Методическая разработка. Конспект занятия (ознакомление с миром природы)"Путешествие по тайге"
методическая разработка (подготовительная группа)

 Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Материал способствует развитию у детей познавательнойактивности, любознательности к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование, простейшим экспериментам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2» пгт. Кавалерово Кавалеровского муниципального

округа  Приморского края

 

Номинация: Методическая разработка    

Конспект занятия (ознакомление с миром природы)

Тема: «Путешествие по тайге»

                                                                                       Воспитатель» ПВН

 

Кавалерово

2023

Аннотация:

Название работы: «Путешествие по тайге»

28 ноября 2023год

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. 

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование, простейшим экспериментам.

Цель.

Формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития, через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи.

Образовательная

1. Закреплять знания о видовом разнообразии лесов, осознанно применять в правилах поведения в лесу.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами, структурой дерева с помощью экспериментальных действий, делать выводы и умозаключения.

3. Формировать, что свойства древесины обуславливают способ его использования, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. 

Развивающая

Обеспечивать условия для развития у дошкольников интереса к познанию родного края; развитее наблюдательности, внимания; умение делать самостоятельные выводы и отвечать на вопросы.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Воспитательная

4. Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природе и окружающему миру, родного края; навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, правила безопасности при проведении экспериментов.

Путешествуя, дети узнают о растительном мире нашего края, закрепляют полученные раннее знания через наблюдения, дидактические игры, словесные игры, практические опыты о свойствах дерева и его применения. В конспекте использованы методические приемы; моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации; художественное слово, дидактические игры, опыты, физкультминутка, просмотр презентации, музыка, фонограмма «Звуки леса».

.Для реализации каждой задачи. были подобранны игровые приемы, помогающей решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент занятия были подобранны наглядные материалы. соответствующие атрибуты времени года, эстетически оформлены, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным и продуманным.

Данный материал может быть интересен и полезен, а также использован в работе воспитателей дошкольных учреждений, так и для родителей, детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности

Тема: «Путешествие по тайге»

Ознакомление с миром природы (Познавательное развитие)

Цель: Формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития, через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательная

Систематизировать знания о видовом разнообразии лесов, осознанно применять в правилах поведения в лесу.

Продолжать знакомить детей со свойствами, структурой дерева с помощью экспериментальных действий, делать выводы и умозаключения. Формировать, что свойства древесины обуславливают способ его использования.

Развивающая 

Обеспечивать условия для развития у дошкольников интереса к познанию родного края; развитее наблюдательности, внимания; умение делать самостоятельные выводы и отвечать на вопросы.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Воспитательная

Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природе и окружающему миру, родного края; навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, правила безопасности при проведении экспериментов

Активизация словаря: хвойный, лиственный, деревянный, легкое.

Обогащение словаря: шероховатый, быстро сгораемое, твердое, прочное, не тонет, легкое

Интеграция образовательных областей: «Познавательно–исследовательская деятельность»; «Социально-коммуникативное»; «Речевое развитие».

Материалы и оборудование к проведению НОД:

Презентация «Этот удивительный лес»

Магнитофон, фонограмма «Звуки леса»

Иллюстрации к игре «Правила поведения в лесу», «Пиктограмма»

Металлические и деревянные пластины, емкости с водой, спички, ложки металлическая и деревянная, точилка, карандаш, салфетка на каждого ребенка.

Макет деревьев, пенек, корзинка с шишками, деревянные изделия.

Предварительная работа:

      1. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением деревьев Приморского края.

2. Просмотр слайдов презентации: «Времена года», «Растения Приморского края»

3. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесная газета», М. Пришвин «Кладовая солнца».

4. Заучивание стихов, загадок о деревьях.

5. Рассматривание на прогулках деревьев, кустарников. Беседы о лесе, о растениях и лесных обитателях.

6.  Разучивание физкультминутки.

7.  Прослушивание звуков леса.

8. Игры на закрепление представлений о природе: «Найди дерево по описанию», «Чей лист, чья ветка, чей плод?», «Четвертый лишний», «Раз, два, три к дереву беги» и др.

9.  Организация фотовыставки «Край родной».

Ход:

(Заходят в группу выстраиваются полукругом)

(Зал украшен. Осенний лес, пеньки корзинка с шишками демонстрационный материал деревья: березка, елочка, пенек. На стене солнышко, тучки)

Вводная часть:

Воспитатель. Посмотрите дети к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали

Здравствуйте, всем сказали!

Воспитатель Сегодня отправимся в путешествие по родному краю, как называется наш край? (Приморский).

Как называются наши леса? (тайга)

Мы живем в Приморье, где тайга без конца, где высокие кедры тянутся в небеса.

Мы отправимся в путешествие, а куда, узнаете, если отгадаете загадку.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Воспитатель. Взялись за руки, закрыли глаза, считаем до5. 12345 глаза открываем.

Ребята, куда мы с вами попали? (В лес)

Воспитатель читает стихотворение «Лес»

Здравствуй лес!

Волшебный лес!

Полный сказок и чудес!

Ты, о чем шуршишь листвой?

Ночью темной грозовой?

Что ты шепчешь на заре?

Весь в росе как в серебре?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Все скажи, нам не таи:

Ты же видишь- мы свои!

                                 (Муз. сопровождение голоса птиц, лес)

Воспитатель. Ой, посмотрите, кто-то раскидал на полянке в лесу много бумаги. (На полянке лежат картинки с правилами повеления в лесу)

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

Правило игры: Ребенок поднимают картинку и рассказывают.

В лесу нельзя рвать, вытаптывать цветы, грибы

В лесу нельзя разжигать костры,

Из лесу нельзя выносить животных,

В лесу нельзя ломать ветки деревьев,

В лесу нельзя не разорять гнезда птиц,

В лесу нельзя бросать мусор.

В лесу нельзя ловить сачком бабочек

 В лесу нельзя разорять муравейник

Воспитатель.  В лесу нельзя нарушать покой лесных обитателей, птиц, животных, Ребята, вы хорошо знаете правила поведения в лесу, поэтому нам можно войти в лес.

                Показ презентации «Деревья в нашем лесу»

Уточняющие вопросы.

1. Где растут деревья? (в лесу).

2. Какие деревья растут в лесу? (березы, дубы, клены, рябины, елки, кедры)

3. Как называется лес, где растут березы. клены, дубы? (лиственный)

  (На экране лиственные деревья)

4. Как называется лес, в котором растут сосны, кедры, пихты, ели? (хвойный лес)

  (На экране хвойные деревья).

5. Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

(У лиственных деревьев на веточках растут листики, а у хвойных -  иголочки-хвоинки, по стволу течет смола, на ветках растут шишки).

Воспитатель. Какую пользу приносят деревья? (Хвойные и лиственные деревья очищают воздух, деревья дают нам кислород, корм лесным обитателям).

Физкультминутка под музыку.  

Мы растем, растем (руки вверх).

Все о мире узнаем (руки круг).

Не обидим мы букашки (грозят).

Гнезд не разорим у пташки (показ гнездышко).

Мы деревья посадили (присели).

Значит, жизнь себе продлили! (руки вверх).

Основная часть

Сюрпризный момент. Раздается звук на мобильный телефон СМС письмо. Воспитатель. Нам пришло звуковое письмо, прослушаем его?

«Здравствуйте ребята. Я Лесовичок, ваш дружок. В этом лесу растет заколдованное дерево, злой ветер заколдовал его, поможете его расколдовать? Вы его расколдуете, если выполните задания на листиках".

Воспитатель. На полянку идем, к сказочному дереву подойдем.

Игра: «Заколдованное дерево»

(Воспитатель снимает листочек, читает первое задание): 

Лесовичок корзинку потерял,

Шишки так и не узнал.

Угадайте-ка, ребятки, с какого дерева шишки.

Воспитатель. Давайте пройдем в волшебный лес.

Посмотрите, на пенёчке корзинка стоит. Лесовичок забыл, что там?  (Шишки).  Взгляните, а почему они разные? (Они на разных деревьях растут)

Дидактическая игра «Угадай, с какого дерева шишки»

 Правило игры: Ребенок берет из корзинки шишку, называет хвойное дерево и его плод. (С какого дерева шишка, шишка какая?)

Шишка с дерева кедры -шишка кедровая,

шишка с дерева ели-шишка еловая,

шишка с дерева сосны-шишка сосновая.

Воспитатель: На каких деревьях растут шишки? (На хвойных деревьях растут шишки)

(Задания выполнили правильно)

Воспитатель. На полянку идём, к сказочному дереву вместе подойдем.

(Воспитатель снимает листочек, читает второе задание):

Сундук стоит под деревом.

Найди, дружок, только те предметы,

Которые сделаны из дерева!

Воспитатель. Где у нас волшебный сундучок? (В лесу) Пройдем в волшебный лес.

Воспитатель. Ребята, давайте из сундучка достанем по одному предмету, но только, чтобы этот предмет был сделан из дерева.

Словесная игра «Из чего сделано»

Правила игры: Ребенок достает из сундучка предмет, сделанный из дерева.

Скалка, она сделана из дерева.

Матрешка, она сделана из дерева.

Лошадка, она сделана из дерева.

Ложка, она сделана из дерева.

Кружка, она сделана из дерева.

Ваза, она сделана из дерева.

Воспитатель. (Достает тарелку.) Ребята из чего сделана тарелка. Из дерева? (Пластмассы.)

Деревья украшают нашу планету, деревья дают нам кислород, очищают воздух от загрязнения.  Из деревьев строят различные постройки. А если не было кислорода, чтобы произошло? (Мы бы не дышали)

Правильно, не было бы жизни на Земле.

Ознакомление со свойствами древесины. Лес приносит человеку пользу. Молодые, здоровые деревья рубить нельзя –запрещено законом. Лес наше богатство – его надо беречь. Дерево дает человеку материал, который называется древесина. Древесина-это плотный материал из срубленного дерева. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на брус, доски, а затем изготавливают деревянные предметы.

(Возвращаются к сказочному дереву)

Продуктивная деятельность

Воспитатель: У нас остался последний листочек, значит, последнее задание.

(Воспитатель снимает листочек, читает задание): 

Опыт с деревом проведите,

О свойствах его расскажите.

Воспитатель. Вы хотите узнать о волшебных свойствах дерева? 

Воспитатель. Для того чтобы выполнить это задание, давайте пройдем в нашу исследовательскую лабораторию. В исследовательской лаборатории проводят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Все вместе сказали правило поведения в лаборатории.

Смотреть внимательно.

Слушать обязательно,

Друг друга не перебиваем.

Руку поднимаем.                                  

Опыт№1 «Тонет – не тонет»

Воспитатель. Давайте проведем эксперимент и узнаем: тонет дерево или нет.

Как это узнать? Какие материалы мы возьмем для этого опыта? (Можно взять кубики, пластинки)

Воспитатель. Перед вами лежат деревянные кубики, металлические пластинки.

Опустите их в емкость с водой, понаблюдаем, что произойдет? Опишите свойство дерева.

(Деревянный кубик не тонет, только намок, а металлическая пластинка утонула).

Вывод (совместно с детьми)

Воспитатель. Правильно, значит, какой можно сделать вывод?

 (Дерево и деревянные предметы легкие, они не тонут в воде, а пластина из металла тонет).

Воспитатель. Как вы думаете, где люди могут в своей жизни использовать это свойство дерева?  (Постройка кораблей, лодок, мостов).

Воспитатель. Правильно, дерево используют для построек кораблей, лодок, мостов.

Опыт №2 «Опыт с ложками»

Воспитатель. Давайте проведем эксперимент и узнаем: какая из этих ложек, теплая, а какая - холодная. Как узнать? Какие материалы возьмем для этого опыта? (Взять ложки деревянную и металлическую).

Воспитатель. Приложите деревянную ложку к одной щечке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали? Опишите свойство дерева (Деревянная теплая, а металлическая ложка холодная).

Воспитатель. Какой вывод можно сделать?

Вывод (совместно с детьми)

Воспитатель. Дерево теплое, удерживает тепло и не пропускает холод.

Воспитатель. Для чего нужно людям это свойство дерева? (Из дерева строят теплые дома, бани, двери).

Воспитатель. А из железа дома, бани строят? (Нет, потому что они холодные).

Опыт №3 «Дерево твердое, мягкое, горит»

Воспитатель.  Как же нам узнать? Как провести этот опыт? (Взять точилку, и заточить карандаш, зажечь спичку).

Воспитатель. Скажите, из чего сделан карандаш? (Из дерева. Карандаш деревянный).

Из чего сделана точилка? (Из металла).

Воспитатель. Возьмите точилку и попробуйте заточить карандаш, точите над салфеткой.

Что наблюдаете? Что появилось? (Стружка).

Воспитатель. Какой вывод сделаем из этого опыта? Опишите свойство дерева (Дерево твердое, шероховатое, но его можно пилить, рубить.)

Вывод (совместно с детьми).

Воспитатель. Вывод: из дерева можно вырезать, рубить, вытачивать различные предметы. Посмотрите, на столе стоит деревянная посуда. Её выпиливали, вырезали, вытачивали.

Воспитатель. Из чего сделаны спички? (Из дерева)

Почему их нельзя зажигать детям? (Можно обжечься, может случиться пожар)

 (Показ картинки).

Воспитатель. Значит вывод какой? (Дерево быстро сгорает, боится огня. Дерево, на ощупь, шероховатое, твердое) 

(Дети встают, подходят к доске).

Рефлексия: Теперь давайте все вместе вспомним и повторим свойства дерева (Расположенные на доске схематические изображения свойства дерева).

Игра-пиктограмма «Расскажи о дереве»

Дерево на ощупь шероховатое, твердое, но поддается обработке.

Дерево легкое, не тонет.

Дерево приносит пользу людям

Дерево теплое, удерживает тепло.

Дерево можно пилить, рубить.

Дерево боится огня, быстро сгорает.

Воспитатель. Вот, сколько свойств у дерева, оказывается, оно нужно всем.

Молодцы! Расколдовали сказочное дерево! С заданием справились!

Воспитатель. Что вам больше всего, запомнилось из нашего занятия? Что вы нового сегодня узнали?

А сейчас мы попрощаемся с гостями и уйдём по тропинке в детский сад.

По тропинке мы пойдем (друг за другом)

Лужу мимо обойдем (змейкой)

Перепрыгнем ручеек (прыжки)

Посмотрели мы налево (повороты)

Посмотрели мы направо (повороты)

Ах, какая красота! Все в тайге цветет, поет всегда!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (ознакомление с миром природы детей младшего дошкольного возраста ) тема «Узнай и назови овощи»

Конспект занятия (ознакомление с миром природы детей младшего дошкольного возраста )  тема «Узнай и назови овощи»Задачи:познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепит...

Конспект занятия ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Тема: « Путешествие в весенний лес»

Цель: уточнить и закрепить знания детей о диких животных.Задачи:Воспитательная: воспитывать интерес к деятельности, доброжелательность, отзывчивость; вызвать эмоциональный отклик. Формировать нравстве...

План-конспект занятия (ознакомление с миром природы) на тему: " Животные нашего края" (2 младшая группа)

Конспект анятия по ознакомлению с окружающим миромЦель: расширение представлений детей о диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, волк) нашего края, об особенностях их образа жизни в зимний период....

Методическая разработка конспекта занятия по нравственному воспитанию дошкольников "Путешествие в Царство вежливости и доброты"

Конспект занятия по нравственному воспитанию дошкольников«Путешествие в Царство вежливости и доброты»Цель:1. Сформировать элементарные знания о нравственном поведении и культуре ...

Методическая разработка конспект занятия по окружающему миру в средней группе: Волшебная полянка

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе: Волшебная полянка...