Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
консультация (средняя группа)

Базарова Ольга Леонидовна

Патриотизм, соединенный с интересом и     любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для    человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а     так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»     Д.С.Лихачёв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.kon_.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Консультация для педагогов

«Особенности патриотического воспитания   дошкольников на современном этапе».

Патриотизм, соединенный с интересом и     любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для    человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а     так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»     Д.С.Лихачёв

 В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»

подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание

патриотов России, граждан правового демократического, социального

государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью».

 В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной

из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно

новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса

социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

 Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека,

когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые

представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

 Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества

ребёнка.

 В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного

учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства

любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической

системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств

дошкольников.

 Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,

находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента

рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их

среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

 В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла

необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым

корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим

начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие

нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное

значение имеет патриотизм.

 Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие

«Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу,

организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом –

это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство

возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к

окружающему миру.

 Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и

переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её

глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке

пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в

основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

 Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

 Формирование духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному

наследию своего народа.

 Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как

представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других

национальностей.

 Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного

возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать

услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления

накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как

отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных

переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

 Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников

выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной

позицией и с творческим потенциалом способной к самосовершенствованию,

гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются

следующие задачи:

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания: самое существенное в

воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в

реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру

проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении,

повседневной жизни.

2. Задачи физического воспитания: развитие смелости, ловкости (особенно в

спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).

3. Задачи трудового воспитания: поощрение трудовой деятельности детей, в

основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной

мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а

не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он

необходим для формирования его личности.

 Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе,

добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к

общественному добру, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял

значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказывать и показывать,

например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает

необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам. На огороде

дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее, собрать

урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых.

4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы

формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа в

огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т.д.) сочеталось с

воспитанием любви к родному городу (селу), с желанием работать вместе с

взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц).

 Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические

чувства. Но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Рекомендуемые методы работы.

 Целевые прогулки и экскурсии.

 Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения

в облике города и т.д.

 Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и

наблюдениями детей.

 Беседы о родном городе.

 Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

 Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение

сказок, прослушивание музыкальных произведений.

 Ознакомление с произведениями народного творчества.

 Обогащение и стимулирование детского творчества.

 Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

 Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно

поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к

общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести

себя в общественных местах.

 Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо

рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические

праздники, утренники с приглашением ветеранов войны и труда.

 В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка

инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых

способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой

деятельности с подрастающим поколением.

 Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие

«патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос,

гордость за исторические свершения народа.

 Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле,

языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Зародыш

патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового

строя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений

педагогической мысли на Руси X- XIII веков можно отметить: выдвижение

отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в

непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец,

которому смерть в бою не писана).

 Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато

с произведений древнерусской литературы - первых работ, где обобщены

некоторые идеи народного воспитания.

 Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки.

Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и

защите отечества:

С родимой земли - умри не сходи.

Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.

Один в поле не воин.

Храбрость города берёт.

 Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

 Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному

краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко

всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

 Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен

правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт

накопленный веками.

 А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства

патриотического воспитания русского человека»:

 1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

 2. Взгляды на патриотизм в летописях.

 3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь

к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

 4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему

народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

 5. Героические и патриотические песни русского народа и их

воспитывающая роль.

 6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости,

трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

 Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

 1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка,

воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть

национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они -

часть великого русского народа.

 2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки,

пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как

нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему

нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,

трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами,

сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным

ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово,

музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат

как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции,

высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое

место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное

отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому,

фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного

развития детей.

 3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать

народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками

тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными

изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения

непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной

жизни человека во всей их целостности и многообразии.

 4. Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она,

пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным

изобразительным искусством.

 Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве?

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с

теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о

красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой

привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое

дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они

знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые

передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и

патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять

педагоги.

 Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора,

подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их

ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия

других далёких краёв и областей.

Не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитательном отношении.

Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о

которых следует рассказать детям.

 Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде

всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические

особенности края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив

признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь

родного города, села со всей страной.

 Любой уголок нашей страны неповторим, В одном городе много заводов,

фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим

революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу

большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи

или на берегу моря.

 В каждой местности есть свои артисты, спортсмены художники, поэты,

передовые рабочие или колхозники.

 А игры? Какая роль отведена им в решении данной проблемы?

 Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического

воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а

также под влияние понравившегося им художественного произведения или

сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в

которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт.

Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное

направление.

 Этому во многом способствуют и непосредственные наблюдения детей за

общественной жизнью, беседы с передовыми тружениками, чтение

художественной литературы, экскурсии на предприятия и т. д. Атмосферу

общественно полезного труда они стараются передать и в своих играх.

 Представления о том, как работают отцы и матери на заводах, фабриках, на

полях, фермах, в учреждениях, заинтересованность их трудом служат богатейшим

источником игр тогда, когда детей систематически приучают приобретать новые

знания о трудовом процессе и его результатах.

 Было уже отмечено, что патриотическое воспитание связано с физическим

развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим

труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх

с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться

метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на

определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться.

 При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует

учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и

возможности.

 Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным

богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

 В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граж...

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в органи...

Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"

Консультация для воспитателей"Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"...

Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"

Консультация о значении патриотического воспитания в детском саду в современном мире....

Консультация для педагогов "Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"

В консультации отражены особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе....

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»

Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою стра...