура Республика Бурятия
Паспорт проекта:
Тема проекта - «Бичура в частушках»
По продолжительности - 1 год
По доминирующему виду проектной деятельности –
познавательно- исследовательский
Участники проекта - автор проекта-Куликова Влада(6 лет),
Руководитель проекта- Петрова Татьяна
Андреевна, семья Влады, жители села Бичура.
Актуальность темы
Бичурские частушки –это музыкальная энциклопедия истории и культуры семейских нашего села. Многие из нас с удовольствием слушают и поют их. Они очень яркие, легко запоминающиеся. Такую короткую песенку может исполнить каждый. В частушках отразилась вся красота и неповторимость нашей Бичуры. Многие знают и исполняют старинные частушки, которые пели ещё наши прабабушки- они не потеряли своего смысла. Появились и новые частушки.
Объект исследования – бичурская частушка
Предмет - слова – диалекты говора семейских описывающие
их историю, быт, обряды и традиции.
Цель проекта: Изучение истории, быта и традиций семейских жителей села Бичура, с помощью бичурских частушек.
Задачи:
1. Познакомиться с историей частушки.
2 Изучить историю моей семьи.
3 Собрать и изучить бичурские частушки.
4 Оформить собранные частушки в форме альбома
5 С помощью разных источников узнать, что обозначают незнакомые для меня слова.
6 Обобщить полученные выводы.
7 Выступить на научно-практической конференции ДОУ «Первые шаги»
Гипотеза :
Частушка – не просто веселая короткая песенка. Из ее слов можно узнать много интересного о том месте, где ты живешь.
План исследования:
-познакомиться с теми, кто поет частушки (друзья, родственники, соседи, знакомые, педагоги)
-собрать и записать бичурские частушки
-найти и определить слова семейского говора, рассказывающие о жизни бичурян.
-изучить материалы краеведческого музея и библиотеки Бичуры
-вместе с семьей изготовить альбом «Бичурские частушки» и словарь семейских слов.
Реализация проекта:
Однажды я услышала от своей подруги интересную частушку про семейских Бичуры. Варя рассказала мне, что семейские носили вот такие красивые сарафаны из ярких тканей украшенные лентами. А где же они сейчас? Почему никто не ходит в таких костюмах?
Я спросила у своей бабушки, где живут семейские? Оказалось, что моя бабушка – настоящая семейская. Значит и я тоже семейская! Мне очень захотелась побольше узнать о них и их жизни. В этом мне помогли бичурские частушки. Самые первые частушки я услышала от своей бабушки Афанасьевой Валентины Иосифовны. Вместе с ней мы обошли всех соседей и родственников. Мы насобирали целый альбом! В частушках встречались слова, которые я не слышала. Взрослые объясняли мне, что это значит. И вот что я узнала.
-Светит полная луна, огоньки погашены
Как семейский сарафан дома все разукрашены!
Из этой частушки я узнала, что семейские строили большие дома и очень любили их раскрашивать в яркие цвета. Они действительно походили на семейский разноцветный сарафан.
-Я миленка провожала –села на сгородочку,
долго-долго примечала я его походочку.
Из этой частушки я узнала, что семейские заборы назывались –сгородь, сгородка.
-Как у наших у ворот заквакали лягушки,
А я с печки босиком- думала – подружки.
Оказывается, что на печке в семейской избе не только пекли и варили, но еще и спали.
Слушая разные частушки, я очень удивилась тому, как произносятся некоторые слова- чо, каво, вчерась, прийтить. Так говорили семейские в старину. Некоторые слова сохранились до сих пор.
-мы –бячурстие дявчонти, по-сямейсти гаварим,
Прапаем для вас чистушти и ничо не утаим!
Очень много я узнала из вот такой частушки:
-я удалая такая, на груди – монисты,
все девчонки любят Ваньшу, а я – гармониста!
Самых трудолюбивых людей семейские называли удалыми, это звучало как похвала. И имена у них звучали по-другому, к мужским именам они добавляли частичку ша или ча. Получалось- Ваньша, Кольча, Димча, Петьша. Интересно, правда? А еще у каждой женщины должны быть бусы. Семейские их называли монисты. У моей прабабушки они были из янтаря и она называла их антари. Потом она отдала их бабушке, которая каждой из дочерей и внучек раздала по корольку. И у меня есть такой королек. Я ношу его на гайтане рядом с крестиком. Он оберегает меня от болезней и дарит мне тепло моих бабушек.
-Я качалась на качелях потеряла брошку.
Ну кому какое дело –я люблю Сережку!
В семейском костюме должна быть обязательно брошка (запонка), которая застегивала ворот рубахи. Потерять ее было плохой приметой.
-Через дом, через два крашено крылечко,
Милый носит пояс мой, а я его колечко.
Все семейские носили широкие пояса, которые ткали на станке вручную. Делали его из разноцветных ярких ниток. Он такой очень длинный, что я смогла несколько раз обернуть вокруг себя. Пояс – был одним из самых дорогих подарков.
-Был у милки я в гостях угощала тарками,
Она толчанки наварила- подавился шкварками!
Из нее я много узнала о семейкой кухне.
Знаменитые семейские тарки – это вкусные булочки с разным вареньем или ягодами. Моя бабушка печет очень вкусные тарки и я их очень люблю.
Толчанка – это картофельное пюре, а называлось оно так, потому что картошку разминали (толкли) деревянной палочкой - толкушкой.
Шкварки я никогда не пробовала. Но говорят, что это сильно зажаренные кусочки сала.
-Меня милый провожал- килограмм муки давал!
А я, дура, не взяла-какая б затерка была!
Самая знаменитая частушка. Ее знают многие. А затерка –это самое семейское блюдо, делалось из муки и молока. У моей бабушки такая вкусная затерка получается!
-На самопрялке –круг, у прялки – друг,
сидит – не мешает, гармошкой потешает.
Самопрялка есть у бабушки в доме. Мы с сестренками всегда любили нажимать на педаль, чтобы крутить разноцветное колесо. А нужна она для того, чтобы из шерсти получилась тоненькая ниточка для вязания носков и варег. Каждая семейская женщина умела работать на самопрялке. Её очень берегли, раскрашивали в разные цвета.
Вот как много интересного я узнала из частушек о Бичуре и ее жителях. Все частушки мы вместе с сестрой Машей напечатали и оформили в книгу и назвали ее «Бичура в частушках». Пусть ее изучают другие ребята, я отдаю ее в музыкальный зал. А если услышу новую частушку – обязательно поделюсь с вами.
Со своим проектом я выступала на научно – практической конференции нашего детского сада «Первые шаги» и получила диплом победителя в номинации «Юный краевед».
Практические результаты:
1.оформление альбома «Бичурские частушки»
2обобщение всех найденных материалов в форме презентации
3 выступление перед детьми ДОУ «Подснежник»
4 Выступление на научно-практической конференции ДОУ «Первые шаги»
Выводы:
- Благодаря тому, что я стала изучать частушки, я узнала, что я и вся моя семья – настоящие семейские.
- Из частушек жителей села Бичуры я много узнала о семейских, их жизни и обычаях.
- Я услышала много необычных слов и узнала их значение.
- Гипотеза о том, что в бичурской частушке можно узнать много познавательного о истории своей малой Родины, подтвердилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя малая Родина - Бичура
Формирование духовно – нравственную культуру, воспитывать любовь к семье, родным, родному дому, родному краю....
Презентации к детскому исследовательскому проекту "Парк Победы села Бичуры"
Руководитель проекта Малыгина В.А....
Долгосрочный проект "БИЧУРА - МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
Вид проекта: информационно-творческий, поисково-познавательный. Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители.Актуальность: Патриотическое воспитание является актуальной про...
Достопримечательность села Бичура.
Информация о том, где ты живёшь....
Как прекрасна осень Бичуры
На смену солнечному лету приходит золотая осень. Воздух становится более прохладным, кристально-прозрачным, а небо — пронзительно синим. Трава и листья на деревьях и кустарниках начинают окрашив...
Презентация "Как прекрасна Бичура осенью"
Как прекрасна осень, что не говори.Сколько не любуйся, сколько не смотри.От красы осенней глаз не оторвать,Хочется влюбляться, хочется дышать.Взяв мольберт и кисти,В парке городском написать картину&l...
проект "Модель развития музыкальной одаренности ребенка - дошкольника в едином образовательном пространстве ДОУ - семья- социум с. Бичура»
Всем хотелось бы, чтобы ребенок, обнаруживающий признаки одаренности, мог бы считаться одаренным не только в данную пору жизни (возрастная одаренность по Лейтесу), чтобы черты одаренности оставались у...