Программа «Маленький Оренбуржец» (Часть, формируемая участниками образовательного процесса)
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МДОАУ № 183
Программа МДОАУ № 183
«Маленький Оренбуржец»
(Часть, формируемая участниками образовательного процесса)
Содержание
1.Основа программы воспитания
2.Программа «Маленький Оренбуржец»
3. Цель и задачи программы «Маленький Оренбуржец».
4. Направления воспитания.
5 Целевые ориентиры воспитания.
6 Планируемые результаты освоения части, формируемой участниками
образовательных отношений.
7. Принципы построения части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
8.Содержание направлений воспитания
9. Формы организации сотрудничества педагогов и родителей
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют
традиционные ценности российского общества.
Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколении, единство народов России.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества.
С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Программа «Маленький Оренбуржец» в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.
В Рабочей программе воспитания учтены возрастные особенности воспитанников ДОУ, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного детства. Содержание Рабочей программы опирается на основы оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, культурно-исторического, системно - деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Целевой раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (цели, задачи и направления воспитательной работы, целевые ориентиры воспитания детей).
Цели и задачи воспитания
Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОО:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (3 года, 3-7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания
и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
Цель и задачи части, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа «Маленький Оренбуржец».
Цель программы: развитие толерантности, любознательности, эмоциональной отзывчивости дошкольников в процессе ознакомления с родным городом.
Задачи:
- расширять знания детей о городе Оренбурге, его истории, достопримечательностях и культурных традициях;
- дать представление о природе, животном и растительном мире Оренбургского края;
- сформировать представления о многонациональном народе, проживающем в нашем городе, воспитывать толерантность и уважение к его обычаям и традициям.
-воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе и архитектуре родного города, развивать способность чувствовать красоту и эмоционально откликаться на неё.
- содействовать формированию активной социальной позиции ребенка, желанию принимать участие в жизни детского сада, города;
-расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного для их понимания;
- способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка гордости к родному городу, содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, региона, социальных акциях.
Направления воспитания.
Патриотическое направление воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности- Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
З) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает:
Формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
Социальное направление воспитания.
1) Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство- уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.
Познавательное направление воспитания.
l) Цель познавательного направления воспитания- формирование ценности познания.
2) Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
l) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.
2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
2) Ценность- труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3)Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.
2) Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания.
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программ дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Направление воспитания | Ценности | Целевые ориентиры |
Патриотическое | Родина, природа | Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому |
Духовно нравственное | Жизнь, милосердие, добро | Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий сочувствие, доброту. |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. |
Познавательное | Познание | Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье, жизнь | Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления здоровья - физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. |
Трудовое | Труд | Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое). |
Эстетическое | Культура и красота | Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно- оформительской, музыкальной, словесно- речевой, театрализованной и другое). |
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Направления воспитания | Ценности | Целевые ориентиры |
Патриотическое | Родина, природа | Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Духовно- нравственное | Жизнь, милосердие, добро | Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное | Познание | Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье, жизнь | Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья - занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. |
Трудовое | Труд | Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Эстетическое | Культура и красота | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. |
Планируемые результаты освоения части, формируемой участниками
образовательных отношений. Программа «Маленький Оренбуржец»
3-4 года:
- знают название г. Оренбурга.
- имеют первичные представления о г. Оренбурге.
- способны рассказать о ближайшем окружении (парк, сквер, детский городок)
4 – 5 лет:
- знают название своего города.
- имеют представление о достопримечательностях г. Оренбурга.
- имеют представление о Дне города Оренбурга.
- могут назвать животных и растения, встречающихся в г. Оренбурге и ближайшем окружении
- знают профессию родителей
- знает традиции детского сада
5– 6 лет:
- Знает свой домашний адрес, название города.
- Иметь представление о символике города.
- Знать названия близлежащих улиц.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города Оренбурга, уметь рассказать о них.
- Иметь представления о жизни и быте народов, проживающих в Оренбурге.
- Различать национальные костюмы имеющихся в группе национальностей, уметь играть в их подвижные игры.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе родного края.
6 -7 лет:
- Краткие сведения об истории города.
- Различать символику города.
- Знать названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности г. Оренбурга.
- Уметь находить на плане города знакомые улицы. Ориентироваться по макету микрорайона.
-Знать стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Иметь элементарные представления о жизни, быте, культуре народов, населяющих город.
- Различать и называть национальные костюмы имеющихся в группе национальностей, уметь играть в их подвижные игры.
-Уметь составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой»
-Правила безопасного поведения в природе и на улицах города.
- Иметь элементарные представления об охране природы, о парках и бульварах г. Оренбурга, о красной книге.
Принципы построения части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. «Маленький Оренбуржец»:
- принцип историзма. Реализовывать его необходимо путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
- принцип гуманизма. Это ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Необходимо стать на позицию ребенка, не игнорируя его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
- принцип наглядности. Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с Оренбургом практически нет. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, требуется изготовление ряда пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдаться должны требования к культуре показа и к оформлению наглядности
- принцип развивающего обучения. Использовать в работе с дошкольниками элементы инновационных технологий (ТРИЗ, элементы проектно-исследовательских, коммуникативно-диалоговых, проблемно-игровых, здоровьесберегающих технологий, ИКТ).
Содержание патриотического и духовно - нравственного направления воспитания части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Программа «Маленький Оренбуржец»
Образовательные области | Содержание воспитательной деятельности |
От 3 до 4 лет | |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать интерес и чувство привязанности к родному городу, толерантное отношение к людям разных национальностей, живущих в Оренбурге. Способствовать установлению добрых отношений между детьми разных национальностей в группе. |
Речевое развитие | Приобщать детей к устному поэтическому творчеству народов Оренбургского края. Поддерживать чувства радости, возникающие при слушании пестушек, потешек, прибауток, небылиц, сказок народов, проживающих в Оренбурге. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми разных национальностей, проживающих в Оренбуржье. Воспитывать любовь к русскому фольклору, его самобытности. Показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка. Воспитывать положительное отношение к колыбельным песням разных национальностей. |
Познавательное развитие | Воспитывать интерес и желание осваивать дидактические игры по расширению представлений о родном городе, микрорайоне, объектах ближайшего окружения. Воспитывать уважение к истории родного города, его достопримечательностям, архитектуре. Воспитывать бережное отношение детей к природе родного края. Развивать интерес к жизни своего города, отношениям людей в обществе, воспитывать гуманные и патриотические чувства детей. Воспитывать эмоционально-положительное отношение у детей от знакомства с народными традициями. Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота Оренбурга зависит от нас самих. |
От 4 до 5 лет | |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать у детей любовь к детскому саду, друзьям, уважение к труду сотрудников детского сада. Воспитывать уважение к традициям детского сада. Воспитывать у детей любовь и привязанность к Оренбургу. Воспитывать уважение к традициям и праздникам родного города. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры. |
Речевое развитие | Развивать свободное общение со взрослыми и детьми разных национальностей, проживающих в Оренбурге. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу прочитанных произведений, просмотренных видеофильмах о родном крае. Продолжать вызвать эмоционально-положительное отношение у детей от знакомства с фольклором и народными традициями. |
Познавательное развитие | Продолжать знакомить с городом, названиями микрорайонов, улиц. Продолжать знакомить с профессиями людей, проживающих в Оренбуржье. Продолжать знакомить детей с природой, заповедными местами, животным миром Оренбургского края. Формировать экологическую культуру у детей и желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Развивать у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям. Развивать способность чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на неё. Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка. Продолжать вызывать эмоционально-положительное отношение у детей от знакомства с народными традициями Оренбуржья. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, гордости за историю своей страны |
От 5 до 6 лет | |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, особое внимание уделять взаимоотношению членов семьи. Воспитывать кругозор, связанный с традициями, культурой разных народов, проживающих в Оренбурге. Развивать интерес к жизни своего города, отношениям людей в обществе, воспитывать гуманные и патриотические чувства детей. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных национальностей. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры. Воспитывать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Способствовать проявлению желания участвовать в совместном с воспитателем труде на участке детского сада. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. |
Речевое развитие | Формирование представления детей о половицах поговорках (значение, содержание, форма) народов Оренбуржья. Приобщать к культурному наследию, прививать ценный культурный опыт поколений. Продолжать вызвать эмоционально-положительное отношение у детей от знакомства с фольклором и народными традициями людей различных национальностей проживающих в Оренбурге. Продолжать развивать словесное творчество на материале фольклора. Продолжать воспитывать интерес к народному слову, познакомить с языками народов Оренбуржья. Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к людям; Воспитывать у детей интерес к родному краю, его культуре и традициям, чувство привязанности и гордости обогатить внутренний мир ребенка, его речь и словарный запас. |
Познавательное развитие | Продолжать знакомить с Оренбургом, дать представления о флаге, гербе, гимне города. Продолжать знакомить с природой Оренбуржья, заповедниками края. Знакомить с животными, проживающими в Оренбуржье, приспособлением к разной среде обитания, особенностями внешнего вида. Знакомить с животными и растениями Оренбургского края, занесенными в Красную книгу. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу Оренбургу. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Воспитывать гуманные и патриотические чувства детей. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных национальностей, проживающих в Оренбурге. Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств. Продолжать поддерживать у детей интерес к культуре родного города. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, гордости за историю своего города, его народа, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов. Воспитывать у детей толерантность, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры. |
От 6 до 7 лет | |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей, проживающих в Оренбурге. Воспитывать познавательный интерес и уважительное отношение к культуре других народов. Воспитывать любовь и гордость к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям. Воспитание любви к городу Оренбургу – месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее. Воспитывать патриотические чувства к малой родине. Воспитывать желание узнать больше о городе, в котором живёшь. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городской акции «Свеча в окне» и пр.). Воспитывать культуру поведения, гражданскую ответственность, морально-волевые качества. Воспитывать уважительное отношение к своей стране, к флагу, гербу и гимну Родины. Воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; воспитывать стремление быть похожими на них. Воспитывать желание быть сильными, и в будущем защищать свою Родину. |
Речевое развитие | Инициировать стремление детей разучивать и исполнять некоторые произведения устного, музыкального творчества разных народов, проживающих в Оренбуржье. Развивать стремление налаживать контакты с детьми разных национальностей. |
Познавательное развитие | Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан. Продолжать знакомить с природой Оренбуржья. Обогатить представления об особенностях русской народной культуры, о культуре разных национальностей, проживающих на территории Оренбургского края. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях. Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Развивать чувство гордости за свою малую родину, её достижения и культуру, бережное отношение. |
Содержание познавательного направления воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа»
Программа «Маленький Оренбуржец»
Образовательные области | Содержание воспитательной деятельности |
Познавательное развитие | От 3 до 4 лет Воспитывать интерес и желание осваивать дидактические игры по расширению представлений о родном городе, микрорайоне, объектах ближайшего окружения. Воспитывать уважение к истории родного города, его достопримечательностям, архитектуре. Воспитывать бережное отношение детей к природе родного края. Развивать интерес к жизни своего города, отношениям людей в обществе, воспитывать гуманные и патриотические чувства детей. Воспитывать эмоционально-положительное отношение у детей от знакомства с народными традициями. Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота Оренбургского края зависит от нас самих. |
Познавательное развитие | От 4 до 5 лет Продолжать воспитывать любовь к родному городу. Развивать у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, заповедным местам, животному миру Оренбургского края. Формировать экологическую культуру у детей и желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Развивать способность чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на неё. Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка. Продолжать вызывать эмоционально-положительное отношение у детей от знакомства с народными традициями Оренбуржья. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, гордости за историю своей страны. |
Познавательное развитие | От 5 до 6 лет Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу Оренбургу. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Развивать интерес к жизни своего города, отношениям людей в обществе, воспитывать гуманные и патриотические чувства детей. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных национальностей. Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств. Продолжать поддерживать у детей интерес к культуре родного города. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, гордости за историю своего города, его народа, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов. Воспитывать у детей толерантность, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры. |
Познавательное развитие | От 6 до 7 лет Обогатить представления об особенностях русской народной культуры, о культуре разных национальностей, проживающих на территории Оренбургского края. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях. Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Развивать чувство гордости за свою малую родину, её достижения и культуру, бережное отношение. |
Содержание социального направления воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд»
Программа «Маленький Оренбуржец»
Образовательные области | Содержание воспитательной деятельности, |
От 3 до 4 лет | |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать интерес к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение к ним, уважительное отношение к старшим. Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к сотрудникам детского сада. Воспитывать бережное отношение к строениям, растениям на участке, игрушкам в группе., соблюдать чистоту и порядок. Воспитывать привязанность к родному городу, стране, толерантное отношение к людям разных национальностей, живущих в Оренбурге. Способствовать установлению добрых отношений между детьми разных национальностей в группе. |
Речевое развитие | Приобщать детей к устному поэтическому творчеству народов Оренбургского края. Поддерживать чувства радости, возникающие при слушании пестушек, потешек, прибауток, небылиц, докучных сказок народов, проживающих в Оренбурге. Развивать свободное общения со взрослыми и детьми разных национальностей, проживающих в Оренбуржье. |
От 4 до 5 лет | |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, уважение к ее традициям, желание проявлять заботу о всех членах семьи. Воспитывать у детей любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности. Воспитывать уважение к традициям детского сада. Воспитывать у детей любовь и привязанность к Малой Родине. Воспитывать уважение к традициям и праздникам родного города. Воспитывать у детей толерантность, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры. |
Речевое развитие | Развивать свободное общение со взрослыми и детьми разных национальностей, проживающих в Оренбурге. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу прочитанных произведений, просмотренных роликах о родном крае. Продолжать вызвать эмоционально-положительное отношение у детей от знакомства с фольклором и народными традициями. Создавать условия для самостоятельного исполнения детьми фольклорных произведений в сюжетно – ролевых, театрализованных играх. |
От 5 до 6 лет | |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, особое внимание уделять взаимоотношению членов семьи. Воспитывать кругозор, связанный с традициями, культурой разных народов, проживающих в Оренбурге. Развивать интерес к жизни своего города, отношениям людей в обществе, воспитывать гуманные и патриотические чувства детей. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных национальностей. Воспитывать у детей толерантность, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры, проживающих в Оренбуржье. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. |
Речевое развитие | Приобщать к культурному наследию Оренбурга. Продолжать вызвать эмоционально-положительное отношение у детей от знакомства с фольклором и народными традициями людей различных национальностей проживающих в Оренбурге. Продолжать развивать словесное творчество на материале фольклора. Продолжать воспитывать интерес к народному слову, познакомить с языками народов Оренбуржья. Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к людям; Воспитывать у детей интерес к родному краю, его культуре и традициям, чувство привязанности и гордости обогатить внутренний мир ребенка, его речь и словарный запас. |
От 6 до 7 лет | |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать уважительное отношение к родителям, старшему поколению, к родословной семьи, ее боевым и трудовым традициям, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию. Воспитывать доброжелательное отношение к детскому саду, желание дружить с детьми, дружелюбно относиться друг к другу, желание играть вместе, развивать коммуникативные навыки. Воспитывать уважение к детям разных национальностей, проживающих в Оренбуржье. Воспитывать познавательный интерес и уважительное отношение к культуре других народов, проживающих в Оренбурге. Воспитывать любви и гордости к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям. Воспитание любви к городу Оренбургу – месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее. Воспитывать патриотические чувства к малой родине. Воспитывать желание узнать больше о городе, в котором живёшь. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях. Организовывать участие детей в жизни родного города: традициях, праздниках, содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городской акции «Свеча в окне» и пр.). Воспитывать культуру поведения, гражданскую ответственность, морально-волевые качества. Воспитывать уважительное отношение к своей стране, к флагу, гербу и гимну России. Воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; воспитывать стремление быть похожими на них. Воспитывать желание быть сильными, и в будущем защищать свою Родину. |
Речевое развитие | Инициировать стремление детей разучивать и исполнять некоторые произведения устного, музыкального творчества разных народов, проживающих в Оренбуржье. Развивать стремление налаживать контакты с детьми разных национальностей. Воспитывать умение использовать фольклорные произведения в повседневной жизни в соответствующих ситуациях. |
Содержание физического и оздоровительного направления воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье»
Образовательные области | Содержание воспитательной деятельности |
Физическое развитие | От 3 до 4 лет Приобщать детей к народной культуре с помощью игр народов Уральского региона. Воспитывать эмоциональное отношение к играм разных народов, проживающих в Оренбурге. Воспитывать интерес и любовь к русским обычаям, традициям к народным играм. |
Физическое развитие | От 4 до 5 лет Приобщать детей к народной культуре с помощью подвижных игр народов Уральского региона. Воспитывать интерес к народным играм. Формировать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к русским, башкирским, татарским, казахским народным подвижным играм. |
Физическое развитие | От 5 до 6 лет Воспитывать интерес и любовь к русским обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. Продолжать знакомить с играми разных народов, проживающих в Оренбуржье. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей. Вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий. |
Физическое развитие | От 6 до 7 лет Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. Формировать у детей целостное представление о регионе, коренном населении, культуре с помощью народных игр родного края. Воспитывать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к русским, башкирским, татарским, украинским, казачьим народным играм. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей. Вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий. Воспитывать сознательную дисциплину, волю, настойчивость, приучать детей быть честными и правдивыми. |
Содержание трудового направления воспитания направлено на приобщение детей к ценности «Труд».
Программа «Маленький Оренбуржец»
Образовательные области | Содержание воспитательной деятельности |
социально-коммуникативное развитие | От 3 до 4 лет Воспитывать бережное отношение к строениям, растениям на участке, игрушкам в группе, соблюдать чистоту и порядок. |
социально-коммуникативное развитие | От 4 до 5 лет Способствовать развитию желания узнать о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек. Воспитывать уважение к профессиям своих родителей, педагогам, результатам их труда. Воспитывать у детей уважение к труду сотрудников детского сада. Воспитывать желание участвовать в посильном труде в группе и на участке ДОУ, желание трудиться для блага других. |
социально-коммуникативное развитие | От 5 до 6 лет Продолжать знакомить с профессиями людей, проживающих в Оренбуржье. Воспитывать сознательное отношения к труду, как к основной жизненной потребности, трудолюбия. Способствовать проявлению желания участвовать в совместном с воспитателем труде на участке детского сада. |
социально-коммуникативное развитие | От 6 до 7 лет Продолжать знакомить с профессиями людей, проживающих в Оренбуржье. Способствовать проявлению желания участвовать в совместном с воспитателем труде на участке детского сада. Организовывать участие детей в жизни родного города: традициях, содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни |
Содержание эстетического направления воспитания направлено на приобщение детей к ценностям культура, красота. Программа «Маленький Оренбуржец»
Образовательные области | Содержание воспитательной деятельности |
Художественно-эстетическое развитие | От 3 до 4 лет Познакомить с народными игрушками, предметами быта разных национальностей, проживающих в Оренбуржье. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора народов Оренбуржья (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), докучных сказок. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать. Приобщать детей к устному народному творчеству. Развивать исполнительские умения на материале малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные, хороводные игры). |
Художественно-эстетическое развитие | От 4 до 5 лет Знакомить с предметами народных промыслов разных национальностей Оренбуржья. Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в архитектуре, объектах культуры (выставок, театров, музеях и т.д.) Поддерживать у детей интерес к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей. Продолжать расширять знания детей о народном творчестве. Воспитывать интерес к народным промыслам Оренбуржья. Развивать способность чувствовать красоту архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на неё. Продолжать знакомить с творчеством оренбургских писателей и поэтов, народным фольклором. Воспитывать желание посещать выставки, музеи, театры родного города. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать, заучивать наизусть. Приобщать детей к устному (музыкальному) народному творчеству. Развивать у детей эмоционально – активное отношение, действенный интерес к русским хороводным играм и народным играм народов Оренбуржья. |
Художественно-эстетическое развитие | От 5 до 6 лет Стимулировать детей к собиранию коллекций, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей). Развивать интерес к народно-прикладному творчеству, промыслам народов Оренбуржья. Развивать способность чувствовать красоту архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на неё. Воспитывать эстетический вкус (стремление вносить красоту в окружающую обстановку. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов Оренбуржья. Воспитывать интерес к архитектуре родного города. Развивать эстетическое восприятие и учить высказывать суждения в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине. Приобщать к культурному наследию Оренбуржья, прививать ценный культурный опыт поколений. |
Художественно-эстетическое развитие | От 6 до 7 лет Воспитывать интерес к русской художественной культуре посредствам ознакомления с декоративно-прикладным искусством. Стимулировать детей к собиранию коллекций и созданию мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей, достопримечательностей). Поддерживать у детей интерес к культуре родного края. Обогащать читательский опыт детей за счет авторских произведений писателей Южного Урала более сложных по содержанию и форме. Приобщать к культурному наследию, прививать ценный культурный опыт поколений. воспитывать у детей патриотические чувства на русских народных традициях, на истории нашего города. |
Виды и формы организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей), используемые в ДОО в процессе реализации основной части Программы воспитания и части, формируемой участниками образовательных отношений, программы «Маленький Оренбуржец».
• Совет родителей ДОУ, участвующий в решении вопросов воспитания и развития детей.
- Клуб «Навстречу друг другу», работа которого строится по трем блокам:
«Учусь быть родителем», «Успешные родители», «Бабушки и дедушки –хранители семейных традиций».
• Родительские всеобучи, посвященные вопросам воспитания, мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов.
• Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.
• Анкетирование.
Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Консультации. Это самая распространенная форма психолого- педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИКТ.
Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей. Мастер – классы так же могут проводиться в дистанционном формате, в зависимости от эпидемиологической обстановки.
Педагогический тренинг. В основе тренинга – проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой деятельности.
Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса.
- Совместный праздники, фестивали, конкурсы, соревнования.
Совместная деятельность направлена на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей. Они благотворно влияют на взаимоотношения между семьёй и коллективом сада.
Празднование Дня Победы в ВОВ. Проходят циклы мероприятий, направленные на укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников, любви к своей Родине и уважения к людям, которые ковали Победу, формирование знаний о ВОВ через различные виды деятельности. Для воспитанников нашего детского сада проводятся тематические занятия, оформление книжных выставок «Дети войны», Вернисаж «Что я знаю о войне», беседы, Дети исполняют военные песни дома и в соцсетях, проходят парад «Победы», изготовление “Открытка ветерану”.
Творческая мастерская. В рамках данной формы сотрудничества родители и педагоги (часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений и других мероприятий.
Совместная деятельность педагогов и семей воспитанников. Привлечение семей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.
Создание в группах тематических творческих выставок при участии семьи: «Краски осени», «Оренбург – мой город», «Космические дали», «Лучшая елочка», «9 Мая», и др. с целью расширения кругозора дошкольников.
Организация фотовыставок, фотоколлажей и стенгазет способствует формированию тесных родственных связей в семьях. «мамы всякие важны», «Папа может», «Ладушки – ладушки, были мы у бабушки»
Совместная работа родителей с ребёнком над созданием альбомов «Моя семья», «Каникулы с семьёй», «Я живу в городе Оренбурге», «Летние путешествия» и др.
Проведение акций: «Накорми птиц», «Клумбы нашего сада», «Открытка ветеранам», «Поздравим бабушек и дедушек» и т.п.
- Наглядные формы взаимодействия: уголки для родителей, стенды, папки-передвижки, информационные стенды в каждой возрастной группе и стендах детского сада детского сада работают рубрики, освещающие вопросы специалистов ДОУ
- Дистанционные формы взаимодействия.
Особенностью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников во время действия ограничительных мер в связи с пандемией, введением режима самоизоляции или карантина по другим болезням, является использование дистанционных технологий с использованием возможностей телекоммуникационных сетей.
- Взаимодействие с помощью электронной почты:
переписка педагогов и администрации детского сада с родителями (законных представителями) воспитанников по различным вопросам.
- Взаимодействие посредством официального сайта детского сада:
- доступ родителей к административной и правовой информации детского сада,
- объявления по актуальным вопросам в новостной ленте,
- возможность отправить сообщение (задать вопрос, оставить отзыв или комментарий)
через «Обратную связь»,
- дистанционное консультирование родителей по вопросам воспитания в разделе
«Информация для родителей»
- размещение рекомендаций, памяток, подготовленных педагогами детского сада или размещение ссылок на информационно – образовательные ресурсы, сайты, посвященные вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста.
- Взаимодействие с помощью соц. сетей «Одноклассники», «В Контакте», «Сферум»:
- информирование родителей о мероприятиях, проводимых в детском саду,
- проведения прямых эфиров,
- получение обратной связи от родителей,
- дистанционное просвещение родителей - размещение консультаций (основные
тезисы), мастер – классов, посвященных вопросам воспитания детей дошкольного
возраста.
- размещение видеофрагментов занятий, фотоотчеты о проведенных мероприятиях,
праздниках, конкурсах, выставках, акциях:
-групповой чат, участниками которого являются педагоги и родители группы
- ежедневное общение по текущим вопросам;
- разработка педагогами рекомендаций, памяток по различным темам и организация
рассылки и др.
- размещение ссылок на актуальные образовательные ресурсы для реализации
Программы воспитания в период карантина.
- проведение опросов.
- дистанционные родительские собрания, организованные с помощью бесплатных программ в режиме реального времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетные направления и результаты работы педагога по образовательной программе учреждения "Основы информационных технологий" в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Целью моей педагогической деятельности является предоставление качественных образовательных услуг через организацию работы по реализации образовательной программы дошкольного образования "Основы инфор...
Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)...

«Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...

Конспект интегрированного занятия по части, формируемой участниками образовательного процесса Тема: «Путешествие на планету Доброты» в старшей логопедической группе
Нравственное воспитание детей. учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи....

«Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса».
В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования детского сада должна содержать ...