Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
консультация на тему
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_patrioticheskogo_vospitaniya_doshkolnikov_na_sovremennom_etape.docx | 54.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Воспитатель: Вавилкина Е.Е.
Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С.Лихачёв
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка.
В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
1. Задачи эстетического и нравственного воспитания: самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
2. Задачи физического воспитания: развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).
3. Задачи трудового воспитания: поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности.
Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказывать и показывать, например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам. На огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее, собрать урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых.
4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа в огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному городу (селу), с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства. Но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Рекомендуемые методы работы.
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города и т.д.
- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседы о родном городе.
- Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.
- Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества.
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны и труда.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси X- XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана).
Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы - первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания.
Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества:
С родимой земли - умри не сходи.
Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.
Один в поле не воин.
Храбрость города берёт.
Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»:
1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
2. Взгляды на патриотизм в летописях.
3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.
Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других далёких краёв и областей.
Не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всей страной.
Любой уголок нашей страны неповторим, В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
В каждой местности есть свои артисты, спортсмены художники, поэты, передовые рабочие или колхозники.
А игры? Какая роль отведена им в решении данной проблемы?
Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.
Этому во многом способствуют и непосредственные наблюдения детей за общественной жизнью, беседы с передовыми тружениками, чтение художественной литературы, экскурсии на предприятия и т. д. Атмосферу общественно полезного труда они стараются передать и в своих играх.
Представления о том, как работают отцы и матери на заводах, фабриках, на полях, фермах, в учреждениях, заинтересованность их трудом служат богатейшим источником игр тогда, когда детей систематически приучают приобретать новые знания о трудовом процессе и его результатах.
Было уже отмечено, что патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться.
При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.
Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
Список используемой литературы. 1. Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. – Таллин, 1984. – 80 с.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности // Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: АСТ, 1995. 3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – с. 33-35. 4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьёй // Дошкольное воспитание. – 2003. - №2. – с. 25-27.
5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. – М., 1982. – т.4 – 386 с.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
7. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1.- 100 с. 8. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н.Столетова, О.Г.Свердлова. – М.: Педагогика, 1980. – 320 с. 9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О.М.Дьяченко. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Детский центр Венгера, 1996. – 60.с. 10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник. – Минск: Харвест, 2001. 576 с. 11. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду // под ред. В.И.Лгиновой, П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с. 12. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ// Под ред. Л.А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ СФЕРА, 2006. – 192 с.
13. Комратова Н. Г, Грибова Л.Ф. патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 208 с.
14. Патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе». Сакавичене О.В./ журнал «Ребенок в детском саду». – 2006. - №2
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко»
Консультация для педагогов на тему:
«Особенности патриотического воспитания
дошкольника на современном этапе».
Подготовила воспитатель логопедический
группы Вавилкина Елена Евгеньевна.
Г.о. Серпухов
Октябрь 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
Консультация для воспитателей «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»
Данный материал предназначен в помощь воспитателям...
Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в органи...
Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"
Консультация для воспитателей"Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"...
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"
Консультация о значении патриотического воспитания в детском саду в современном мире....
Консультация для педагогов "Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"
В консультации отражены особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе....
Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»
Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою стра...